21.01.2014

Citroёn: Что было и что будет

Ситроен организовал ежегодную конференцию, посвящённую обсуждению результатов компании за минувший 2013 год и амбиций на предстоящий 2014. Будут ли новые модели, на какую модель возлагаются надежды, сколько продано машин и сколько будет, что самое популярное?

Накануне Ситроен организовал ежегодную конференцию, посвящённую обсуждению результатов компании за минувший 2013 год и амбиций на предстоящий 2014. Будут ли новые модели, расширится ли модельная линейка, появятся ли новые кроссоверы, на какую модель возлагает надежды компания, сколько машин продано, что покупается лучше всего? Ответы на все эти и многие другие вопросы давал руководящий состав Citroёn в России, в том числе и генеральный директор Жан-Луи Шамла.

Минувший год для Citroёn оказался не столь успешным, как планировали в самой компании на такой же конференции год назад. Ведь тогда в начале 2013 Citroёn планировал увеличить объем продаж на 30%, несмотря на сложную ситуацию на рынке в целом. А в итоге получилось даже 12-процентное падение продаж по сравнению с 2012 годом, то есть компания практически вернулась к уровню продаж 2011 года. Во многом это произошло из-за мирового кризиса, который не обошел и Россию. К тому же, если проанализировать то, как развивался рынок в минувшем 2013 году, то можно увидеть, что росли сегменты бюджетных авто Low Cost и премиум, а вот продажи традиционных седанов и хэтчбеков  гольф-класса упали на 12% и 30% соответственно. Кроме того, у конкурентов имелись большие запасы нераспроданных автомобилей. И, несмотря на то, что в целом Ситроен пострадал больше по сравнению с некоторыми другими производителями, в конце года продажи все же выросли на 10% на фоне всего 4%-ного общего роста рынка.

По итогам минувшего года доля Citroёn на российском рынке составляет 1,05%. Однако важно, что теперь Ситроен стал российским производителем, благодаря новинке С4 седан, собираемой в Калуге бок о бок с Peugeot 408.

Тем не менее, за 2013 год в России было продано 28 961 автомобиля, из которых 17%  (примерно 4920 машин) составлял коммерческий транспорт. Важным фактором успеха является постоянно расширяющийся модельный ряд на базе линейки Citroёn Jumper. Прежде всего, это различные варианты автобусов и грузопассажирских фургонов: автобус городского типа, автобус для междугородних сообщений, маршрутные такси, пассажирский автомобиль 8+1, автомобиль скорой помощи, изотермический фургон, промтоварный фургон, тентованный фургон, бортовая платформа.  Доля рынка Citroёn Jumper  в 2013 году составила 10% в своем сегменте, а его продажи в 2013 году выросли на 9%.

Примечательно, что в сентябре 2013 года на выставке “Комтранс” Citroën представил новику - Citroёn Jumpy, этот автомобиль занимает место между Citroën Berlingo и Citroën Jumper и призван укрепить позиции Citroёn в сегменте коммерческого транспорта в будущем. Этот автомобиль так же, как и Jumper уже модифицируется, например, под автомобиль скорой помощи.

Что касается линии DS, которую Ситроен выделяет особо, то в прошлом году было продано около 1800 автомобилей, 73% из которых приходится на долю DS4. Надо сказать, что рост продаж автомобилей DS наблюдается во всем мире. Например, в Великобритании на долю DS приходится 40% всех продаж марки, а на родине во Франции, модели линии DS опережают по продажам премиальные немецкие бренды.

Далее перейдем к разговору о самом массовом сегменте в модельной гамме Ситроен – автомобили С-класса. В первую очередь это, появившиеся в России в первом полугодии 2013 года C-Elysee и C4 седан. Наибольшие надежды, конечно, возлагались именно на последнюю модель, которая собирается на производственных мощностях на заводе в Калуге, и поэтому является стратегически важной моделью для компании. Именно на долю C4 Седан во втором полугодии пришелся 41% от общего объема продаж компании. А к концу года этот показатель увеличился до 48 процентов. Интересно, что наиболее популярными являются не бюджетный вариант, а третья и четвертая комплектации (Exclusive и Exclusive+), что составляет 33% от объема продаж этой модели.

Если брать во внимание не только второе полугодие, а весь год, то после лидера продаж С4 седан, который разошёлся тиражом 7600 экземпляров (26%) и к концу года занял 6% своего сегмента, следует С4 хэтчбек (16%), Berlingo (14%), при этом каждая из версий является лидером в своем сегменте (коммерческая (27%); пассажирская (26%), С-Elysee и Jumper с равными долями по 12%. 

Жан – Луи Шамла, генеральный директор Citroёn в России

Приходится признать: ожидания прошлого года оказались слишком радужными - продажи автомобилей практически вернулись к уровню 2011 года. Но французы не теряют оптимизм. “Мы ставим перед собой амбициозные цели на 2014 год. В наши планы входит: увеличение продаж на 20%, что составит около 35 000 автомобилей. Это станет возможным благодаря активному увеличению продаж C4 Cедан, С-Elysee и Citroen Jumpy, а также благодаря выводу на рынок двух новых моделей: С4 Picasso и Grand С4 Picasso. Особо внимание мы будем уделять качеству обслуживания», - Жан-Луи Шамла, генеральный директор Citroёn в России.

Все мы знаем, что Citroёn является 8-кратным чемпионом мира по ралли, и с этим связана еще одна новость, приятная для любителей автоспорта. Компания приняла решение об участии в 2014 году в чемпионате мира по кольцевым гонкам WTCC с автомобилем С-Elysee. Всего пилотов в команде будет 4: два чемпиона мира (Себастьян Лёб и Иван Мюллер), один бразильский пилот и один китайский пилот. Кстати, один из 12-ти этапов будет проходить в Москве. Между тем, именно страны Латинской Америки, Китай и Россия являются приоритетными для развития, так что, быть может, недалеки те времена, когда и российский пилот появится в спортивном подразделении Ситроена.

Еще несколько слов следует сказать о программе «Citroёn Business», которая была создана для улучшения продаж и качества обслуживания корпоративных клиентов. Кампания была запущена в 2010 году и на сегодняшний момент в России существует 32 дилерских центра, соответствующих европейскому уровню и работающих по данному направлению. Благодаря программе «Citroёn Business» в 2013 году удалось реализовать более 9400 автомобилей, а это примерно 32% коммерческих автомобилей от общего объема продаж, что на 10% больше, чем в 2012 году. Во многом таких показателей удалось достигнуть благодаря модели Jumper и ее модификациям в качестве маршрутных такси и междугородних автобусов. Кроме этого, в прошлом году появилась еще и модификация школьного автобуса, которая тоже пользуется спросом. А в сентябре 2013 года Citroёn расширил предложение для корпоративных клиентов, представив Citroen C4 Cедан такси, выполненный в соответствии с  требованиями российского законодательства.

В  сентябре 2011 года в действие вступила программа продаж автомобилей с пробегом - Citroёn Select, по которой у 40 дилеров в 30 городах России можно сдать свой старый автомобиль по системе trade-in. При обмене на С4 седан, старый авто будет оценен на 40 тысяч рублей дороже, чем в другом месте. Подобное предложение понравилось покупателям: в 2013 году продажи по программе Citroёn Select увеличились на 67% по сравнению с 2012 годом, что составляет 10% (2521 машина), от общего объема продаж новых автомобилей Citroёn. В 2014 году планируется увеличить количество дилеров, работающих по программе Citroёn Select до 50.

Директор по связям с общественностью Citroen, Оксана Вершинина

Директор по связям с общественностью Citroen, Оксана Вершинина: "Россия является, естественно, одним из стратегических направлений развития. Их три на самом деле: Латинская Америка, Китай и Россия"

Многим будет интересно узнать не только цифры продаж, но и информацию о послепродажном обслуживании.

Во-первых, команда технических экспертов из России заняла третье место в первом чемпионате мира марки среди технических экспертов, в котором участвовало 27 команд. Это хороший результат, поскольку в этом деле Россия обошла даже родную для Ситроен Францию. Второе касается запчастей. Впервые в прошлом году каждый месяц проводились промоакции для клиентов, что было положительно оценено клиентами марки. И третье – услуга предоставления подменного автомобиля, появившаяся в минувшем 2013 году. На данный момент в сети дилеров имеется примерно 130 подменных автомобилей, которые предоставляются клиентам в течение всего срока гарантии взамен сломавшегося автомобиля на время ремонта.

И теперь, наконец, поговорим о развитии дилерской сети Ситроен. В прошлом году появилось 11 новых дилерских центров и на данный момент существует 64 дилера в 49 городах России. В 52 из них представлены также автомобили линейки DS, 32 представляют программу «Citroёn Business» и 40 программу «Citroёn Select». В плане приоритетов предпочтение будет отдано качеству, а не количеству. Работать планируется над непосредственно улучшением качества обслуживания. Так же будут продолжены поиски удачных практик и моделей обслуживания клиентов как в своей сети, так и у конкурентов. Активно планируется использовать инструменты измерения уровня удовлетворенности клиентов: обзвон, тайный покупатель или, например, то насколько клиенты довольны тем, как хорошо обработана претензия, если таковая случилась. И, пожалуй, самое важное – улучшение качества обслуживания и повышение уровня рекомендаций до 80-90%.

Теперь о планах компании Ситроен на 2014 год. В первую очередь, это усиление позиций на рынке седанов и коммерческих автомобилей. Во-вторых, вывод на рынок новой модели Citroёn C4 Picasso во втором полугодии, благодаря которой планируется увеличить продажи. Кроме того, возлагаются надежды на линию DS, в особенности на модель DS4. В целом в России планируется вырасти примерно на 20%, то есть плюс 6-7 тысяч автомобилей, что поможет достигнуть отметки в 35 000 проданных машин за год. Найти такое количество дополнительных клиентов поможет в первую очередь модель Citroёn C4 седан, которая в 2014 году будет продаваться на протяжении всего года, а не 7 месяцев, как в 2013, что даст прирост примерно в 6000 машин, также надежды возлагаются на фургон Jumpy, который должен привести в компанию еще одну тысячу покупателей, продажи на C4 Picasso также должны развиваться. Кроме того, как уже говорилось выше, некоторое количество новых клиентов должны принести программы по улучшению качества услуг и расширения дилерской сети.

Плюс к этому Citroёn планирует вывести на рынок новую модификацию C-Elysee, которая будет комплектоваться новым бензиновым 1,2 литровым мотором и роботизированной пятиступенчатой коробкой передач, благодаря чему это будет одним из самых выгодных предложений на рынке среди машин с роботизированными коробками. А вот ждать каких-то сюрпризов и новинок в сегменте кроссоверов пока, к сожалению, не приходится.

Текст Александра Долгих
Фотографии Натальи Парамоновой


Статьи по теме