УРАЛ переиграл JBL, в суде
Вот
скажи мне, американец, в чём сила! Разве в деньгах?
Вот и брат говорит, что в
деньгах. У тебя много денег, и чего?
Я вот думаю, что сила в правде: у кого
правда, тот и сильней!
Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего — ты сильней
стал?
Нет, не стал,
потому что правды за тобой нету!
А тот, кого обманул, за ним правда! Значит, он
сильней!
(Кинофильм“Брат-2”)
Все мы когда-то были детьми и воспитывались на сказках. Сказка - это своего рода демонстрация силы добра. Кощея побеждают, вражеские головы летят, становится светло и тепло. Такая сказка случилась в нынешнее непростое время с нами. Сказка, которая подтверждает слова Данилы Багрова из фильма Алексея Балабанова “Брат-2”. До этого, кстати, их произнес Александр Невский накануне битвы на Чудском озере. (Битвы, которая закончилась полной победой России.)
Слова, которые можно повторять бесконечно.
«В чем сила, брат? - Сила в правде». Или сказ о том, как УРАЛ бодался с JBL. Что же такого сказочного произошло?
22 февраля 2022 года, накануне спецоперации на Украине, УРАЛ выиграл патентный спор у компании JBL. Вернее, у ее правообладателя - Harman International Industries Incorporated.
Harman International Industries является крупной международной компанией, объединяющей более двадцати брендов, производящих и реализующих целый спектр электронных и звуковых решений для автомобиля, дома а также сферы развлечений. В том числе и JBL - лидер рынка портативных колонок. Название компании составлено из начальных букв имени основателя, Джеймса Буллоу Лэнсинга, высококлассного инженера-акустика.
Харман не только инициирует производство, но и активно судится с другими производителями по всему миру. Выиграно порядка тысячи исков. Цель - задавить производственную инициативу, оставаться монополистами в сегменте. Компания не жалеет средств на статусных юристов. Так, для иска УРАЛу было привлечено адвокатское бюро SEMENOV&PEVZNER с пафосным офисом в “тихом центре” г. Москвы.
Услуги дорогих адвокатских бюро - для чего? Для того, чтобы затормозить, заморозить, не дать развернуться. Больше всего от этого страдают предприниматели из России. Точнее, русские инженеры, которым не дают нормально работать, которых обвиняют в плагиате. Так бы и продолжалось, если бы JBL не споткнулся об УРАЛ - российскую компанию, которая не так давно освоила портативный сегмент.
Зачем УРАЛу “портативка”? Мы решили попробовать новые акустические направления, используя уже имеющиеся наработки в области автозвука. А также наглядевшись на народных умельцев, успешно собирающих переносную акустику из наших компонентов. Решение было принято в конце 2018 года, а уже в январе 2020 года на рынок была выведена ураловская портативная линейка. Удивительно, но факт: колонки УРАЛа пришлись потребителю по вкусу. Настолько, что лидер портативного рынка, компания JBL, занервничала и решила сделать то же, что и обычно: задавить УРАЛ и выкинуть с рынка.
Где JBL и где УРАЛ? И тем не менее, JBL развернул военные действия. О чем это говорит? О том, что колонки более чем конкурентны! А русская инженерная мысль ни в чем не уступает западной!
Звук лучше, а цена при этом - меньше.
Суть претензий JBL к УРАЛу:
1. По патентам: УРАЛ якобы использует форму, запатентованную Харман. Несмотря на множественные различия, нам были предъявлены требования, запрещающие продажу товара просто исходя из его цилиндрической формы. Которую Харман уже якобы застолбил. Опытные радиоинженеры знают, что цилиндр является оптимальной формой для акустического оформления динамиков - оптимальной с точки зрения передачи звука. Посмотрите на сам динамик: он круглый. Абсолютно резонно, когда люди создают именно такое акустическое оформление.
2. По рекламе: УРАЛ строит свою рекламу на авторитете JBL, т. е. на недобросовестной конкуренции. Нам было запрещено сравнивать и проводить акции с колонками JBL (хотя на рынке присутствует масса цилиндрических колонок, а интернет полон сравнительных обзоров). Особенно правообладателя JBL возмутила фраза “Звук лучше, цена меньше”. Утверждение, которое проверено на практике и подтверждено независимыми экспертами. Почему оно их так возмутило? Потому что если бы Харман не сделали JBL монополистом на рынке “портативки”, он точно стоил бы дешевле. Помимо запрета на производство и рекламу, УРАЛу предъявили требования о выплате в несколько миллионов рублей. Общая сумма иска, считая возможную долю изъятого товара, составила бы от 10 до 20 млн рублей.
Юристы УРАЛа (не бюро, всего два человека) внимательно изучили вопрос и провели исследовательскую проверку по всем предъявленным обвинениям. Относительно формы заключение дал один из уважаемых экспертов EISA. Формы ШАР и ЦИЛИНДР используются уже около 50 лет. “Самой выгодной формой мембраны ПИ (пассивного излучателя) является круг... Подвес мембран любой другой формы такими свойствами не обладает. что приводит к искажению звучания”. (Шихатов А. И.)
Вопрос с недобросовестной конкуренцией разрешило специальное исследование Лаборатории социологической экспертизы Федерального научноисследовательского социологического центра РАН, проведенное по заказу УРАЛ. В ходе которого стало ясно: 87% опрошенных уверенно различают JBL и УРАЛ. Ни о каком продвижении одного за счет другого и речи не идет. Инженеры УРАЛ, в свою очередь, подтвердили уникальную “начинку” наших колонок, благодаря которой потребитель получает звучание, заявленное в описании. Каждая модель имеет свои конструктивные особенности, связанные с областью применения .
Юристы УРАЛ собрали все полученные сведения и предъявили их суду. Суд встал на сторону УРАЛ. Несмотря на то, что на первичной консультации у патентного юриста УРАЛу было заявлено, что возможность выиграть у JBL - 0,01%.
И тем не менее УРАЛ выиграл. Несмотря на то, что тогда еще не было никакого негатива в сторону Запада. Потому что Правда - за нами.
Потому что крупные компании - Харман, Apple, Samsung и другие - уже взяли в привычку устраивать юридический беспредел, судиться, передергивая факты, давя авторитетом и статусными юристами. Сколько компаний пострадало от этого, сколько идей загублено! А сколько полезных вещей так и не увидело свет из страха подобных ситуаций?
Таким, как Харман, можно и нужно противостоять. Их надо наказывать!
Они так давно и успешно существуют на рынке, что уже забыли, в чем смысл их деятельности. А он заключается в том, чтобы облегчать жизнь потребителю, разве не так? Не для того, чтобы извлекать прибыль. Можно добавить сведения о годовом доходе JBL, Apple и Samsung.
Доходы УРАЛ куда скромнее. Но для нас важно делать жизнь потребителя лучше. Мы не только постоянно обновляем ассортимент и упрощаем процесс реализации, но и активно занимаемся благотворительностью. В рамках движения “Чемодан Добра” мы раздаем продуктовые наборы нуждающимся, помогаем детским домам и приютам, участвуем в восстановлении храмов и даже собираемся установить памятник Сергею Бодрову-младшему в городе Реутов. Бронзовая скульптура давно готова и находится в УРАЛ Депо. В настоящее время добиваемся от администрации разрешения на установку.
УРАЛ на рынке уже более 27 лет. Одной из наших производственных площадок 122 года. Все эти годы мы работаем, в первую очередь, ради потребителя. И собираемся продолжать в том же духе. Победа над JBL вдохновила нас!
Она показала, что сила действительно в Правде. Что Добро действительно побеждает.
Как в сказке!
Что можно не только честно производить, но и отстаивать свои права.
Мы смогли: создали прецедент. Выигранный нами суд открывает дорогу всем отечественным разработчикам.
Вы тоже сможете!
Сможете вы - сможет вся Россия.
Вот и весь сказ о том, как УРАЛ с JBL бодался.
PS. При чем здесь УРАЛ - БРАТ? При том, что УРАЛ - за правду. А еще потому, что УРАЛ вместе с волонтерским движением ЧЕМОДАН ДОБРА создает памятник Сергею Бодрову-младшему и инициирует его установку в России.