Nokian Tyres объявила итоги первого квартала
Концерн Nokian Tyres опубликовал результаты за первый
квартал 2015 года, в том числе и по результатам развития сети шинных центров
Vianor.
В 2015 году с учетом текущих курсов
валют чистые продажи и операционная прибыль концерна Nokian Tyres немного
снизятся по отношению к показателям 2014 года.
Стоимость сырья (евро/кг) в Nokian Tyres снизилась на 15,4% в первом квартале 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Предполагается, что в 2015 году стоимость сырья снизится на 5%.
В первом квартале 2015 года концерн Nokian Tyres зафиксировал чистые продажи на уровне 281,3 млн. евро (311,9 млн. евро в первом квартале 2014 года), показав снижение на 9,8% по сравнению с результатами аналогичного периода 2014 года. Изменения в курсах валют понизили чистые продажи на 29,1 млн. евро.
Операционная прибыль концерна Nokian Tyres составила 48,3 млн. евро в первом квартале 2015 года (68,4 млн. евро в первом квартале 2014 года).
Прибыль до налогов составила 63,5 млн. евро (55,9 млн. евро в первом квартале 2014 года). Чистая прибыль в отчетном периоде составила 135,3 млн. евро (38,7 млн. евро в первом квартале 2014 года).
Совет по урегулированию спорных вопросов (Финляндия) аннулировал решение Налогового ведомства, в соответствии с которым концерн Nokian Tyres должен был уплатить 100,3 млн. евро дополнительных налогов за 2007-2010 гг., и вернул дело в Налоговое ведомство на доработку.
По мнению Совета, Налоговое ведомство пренебрегло обязательством выслушать налогоплательщика. В связи с этим, Совет аннулировал решение без рассмотрения фактических обстоятельств дела.
Концерн Nokian Tyres полностью вернул 100,3 млн. евро дополнительных налогов в финансовую отчетность и отразил их в финансовых результатах за первый квартал 2015 года.
Ожидается, что Налоговое ведомство вернет концерну Nokian Tyres 43,1 млн. евро, которые уже были уплачены до рассмотрения дела.
Валовые продажи по рынкам |
|||
|
Рост% |
% от продаж в 1 квартале 2015 |
% от продаж в 1 квартале 2014 |
Страны Скандинавии, Финляндия |
6,8 |
38,7 |
32,2 |
СНГ, включая Россию |
-43,4 |
26,7 |
41,9 |
Остальные страны Европы |
5,6 |
20,5 |
17,3 |
Северная Америка |
49,0 |
13,7 |
8,1 |
Чистые продажи по подразделениям |
|||
|
Рост% |
% от продаж в 1 квартале 2015 |
% от продаж в 1 квартале 2014 |
Шины для легковых автомобилей |
-15,9 |
69,1 |
74,6 |
Грузовые и индустриальные шины |
8,8 |
12,5 |
10,4 |
Сеть шинных центров Vianor |
11,2 |
18,3 |
15,0 |
На конец отчетного периода в концерне Nokian Tyres был занят 4 361 сотрудник. В российском подразделении концерна на конец первого квартала 2015 года было занято 1 319 сотрудников.
Инвестиции в первом квартале 2015 года составили 21,9 млн. евро (17,1 млн. евро в первом квартале 2014 года). Это включает инвестиции в заводы в России и Финляндии, пресс-формы для новых продуктов и инвестиции на развитие сети Vianor.
В 2015 году инвестиции Nokian Tyres составят суммарно 100 млн. евро (80,6 млн. евро в 2014 году).
В России в первом квартале 2015 года продажи концерна Nokian Tyres снизились на 45,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 76,8 млн. евро (140,7 млн. евро в первом квартале 2014 года). Продажи в других странах СНГ (не включая Россию) составили 3,9 млн. евро (2,0 млн. евро в первом квартале 2014 года), до сих пор низкий уровень продаж объясняется кризисом на Украине. Консолидированные продажи в СНГ, включая Россию, снизились на 43,4% и составили 80,7 млн. евро (142,7 млн. евро в первом квартале 2014 года).
Снижение объема продаж связано непосредственно с ослаблением местных валют по отношению к евро (местные валюты были слабее евро в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года). Объем продаж и доля рынка Nokian Tyres в России несколько сократились за счет позднего начала предсезонных поставок зимних шин дистрибьюторам и переключения конечных потребителей на более дешевые бренды. Те же причины повлияли на ослабление продуктового микса и средней цены. Повышение цены в российских рублях было сделано в самом начале 2015 года, но это не компенсирует эффект девальвации валюты полностью. Ценовое окружение остается в большой степени трудно предсказуемым и определенное давление со стороны ценообразования останется сильным на протяжении 2015 года.
Сеть дистрибьюции выросла благодаря подписанию дополнительных дистрибьюторских соглашений и увеличению сети шинных центров Vianor. На конец отчетного периода в сеть Vianor входило 666 торговых точек в 383 городах СНГ, включая Россию. Участники программы Расширенная гарантия, или Hakka Guarantee, в России (торговые точки, где продаются шины Nokian Tyres с Расширенной гарантией) на конец первого квартала 2015 года насчитывают порядка 3 600 шинных центров, шинных центров Vianor, автосалонов и интернет-магазинов. Новая сеть шинных центров N-Tyre насчитывает уже 67 точек в России и Казахстане (на конец первого квартала 2015 года). Новая концепция N-Tyre позволяет большему количеству розничных партнеров развивать тесное сотрудничество с концерном Nokian Tyres за счет более мягких условий по формату шинных центров (площади, оборудование, услуги), по сравнению с флагманской сетью Vianor.
Концерн Nokian Tyres будет стремиться опережать рост рынка в России в 2015 году, но в текущей рыночной ситуации это означает снижение объема продаж на «падающем» рынке.
На шинном заводе Nokian Tyres во Всеволожске работает 13 производственных линий, общие производственные мощности составляют более 15 млн. шин в год при текущем графике сменности.
В первом квартале 2015 года 54% продукции российского завода Nokian Tyres было поставлено на экспорт. Это поддержало уровень маржинальности, так как производственные затраты рассчитываются в основном в российских рублях, а продажи – в основном в евро.
Производственные мощности заводов в первом квартале 2015 года не были задействованы полностью, производственный выпуск (шт.) снизился на 12%. Производительность (кг/чел/час) улучшилась на 5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В первом квартале 2015 года 80%(77%) легковых шин Nokian Tyres (шт.) были произведены на российском заводе концерна во Всеволожске, Ленинградская область.
В Финляндии и странах Скандинавии продажи новых автомобилей выросли на 4% в первом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рынок легковых шин показал рост на 9% по сравнению с первым кварталом 2014 года. Тем не менее, существенного изменения спроса на шины в странах Скандинавии и Финляндии в 2015 году не предвидится.
В Европе продажи новых автомобилей выросли в первом квартале 2015 года на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи легковых шин дистрибьюторам увеличились на 2% по сравнению с первым кварталом 2014 года. В 2015 году в Центральной Европе ожидается рост спроса на шины, хотя ценовое давление остается высоким.
В США продажи новых легковых автомобилей вырсоли на 6% в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года. В 2015 году ожидается рост спроса на легковые шины в Северной Америке на 3,5% по сравнению с показателем прошлого года.
Экономика и потребительские рынки в России ухудшились в 2014 году из-за падающих цен на нефть в результате значительной девальвации российского рубля (более 60% по отношению к евро). Покупательная способность потребителей значительно снизилась также благодаря высокой инфляции и процентных ставок. В первом квартале 2015 года экономика показала восстановление за счет некоторого роста цен на нефть и укрепления рубля. Тем не менее, фундаментальная ослабленность экономики, влияние конфликта на Украине, санкции США и ЕС против России не исчезли, что оставляет мало возможностей для дальнейшего улучшения экономической ситуации в 2015 году. Рост ВВП в России в 2015 году оценивается как отрицательный – от минус 3% до минус 8%.
Продажи новых автомобилей в первом квартале 2015 года в России снизились на 36% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, отражая рост цен на автомобили, очень высокие процентные ставки и недостаточную доступность авто-кредитов. В базовом сценарии предполагается, что продажи новых автомобилей снизятся на 20-25% в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Несмотря на это парк автомобилей продолжает расти в текущем году.
По оценке
NokianTyresв первом квартале 2015 года объем продаж дистрибьюторам в сегментах
А+В в России снизился на 20%. Шины среднего ценового сегмента (сегмент В), с
одной стороны, увеличили долю рынка, с другой стороны, ослабили продуктовый
микс, что в сочетании с девальвацией российского рубля сказалось в более низкой
средней цене в евро на рынке России. Шинные производители анонсировали
повышение цен на шины в размере 5-10% в течение года. Дальнейшее повышение цен
при текущем достаточно высоком курсе рубля вряд ли состоится в течение
ближайших двух месяцев. В целом ценовое окружение в России остается сложным.
Шинные центры компании Vianor продолжают свое развитие. В первом квартале 2015
года сеть шинных центров Vianor увеличилась на 16 шинных центров и расширила
свое присутствие на ключевых рынках для Nokian Tyres.
Сеть шинных центров Vianor состоит из собственных шинных центров (принадлежащих
концерну Nokian Tyres) и шинных центров, работающих по франчайзинговым
соглашениям. По результатам первого квартала 2015 года в сеть шинных центров
Vianor входило 1371 торговых точек в 27 странах мира, из них 195 собственных
шинных центров в Финляндии, Швеции, Норвегии, США, Швейцарии и России и 1176
шинных центров, работающих по франчайзингу.
В собственных шинных центрах Vianor на конец отчетного периода было занято 1
635 сотрудников.
Продолжается постепенное изменение операционной модели сети Vianor – от продаж
шин до комплексного оказания авто-сервиса, в том числе путем дополнительных
инвестиций и приобретения автомастерских. По результатам первого квартала 2015
года в Финляндии и странах Скандинавии были приобретены 59 авто-мастерских и
интегрированы в ранее открытые центры Vianor.
В странах СНГ, включая Россию, сеть шинных центров Vianor на конец первого
квартала 2015 года включала 666 шинных центров в 383 городах. В первом квартале
2015 года сеть шинных центров Vianor в России увеличилась на 2 шинных центра.
Всего по результатам первого квартала 2015 года в сеть Vianor в России входят
396 шинных центров. В настоящий момент сеть Vianor – это самая крупная сеть
шинных центров в России и СНГ.
В 2014 году концерн Nokian Tyres вывел на рынок новую сеть шинных центров под
названием N-TYRE. По результатам первого квартала 2015 года сеть N-TYRE в
России увеличилась на 14 шинных центров. Всего в сеть N-TYRE входят 67 шинных
центров в России и Казахстане. Концепция сети N-TYRE предполагает более мягкие
условия по формату шинных центров (площади, оборудование, услуги), по сравнению
с флагманской сетью Vianor.
Концерн Nokian Tyres планирует продолжить рост сети шинных центров Vianor и
N-TYRE в 2015 году.