Репортаж о ралли-рейде баха «Великая степь – Дон»
День первый
Первый день гонки – самый напряженный: участникам придется преодолеть два спецучастка. Длина первого 282 км, второго 146 км. Гонщики стартуют с интервалом в 2 минуты. Самыми сложными считаются последние 150 км первого спецучастка, пролегающие в пустынной части Волгоградской области – Арчединско-Донских песках. Там экипажи поджидают песочные ловушки и дюны.
Автомобили уходят в гонку согласно стартовому номеру, и первыми на трассу бахи «Великая степь – Дон» вышел экипаж под номером 201 (Йоуни Aмпуя – Маркку Хурскайнен). Они являются лидерами предыдущих этапов, поэтому имеют преимущество стать лидером гонки со старта. За ними едут другие автомобиля класса Super Production (T1), за ними – машины класса, Т2. Далее - Т3, за которыми идет самый многочисленный класс «Рейд» (R), где выступают на «ГАЗелях» команды нижегородского ГАЗа.
Интрига завязывается с первых минут гонки. Онлайн-мониторинг показывает, как автомобиль команды «ПЭК Sport» (Евгений Фирсов – Вадим Филатов) – претендентов на лидерство, вышедший на трассу вторым, неуклонно нагоняет финнов. И вот на 79 км первого спецучастка экипаж 202 обошел 201-й.
Аналогичная интрига и в классе Т4 (грузовики). Первым на гонку вышел под номером 300 ГАЗон Next (Болеслав Левицкий – Александр Обухов) – лидер предыдущих этапов. Следом за ним – машины именитой команды «КАМАЗ – мастер» под управлением Дмитрия Сотникова. В этом классе лидерство предыдущего лидера длилось еще меньше: на 10-м км трассы КАМАЗ Дмитрия Сотникова под номером 301 обходит ГАЗон и устремляется вперед. Но это еще не конец интриги.
Автомобили начинают сходить с трассы, даже не дойдя до коварных Арчединско-Донских песков. Первым остановился на трассе экипаж 228 (Потапов – Правдина, команда «ГАЗ Рейд Спорт») на ГАЗ «Соболь» 4×4. После прыжка у машины оторвало передний мост. Команда пытается зафиксировать его ремнями, но жесткости не хватает, и автомобиль теряет управляемость. Затем встал автомобиль УАЗ «Хантер» (Царюк – Ковалева) под номером 226.
После выхода на трассу грузовиков наступила очередь мотоциклов. И на первых километрах из гонки выходит фаворит соревнований Иван Ли, упавший на скоростном участке и сломавший руку.
Гонка продолжается. Впереди идет экипаж 202, который уверенно держится впереди финнов. И вот лидер доходит до песков – и встает! У ребят полетело сцепление, и они пытаются устранить поломку своими силами. Прошли уже все автомобили, а ГАЗон все на одном месте…
Дебютировавший в этой гонке волгоградский экипаж 230 (Боровков – Алтухов) на УАЗ-3151 переворачивается в районе станицы Качалинская. Благодаря тому, что машина специальным образом подготовлена, из членов экипажа никто не пострадал.
А в это время лидеры гонки уже проходят песчаные участки. При прохождении брода травмируется спортсмен на квадроцикле, не заметивший свай. Однако пилот отказывается от госпитализации и снова выходит на трассу.
В это время лидеру гонки – экипажу 202 остается до финиша 40 км, и он опережает пару Ампуйя – Хурскайнен на 12 минут. Это очень большое преимущество (если не случится аварии), и теперь нужно ехать очень аккуратно…
Внезапно останавливается лидер среди грузовиков – экипаж КАМАЗ под номером 301. Что с ним – непонятно. 300-й же ГАЗон Next снова в движении, хотя у него проблемы с ведущим мостом и системой подкачки шин. Тут проясняется, почему стоит КАМАЗ: он слетел с дюны и встал свечкой на кабину – неожиданное положение! Среди представителей прессы ходят снимки стоящей вертикально машины… И вот второй экипаж легендарной команды ставит машину на колеса – и она опять выходит на трассу. Техника не подводит и продолжает работать.
В последствии Дмитрий Сотников рассказывал об этом так: «Мы заезжали на достаточно пологую дюну и соскочили с ее обратного склона, который оказался достаточно крутым. Все колеса оторвались от земли. При приземлении бампер машины воткнулся в грунт, и автомобиль встал на кабину».
Часть автомобилей не дошла до песков. А сами пески тоже дались экипажам не просто. Если у лидера гонки контрольное время прохождения спецучастка составило 3 часа 18 минут 25 секунд, то у 12 машин были записаны максимальные 7 часов.
Второй спецучасток был короче первого и без экстремальных препятствий, так что машины преодолевшие первую часть пути, взяли его без проблем. Хотя и тут не обошлось без сюрпризов, причем от команды «КАМАЗ – Мастер»: машина под 302номером под управлением Куприянова пришла на финиш второго спецучастка с торчащей из кабины корягой и разбитым лобовым стеклом, чем немало позабавила зрителей. Машина не вписалась в поворот и влетела в кусты, но осталась в гонке.
Все приходящие на финиш пилоты отмечали сложность маршрута и навигации на нем. Многие экипажи промахивались мимо поворотов и потом плутали в поисках правильной дороги.
Лидер гонки прототип команды «ПЭК Sport» (Евгений Фирсов – Вадим Филатов) проходит брод.
Брод Морозов Константин - G-Energy Media / НТВ "Главная дорога"
Соболь на песчаном вираже.
Проверка КАМАЗ перед вторым спецучастком.
КАМАЗ с пробитой кабиной на финише второго спецучастка.
Попытки прицепить передний мост на гоночный Соболь 4х4. Комадна ГАЗ Рейд Спорт.
Трактор "Беларусь" вытягивает гоночный Соболь 4х4 из Арчединско-Донских песков.
Нарезка видео фрагментов с ралли-рейда "Великая Степь - Дон". Больше видео на канале G-energy.
Второй день ралли-рейда "Великая Степь - Дон"
Следующий день также не обошелся без сюрпризов. Приятной новостью стало то, что оба разбитых в предыдущий день КАМАЗа вышли на старт гонки. Сохранялась интрига и по первому месту в Super Production (T1), несмотря на отставание от лидера на 20 минут 21 секунду у экипажа 201 (Ампуйя – Хурскайнен) еще оставался шанс на победу в случае ошибки лидера. Часть экипажей не смогла справиться с техническими проблемами, возникшими после первых двух спецучастков. Из допущенных 29 экипажей на скоростной участок не вышли 4. Не явились на пункт контроля времени экипажи 225 (Грачев – Рожнов) и 212 (Мальков – Романенко). У экипажа 211 (Барышев – Плетенев) заглох мотор перед стартом, экипаж 232 (Колчин – Колчина) опоздал на старт спецучастка и не был допущен к соревнованиям.
Машины «КАМАЗ – Мастер» опять заставили понервничать зрителей. Герой прошлого дня, экипаж 301, встал на трассе, отъехав от старта всего 9 км. У команды возникли проблемы с двигателем, и она решила выйти из борьбы. Это был не последний сход на гонке: у экипажа 223 (Семенов – Замалетдинов) двигатель тоже вышел из строя. Дошедший до финиша экипаж 304 команды «ГАЗ Рейд Спорт» (Шкляев – Лагута) финишировал, но по пути в ЗП у машины оторвало переднее правое колесо, и загорелось масло подшипника. Пожар был потушен силами экипажа, а вот доехать до гаража в установленное время они не успели и были дисквалифицированы.
Репортаж о старте гонки баха «Великая степь – Дон».
И вот гонка позади и настала время награждений победителей.
В категории Super Production (T1) места распределились следующим образом:
Место |
1 водитель / 2 водитель |
Автомобиль |
1 |
Фирсов Евгений |
Toyota Hilux |
2 |
Ампуйя Йоуни Матти |
Mitsubishi Pajero Evolution |
3 |
Иевлев Дмитрий |
Nissan Frontier |
В категории Production (T2):
Место |
1 водитель / 2 водитель |
Автомобиль |
1 |
Варенцов Артем |
Toyota LC 200 |
2 |
Рудской Андрей |
Toyota LC 200 |
3 |
Морозов Константин |
Mitsubishi Pajero |
В категории «Багги» (T3):
Место |
1 водитель / 2 водитель |
Автомобиль |
1 |
Опарина Мария |
Polaris Ranger RZR 1000 |
2 |
Минниханов Азат |
Polaris Ranger RZR 1000 |
В категории «Грузовики» (T4):
Место |
1 водитель / 2 водитель |
Автомобиль |
1 |
Шибалов Антон |
КАМАЗ 4326 |
2 |
Куприянов Сергей |
КАМАЗ 4326 |
3 |
Левицкий Болеслав |
ГАЗ «Садко» Next |
В категории «Рейд» (R):
Место |
1 водитель / 2 водитель |
Автомобиль |
1 |
Коструков Александр |
ГАЗ-33027 |
2 |
Коструков Михаил |
ГАЗель NEXT |
3 |
Сидорок Иван |
Mitsubishi Pajero |
Баха «Великая степь – Дон» организована НП РОСРР при поддержке администрации Волгоградской области, администрации Волгограда, Министерства спорта Волгоградской области.
НП РОСРР представляет основных спонсоров и партнеров гонки:
• генеральный партнер Чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам – компания «Газпромнефть – смазочные материалы», производитель премиальных моторных масел G-Energy;
• официальные спонсоры серии – Внешэкономбанк и ПАО «Бинбанк»;
• региональные партнеры: НПФ «Политехника», отель Park Inn by Radisson.
В статье использованы фотографии: Сергея Белостоцкого, Дениса Бушковского, Константина Гусева, Оксаны Ивановой, Александры Каневской, Романа Клопотова.