Полигону для тестирования шин Contidrom исполнилось 45 лет
Полигон Contidrom это основной испытательный концерна Continental. Открытый в 1967 году, Contidrom изначально представлял собой высокоскоростную трассу в виде овала с двумя прямыми измерительными участками. Постепенно добавлялись все новые и новые участки, позволяющие увеличить количество тестирований шин в связи с растущими требованиями. Одновременно создавались и другие испытательные центры, такие как Арвидсъяур (Arvidsjaur) на севере Швеции, Идиада (Idiada) в Испании и Ванака (Wanaka) в Новой Зеландии.
В США, Японии и в других странах по всему миру инженеры-испытатели концерна Continental проводят испытания новинок, созданных отделом новых разработок в Ганновере, чтобы соотнеси их с требованиями конечных потребителей и производителей автомобилей. При проведении дорожных испытаний выделяются субъективные и объективные исследования. К первой группе относятся исследования, не связанные с измерительной техникой; объективными считаются все испытания, результат которых определяется с помощью измерительных устройств или зависят от них. На полигоне Contidrom работает около 90 сотрудников - от инженеров-испытателей до шиномонтажников.
Открытие полигона Контидром в 1967 году стало маленькой сенсацией - в тихой Люнебургской пустоши производитель шин концерн Continental построил свою собственную испытательную трассу. Причина проста - испытания торможения и выхода из аварийных ситуаций, которые до сих пор проводились на общественных трассах, аэродромах или закрытых участках, должны были сконцентрироваться в одном месте. При этом дорожное покрытие площадки должно было соответствовать стандартному, а возрастающие скорости (автопром не стоял на месте, и автомобили из года в год становились все быстрее) найти отражение в дорожных испытаниях. Хотя в 60-е годы наиболее распространенным автомобилем был «жук» фирмы Volkswagen, значительно выросло и количество «мускул-каров» - Opel Kapitän, Ford 20 m, Mercedes-Benz W 108/109 с рабочим объемом двигателя до 3 литров. Эти автомобили нуждались в шинах, способных не только выдержать увеличившийся вес автомобиля, но и позволявших бы развивать скорость до 200 км/ч; вместе с тем они предъявляли новые требования к ходовым качествам автомобилей.
Сенсация: высокоскоростной овал
Начало новому строительству положил до сих пор впечатляющий овал: длиной 2,8 км, с профилированными под углом 58 градусов виражами, позволяющий развивать скорость до 180 км/ч без боковой нагрузки. К изумлению посетителей испытательной площадки, водитель на глубоких виражах длиной по 900 м мог даже на такой скорости убрать руки с руля.
Однако действительно важными для испытаний шин стали измерительные участки на обоих прямых отрезках: здесь можно проводить дорожные испытания торможения и управления автомобилем при высоких скоростях на асфальте, бетоне, булыжной мостовой, а также на залитом водой прямом участке.
Максимальная скорость на овале достигает свыше 250 км/ч - таким образом, можно легко опробовать даже современные новейшие шины для спортивных автомобилей. Правда, если необходимо двигаться еще быстрее, нужно пройти испытания на других испытательных треках, например, в итальянском Нардо (Nardò), где можно развить скорость до 400 км/ч. Однако для современного тестирования шин неизменным является то, что овал в Люнебургской пустоши остается отличным проверенным местом для проведения ежедневных испытаний.
Малая трасса активной управляемости на самом деле совсем большая
Современная малая трасса управляемости длиной 1,8 км - собственно «мокрая» дистанция управляемости - была первым участком, созданным специально для движения автомобилей в предельных условиях. Созданная в 1972 году, она имеет несколько поворотов под углом в 90 градусов, а также знаменитый поворот «собачий хвост», на котором необходимо резко сбросить скорость. Специальные устройства позволяют весь этот участок равномерно орошать водой.
В настоящее время эта дистанция используется сотрудниками в основном для проведения субъективных тестов шин, направленных на реакцию на рулевое управление и курсовую устойчивость на мокрой дороге, однако здесь также регулярно проводится тестирование шин для мотоциклов.
Большая трасса активной управляемости: в поворот со скоростью 160 км/ч
Летом 1995 года начались первые дорожные испытания на большой «сухой» трассе управляемости. При длине 3,8 км здесь можно развивать скорость гораздо выше 160 км/ч, ширина участка составляет от семи до десяти метров. Автомобили с мощными двигателями получили новую трассу, позволяющую в месте соединения переходить с овала на большую трассу активной управляемости. Дополнительно имеется поперечное соединение между большими поворотами для получения дополнительных динамических возможностей.
Благодаря своему высокоскоростному потенциалу трасса полюбилась не только инженерам-испытателям: ее часто выбирают редакционные команды специализированных автомобильных изданий для проведения тестов шин и автомобилей. Телевизионным командам особенно интересны уникальные маневры на поворотах, позволяющие создавать зрелищные эпизоды для кинофильмов.
Внедорожная трасса - по корням и камням
В 2003 году на полигоне Контидром появилась и внедорожная трасса. На этом участке, состоящем из различных перекатов, откосов, ям и промоин, есть все условия для тестирования шин для внедорожников, универсалов и спортивных автомобилей. Несмотря на свою относительно небольшую протяженность в 600 м, она предлагает достаточно возможностей для тестирования шин в такого рода условиях. Правда, более серьезные испытания проводятся на тестовом полигоне Continental в техасском Увальде (Uvalde), где для тестирования шин 4x4 имеется еще больше возможностей.
Круговые трассы - по кругу до потери сцепления
Две круговые трассы различного размера прежде всего предназначены для испытания шин на мокрой дороге. На первой трассе диаметров 200 м главным образом моделируется ситуация аквапланирования на поворотах, вторая трасса оснащается различными дорожными покрытиями, которые могут орошаться водой. В реальной жизни обе ситуации являются критическими для любого водителя, поэтому при разработке и тестировании шины они должны привлекать к себе особенное внимание.
Сбрасывающий круг - когда резина слетает с колесного обода
Что происходит, когда полностью нагруженный автомобиль с пониженным давлением воздуха в шинах должен объехать препятствие? Все очень просто: нагрузка на шину на внешней стороне поворота существенно увеличивается. Для определения возможных нагрузок легковой или грузовой автомобиль движется со скоростью точно 55 км/ч по кругу. С каждым кругом давление воздуха в шинах уменьшают на 1/10 бар - до тех пор, пока шина буквально не начнет соскакивать с обода. Результат позволяет сделать вывод о запасе безопасности шины при медленной потере давления воздуха.
Рельсовые трассы - точно по следу
На рельсовых трассах полигона Contidrom, введенных в эксплуатацию в 1985 году, можно проводить тесты на торможение и аквапланирование. Чтобы разница в коэффициенте сцепления с дорожным покрытием не искажала результаты тестов, испытываемые автомобили устанавливаются на монорельс. Тестирование тормозного пути проводятся на бетонном и асфальтовом покрытии, а также в «ванне» для тестов на аквапланирование. Результаты фиксируются и распечатываются измерительным блоком, установленным в автомобиле. При этом измеряются результаты на различных основаниях. При испытаниях на аквапланирование определяется, когда автомобиль при заранее определенном уровне воды и скорости больше не может отводить воду из контурной площади контакта с поверхностью и начинает «плыть».
Участки замера уровня шума - двигаться бесшумно
Чтобы мобильность причиняла минимальный вред окружающей среде, шины должны не только обладать низким сопротивлением качению, но и бесшумно вращаться. Это свойство исследуется на двух измерительных участках, расположенных на некотором удалении от остальных трасс. Здесь определяется шум от качения шин и движения автомобиля. На нормированных дорожных полотнах проводятся внешние и внутренние измерения, для этого двигатели, коробки передач и приводы автомобилей шумоизолируются, что позволяет измерить только шум при качении шин. На этих трассах можно оценить шумовые характеристики шин для легковых и грузовых автомобилей, а также для автобусов.
С 1967 года протестировано почти два миллиона шин
Со дня своего основания Contidrom является неотъемлемой частью научно-исследовательского подразделения концерна Continental. С 1967 года здесь было протестировано почти два миллиона шин для легковых, грузовых автомобилей и мотоциклов. Количество тестов и требования к ним постоянно растет. Это достаточная причина для того, чтобы для холодного времени года иметь альтернативный вариант: на техасском полигоне Увальде, принадлежащем подразделению General Tire (вошел в состав концерна в 1989 году), с этой целью была создана малая трасса активной управляемости, большая и малая круговая трасса, а также рельсовые трассы, позволяющие сделать результаты тестирования взаимопередаваемыми и создать одинаковые условия для инженеров-испытателей. Конечно, не все тесты шин проводятся исключительно на полигоне Contidrom - даже по климатическим условиям эффективное тестирование зимних шин здесь невозможно. В период между весной и поздней осенью инженеры-испытатели компании тестируют новые шины в Витце-Йеверсене, здесь же все чаще проводят анализ новых компонентов ходовой части сотрудники подразделения Автомобильных Систем Continental.
С запуском в 2012 году новой установкой AIBA для тестирования торможения появились дополнительные возможности. В результате, шины с полигона Contirdom в Витце-Йеверсене в будущем будут испытываться на ультрасовременных установках.
Излюбленное место для проведения мероприятий
Благодаря своим многочисленным возможностям полигон Contidrom всегда был и остается популярным местом проведения различных мероприятий. В середине 80-х годов на полигоне устраивали мотогонки, а в настоящее время здесь все чаще проходят форумы по дорожной безопасности и Дни Открытых дверей. К примеру, в декабре 2000 года здесь выставлялся вызвавший всеобщий интерес 30-метровый автомобиль, представленный в шатре длиной 600 м. Со скоростью 100 км/ч испытательный автомобиль при полном торможении прошел до остановки всего менее 30 м и благодаря своим сложным шинам и согласованной электронике сэкономил примерно 25 процентов тормозного пути. Contidrom со своими многочисленными возможностями - это не просто тестовый полигон, это технологическая визитная карточка концерна Continental.