Переворот!
Современные автоматические коробки передач поражают количеством ступеней. В последние годы шестиступенчатый автомат стал нормой, а на наиболее продвинутых автомобилях широко используются восьмиступенчатые коробки, хотя вначале 2000-х наличие четырех ступеней в автомате считалось вполне приличным.
За десятилетия эволюции автомат дошел до того уровня, когда к нему нельзя предъявить никаких претензий. Если прежде автоматическую трансмиссию было уместно уличить в слабом ресурсе, ненадежности, медлительности реакций и повышенном расходе топлива, то сегодня придраться к ней получится лишь у закоренелого приверженца сохи и топора. Для всех остальных присутствие автомата в машине вполне понятно, логично и объяснимо.
Именно потому на большинстве автомобилей среднего ценового диапазона и выше, механическая коробка не предлагается вовсе. Сегодня автомат настолько совершенен, что встречается даже на раллийных автомобилях профессионального класса. Вполне уместна АКПП и на бездорожье. Особенно если за рулем человек, впервые вступивший в борьбу с бездорожьем. Автомат исправит его ошибки и сделает все, чтобы не застрять.
В русском языке есть фразеологизм: как не крути, а.... Но иногда бывает чрезвычайно полезно покрутить что-нибудь в руках, исследовать предмет с разных граней и докопаться до сути. Немецкая фирма ZF вместе с концерном Jaguar Land Rover совершила переворот для модели Evoque. Причем переворот в прямом смысле слова, перевернув цифру количества передач. Если прежде у Range Rover Evoque был только 6 ступеней, то с 2014 появится возможность оснастить кроссовер автоматом с 9 передачами.
Пресс-релиз компании на две страницы чистого текста выделяет в начале пять основных преимуществ новой трансмиссии, главное из которых повышение топливной экономичности. Хотя Дэвид Митчелл - главный инженер модели Evoque выделяет другое достоинство - диапазон передаточных чисел, который в сравнении с шестиступенчатым агрегатом увеличился более чем в полтора раза: 9,82 против 6,05. Примечательно, что слова из пресс-релиза об обеспечении существенного повышения топливной экономичности в абсолютных цифрах выглядят менее грандиозно. Без системы Start/Stop новый автомат сэкономит только 4% бензина, а вместе с системой 10%.
Чрезвычайно сложной задачей для инженеров Land Rover и ZF оказалось вписать коробку в привычные размеры и весовые стандарты, то есть сделать так, чтобы она беспрепятственно поместилась в уже существующие модели Land Rover. И они справились с этой задачей блистательно. Новый автомат всего на 6 мм длиннее шестиступенчатого и на 7,5 кг легче. Компактность обеспечивается рядом инновационных инженерных решений, включая новый гидравлический лопастной насос, который также вносит свой вклад в повышение экономичности; две патентованных кулачковых муфты, которые заменили традиционные массивные пакеты сцепления, и набор оригинальных вложенных (Intelligently Nested) шестерней. Этими нововведениями Land Rover очень гордится. Они не только настраивали конечный характер трансмиссии, но и вместе с инженерами ZF участвовали в ее разработке.
Новый агрегат рассчитан на работу с двигателями, развивающими крутящий момент до 480 Нм. Он подойдет для моделей с поперечным расположением мотора и любым типом привода. Новый автомат помимо трех ступеней обзавелся еще и новым, ранее невиданным программным обеспечением. Функция Curve Mode не дает коробке переключатся в поворотах, а сервис Fast-Off Mode удерживает пониженную передачу при активной езде. Повысилась и скорость переключения передач. В пресс-релизе про это написано исключительно быстрой сменой передач, которые в ZF называют «ниже порога восприятия».
Дебют новой АКПП состоялся на автосалоне в Женеве 2013, а серийное производство будет осуществляться на заводе ZF Gray Court в Южной Каролине.
Текст: Роман Харитонов
Новая АКПП для Range Rover Evoque всего на 6 мм длиннее шестиступенчатого и на 7,5 кг легче.
Новая АКПП для Range Rover Evoque - произведение инженерного искусства.
Коробка передач для Range Rover Evoque в разрезе: каждая деталь - кропотливая работа.