07.10.2011

Автопутешествие Москва - Крым

Автомобильное путешествие для водителя начинается задолго до выезда к месту назначения. Его первый этап — подготовка авто к дальней дороге и сбор того, что может неожиданно понадобиться. Ну и перед поездкой неплохо привести автомобиль в порядок

Автомобильное путешествие для водителя начинается задолго до выезда к месту назначения. Его первый этап - подготовка авто к дальней дороге и сбор того, что может неожиданно понадобиться. Ну и перед поездкой неплохо привести автомобиль в порядок, прибрать его и почистить, сделав то, до чего обычно руки не доходят.

ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ПУТЕШЕСТВИЮ

Начнем первого этапа

Вид из окна пансионата "Крымское приморье"

В нашем случае мы готовим к поездке на летний отдых автомобиль Nissan Serena 2004 года выпуска. По своей конструкции эта машина оптимально приспособлена для путешествий. Салон-трансформер позволяет при необходимости превратить всю заднюю часть в спальное место. Высокая посадка водителя комфортна в дальних поездках, а два блока теплообмена системы отопления и кондиционирования позволяют держать комфортную температуру и зимой, и летом.

Прежде всего после зимнего сезона займемся как раз системой кондиционирования. Для этого необходимо поехать на сервис и проверить давление в системе и количество хладагента, при необходимости его дополнив. Если система герметична и не требует ремонта, то процедура займет не более 20 минут. В начале лета появляется много объявлений о ремонте системы кондиционирования. Если мастер, проводящий обслуживание, опытный, то начнет он с осмотра системы и проверки на утечку фреона. Стоимость этой услуги зависит от уровня притязаний сервиса. В Москве и области вилка цен составляет от 1200 до 3000 рублей.

"Золотые ворота" Карадаг, Крым

Шаг второй

За пару недель до поездки пройдите текущее техническое обслуживание. Или хотя бы замените масло в двигателе - лишним это не будет. Продолжительные поездки на высоких оборотах приводят к быстрому окислению масла. Если вы пользуетесь синтетическими маслами, то старайтесь менять их через каждые 10 000 км пробега.

Неплохо еще и проверить систему охлаждения и заменить антифриз. Его рекомендуется менять каждые 40 000 км пробега.

Обратите внимание на работу трансмиссии. Если есть какие-либо подозрения на плохую работу, не стесняйтесь подъехать в сервис и проконсультироваться. Застрять в дороге из-за отказа будет очень неприятно. В нашем случае обследование выявило две проблемы: повышенный шум главной передачи заднего моста и рывок при включении первой передачи после неполной остановки автомобиля. Обе проблемы были выявлены примерно за месяц до поездки, и поэтому на них решили испытать возможности ремонтных составов.

Первая проблема связана с изменением пятна контакта гипоидной передачи моста. Классический способ ее «лечения» - снятие моста, установка дополнительных шайб, сдвигающих шестерни и увеличивающих область их взаимодействия. Это достаточно трудоемкая и затратная процедура. Но в 90% случаев, если агрегат не сильно запущен, возможно восстановление пятна контакта за счет использования специальной присадки в масло. В нашем случае мы выбрали Liqui Moly Getriebeoil-Additiv - антифрикционную присадку в трансмиссионное масло. Более подробно о применении присадки можно почитать отдельно, здесь же скажем, что от гула избавиться удалось.

Liqui Moly Getriebeoil-Additiv - антифрикционная присадка в трансмиссионное масло

Следующий агрегат, стоящий в очереди на профилактическое обслуживание, - автоматическая коробка передач (АКПП). Нужно произвести замену масла. Вот только делать это следует не совсем обычным способом.

Необычным - это как? А так: не через сливную пробку и заливное отверстие. Таким способом можно заменить не более 30% масла, находящегося в АКПП, поскольку слить удастся только то, что есть в картере, а то, что находится в сложной гидравлической системе и гидротрансформаторе, так в них и останется.

Что делать? Ответ прост: обратиться в специализированный сервис, где производят замену масла под давлением. Для этого мастер подключает промывочную станцию к гидравлической системе АКПП и постепенно вымывает старое масло из системы, заменяя его на новое. При этом происходит промывка каналов, гидротрансформатора, ремонтного фильтра и т. д.

Следует помнить, что такая процедура влечет довольно большой расход трансмиссионного масла ATF, но овчинка выделки стоит. Например, на нашем подопытном Nissan Serena объем масла в АКПП составляет 8 литров. На промывку и замену ушло 15 литров. При этом исчезли рывки при трогании.

Бокс

Установка автомобильного бокаса на крышу позволит освободить салон от вещей не нужных в поездке

С агрегатами разобрались, теперь переходим к дополнительному оборудованию, необходимому в автопутешествии.

И начнем с жизненного пространства. Чтобы ехать в салоне было комфортно и удобно, необходимо избавить его от лишних вещей. Лишними мы будем называть те, которые не понадобятся нам в дороге, т. е. все чемоданы и пляжные наборы лучше всего в салон не помещать.

А куда? На крышу! Удобнее всего для этого использовать автомобильный бокс, который и поклажу от дорожных невзгод, дождя и грязи защищает, и аэродинамическое сопротивление создает минимальное. Наш выбор пал на отечественную продукцию - бокс MAGELLAN-350. Его внутренний объем составляет 350 литров. Сделан он из достаточно толстого серого пластика, размещенного на металлической раме, которая П-образными хомутами крепится к поперечинам автомобильного багажника.

Верхняя крышка фиксируется за счет подпружиненных скоб, а для большей надежности в переднем торце бокса располагается дополнительный фиксатор. Крышка открывается вбок и в открытом положении фиксируется газовыми пружинами.

Для крепления груза внутри сделаны шесть петель, а вот входящую в комплект штатную веревочку мы сразу же заменили на багажные резиновые жгуты.

В боксе поместились три чемодана средних размеров. Так салон был разгружен, и в нем появилось больше места.

ЧИСТКА

В чистом автомобиле ехать не только приятно, но еще и безопасно. Чтобы привести автомобиль в порядок перед дальней дорогой, мы не поскупились и набрали целый арсенал автокосметики и автохимии, часть из которой взяли и с собой в дорогу. Выбирали мы из спектра препаратов нового российского бренда на рынке автохимии FILL Inn. В его ассортименте представлен весь спектр продукции, необходимой автолюбителю на каждый день.

Всего мы взяли шесть препаратов:

FILL Inn FL014 - очиститель стекол с антистатиком;

FILL Inn FL025 - силиконовая смазка;

FILL Inn FL073 - концентрат омывателя стекол;

FILL Inn FL053 - средство для очистки от почек и следов насекомых;

FILL Inn FL054 - средство для химчистки салона;

FILL Inn FL011 - полироль для пластика.

Мы рассчитывали, что часть из них понадобится нам до поездки, а часть мы прибережем на то, чтобы привести машину в порядок по возращении.

Первое, что мы сделали, - почистили пластик в салоне. Наш автомобиль имеет светлый салон бежевого оттенка. Цвет его очень удобен для ленивых, поскольку в отличие от черных салонов на бежевом пластике пыль не очень заметна. Но пыльный салон повышает утомляемость из-за раздражения слизистых оболочек глаз частичками пыли, поэтому нашу подготовку к поездке мы начали именно с него, взяв для этого полироль для пластика FILL Inn FL011.

FILL Inn FL011 имеет приятный яблочный аромат и за счет аэрозольного баллончика очень удобен в применении. Средство обладает антистатическим эффектом, что снижает загрязнение обработанной поверхности при последующей эксплуатации.

Следующее, чем мы воспользовались, была силиконовая смазка FILL Inn FL025. Ей обработали уплотнители дверей, капота и багажника. Силиконовая смазка попадает в поры резины, вытесняя оттуда воду, повышает эластичность уплотнителей и их герметичность. Также за счет эффекта консервации снижается скорость старения.

Так как силиконовая смазка FILL Inn FL025 и полироль для пластика FILL Inn FL011 находятся в аэрозольных баллонах, то избежать их попадания на стекла автомобиля вряд ли удастся. Чтобы не было разводов, необходимо протереть стекла очистителем стекол FILL Inn FL014. Он также выпускается в аэрозольном баллончике и оставляет на стекле не стекающую пену.

Можно, конечно, еще почистить салон при помощи FILL Inn FL054, но мы решили отложить эту процедуру на возращение, поскольку предполагали, что после поездки в салоне прибавится количество пятен, возникших из-за детской непосредственности.

Что же взять в салон?

Компоновку салонного оборудования можно условно разделить на две части. То, что будет необходимо непосредственно в движении (навигатор, радар-детектор, видеорегистратор), и то, что нужно на остановках (набор инструмента, автомобильный холодильник, дорожный набор автохимии и автокосметики, компрессор). Поскольку все это относится к дополнительному оборудованию, то приобретается оно уже в процессе эксплуатации автомобиля. Давайте рассмотрим все обозначенные компоненты по порядку.

 

Навигатор

 

навигатор Shturmann Link 510 Wi-Fi расположился на лобовом стекле, ха ним виднеется радар-детектор  Sho-Me 685

Навигатор плотно вошел в нашу жизнь. Портативные навигаторы стали доступны массовому потребителю, что обусловило как их широкое применение, так и широкий модельный ряд, представленный на рынке. При этом возникает закономерный вопрос: что выбрать?

Поскольку мы планировали поездку на Украину, то для нас актуально было наличие подробной карты этой страны. Зачастую продавцы навигационных программ грешат тем, что заявляют о всеобъемлющем охвате своих карт, о наличии в них стран СНГ, а на поверку это оказывается фикцией. Неподготовленный автопутешественник сталкивается с тем, что, выезжая за пределы Российской Федерации, он, по мнению навигатора, оказывается в чистом поле, по которому проходит одинокая центральная трасса. Оказывается, необходимо было заранее докупить за 1500 рублей нужный регион...

Чтобы обезопасить себя от таких неожиданностей и не потратить лишние деньги, мы рекомендуем обратить внимание на навигационную программу SHTURMANN, в базовый комплект которой входят полноценные карты 9 стран: России, Украины, Беларуси, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Норвегии и Швеции.

В качестве навигатора был выбран коннект-навигатор с возможностью подключения по WiFi - SHTURMANN Link 510 Wi-Fi. При общей стоимости 8000 рублей (навигатор и навигационная программа с картами 9 стран) это одно из лучших предложений на рынке.

Крепится навигатор на лобовое стекло при помощи фирменной прозрачной подставки.

Радар-детектор

радар-детектор Sho-Me 685

Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения, но все они меркнут с выдумкой полицейских скоростных засад. Каких только ухищрений ни придумают гаишники, чтобы «честно» отобрать денежки автолюбителей, особенно когда им в помощь придуманы современные дистанционные компьютерные комплексы видеофиксации скорости. Сотрудник ГИБДД с радаром, скрывающийся в кустах на обочине, уже в прошлом. Сейчас радар ставят на расстоянии пары километров от засады, в которой «счастливчикам» продают уже сделанные фотографии. Так что можно много спорить о социальной функции радар-детекторов (антирадаров), но для поездок на большие расстояния они просто необходимы.

Наш выбор пал на новинку 2011 года - радар-детектор Sho-Me 685. Чем он интересен? Прежде всего новым процессором обработки сигналов, за счет чего значительно снижен уровень ложных срабатываний, а также качественным индикатором, который хорошо различим даже при ярком солнце.

Производитель не заявляет, что все ложные сигналы можно отсеять, останавливаясь на цифре в 60%, но наш опыт показал, что заявленные допуски по «ложнякам» радар-детектор перекрывает.

В нашей поездке антирадар Sho-Me 685 зарекомендовал себя очень хорошо.

Видеорегистратор

видеорегистратор Inspector BX-90

Наверное, не нужно никого убеждать в том, что видеорегистратор полезен, особенно тогда, когда предстоит проехать несколько тысяч километров. Единственное, что требуется, - определиться с моделью. На сегодняшний день существует альтернатива по цене между брендом и его китайским аналогом. К чему это может привести и какова разница в качестве, вы можете прочитать в нашем материале «Три молодца, одинаковых с лица». Поэтому покупку китайца мы сразу же отметем. Нам нужен качественный продукт.

Следующая альтернатива - это выбор между моделями с GPS-приемником и без оного. Плюсом использования совместно с камерой GPS-приемника является автоматическая фиксация скорости и координат, а также синхронизация времени по показаниям спутников. Единственный минус системы: для просмотра записи нужна специальная программа, т. е. посмотреть ее можно только на компьютере.

Если же в видеорегистраторе есть только камера и нет экрана для просмотра изображения, то лучше остановить свой выбор на модели с GPS.

В нашем случае мы использовали видеорегистратор Inspector BX-90. Он оснащен GPS-приемником, но в его арсенале только одна фронтальная камера.

При этом все остальные функции (такие, как наличие встроенного аккумулятора, акселерометра (G-сенсора), салонной камеры) можно считать второстепенными.

Разветвитель прикуривателя

Разветвитель прикуривателя не только портит всю эстетику автомобиля, но и может привести к короткому замыканию

При обилии устройств, получающих питание через прикуриватель, его одного гнезда катастрофически не хватает. Решение этой проблемы очевидно: необходим разветвитель, продающийся в любом автомагазине. Вот только приобрести там качественный товар - большая проблема. Все те разветвители, с которыми нам довелось столкнуться, были изготовлены в Китае. За время нашего недолгого путешествия сломались три из четырех купленных!

 

Теперь переходим к тому, что нам необходимо в салоне.

Набор инструментов

OMBRA OMT101S - набор инструмента, 101 предмет

Многие считают, что привычка российских автолюбителей возить с собой набор инструментов, - пережиток советских времен, когда машины были ненадежными, и что в скором времени подобная практика исчезнет. Автомобили становятся все более сложными, требуя квалифицированного ремонта в автосервисе. Все это так. Но я более десяти лет езжу на иномарках, и проверенный инструментальный набор всегда вожу с собой. Какова же была моя радость, когда на один из праздников мне подарили набор инструмента OMBRA OMT101S. Это один из самых универсальных по подборке компонентов набор, представленный сейчас на российском рынке.

В инструментальный набор OMBRA OMT101S входит 101 предмет, и чувствуется, что его подбором занимались профессионалы. Чего только стоит небольшая ножовка по металлу, которая выручит в критической ситуации, когда потребуется отпилить закисшее резьбовое соединение...

OMBRA - молодая отечественная и динамично развивающаяся торговая марка профессионального инструмента, предназначенного для профессионального обслуживания автомобиля. Сам инструмент производится на Тайване. Промышленное производство там одно из самых технологически передовых в мире. При этом на Тайване изготавливается более 80% всего мирового объема ручного слесарно-монтажного инструмента, вне зависимости от торговой марки. Инструмент OMBRA сделан в соответствии с условиями международных стандартов и полностью соответствует ГОСТам.

Автомобильный холодильник

Waeco CoolFreeze CDF-35 — автомобильный компрессорный холодильник

Опытные автопутешественники уже давно приспособились брать в дальние поездки автохолодильники. Самые простые из них не имеют системы охлаждения и способны лишь замедлить скорость нагрева помещенных в них продуктов. Другие имеют систему охлаждения внутреннего объема, выполненную на полупроводниковых элементах Пельтье. Но, как показывает практика, эффективность такого холодильника не очень высока. Температура в нем не может опуститься ниже 5 градусов, как бы вы его ни морозили. Да и потребляют они не так уж и мало.

Несколько лет назад появились компрессорные автомобильные холодильники, способные замораживать помещенные в них продукты, но они имели два существенных недостатка: высокую цену и большие (не менее 40 литров) объемы.

Сегодня ситуация значительно изменилась. Во-первых, цена холодильников стала более доступной, а во-вторых, потребителям предлагаются модели от 10 литров и таких габаритов, что их вполне можно разместить между передними сиденьями современных джипов и минивенов.

В нашем случае мы остановили свой выбор на автомобильном холодильнике Waeco CoolFreeze CDF-35, питающемся от бортовой сети 12 и 24 В, с внутренним объемом 31 литр.

Автокосметика и автохимия

Набор автохимии и автокосметики FILL Inn 

Некоторые могут посчитать автокосметику лишней в своем наборе для автопутешествий, а зря. Конечно, автошампунь вам в дороге не понадобится, но сложно назвать лишними концентрат омывателя стекол и средство для мытья стекол во флаконе с распылителем. Или, например, баночку присадки в топливо - чтобы сделать «удобоваримым» для двигателя тот суррогат, который вам могут залить на случайной заправке...

Мы выбрали ряд продуктов из ассортимента новинок рынка автокосметики FILL Inn, остановив свой выбор на очистителе стекол с антистатиком FILL Inn FL014 и концентрате омывателя стекол FILL Inn FL073 ().

Также мы взяли Liqui Moly Langzeit Injection Reiniger - долговременный очиститель инжектора. Естественно, чистить инжектор в автопутешествии мы не планировали, но данная присадка имеет одни хороший «побочный» эффект: она улучшает качество топлива и при случайной заливки низкокачественного бензина способна нивелировать последствия его использования.

АВТОПУТЕШЕСТВИЕ В КРЫМ

Ну вот, кони напоены, баки заправлены, пора отправляться в путешествие.

Выезд затягивается. Причина банальная: не успели собрать детей. В итоге путешествие начинается совсем не в то время суток, которое рекомендуют бывалые путешественники. Те, кто не первый раз едет на машине в Крым, рекомендуют выезжать в районе трех часов ночи. Быстро проезжать ночную Москву и уходить от нее как можно дальше, чтобы не попасть в утренние пробки. В нашем случае мы выехали в два часа дня. Отставание от рекомендованного времени почти на 12 часов.

Как ни странно, путешествие вокруг столицы по самой широкой ее улице прошло на редкость спокойно. Немного потолкавшись в районе Выхино, где идет строительство путепровода, мы выезжаем на трассу М-4 «Дон». Навигатор в процессе поездки пытался провести нас через старое Каширское шоссе. Мы сначала подчинились, а потом, сделав круг, решили ехать по новой трассе. Решение было правильным: выехав на автостраду, мы быстро удалялись от загазованной Москвы. Движение по новым участкам трассы даже описывать приятно: ровное новое покрытие прямо-таки струилось под колесами. Автомобиль мирно покачивался от скачущих на заднем сиденье детей. Через полсотни километров начались участки ремонтных работ, где с новой трассы ныряешь на старую или на полосу объезда и едешь, прижавшись к встречным автомобилям.

Что запомнилось, так это длинные очереди машин на встречной к нам полосе (в сторону Москвы). Свободно двигаясь в сторону моря, мы и не думали, что на обратном пути эти вереницы будут поджидать и нас.

Немного о цели нашего путешествия

Это восточное побережье Крыма, а точнее поселок Курортное, расположенный вблизи Карадагского заповедника, между Коктебелем и Судаком. Доехать в Крым можно разными путями, и выбор маршрута предопределяет и расстояние, и качество дороги, и место прохождения таможни, и затраты на бензин (в том числе валюту - рубли или гривны).

Мы выбрали трассу М-4 «Дон» по рекомендациям знакомых, поскольку на ней много новых участков, по которым просто приятно ехать. К тому же на этой трассе можно не особо заботиться ни о ночлеге, ни о запасе бензина, ни о продуктах. На дороге достаточное количество объектов инфраструктуры. Конечно, это не самый короткий путь, но зато есть возможность выбрать, через какой таможенный пост проходить: в Керчи, Таганроге либо (как сделали мы) в деревне Новобелая Воронежской области.

Почему важен вопрос о том, какой таможенный пост выбрать? Практика показывает, что, сэкономив время в пути, можно легко потерять его, застряв на таможне этак часов на восемь... Мы были с маленькими детьми, и одна мысль о восьмичасовой стоянке в автомобильной очереди отбивала всякую охоту двигаться по основным маршрутам. Наш навигатор SHTURMANN c одноименной навигационной программой пытался отправить нас для пересечения государственной границы в Таганрог. Пользование навигационной программой осложняло то, что в ней не предусмотрена прокладка маршрута через промежуточные точки. В итоге, чтобы не остаться без навигации, пришлось вводить маршрут кусками.

Вернемся к поездке

КПП платного участка трассы М-4

Под Липецком автолюбителя ожидает фрагмент будущего, а именно платный участок трассы длиной 50 км и стоимостью 55 рублей для легкового автомобиля. Тем, кто не хочет платить, предлагается проехать через несколько населенных пунктов (Задонск и село Хлевное). Через полчаса езды платное счастье закончилось, и мы решили остановиться покушать в кафе-мотеле «Русь» (460 км трассы М-4 «Дон», участок Москва-Воронеж, сразу после платного участка дороги, на повороте к селу Конь-Колодезь). Это небольшой комплекс из мини-отеля, кафе, охраняемой и неохраняемой стоянок. Первая предназначена для тех, кто останавливается на ночь. Цены по московским меркам вполне приемлемые: 1000 рублей за двухместный номер, правда, без удобств. За удобства придется доплатить еще 700 рублей, при этом в комплект войдет еще и кондиционер.

Почти 500 километров позади

Кафе мотель Русь на трассе М-4 Дон под Липецком

Отдохнув и дав детям погулять, трогаемся дальше. Примерно через десять километров начинаются пробки, продолжающиеся до самого Воронежа. К Воронежской окружной дороге подъезжаем уже в сумерках.

До Новобелой планировали ехать через Россошь, но навигатор упорно отказывался прокладывать маршрут через него, считая, что лучше идти по трассе М-4, сворачивая с нее лишь на минимальном удалении от села. Несмотря на то что наш вариант был длиннее на 70 км, двигаемся по нему, поскольку перспектива плутать ночью по второстепенным дорогам не радовала. По всей трассе ведутся интенсивные дорожные работы, не прекращающиеся и ночью. Хорошо, что временное дорожное движение предусматривает участки, на которых можно обогнать идущую впереди фуру. Но все равно движение достаточно нервозное.

Свернув с трассы в районе Богучар, попали на вполне приличные второстепенные дороги. После трассы полотно кажется слишком волнистым, но по движение по нему со скоростью 90-100 км/ч не вызывает дискомфорта. Отрадно, что на дороге нет крупных ям и неровностей, так что до деревни Новобелая мы доезжаем с нормальной крейсерской скоростью. Навигатор отказывается вести нас чрез границу, предлагая ехать в деревню через таганрогский пост. Никаких указателей, обозначающих границу, на дороге, естественно, нет, поэтому пришлось брать в руки бумажную карту и ориентироваться по сторонам света.

Три часа ночи. Мы уже на таможне

Атмосфера на таможенном посту напоминала домашнюю. На российской территории (как, впрочем, и на украинской) ночная смена состоит всего из трех человек. Один заполняет документы, второй осматривает автомобиль, третий еще раз проверяет документы непосредственно на переходе. На украинской все практически так же, только необходимо еще заполнить миграционную карточку. Пассажиры машины, следовавшей перед нами, предложили сделать это пограничнику, на что тот радостно согласился и даже предложил свои услуги нам, мотивируя тем, что мы все равно ошибемся при заполнении.

Так и произошло: из-за ошибки в одном пункте нам пришлось переписать карточки. Но даже с этой небольшой задержкой весь переход занял у нас полчаса. Поскольку после перехода границы мы перевели время на час назад, оказалось, что мы еще и выиграли.

Украина. Луганская область

С трассы виднеются подъемники угольных шахт

Дорога со стороны Луганской области к таможенному посту сразу показала, что мы въехали в другую страну. Если на российской стороне ночью можно было ехать со скоростью 100 км/ч, то на украинской выше 60 км/ч развить не получалось. Покрытие было в ямах, которые периодически перекрывали все полотно дороги.

Несмотря на теоретическою подготовку, мы забыли о рекомендации залить перед границей полный бак бензина. Первая заправка попалась на расстоянии 20 км от поста, но мы ее пропустили, поскольку были морально не готовы покупать бензин по 36 рублей (10 гривен) за литр, а также из-за недоверия к заправкам бренда ТНК. Но это было неправильное решение...

На местных дорогах ямы исчезли, однако качество полотна все равно оставляло желать лучшего. Устойчиво машина шла только на 90 км/ч, при более высокой скорости она уже не ехала, а подпрыгивала по неровностям дороги.

При въезде в Старобельск навигатор начал немного чудить: дорогу прокладывал через лес или указывал не те повороты. Самое печальное, что заправок рядом не было, а индикатор недостатка топлива горел уже на протяжении почти двадцати километров. Поэтому мы решили отказаться от новомодных средств электронной навигации и воспользоваться проверенной народной мудростью, гласящей о том, что язык до Киева доведет. В итоге уже через десять минут мы заправлялись на ведомственной заправке. Как выяснилось позже, до «нормальной» АЗС мы не доехали всего километр...

Лаванда, Крым

Проехав еще немного, остановились отдохнуть. Дети пошли гулять в поле, водитель направился спать, а техническая поддержка в лице тещи, вооруженной баллончиком с очистителем стекол с антистатиком FILL Inn FL014, принялась протирать внутреннюю сторону стекол, поскольку накопившиеся разводы слепили даже при использовании поляризационных очков.

Отдохнув, тронулись в путь. Машин в утренние часы было немного, но скорость приходилось держать в районе 90-100 км/ч из-за качества полотна. После Луганска трасса на Донецк практически по всей протяженности ремонтировалась, поэтому приходилось ехать в длинных кавалькадах многотонных грузовиков.

На форумах рекомендовали преодолевать Донецк по объездной, но наш навигатор устойчиво прокладывал все маршруты через центр города, видимо, руководствуясь принципом самого короткого маршрута. Поэтому при подъезде к населенным пунктам приходилось внимательно смотреть на информационные знаки. В Донецке явных указателей видно не было, поэтому доверялись навигатору.

За всю поездку нас лишь дважды останавливали сотрудники ГИБДД и ДАИ и оба раза в районе Донецка. Первый раз нас остановили на посту и поинтересовались обилием оборудования на лобовом стекле. Во второй раз сотрудник ДАИ, с которым нам довелось пообщаться непосредственно в Донецке, оказался более меркантильным и пытался выбить с нас признание: сначала в неправильном проезде перекрестка, потом в провозе запрещенных предметов. Видя, что мы не сдаемся, он наконец поинтересовался, не находится ли воитель в состоянии алкогольного опьянения. На этом встреча с работниками жезла у нас закончилась.

Следующий отрезок пути от Донецка до Мариуполя особо ничем не запомнился, дорога была неплохая, местами шел заплаточный ремонт, так что приходилось смотреть в оба, чтобы не влететь в подготовленную дорожниками яму. Зато на подъезде к Мариуполю нас встретила картина в индустриальном стиле эпохи ХХ века: виды Азовского сталелитейного комбината со множеством труб разной высоты и диметра, с многокилометровыми цехами цвета железной окалины и с запахом сероводорода. Насмотревшись, мы лишний раз порадовались тому, что будем отдыхать вдалеке от всего этого.

Мариупольский металлургический комбинат

Сворачиваем в сторону Мелитополя. Дорога на этом участке хорошая, машин немного. Пару раз дорожные знаки и навигатор противоречили друг другу: по знакам необходимо было объезжать населенный пункт, а SHTURMANN Link 510 Wi-Fi предлагал двигаться через центр. Приходилось ориентироваться по знакам, поскольку отговорка «я ехал по навигатору» стражами порядка как уважительная не воспринимается.

Объехав Мелитополь по окружной, поворачиваем на Джанкой. И примерно через 90 км въезжаем на Сивашскую косу. На границе полуострова Крым нас встречает памятник - зенитная батарея, напоминающая о тех, кто сражался здесь во время войны.

Северо-Крымский канал

Машин становится значительно меньше. Любуясь пейзажами, а также растущими по дороге шелковицей и черешней, в спокойном темпе доехали до первого моста через Северо-Крымский канал, а через 4 километра свернули налево, в сторону Феодосии. Далее мы будем двигаться вдоль канала, периодически пересекая рукотворную реку. Лишь после села Красносельское наши пути разойдутся, и именно там в первый раз мы увидим на горизонте крымские горы.

На этом участке навигатор сработал как нельзя лучше. Если ехать по указателям, то пришлось бы прокладывать маршрут через Феодосию, далее следуя по каналу. Подчинившись требованиям «штурмана», мы свернули в одной из деревень и сократили путь километров на 40, проехав через село Первомайское.

Обогнув гору Клементьева, проехали через большие ворота Коктебельского коньячного завода «Страна коньяков». Еще 15 километров - и мы у цели нашего путешествия, села Курортное.

Автомобиль на отдыхе - необходимость

набор инструмента OMBRA OMT101S на ремонте

Не успев за три дня насладиться крымским солнцем, попадаем в полосу невезения. Мало того, что пришел шторм, температура воздуха выдала региональный рекорд, упав до 13 градусов, так еще и температура воды стала такой же, упав с 21 градуса. Не то что купаться, ноги мочить было холодно, это в конце июня! Отдыхающие ходили, надев на себя по три майки, неформалы, тусовавшиеся в Лисьей бухте, сбились в тесную кучку на набережной Курортного, напоминая своими дредами взъерошенных воробьев. Выручала только экскурсионная программа, которой мы посвятили эти дни.

Вернувшееся тепло принесло облегчение в плане одежды, но вместе с тем и большую проблему: дети хотели купаться! Держать их рядом с морем в сложившейся ситуации было очень трудно, на грани родительского подвига.

Консультации с местными таксистами, а также метеосайты привели к неожиданному решению - ехать на Азовское море, температура воды в котором составляла на тот момент 23 градуса. Таксисты сказали, что дорога хорошая, асфальтовая, а до ближайшей точки на берегу всего 70 км.

Утром сразу после завтрака сели в машину и отправились в село Каменское, которое находится у начала Арабатской стрелки. Прокладку пути доверили навигатору. Первая часть маршрута проходила в сторону Феодосии, затем в сторону Джанкоя (знакомый нам участок по пути к морю, только тогда мы свернули раньше, у села Красносельское). Далее в сторону от Черного моря, и километров через десять надо свернуть в селе Владиславовка по указателю на Каменское. Затем дорога пошла вдоль полей. Неожиданно асфальт закончился, и началась щебенка. Километров пятнадцать по ней - и мы выходим к селу Каменское. Как выяснилось позже, местные водители говорили о другой дороге, на самом деле полностью асфальтированной, но чтобы на нее выехать, нужно было проехать через Феодосию в сторону Керчи и примерно после 20 километров вдоль берега Черного моря повернуть налево в селе Батальное. Эта дорога километров на десять длиннее, зато гладкая.

Вид со смотровой площадки биостанции, Карадаг, Крым

Поскольку мы ездили купать детей на Азов каждый день и разведали дорогу, то смогли испробовать оба пути. Тех, кто не боится грунтовки и готов поехать по короткому маршруту через поля, ждут карповые пруды с платной рыбалкой, хищные степные птицы канюки и лавандовые поля. Те, кто предпочитает асфальт, увидят рядом с Приморским затон с дикими лебедями и куликами, бродящими по илу, корабли на рейде Феодосии, а в селе Батальное - аистов, которые гнездятся прямо рядом с дорогой. Мы наблюдали за тремя птенцами и снующими за пищей родителями. Аисты образуют пару на всю жизнь и предпочитают гнездиться в одном месте.

После проезда по щебеночной дороге пришлось воспользоваться взятым с собой набором инструментов OMBRA OMT101S, поскольку потерялась связь с установленным радар-детектором SHO-ME R-500. Оказалось, что из-за вибрации ослаб контакт на выносном блоке антирадара. Пришлось снять радиаторную решетку и подтянуть винтовые зажимы. Работоспособность системы после этого восстановилась.

Обратная дорога

Назад мы поехали другим путем. Гривен у нас хватало всего на две заправки, тогда как при следовании через Новобелую на территории Украины пришлось бы заправляться три раза. Поэтому после Мариуполя мы поехали не на Донецк, а на Таганрог.

Перед поворотом на Мариуполь, перед Мелитополем, есть кафе «Корчма козацький мед», где можно вкусно покушать и отдохнуть.

Перед поворотом на Мариуполь, перед Мелитополем, есть кафе «Корчма козацький мед»

Выезжали с Украины в три часа ночи. Разница между таможенными постами была разительная: тут уже никаких «здравствуйте» и «пожалуйста». Рядом с нами стоит автобус, следующий с Украины, из него вытаскивают багаж и все проверяют. Мы с нашим семейным авто проходили в категории «взять нечего», потому отделались лишь целлофановым пакетом, в котором позже из автобуса в будочку с таможенниками было принесено несколько бутылок вина. Потока легковушек в российскую сторону не было, и мы были первыми в очереди. Россия также встречала нас лающими окриками и предложением перетрясти автомобиль в поисках вина. Мы не возражали, но стражам наших рубежей стало лень реализовывать свои угрозы.

Приятные ощущения от хорошей дороги с разметкой и ограждениями. Мы торопились, чтобы проехать Ростов-на-Дону как можно раньше и не попасть в пробки. Это нам удалось, и в полшестого утра мы уже выезжали из города (отметив, что надо бы снова съездить туда). Проходили город по указанию навигационной программы SHTURMANN, проблем не возникло.

 

Дорога к дому всегда короче, чем от него, но у нас случилось по-другому. Поскольку возвращались мы в воскресенье, пробки в сторону Москвы начались еще под Воронежем. Фуры стояли плотными рядами. Двухполосных участков было мало, практически все время шли в колонне. Воронежская кольцевая стала последней каплей. Когда мы увидели знак «Пляж» и вывеску кафе «Багратиони», без раздумий въехали на парковку, выскочили из машины и помчались купаться. Вода в Воронежском водохранилище почти такая же теплая, как в Азовском море, пляж оказался песчаным, а берег - к радости детей - пологим.

Пообедали в кафе. Куриный суп сварен из бульонных кубиков, а вот салат и второе неплохие. Отдохнув на пляже еще пару часов, тронулись дальше. До Москвы оставалось 500 км.

Следующий неприятный сюрприз нас ждал в 20 километрах от столицы. Каширка оказалась забитой автомобилями из-за ремонта трассы. Воспользовавшись сервисом «Яндекс.Пробки» в навигационной программе SHTURMANN, мы уверенно свернули - и через пару километров уперлись в хвост пробки. Навигатор показывал зеленый маршрут, а по факту проехать было нельзя. Пришлось выбирать между пробкой на автостраде и пробкой на объездной дороге. Решили вернуться на Каширку. В итоге в воскресенье ночью путь по подмосковным дорогам в 100 км отнял у нас почти четыре часа!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Карадаг, Крым

Автомобиль и его пассажиры преодолели почти 5000 км. Средний расход топлива был 11 литров на 100 км.

Навигационная программа SHTURMANN оказалась на высоте. По функциональности ей можно поставить твердую четверку. Самый весомый плюс - наличие в комплекте карт девяти стран, за которые другие разработчики навигационных программ требуют деньги.

Очень хорошо себя показал набор инструментов OMBRA OMT101S, позволивший в нужный момент выполнить небольшой ремонт автомобиля.

Хоть мы и не из тех, кто летит по трассе сломя голову, хорошую помощь нам оказал радар-детектор Sho-Me 685. По нашему мнению, это один из самых удачных радар-детекторов, выпускаемых под маркой Sho-Me.

После поездки мы воспользовались оставшейся частью набора автохимии FILL Inn. Автомобиль пришлось тщательно оттирать от насекомых, скопившихся в огромных количествах на его передней части. Тут как нельзя кстати пришлось средство для очистки от почек и следов насекомых FILL Inn FL053. Триггерный распылитель и хорошее очищающие свойства позволили быстро справиться с загрязнениями.

Не обошлось и без применения средства для химчистки салона FILL Inn FL054. Дети есть дети, и ругайся ты на них или нет, но следы своего пребывания в виде раздавленной шоколадки или жирного пятна от котлеты они все равно в салоне оставят.

Отдельный респект автохолодильнику CoolFreeze CDF-35! На море в нем ехали продукты, и он уверено сохранил их свежесть на протяжении всего пути, ну а на обратной дороге мы сложили в него крымское вино.

Карадаг, Крым


Статьи по теме