Старые иномарки становятся выгодны простому обывателю?
Несколько дней назад Президент РФ Владимир Путин подписал закон о сборе за утилизацию автомобилей, который будет введен с 1 сентября 2012 года. Мера направлена на обеспечение экологической безопасности, сообщает «Российская газета».
От уплаты сбора освобождены только автомобили, ввоз которых осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами - переселенцами, беженцами или вынужденными переселенцами. Также не подпадают под новую экологическую меру машины, ввозимые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, международными организациями. Без уплаты сбора автомобили могут ввозить их сотрудники и члены семей.
Кроме этого от утилизационного сбора освобождаются и автомобили старше 30 лет, которые попали в Россию с территории государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а также компании, принявшие на себя обязательство обеспечить в будущем безопасную утилизацию автомобилей.
Сейчас утилизация автомобилей не регулируется никак. Теперь в базовое законодательство вводится новая статья, регулирующая правоотношения по утилизации автомобилей, утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации, сообщили в РИА "Новости" со ссылкой на одного из авторов законопроекта, первого зампреда думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева. По его словам, паспорта транспортных средств будут выдаваться только на ТС, в отношении которых уплачен утилизационный сбор или в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.
Нагрузка на выплаты ляжет целиком на производителя. Так, по словам депутата, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. И только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом. При этом, по его словам, вводится механизм обеспечения утилизации автотранспорта, при котором реализуется принцип "ответственности производителя" за продукцию.
Утилизационный сбор с нового легкового автомобиля может составить (в зависимости от стоимости и объема двигателя) от 10 тыс. до 72 тыс. рублей. Для подержанных автомобилей сбор может составить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Для грузовых автомобилей массой до 3,5 тонн сбор составит 90 тыс. рублей. За более тяжелый автомобиль массой от 3,5 до 5 тонн придется выложить уже 150 тыс. рублей, еще дороже обойдется машина массой от 5 до 20 тонн - 470 тыс. рублей, а самыми дорогостоящими станут автомобили полной массой свыше 20 тонн, тягачи, внедорожные самосвалы и другая спецтехника - 600 тыс. рублей.
Создатели законопроекта считают, что новый налог не приведет к существенному росту цен. Так, другой автор законодательной инициативы Альфия Когогина, супруга гендиректора «Камаза» Сергея Когогина, ранее подчеркивала, что введение утилизационного сбора не приведет к удорожанию автотранспорта. А в некоторых случаях, с учетом снижения пошлин при вступлении в ВТО, даже снизит стоимость автомашин, поскольку он будет ниже существующего сейчас таможенного сбора. Учитывая, что г-жа Когогина имеет прямое отношение к лизинговой компании «Камаз», данная инициатива очевидно готовит соответствующую почву для российского автогиганта в условиях меняющихся правил игры на российском автомобильном рынке.
Эксперты в целом соглашаются, что введение утилизационных пошлин в целом не приведет к росту стоимости автомобилей для конечного потребителя, однако возможны нюансы по разным ценовым категориям.
Так, руководитель отдела маркетинга Суперавтомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов считает, что предлагаемые ставки утилизационного сбора значительно расширяют возможности простых автолюбителей для покупки автомобилей за рубежом для частного использования. По его словам, сразу после вступления в ВТО произойдет снижение пошлин на ввоз подержанных авто. «Даже с учетом введения утилизационного сбора автолюбитель при ввозе бюджетной иномарки с пробегом заплатит меньше в 2 раза, чем сегодня. Сделать же общий вывод, что все подешевеет нельзя, нужно сравнивать каждый конкретный случай отдельно. Например, если рассматривать на примере конкретных автомобилей, то пригнанный для личного пользования из Германии Ford Focus 2009 г. объемом 1,6 л. будет стоить дешевле на 2 000 евро, а, допустим BMW X5 того же 2009 г. с трехлитровым двигателем - станет дороже примерно на 1 000 евро», - говорит эксперт.
Для примера Михаил Лезжов привел два варианта автомобилей расчета финальной стоимости автомобилей из Германии, ввезенных для личного пользования. В одном из случаев автомобиль становится заметно дешевле, в другом - дороже.
Так, Форд Фокус 2009 г. объем 1,6 л. из Германии, стоимостью 7 500 евро заметно подешевеет. Сейчас пошлина составит 4025 евро, а будет 1 875 (25%) + 128 евро = 2 003 евро.
В то же время кроссовер BMW X5 2009 г. объем 3 л. из той же Германии, стоимость 40 000 евро станет почти на тысячу евро дороже. Сейчас пошлина составит 9 140 евро, а будет 10 000 (25%) + 128 евро = 10128 евро.
Из расчетов эксперта получается, что наиболее серьезно в новую конкурентную среду окунется родной российский автопром, которому всерьез придется конкурировать не только с наступающими на пятки азиатскими производителями, но и подержанными автомобилями из Европы и Японии.