Volkswagen I.D. R Pikes Peak в облегченной версии
Инженеры
автоспортивного подразделения Volkswagen Motorsport сконструировали гоночный
электромобиль с минимально возможной массой, сохранив при этом высокие
динамические характеристики.
Вес электромобиля для участия в самой известной в мире горной гонке составляет
менее 1.100 кг (с учетом массы водителя).
«При помощи компьютерных программ мы
проанализировали множество различных конфигураций еще до начала сборки
концепт-кара, – отметил Вилли Рампф (Willy Rampf), технический консультант
проекта и специалист с опытом участия в «Формуле-1». – Было очевидно, что
у нас мало времени на испытание автомобилей, поэтому не было возможности
допустить ошибку».
Целью испытаний был поиск оптимального соотношения между энергетической мощностью
и массой автомобиля. Зависимость данных параметров друг от друга особенно
ощутима в электромобилях, таких как I.D. R Pikes Peak, в отличии
от гоночных болидов с традиционными двигателями внутреннего сгорания.
Сложность заключается не только в зависимости мощности автомобиля и массы его
аккумуляторной батареи, но в то же время и в наборе скорости при подъеме,
которая замедляется за счет тяжести болида. В рамках гонки болиды поднимаются
более чем на 1.400 метров: старт находится на высоте 2.862 м над уровнем
моря, а финишная черта расположена на высоте 4.302 м. Пилоту Ромену Дюма
(Romain Dumas), который займет место за рулем I.D. R Pikes Peak, предстоит
столкнуться с серией сложных моментов, в которых масса автомобиля будет иметь
ключевое значение.
Возможность создать совершенно новый гоночный автомобиль – мечта любого
инженера. «Разработка автомобиля, предназначенного исключительно для
20-километровой гонки по подъему, является очень неординарной задачей. Инженеры
получили практически полную свободу действий и возможность реализовать
любую технологическую идею», – отметил Франсуа-Ксавье Демезон (François-Xavier
Demaison), технический директор Volkswagen Motorsport.
«Важную роль в достижении минимально возможной массы автомобиля сыграл процесс
компьютерного моделирования», – отметил г-н Рампф. При помощи компьютерных
программ детали ходовой части проектировались под расчетные нагрузки с
минимальными массой и размером. Инженеры почти полностью отказались от
использования традиционных и дорогостоящих материалов, которым обычно отдается
предпочтение при создании гоночных автомобилей высшего класса. «Ходовая часть,
подвеска и стойки автомобиля I.D. R Pikes Peak практически полностью
изготовлены из стали и алюминия», – отметил г-н Демезон.
Кроме того, при 680-сильной мощности системы привода, масса автомобиля
составляет менее 1.100 кг вместе с водителем, что существенно меньше веса
предыдущих электромобилей, демонстрировавших рекордные показатели на холме
Пайкс Пик. Относительно низкая мощность позволила сделать блоки аккумуляторной
батареи компактными и, следовательно, разместить их рядом с водителем, а также
позади него, что положительно сказалось на оптимальном распределении массы
по осям. Данные блоки снабжают энергией двигатели на передней и задней
осях, а управление распределением крутящего момента выполняется электроникой.
Составляющие ходовой части и аэродинамического обвеса модели I.D. R Pikes Peak
изготовлены из исключительно легкого композитного материала (сочетание углеволокна
и кевлара). Приборная панель гоночного автомобиля I.D. R Pikes Peak также
изготовлена из сверхлегкого карбона. Более того, компания OMP, технологический
партнер Volkswagen Motorsport, изготовила огнеустойчивый гоночный комбинезон
для пилота, а также набивку сиденья и шеститочечный ремень безопасности из
практически невесомого материала. Для уменьшения массы даже логотипы спонсоров
были отпечатаны на гоночном комбинезоне, кроме логотипа самого мероприятия
площадью 40 см². «Нам было отказано. В соответствии с регламентом, эмблема
должна быть вышита. А используемая для вышивки нитка весит почти столько
же, сколько и сам комбинезон», – отметил технический директор Демезон.