Перспективное меню технологий от BMW
Лет тридцать назад портрет классического покупателя BMW в Европе выглядел так: это был хорошо обеспеченный человек, знающий толк в управлении автомобилем и езде за рулем. Но сегодня в рядах покупателей BMW подобных людей становится меньше и меньше. Теперь большинство клиентов рассматривают покупку BMW иначе - как приобретение дорогого и статусного автомобиля, напичканного электронными системами, для банального перемещения по городу и шоссе.
И BMW это отлично понимает! Именно поэтому каждое последующее поколение их модели становится все сильнее напичкано электроникой. Для большинства людей - подобный вектор развития понятен и очевиден, для истинных ценителей BMW, из старой гвардии поклонников бренда - нет. Но ответ кроется в том, что их меньшинство. Людей, желающих ездить без участия электронных систем, - мало. А идти вперед, опережая конкурентов, - необходимо. Это подтверждают даже сами конкуренты, то есть дилеры ягуар.
Специально для этого в Мюнхене у BMW есть собственный исследовательский центр, в котором придумываются, испытываются и реализуются идеи будущего. Там завтрашний день уже наступил сегодня: автомобиль сам напоминает о своем местонахождении на карте в мобильном телефоне и готовит к вашему приходу нужную температуру в салоне. Вы включаете лазеры фар, легким пассом руки в воздухе открываете меню бортовой системы, навигация рисует стрелки подсказок прямо на дороге, а система безопасности предугадывает все риски на две минуты вперед.
Система RTTI (Real Time Traffic Information) будет работать на опережение, на шаг вперед. Ее задача - заглядывать вперед на две минуты или на ближайшие 500 метров пути. На сегодня это максимально достижимые показатели, хотя в будущем инженеры могут повысить ее возможности. В своей работе RTTI будет опираться на протокол мобильной связи GSM, с помощью которой система сможет периодически обмениваться данными с другими машинами на дороге. По этим сигналам можно судить, с какой скоростью движется автомобиль, где застрял в пробке или попал в аварию. Примечательно, что по европейским законам с 2015 года каждая новая машина должна иметь передатчик, автоматически подающий в эфир сигнал о срабатывании подушек безопасности. Кроме этого, RTTI дополнительно должна взаимодействовать с дорожной инфраструктурой, полицией, ремонтными бригадами и прочими участниками организации дорожного хозяйства. Все данные системы будут отображаться вместе с информацией навигационного интерфейса и непрерывно советовать водителю, как маневрировать, с какой скоростью и каким маршрутом лучше ехать.
Немецкие инженеры работают и над повышением интеллекта бортовой навигации, которая будет прокладывать маршруты следования, опираясь на показатели RTTI, стараясь провести автомобиль по зеленой волне светофоров, а если поймет, что из-за пробок владелец опаздывает на встречу, предложит пересесть на общественный транспорт, попутно подсказав нужный номер маршрута и ближайшую остановку. В этой связи интересно посмотреть на реакцию русского владельца BMW, который неоднозначно, и скорее всего, с оскорблением воспримет предложение о пересадки с автомобиля в общественный транспорт. В дополнение к этому, навигация нового поколения со временем научится рассчитывать оставшийся запас хода, а при его сильном снижении проложит путь до заправки, попутно выведя на лобовое стекло прайс-листы ближайших заправок. А еще будет знать, где ближайшие к вашей цели свободные места на парковках!
Но на ветровое стекло будут выводиться не только цены, а вся информация с навигации. На смену нынешнему проектору Head-Up Display у BMW придет новые, способный выводить «на дорогу» значительно больше число информации. Главная сложность - расположенный на передней панели проекционный экран, который должен быть минимум вчетверо больше нынешних, который не просто удобно расположить в интерьере автомобиля. На лобовое стекло будут проецироваться и контуры пешеходов, оказавшихся в темноте в потенциально опасной зоне перед машиной. Забота об их обнаружении возложена на систему ночного видения Night Vision, появившуюся в 2008 году на BMW 7-й серии. Примечательно, что у BMW и Audi для этого используются пассивные телевизоры, а у Mercedes-Benz - с инфракрасной подсветкой. Мерседесовская система видит не так далеко, как у конкурентов. Она ограничена силой силой ИК-излучателя и для его работы требуется дополнительный 100-ваттный источник питания. Зато «на ближних подступах» (до 80 метров) распознавание объектов и качество картинки у Мерседеса лучше.
Экспериментально, и Mercedes-Benz, и BMW предлагают подсвечивать неосторожного пешехода световым пучком, но реализовано это у них по-разному: у Мерседеса для этого будет косить в сторону одна из фар ближнего света (поэтому если мимо пешехода будут проезжать машины, система не сработает из-за опасности ослепления их водителей), а BMW собирается использовать дополнительную светодиодную фару с дальностью до 100 м.
В Мюнхенском исследовательским центре работают и над новыми фарами головного света. С появлением нового Audi A6 (C7) автомобильная пресса всех стран заявляла о прорыве ингольштадских инженеров, применивших полностью светодиодные фары головного освещения. А баварцы из BMW работают над лазерным светом! Он уже был показан во Франкфурте на «концепте» BMW i8. Технология их работы весьма сложна и от того - дорога. Синий луч, исходящий из полупроводникового лазера, проходя сквозь пластину из флуоресцентного фосфорсодержащего люминофора, преобразуется в чистый белый свет и рассеивается миниатюрным оптическим элементом. Зато лазерные фары экономичнее не только «ксенона», но и почти в два раза - обычных светодиодов: на каждый затраченный ватт энергии они генерируют не 100 люменов, а 170.
Интернет - еще одна серьезная тема, над которой работают не только в BMW, но и в исследовательских центрах других автопроизводителей. В BMW за Интернет отвечает ConnectedDrive - интерфейс, который соединяет водителя с комплексом программ безопасности, комфорта и развлечений. Бортовая электроника будет тесно связана со смартфонами - пока в BMW работают с двумя платформами, Apple iOS (iPhone, iPad) и Android (операционная система Google, которую используют Samsung, HTC и другие). Все просто: вы подключаете смартфон, планшет или плеер к разъему и управляете привычными функциями и приложениями при помощи бортового экрана, джойстика iDrive или кнопок на руле. Вдобавок смартфон можно будет использовать вместо брелока сигнализации или как пульт дистанционного управления - контролировать состояние автомобиля и искать к нему дорогу на большой стоянке при помощи карты, запускать двигатель и включать климат-контроль. Но и собственный компьютер автомобиля сможет работать вполне самостоятельно, давая доступ к веб-радио, электронной почте, календарям, Facebook, Twitter, Google... Список можно расширять до бесконечности. Чтобы в нем не запутаться, в BMW придумали специального помощника, который некоторое время изучает ваши привычки и пристрастия, а затем, продолжая постоянно учиться, при помощи карусели значков на центральном дисплее, как опытный дворецкий, постарается предложить все необходимое «точно вовремя»: в выходной - любимую передачу, музыку или сводку погоды, по дороге на работу - новости или электронную почту. Причем тексты писем, календаря или микроблогов он умеет читать вслух.
Синие лазерные лучи из источников (1), отразившись в зеркалах (2), попадают на элемент из фосфорсодержащего материала (3) и преобразуются в белый свет. Сформированный линзой (4) световой пучок рассеивается отражателем (5).
При потенциальной опасности столкновения две поворотные светодиодные фары смогут освещать и сопровождать пешеходов начиная с расстояния 100 м.
У BMW 5 GT (слева) включены ксеноновые фары, у концепт-кара BMW i8 - лазерные
Обнаружив неосвещенного пешехода, система ночного видения будет проецировать его силуэт на лобовое стекло
В меню системы iDrive появятся характерные для коммуникаторов иконки
Меню электронной почты или календарь - примерно такие же, как в нынешних операционных системах компьютеров Mac или PC.
Дисплей BMW демонстрирует скорость... нет, не автомобиля, а приема и передачи интернет-данных!
Погрешность при определении координат не более пяти метров позволит системе RTTI оценивать опасность и давать советы даже в подобной ситуации.
С такой проекционной системой не промахнуться мимо нужного съезда - он подсвечивается синим прямо в лобовом стекле!
Для приема и передачи информации в формате 4G под обтекателем будет прятаться блок из четырех антенн, а под обивкой крыши - плата с электроникой.
Концептуальный лазерные фары BMW.
Текст: Роман Харитонов
Фото: фирмы BMW