Все дело в установке
Чего только не предлагают производители автомобильных охранных систем автолюбителю: иммобилайзеры и GSM-модули, GPRS-мониторинг и поисковые маяки, системы с диалоговым кодом и slave-системы c CAN, не говоря уже о различных блокираторах капота, КПП, тормозной системы и рулевого управления...
Разобраться в этом обилии систем, схем их подключений и взаимодействии непрофессионалу становится все сложнее. Что уж говорить про грамотную и надежную инсталляцию выбранного оборудования в современный автомобиль, нафаршированный электроникой от колеса до кончика крыши. При этом в России не существует ни одного учебного заведения, в котором профессионально обучали бы установке автомобильного охранного комплекса. Практически все, кто сейчас занимается этим, - самоучки или же обучались своей профессии непосредственно на рабочем месте у более опытных наставников и коллег.
Более того, в России даже не было издано ни одного учебного пособия, откуда начинающий мастер мог бы почерпнуть азы мастерства или к которому можно было бы обратиться за помощью. Лишь пару лет назад участники рынка стали задумываться о необходимости создания такого учебного пособия. Первой, кто смог реализовать эту идею, стала компания «УльтраСтар», представившая год назад подготовленный к печати макет книги «Азбука установщика» и выпустившая в этом году бумажную версию.
При всем при этом рынок развивается, а сложность охранных систем, как, впрочем и электросети автомобиля, только возрастает. Самым «тонким» и непредсказуемым звеном в цепочке «производитель - потребитель» на рынке охранных систем является инсталлятор. Тот человек, который непосредственно общается с потребителем и устанавливает систему на его автомобиль.
Журнал «АвтоДела» неоднократно затрагивал в своих публикациях эту тему: объяснял, как выбрать установочную студию, выставлял предварительные оценки и тестировал сервисы по установке автомобильных сигнализаций. Мы намерены продолжать эту работу.
Надо сказать, что и сами игроки рынка - производители систем для охраны автомобиля - как никто другой понимают эти проблемы. Компания «УльтраСтар», производитель охранных систем StarLine, решила подойти к решению вопроса оригинально. Совместно с «Академией Безопасности» они организовали всероссийский конкурс установщиков автомобильных сигнализаций «Мастер - Золотые руки», проходивший с 25 по 30 августа 2011 года в Санкт-Петербурге.
Заявки на конкурс принимались от установщиков дополнительного оборудования. Чтобы попасть на конкурс, необходимо было выполнить домашнее задание, которое высылалось всем, кто прошел электронную регистрацию, и отправить его организаторам.
Всего на участие в конкурсе «Мастер - Золотые руки» было подано 400 заявок, на основании которых организаторы отобрали 100 человек, приехавших на очный тур в Санкт-Петербург.
Конкурс состоял из нескольких этапов, каждый из которых позволял оценить как профессиональные качества конкурсантов, так и их организаторские и ораторские способности.
День первый. Технический
Первый день конкурса был самым сложным для участников. Это был день технических соревнований. Ставилась задача выявить тех конкурсантов, кто умеет быстро и качественно выполнять несложные технические действия, регулярно используемые при монтаже автомобильного охранного комплекса.
При этом изюминкой, превращавшей простую операцию в сложную, был строгий лимит времени на ее выполнение, учитывалось не столько количество сделанной работы, сколько ее качество. Участники сверлили отверстия в металле, паяли и скручивали провода, искали ошибки в электронных схемах, настраивали сигнализации, а также проходили тесты на знание теории. Всего каждый из них выполнил 15 технических заданий, побывав на 15 «станциях». Все это проходило не только в высоком темпе (без которого было просто не обойтись), но и с большой долей юмора. Чего только стоили названия заданий: «Змей Горыныч и медный таз», «Фейсом об тайбл», «КАП-CAN».
Напряжение среди участников было высочайшим. Практически у всех дрожали руки, и часто простые операции, которые в обычной жизни считаются пустяковыми, усложнялись до невыполнимого уровня. И, как в спорте, выигрывал тот, кто, отбросив все эмоции, смог сосредоточиться на своих профессиональных навыках.
День второй. Самопрезентация
На второй день все участники выступили с презентацией на тему «Комплексная защита автомобиля», которую можно было готовить заранее. Цель конкурса - не только затронуть профессиональные вопросы построения охранной системы современного автомобиля, но и сделать это грамотно, доходчиво и интересно для своего же брата установщика. Ведь в этом конкурсе баллы получали путем голосования участников группы, в которой проходила презентация.
Как правильно выстроить презентацию, как донести нужные сведение до слушателей, каким иллюстративным материалом пользоваться - вот те кирпичики, из которых складывалась победа.
Было видно, как тяжело многим участником отойти от стереотипа, что установщик должен только провода крутить, а рассказывать об особенностях охранного комплекса и общаться с клиентами должен менеджер. Но после окончания этапа практически все признались в том, что смогли увидеть себя со стороны, и поняли, насколько важно развивать собственное красноречие.
День третий. Спортивная команда
Третий день конкурса опять изменил вектор оценки профессиональных качеств участников: им необходимо было сплотиться и выступить единой командой. Только так можно было победить в состязаниях, подготовленных организаторами. При этом команды, выполняя задания, выполняли квест «Поиск сокровищ».
Первые семь участников, набравшие по итогам всех трех дней максимальное количество баллов, вышли в полуфинал. Тем же, кто не прошел, был дан еще один шанс. Претенденты могли в последний день выступить на круглом столе «Моя самая сложная и интересная установка». Для выступлений записалось более двадцати человек. Поскольку такой активности никто не ожидал, судейской бригаде пришлось отобрать претендентов с максимальными баллами по итогам трехдневных соревнований и остановиться на 12 сильнейших.
День четвертый. Финальный брейн-ринг
И вот последний день конкурса. Утром участники выступали на круглом столе, пытаясь заинтересовать слушателей. От докладчиков требовалось подать свои сообщения максимально ярко и интересно, доказать коллегам, что они достойны выйти в полуфинал. Каждый старался как мог, но многое зависело и от предварительной подготовки, и от умения быстро подготовить материал. Наибольшее количество слушателей привлекли красочные презентации, выполненные с использованием мультимедийных технологий.
В конце слушатели отдавали свой голос за того, кто подготовил наиболее удачное выступление. В итоге число полуфиналистов было дополнено тремя наиболее красноречивыми установщиками.
Редакция журнала «АвтоДела» по результатам этого конкурса объявила свой приз, выбрав наилучшие, по мнению экспертов издания, выступления и предложив конкурсантам опубликовать на сайте их речи.
После небольшого перерыва объявили полуфинал. И снова команды, но теперь подход к их формированию был иным: собрать себе команду должен был сам финалист, и все по времени, за секунды. Поставленные перед командами задачи были простыми (при наличии времени на обдумывание) и вместе с тем сложными (в коллективе, где имеются разные мнения). Оценивались как слаженность работы коллектива, так и действия руководителя - капитана команды, поскольку людей для выполнения задания было явно избыточно.
Полуфинальный конкурс вел Сергей Алексеевич Маничев - заведующий кафедрой эргономики и инженерной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, доцент, кандидат психологических наук.
В финал вышли два капитана - Денис Черников и Тимур Галимьянов. Они стали бороться за первое место.
Условия конкурса опять поменялись: пришла пора блеснуть профессиональными знаниями, приправленными соусом из юмора. Соревнующиеся отвечали в стиле брейн-ринга на 20 вопросов. У зала, состоявшего из конкурсантов, не осталось сил даже оценить тонкий юмор организаторов - настолько все сочувствовали финалистам!
И вот все позади, победители определены. Все установщики получили сертификаты участника первого профессионального конкурса «Мастер - Золотые руки».
Приводим список победителей и призов:
1 место - Черников Денис (Тимашевск): золотой кубок и 100 000 руб.
2 место - Галимьянов Тимур (Самара): золотой кубок и 75 000 руб.
3 место - Бобровский Илья (Оренбург): золотой кубок и 50 000 руб.
3 место - Егоров Олег (Александров): золотой кубок и 50 000 руб.
«Украшение конкурса» - Ирина Кривоносова (Москва): подарочный сертификат в ILE DE BEAUTE.
«Железный характер» - Ефимов Владимир (Чебоксары): памятные часы.
«Симпатии экспертов» - Малахов Алексей (Смоленск): охранный комплекс StarLine «Победит».
Но это лишь номинальные победители. На самом деле выигравших в этом конкурсе намного больше. Выиграли все участники, которые сделали над собой усилие и приехали, не испугавшись оценки профессионалов. Они не только выступили, но и обменялись опытом и наработками с коллегами со всей России. От конкурса выиграли и организаторы, избравшие нестандартный способ продвижения спонсорской продукции. Выиграли и конечные потребители, поскольку профессиональное соревнование и конкуренция - лучшие способы повысить качество оказываемых услуг на рынке автомобильных охранных систем.
Журнал «АвтоДела» поздравляет всех участников и победителей и желает им новых творческих и профессиональных успехов. Мы также благодарим организаторов конкурса «Мастер - Золотые руки» за приглашение в качестве экспертов. Уверены, что после блестящей удачи первого соревнования, оно станет проводиться регулярно.
Фото: Лина Арнаутова