09.10.2013

Обзор систем помощи водителю концерна Volkswagen

Потребность в обеспечении безопасности непрерывно растет. Меры, предпринимаемые концерном Volkswagen по увеличению уровня безопасности автомобилей, легли в основу концепции «Vision Zero».

Системы помощи водителю и комплексная безопасность

Требования к индивидуальной мобильности постоянно изменяются. Интенсивность движения и число отрицательных факторов, влияющих на водителя, непрерывно увеличиваются, одновременно растет потребность в обеспечении безопасности. В связи с этим марка Volkswagen поставила перед собой цель – максимально эффективно использовать все потенциальные возможности для сокращения числа ДТП со смертельным исходом и количества аварий в целом. Все меры, предпринимаемые компанией, легли в основу концепции «Vision Zero».

Концепция «Vision Zero» получила широкое развитие в разработке инновационных систем помощи водителю. Среди основных направлений исследований и разработок марки Volkswagen на пути к этой цели – улучшение качества восприятия объектов, находящихся рядом с автомобилем, оперативная реакция на дорожные ситуации, помощь водителю в сложных дорожных ситуациях, повышение безопасности для людей, находящихся в транспортном средстве, и других участников движения, а также предотвращение аварий и серьезных травм.

Считая себя инновационным брендом, показывающим большие объемы продаж, Volkswagen ставит приоритетом своей деятельности доступность систем помощи водителю и комплексной безопасности. Так, в последнем поколении автомобилей Golf марка Volkswagen впервые использовала такие системы, как адаптивный круиз-контроль (ACC), система контроля дистанции спереди (Front Assist) и ассистент движения по полосе (Lane Assist), которые раньше были доступны в основном в автомобилях премиум-класса и крупногабаритных транспортных средствах.

Впервые в мире на массовой модели Volkswagen Golf VII уже в стандартной комплектации стала доступна функция автоматического торможения при аварии, признанная ведущими экспертами важнейшим новшеством в области безопасности дорожного движения. Напомним, данная функция была отмечена премией «Желтый ангел» автомобильного клуба ADAC в номинации «Инновации и окружающая среда».

Последние разработки инженеров из отдела развития Volkswagen представляют видение марки в области обеспечения безопасного движения. В концерне считают, что в будущем эти разработки будут способствовать еще большему снижению нагрузки на водителя, что сделает поездку на автомобиле спокойнее и комфортнее.

В настоящее время марка Volkswagen заканчивает работу над третьим поколением парковочного ассистента, который в будущем будет помогать водителю даже при перпендикулярной парковке передним ходом. Кроме того, система Park Assist 3.0 в критических ситуациях сможет останавливать автомобиль перед препятствиями с целью предупреждения повреждений.

С помощью дистанционного управления водитель сможет оставить свой автомобиль даже на парковочных местах, не позволяющих водителю свободно открыть дверь и выйти из автомобиля. Более того, в случае, если сбоку автомобиль оказался заблокирован другой машиной, появится возможность, находясь вне автомобиля, переместить его с узкого парковочного места на основную дорогу с помощью пульта дистанционного управления или смартфона с соответствующим приложением.

При движении задним ходом с прицепом ассистент Trailer Assist в зависимости от угла между автомобилем и прицепом будет удерживать автопоезд на оптимальной траектории движения путем автоматического подруливания. Выбор скорости движения и торможение по-прежнему остаются прерогативой водителя.

В обновленной системе панорамного обзора Area View будут использоваться дисплей с более высоким разрешением и функция распознавания препятствий. Кроме того, система предложит расширенные возможности по представлению окружающего пространства (вид с высоты птичьего полета в формате 3D), а также оптимизирует отображение помех движению на встречном направлении, что позволит водителю при выезде из ворот безопасно перестроиться на нужную полосу.

Следующая функция на хороших дорогах может существенно увеличить безопасность движения, однако, К сожалению, российским водителям она малопонятна, вызывая сомнения в эффективности в условиях отсутствующей или неправильной разметки. Так, ассистент экстренной помощи Emergency Assist представляет собой улучшенный вариант ассистента движения по полосе Lane Assist. Он распознает возможную экстренную ситуацию, когда водитель, например, из-за резкого ухудшения самочувствия, несмотря на требование вмешаться в управление, не предпринимает никаких действий. В этом случае система Emergency Assist берет управление автомобилем на себя, удерживает его в пределах полосы движения и способна безопасно его остановить.

Ассистент движения по полосе Lane Assist, дополненный функцией помощи при проезде по ремонтируемому участку дороги, способен выдавать водителю рекомендации с помощью вспомогательных импульсов и, в зависимости от ситуации, осуществлять корректирующее подруливание или автоматическое торможение. Такая функция минимизирует аварийные ситуации при движении по дорогам с ремонтными работами, например, участкам с сужением проезжей части, изгибам дороги, связанным с изменением направления движения в результате установки отбойников, пилонов, стоек, тяжелой дорожной техники и т.д.

Система контроля слепых зон Blind Spot Sensor и ассистент выезда с парковки с помощью датчиков, расположенных в заднем бампере, постоянно контролируют пространство рядом с автомобилем и позади него, и, как при парковке, так и при выезде с парковочного места задним ходом, предупреждают водителя о препятствиях в слепых зонах. Кроме того, ассистент выезда с парковки способен распознать угрозу столкновения при выезде с парковочного места и автоматически затормозить автомобиль до полной остановки.

Коммуникационная система CAR2X-Safety связана со специальной транспортной публичной беспроводной сетью (WLAN), что позволяет автоматически обмениваться данными с другими автомобилями, а также объектами транспортной инфраструктуры (светофорами), находящимися в радиусе 500 м. Благодаря этому водитель может получить предупреждение об опасности, прежде чем она попадет в поле его зрения.

Ассистент автоматического аварийного торможения в городских условиях с функцией распознавания пешеходов с помощью камер и радарного датчика определяет пешеходов, переходящих улицу, предупреждает водителя визуальным сигналом и импульсом торможения и, при отсутствии реакции со стороны водителя, осуществляет экстренное автоматическое торможение.

Проактивная (упреждающая) система безопасности, которая при угрозе фронтального столкновения автоматически натягивает ремни безопасности и закрывает боковые окна и панорамный сдвижной люк, в будущем станет заранее подготавливать автомобиль и пассажиров к возможному столкновению, в том числе при угрозе наезда на автомобиль сзади. 

Парковаться и маневрировать теперь проще

Система Park Assist 3.0 способна выполнять перпендикулярную парковку передним ходом

Ассистент парковки, в котором используются ультразвуковые датчики, был разработан маркой Volkswagen в начале 90-х годов прошлого века. Однако только представленный в 2007 году на модели Touran парковочный ассистент Park Assist стал значительным шагом вперед в этом направлении. С помощью специальных ультразвуковых датчиков, контролирующих пространство сбоку от автомобиля, система Park Assist на скорости до 40 км/ч была способна распознавать подходящие для автомобиля парковочные места слева и справа на краю дороги, и таким образом впервые дала возможность реализовать полуавтоматический процесс парковки. Благодаря данной системе марка Volkswagen стала лидером в области автоматизированных систем парковки.

В 2010 году марка Volkswagen представила следующее поколение своего парковочного ассистента – Park Assist 2.0. В обновленном ассистенте появились функции перпендикулярной парковки и автоматического выезда с парковочных мест, расположенных вдоль проезжей части. Парковочные места, расположенные под прямым углом к направлению движения, распознавались и предлагались для парковки на скорости до 20 км/ч. Были расширены и возможности параллельной парковки. Теперь появилась возможность припарковать автомобиль на месте, длина которого превышает длину самой машины всего на 80 см. В число функций парковочного ассистента также были добавлены более сложные сценарии парковки, например, парковка с заездом на бордюр (полностью или частично), парковка между деревьями или на повороте. Благодаря ассистенту торможения автомобиль способен уменьшать скорость перед препятствиями для предупреждения или снижения степени повреждения при столкновении.

Когда парковочный ассистент обнаруживает подходящее место для парковки, оно отображается на многофункциональном дисплее. Затем водитель получает указание включить передачу заднего хода, после чего Park Assist берет на себя управление автомобилем. На дисплее отображается сообщение «Автоматическое управлением рулем! Контролируйте ситуацию вокруг!». Водитель должен только нажимать педали газа и тормоза, в то время как парковочный ассистент путем автоматического руления направляет автомобиль на парковочное место. Для прекращения движения задним ходом подается звуковое предупреждение, и на дисплее отображается сообщение «Парковочный ассистент завершил работу». Во время парковки система Park Assist затормаживает автомобиль перед препятствиями, чтобы свести к минимуму возможные повреждения.

С внедрением системы Park Assist 3.0 объем функций также был расширен. Новый парковочный ассистент в будущем сможет устанавливать автомобили на парковочные места, расположенные под прямым углом к направлению движения (перпендикулярная парковка) и при движении передним ходом. Из-за большого разнообразия парковочных мест, внесенных в программу обновленной системы, было оптимизировано отображение информации на многофункциональном дисплее, поэтому теперь ассистент самостоятельно распознает и предлагает варианты парковочных мест. При этом стоит отметить, что водитель по-прежнему имеет возможность парковать автомобиль самостоятельно, отключив ассистент.

Кроме того, Park Pilot в сочетании с Park Assist 3.0 в критических ситуациях может автоматически затормаживать автомобиль перед препятствием, чтобы предупредить возможные повреждения или свести их к минимуму. Базовые возможности ассистента также были оптимизированы благодаря применению новой функции – карты окружающего пространства. С помощью точного определения положения всех колес автомобиль способен парковаться с заездом на бордюрный камень. В системе уже предусмотрена функция подруливания с помощью задних колес.

Благодаря широким функциональным возможностям система Park Assist 3.0 способна оказывать водителю оптимальную поддержку, в первую очередь, в условиях сложной дорожной обстановки, например, при парковке на улицах с интенсивным движением. Если при попытке припарковаться передним ходом автомобиль «застревает», водителю будет достаточно просто активировать систему Park Assist, и, получая соответствующие визуальные и звуковые подсказки, он сможет припарковаться на выбранном месте.

Парковка с дистанционным управлением: узкое место – не помеха

При парковке возможны ситуации, в которых бессильны даже инновационные парковочные ассистенты. Например, когда парковочное место настолько узкое, что, несмотря на возможность припарковаться с помощью ассистента, открыть двери и выйти из автомобиля уже не удастся, или когда из-за припаркованного позже сбоку автомобиля водитель лишается возможности открыть дверь и попасть на свое место.

В таких ситуациях может оказаться полезным ассистент парковки с дистанционным управлением. С помощью этой системы, которая предполагает наличие технологии электронного переключения передач (shift-by-wire), водителю не обязательно находиться в автомобиле для того, чтобы припарковаться или выехать с парковочного места.

Если припаркованный передним ходом автомобиль заблокирован таким образом, что пространства, чтобы открыть дверь, недостаточно, в этом случае поможет ассистент парковки с дистанционным управлением. Для этого необходимо активировать парковочный ассистент с помощью пульта дистанционного управления или смартфона с соответствующим приложением. При выборе функции «Движение задним ходом» ассистент автоматически отключает блокировку рулевой колонки и запускает двигатель, снимая автомобиль со стояночного тормоза, включая передачу заднего хода и медленно выводя автомобиль с парковочного места. Процесс выезда прекращается, если на пути движения распознается препятствие, если водитель отпускает кнопку управления движением или по достижению максимального расстояния, которое может проходить автомобиль в режиме управления парковочным ассистентом, приблизительно равное длине автомобиля при движении передним или задним ходом. После выезда с парковки автомобиль снова затормаживается электромеханическим стояночным тормозом, активируется блокировка коробки передач. Теперь водитель может занять свое место в машине и двигаться дальше.

Данная функция также будет удобна при установке автомобиля на парковку в узких местах, например, рядом со столбом. В этом случае водитель останавливает автомобиль перед парковочным местом, выходит и затем активирует функцию «Движение вперед» или «Движение назад» с помощью пульта управления или смартфона. После этого ассистент отключает электромеханический стояночный тормоз, а также блокировку селектора коробки передач и включает соответствующую передачу для движения. Автомобиль медленно занимает парковочное место.

Когда автомобиль заезжает на парковочное место или когда водитель опускает кнопку управления движением, автоматически включаются электромеханический стояночный тормоз и блокировка коробки передач. С помощью дистанционного управления теперь можно одновременно заглушить двигатель и заблокировать рулевую колонку. Двери запираются в случае, если водителю необходим доступ к багажному отсеку.

Система маневрирования с прицепом Trailer Assist

Наряду с возможными неудобствами при парковке движение задним ходом  с прицепом также является для большинства водителей довольно сложным маневром. Существенно упрощает эту процедуру система Trailer Assist, которая берет на себя функцию автоматического управления движением автомобиля с прицепом.

Чтобы въехать задним ходом в ворота, водитель останавливает автомобиль в подходящем месте, включает передачу заднего хода и нажимает кнопку включения ассистента, чтобы активировать систему.

Когда водитель нажимает педаль акселератора, автопоезд начинает двигаться назад в соответствии с исходным положением. С помощью регулятора водитель может задавать необходимое направление движения. Автомобиль движется в необходимом направлении благодаря автоматическому рулению, осуществляемому с помощью электромеханического усилителя рулевого управления. Коррекция заданной траектории водителем во время движения автомобиля возможна в любой момент.

Когда прицеп займет правильное положение относительно ворот, с помощью нажатия соответствующих кнопок система обеспечивает следование автомобиля по траектории прицепа.

Конечная позиция определяется водителем самостоятельно. Систему можно отключить повторным нажатием кнопки включения/выключения ассистента. Во время всего процесса маневрирования за управление педалями акселератора и тормоза отвечает сам водитель. Вмешиваться в управление рулевым колесом нет необходимости. Если же водитель поворачивает руль сам, то это приводит к автоматическому отключению системы.

Area View 2: идеальный панорамный обзор

Система Area View второго поколения

Основанная на использовании камер система панорамного обзора Area View впервые была представлена маркой Volkswagen в 2010 году для модели Touareg. Система Area View представляет собой четыре камеры, которые установлены в двери багажного отсека, в корпусах наружных зеркал и решетке радиатора. Благодаря углу охвата в 190 градусов каждой камеры система Area View позволяет контролировать все пространство вокруг автомобиля и отображать его на сенсорном дисплее. Функция Splitscreen позволяет одновременно выводить изображения с нескольких камер. Кроме того, на основе изображений, получаемых с четырех камер, блок управления способен создавать общее изображение автомобиля и окружающего его пространства, показывающее автомобиль с «высоты птичьего полета». При этом статические и динамические вспомогательные линии на изображении облегчают оценку расстояния до препятствий и дополнительно отображают рекомендации по выбору траектории движения.

В настоящее время марка Volkswagen разрабатывает второе поколение системы Area View с более высоким разрешением камер, функцией распознавания препятствий и новым способом отображения панорамного вида в формате 3D.

Система Area View 2, аналогично системе первого поколения, активируется простым нажатием кнопки включения Park Pilot или при включении передачи заднего хода. Затем, прикоснувшись к экрану, водитель может выбрать необходимый вариант отображения (с передней, задней, боковых камер или вид «с высоты птичьего полета») для отображения во весь экран или в режиме экранных окон. Отключается система Area View 2 при нажатии кнопки выключения Park Pilot, переводе селектора коробки передач в положение парковки, активации электромеханического стояночного тормоза или при движении передним ходом со скоростью выше 15 км/ч.

Стоит отметить улучшения в сфере функциональных возможностей системы Area View 2, к которым относится более детальное отображение окружающего пространства благодаря камерам с матрицами высокого разрешения. К функциям системы первого поколения было добавлено распознавание препятствий с помощью алгоритмов обработки изображений. В дополнение к ультразвуковым датчикам парковочного ассистента система Area View 2 также помогает водителю в распознавании препятствий, которые находятся за пределами зоны действия датчиков.

При парковке и выезде с парковочного места система Area View 2 не только отображает имеющееся свободное пространство, но выделяет распознанные препятствия и показывает возможную траекторию движения в зависимости от угла поворота рулевого колеса. Кроме того, при парковке система Area View 2 помогает водителю выбрать подходящее парковочное место. С помощью отображения вида сверху водитель может поставить свой автомобиль даже на узкое парковочное место.

Система Area View второго поколения от Volkswagen

Система Area View второго поколения от Volkswagen показывает препятствия и траектории их объезда.

Еще одной инновационной разработкой является система помощи при маневрировании задним ходом с прицепом. С ее помощью водитель выбирает необходимый угол движения прицепа, а автомобиль берет на себя задачи по рулению. Водителю остается только нажимать педали тормоза и акселератора. Дополнительно есть возможность установить на прицеп пятую камеру, которую с помощью меню управления можно назначить камерой обзора при движении задним ходом. Эта камера заменяет штатную камеру заднего обзора, а по желанию может также использоваться для контроля внутреннего пространства прицепа или автомобиля.

Водитель может получать помощь при медленном движении по дорогам без покрытия или по пересеченной местности, выбрав внедорожный режим Offroad. С помощью передней, задней и боковых камер формируется изображение окружающего пространства, которое позволяет отчетливо распознавать препятствия – крупные камни, стволы деревьев или выбоины, встречающиеся на пути.

Еще одним расширением функциональных возможностей системы Area View 2 является режим отображения «с высоты птичьего полета» в формате 3D. Панорамное изображение, рассчитанное на основе сигналов, получаемых от четырех камер, проецируется на экран, что позволяет отобразить больше пространства вокруг автомобиля. С помощью сенсорного управления водитель может рассмотреть автомобиль в различных ракурсах, чтобы получить более наглядное представление об окружении.

В экстренных случаях

Ассистент экстренной помощи Emergency Assist и улучшенный ассистент движения по полосе Lane Assist

Управление автомобилем в нештатных ситуациях

Самое незначительное отвлечение внимания водителя от управления автомобилем, например, телефонный звонок, разговор с пассажирами или небольшая усталость могут привести к непреднамеренному выходу автомобиля за пределы полосы движения. Включенный ассистент движения по полосе, который мог бы предотвратить такие ситуации, до настоящего времени был прерогативой исключительно автомобилей премиум-класса. Однако теперь эта система нашла свое воплощение в массовой модели Volkswagen Golf седьмого поколения.

Ассистент движения по полосе Lane Assist с помощью камеры способен распознавать дорожную разметку (как сплошные, так и прерывистые линии) и, с помощью специального алгоритма с учетом данных о динамике движения, рассчитывать вероятность выхода автомобиля за пределы полосы движения. Если он неизбежен, система выполняет корректирующее подруливание, чтобы удержать автомобиль в пределах своей полосы.

Дальнейшим развитием системы Lane Assist, устанавливаемой в автомобили Golf, стала возможность программирования ее функций. Когда полоса движения ограничена двумя линиями справа и слева от автомобиля, система непрерывно оказывает помощь при движении путем постоянного подруливания и обеспечивает движение автомобиля по центру полосы. При этом система подстраивается под положение, выбранное водителем. Например, если водитель хотел, чтобы автомобиль двигался с некоторым смещением от центра полосы, то система адаптируется к новому положению в течение нескольких секунд.

Система Lane Assist активизируется, если автомобиль набирает скорость выше 65 км/ч, и автоматически отключается при скорости ниже 60 км/ч. Ассистент способен распознавать линии разметки даже в темное время суток и при плохих погодных условиях. Водитель может в любой момент отключить систему, приложив незначительное усилие к рулевому колесу. Именно поэтому ассистент движения по полосе определяет дорожную ситуацию, когда водитель отпускает рулевое колесо. Если автомобиль отклоняется от выбранного курса, ассистент подает звуковое и визуальное предупреждения, требуя «вмешаться в управление». Если водитель не реагирует, то система автоматически выключается.

Для автомобилей будущего специалисты Volkswagen разрабатывают дополнительную функцию системы Lane Assist. В этом случае на экран выводится информация с просьбой «вмешаться в управление», содержащая дополнительные визуальные и звуковые предупреждения, а также, при отсутствии реакции со стороны водителя, тактильные предупреждения в виде короткого резкого торможения. Эта просьба «вмешаться в управление» предупреждает уставших водителей о необходимости взять управление автомобилем на себя.

Помимо отвлечения водителя от управления автомобилем из-за усталости могут существовать и другие причины, из-за которых автомобиль покидает пределы проезжей части, например, внезапное ухудшение самочувствия водителя. Если водитель теряет сознание или даже получает инфаркт, существующие ассистенты движения по полосе не могут помочь компенсировать отсутствие необходимой реакции со стороны водителя даже частично. Неуправляемый автомобиль представляет особую опасность для других участников дорожного движения, и как потенциальная угроза выезда за пределы проезжей части, и в плане дорожно-транспортного происшествия, сопровождающегося наездом.

Ассистент экстренной помощи Emergency Assist и улучшенный ассистент движения по полосе Lane Assist от Volkswagen

Чтобы помочь избежать или снизить тяжесть аварий, которые могут возникать в связи с различными причинами, когда водитель неспособен управлять автомобилем, специалисты Volkswagen разработали новый ассистент экстренной помощи Emergency Assist, представляющий собой улучшенную версию ассистента движения по полосе Lane Assist и принимающий на себя управление автомобилем до полной остановки в экстренных случаях.

Когда водитель, например, при движении по скоростной автодороге внезапно теряет способность управлять автомобилем и после просьбы «вмешаться в управление», поданного системой Lane Assist, не предпринимает попыток маневрирования, в действие вступает система Emergency Assist. На основании отсутствия действий по управлению автомобилем со стороны водителя система делает вывод о том, что водитель не способен им управлять. В этом случае Lane Assist остается активен и продолжает корректировать движение, чтобы предупредить выход автомобиля за пределы проезжей части дороги. Для информирования других участников дорожного движения об опасности автоматически включается аварийная световая сигнализация. Кроме того, для удержания автомобиля в пределах выбранной ранее полосы движения, инициируется постепенное торможение автомобиля. Автомобиль будет замедляться до полной остановки, если не поступит никакой реакции от водителя.

Для предупреждения столкновения с транспортными средствами, движущимися спереди, активируется адаптивный круиз-контроль (ACC). Радарный датчик системы сканирует пространство перед автомобилем. Если АСС регистрирует автомобиль, движущийся спереди с малой скоростью, система, в зависимости от скорости движения этого транспортного средства, поддерживает безопасную дистанцию между двумя автомобилями.

Как только водитель путем нажатия педали акселератора или тормоза снова берет функции управления автомобилем на себя, система Emergency Assist перестает работать. Аварийная сигнализация отключается, а автоматическое торможение прекращается. Ассистент Lane Assist и адаптивный круиз-контроль снова становятся доступны в обычных режимах.

На ремонтируемых участках дорог. Система помощи водителю при проезде ремонтируемых участков дорог.

При движении по ремонтируемым участкам трассы многие водители не чувствуют себя уверенными на дороге. К таким факторам относятся сужение проезжей части, изменение направления движения по полосам в результате установки временных ограждений, обозначающих коридоры для движения, близкое расположение тяжелой дорожной техники и другие. Чтобы сделать движение быстрым и безопасным, специалисты Volkswagen продолжают дорабатывать ассистент движения по полосе Lane Assist и дополняют его функцией помощи при проезде ремонтируемых участков дорог. На основании точного распознавания объектов, ограничивающих проезжую часть, и других автомобилей ассистент в стандартных условиях движения по ремонтируемой дороге будет выдавать вспомогательные рекомендации по управлению и действовать в соответствии с конкретной обстановкой.

Как показали исследования, участки с изменением направления транспортного потока при сужении полосы движения на 10%, ширины полосы на 2,5 м и разрешенной максимальной скорости до 80 км/ч представляют собой наибольший риск дорожно-транспортных происшествий в радиусе 300 м от них.

При движении по ремонтируемым участкам дороги требуется точное отображение окружающей обстановки. Для этого в системе используются камеры с обработкой стереоизображений, обычная камера для распознавания линий горизонтальной дорожной разметки и четыре боковых ультразвуковых датчика, которые с высокой точностью измеряют расстояние до других автомобилей, движущихся по соседним полосам.

Благодаря интеграции данных, получаемых с камер и ультразвуковых датчиков, формируется модульная модель окружающего пространства, по которой компьютер анализирует маршрут. Анализ включает в себя предварительный расчет фактической траектории пути и проверку возможных мест столкновения, а также определение требуемого направления движения автомобиля.

С помощью описанного анализа ассистент Lane Assist с функцией помощи при проезде ремонтируемых участков дорог совместно с адаптивным круиз-контролем и ассистентом торможения принимает решение о возможной стратегии управления: от вспомогательного корректирующего подруливания до автоматического торможения.

Дополнительные преимущества для безопасности движения на ремонтируемых участках дороги сможет обеспечить функция визуальной поддержки водителя. В местах сужения полосы, в условиях плохой видимости или в темноте на проезжую часть перед автомобилем проецируются две статические световые полосы, обозначающие габаритную ширину автомобиля. Благодаря им водитель может точнее оценивать ширину свободной части полосы движения и положение на ней автомобиля.

Информация для водителя

Система контроля слепых зон Blind Spot Sensor и ассистент выезда с парковки.

Смена полосы движения в условиях плотного транспортного потока и выезд с парковочного места задним ходом при ограниченной видимости относятся к сложным ситуациям, с которыми водитель должен справляться практически ежедневно.

Специально для этого марка Volkswagen разработала такие вспомогательные системы, как система контроля слепых зон Blind Spot Sensor и ассистент выезда с парковки, которые проверяют дорожную обстановку с помощью датчиков, установленных в задней части автомобиля.

Система Blind Spot Sensor контролирует пространство, находящееся за автомобилем и рядом с ним. Если система обнаруживает, что в слепой зоне находится другой автомобиль, водитель получает предупреждение в виде визуального сигнала, выводимого на многофункциональный дисплей и наружное зеркало заднего вида. Благодаря зоне действия датчиков контроля окружающего пространства, равной 20 м, система Blind Spot Sensor способна распознавать ситуации, когда другой автомобиль приближается сзади, и предупредить об этом водителя (с помощью функции Closing Vehicle Warning).

Ассистент выезда с парковки помогает водителю в условиях ограниченной видимости во время движения задним ходом. Радарный датчик, расположенный в задней части автомобиля, распознает автомобили, которые двигаются во встречном направлении и создают угрозу столкновения в зависимости от их положения и скорости.

На основании этих данных реализуются три ступени предупреждения выезда с парковки. Первая – в виде опционального светового индикатора на дисплее модульной информационно-командной системы, вторая – в качестве звукового предупреждения, а в случае высокой вероятности столкновения система подает тактильный сигнал (короткое и резкое торможение).

Система коммуникации CAR2X – определение потенциально опасных ситуаций

Развитие систем автомобильной безопасности уже много лет связано с внедрением инновационных решений. Разрабатывая систему коммуникации CAR2X, марка Volkswagen делает первые шаги в этом направлении. Система CAR2X позволяет осуществлять обмен данными как между автомобилями, так и между автомобилями и объектами транспортной инфраструктуры. Основой системы является автомобильный стандарт WLAN.

Существующие системы помощи водителю способны функционировать до тех пор, пока ситуация, требующая вмешательства, находится в поле действия их датчиков контроля окружающего пространства. В сложных условиях, например, когда видимость ограничена, существующие системы и датчики могут оказать только ограниченную поддержку.

Благодаря способности «заглянуть за угол» коммуникационная система CAR2X способна даже в условиях ограниченной видимости регистрировать данные об автомобилях, находящихся поблизости, и таким образом предупредить водителя. Система функционирует с помощью обмена данными между абонентами узкоспециализированной сети, который регулируется положениями ITS G5 Европейского института стандартизации электросвязи ETSI и стандартами, принятыми всеми участниками консорциума Car2Car. Это позволяет создать мобильную беспроводную сеть передачи данных, обеспечивающую высокоскоростной обмен информацией на расстоянии в несколько сотен метров.

С помощью системы CAR2X реализованы различные функции обеспечения комфорта, эффективности и безопасности. При этом вывод локальных предупреждений, например, о ДТП или авариях имеет такое же значение, как аварийный электронный стоп-сигнал. Из-за частоты возникновения различных угроз для участников дорожного движения и сотрудников дорожных служб уделяется особое внимание внедрению основанной на CAR2X системы предупреждения о дорожных работах, проводимых в течение непродолжительного времени на автомагистралях.

Все данные об опасных факторах, зарегистрированных автомобилем, передаются в сеть соответствующим абонентом, и могут анализироваться в других автомобилях и использоваться для информирования и предупреждения других участников движения.

Безопасность

Ассистент автоматического аварийного торможения в городских условиях с функцией распознавания пешеходов

Одна из наиболее рискованных ситуаций за рулем возникает в том случае, когда на дороге внезапно возникают пешеходы. В этом случае, чтобы предупредить угрозу столкновения или, как минимум, уменьшить скорость автомобиля и снизить тяжесть последствий ДТП, марка Volkswagen разрабатывает ассистент автоматического аварийного торможения в городских условиях с функцией распознавания пешеходов.

С помощью встроенных устройств, контролирующих окружающее пространство (данные камеры используются совместно с данными радарного датчика) система распознает пешеходов, находящихся у проезжей части или на ней. Исходя из местоположения пешехода, а также скорости и направления его движения этот ассистент оценивает возможную опасность столкновения.

Если вероятность столкновения высокая, то система подготавливает тормозную систему, подает водителю визуальный сигнал и, по мере повышения опасности, дополнительное предупреждает в виде резкого короткого торможения.

Если водитель на эти сигналы не реагирует или не нажимает педаль тормоза самостоятельно, то ассистент инициирует экстренное торможение.

Таким образом, столкновения при относительной скорости до 40 км/ч могут быть предотвращены, а благодаря уменьшению скорости могут быть минимизированы последствия ДТП. Данная система защиты пешеходов активна на скорости до 65 км/ч.

Чтобы резко уменьшить скорость при столкновении или полностью предупредить его требуется экстренное торможение с быстрым повышением давления в тормозной системе. Для этих целей марка разработала так называемый «быстрый тормоз», отличающийся существенно меньшим временем срабатывания и нагнетания давления в гидроприводе и обеспечивающий таким образом более эффективную работу автоматического экстренного торможения. Благодаря этой технологии тормозной путь при скорости 30 км/ч по сравнению с обычной тормозной системой уменьшается на 1,3 м.

Ассистент автоматического аварийного торможения в городских условиях с функцией распознавания пешеходов

Ассистент автоматического аварийного торможения в городских условиях помогает водителю избежать наезда на пешеходов, распознавая их появление на дороге и обеспечивая своевременное торможение автомобиля.

Проактивная (упреждающая) система безопасности

В 2010 году марка Volkswagen впервые представила в модели Touareg инновационную проактивную систему безопасности. Как только система распознает угрозу столкновения, автомобиль и пассажиры заранее могут подготовиться к возможному ДТП. В этом случае до столкновения срабатывают натяжители ремней безопасности водителя и переднего пассажира, плотнее фиксируя их на сиденьях. Если система распознает вероятность заноса автомобиля, дополнительно закрываются панорамный сдвижной люк и боковые окна, и остается лишь небольшой зазор. Закрывание боковых окон в этом случае гарантирует наиболее оптимальные условия для срабатывания шторки и боковых подушек безопасности, а также обеспечение максимального уровня защиты пассажиров. Одновременно закрытые окна и панорамный сдвижной люк предотвращают попадание в салон посторонних предметов, которые также могут причинить травмы пассажирам.

Проактивная система безопасности предлагается с полным пакетом систем помощи водителю и действует во взаимодействии с адаптивным круиз-контролем ACC, системой контроля дистанции спереди Front Assist, парковочным ассистентом Park Pilot, ассистентом движения по полосе Lane Assist и ассистентом смены полосы движения Side Assist.

Проактивная система безопасности срабатывает в следующих случаях:

  1. Экстренное аварийное торможение: водитель внезапно и очень быстро нажимает педаль тормоза, в результате активируется ассистент торможения.
  2. Экстренное торможение: при большом усилии на педали тормоза во время торможения, например, при торможении с высокой скорости.
  3. Угроза потери устойчивости автомобиля: например, при сильно выраженной недостаточной или избыточной поворачиваемости и одновременном срабатывании электронной системы поддержания курсовой устойчивости (ESC).

Благодаря совместному использованию проактивной системы безопасности и адаптивного круиз-контроля система с помощью радарных датчиков и камер может контролировать пространство впереди и вокруг автомобиля и своевременно предупреждать об угрозе столкновения. Если водитель реагирует на эти сигналы об опасности с опозданием или не реагирует вообще, система оказывает ему поддержку с помощью автоматического торможения до начала самостоятельного аварийного торможения, которое инициируется системой Front Assist. В этом случае проактивная система безопасности срабатывает, как только ситуация будет оценена, как представляющая угрозу столкновения.

Система защиты от наезда на автомобиль сзади PreCrash Heck

В дальнейшем проактивная система безопасности марки Volkswagen будет распознавать не только угрозу фронтального столкновения и столкновения из-за потери автомобилем устойчивости, но и дополнительно снижать тяжесть столкновений при наезде на автомобиль сзади. Для этого марка разрабатывает систему защиты от столкновений при наезде сзади PreCrash Heck, которая будет объединена с проактивной системой безопасности в единую систему.

В системе PreCrash Heck используются данные ассистента Side Assist, с помощью которых обычно оказывается помощь водителю при смене полосы движения. При этом два радарных датчика контролируют зоны, находящиеся за автомобилем на удалении до 50 м, а также слепые зоны рядом с автомобилем. Side Assist с помощью светового индикатора в наружном зеркале заднего вида постоянно информирует водителя, есть ли сзади автомобили, представляющие опасность при смене полосы движения. Чтобы лишний раз не отвлекать водителя, система постоянно рассчитывает разницу скоростей автомобиля, в котором находится данный водитель, и автомобиля, движущегося сзади.

По результатам этих вычислений PreCrash Heck оценивает, представляет ли автомобиль, движущийся сзади по той же полосе, опасность. Если на основании данных о положении автомобиля и о слишком большой разнице скоростей система распознает угрозу столкновения, активируется проактивная система безопасности. Аналогично мерам по защите от фронтального столкновения, закрываются боковые окна, спинки сидений с электроприводами и подголовники устанавливаются в оптимальное положение, а также натягиваются ремни безопасности. Дополнительно включается аварийная световая сигнализация, чтобы предупредить водителя автомобиля, идущего сзади, об угрозе столкновения. Таким образом, система PreCrash-Heck марки Volkswagen позволяет существенно уменьшить последствия аварии при наезде сзади.

Систему защиты от столкновений при наезде сзади PreCrash Heck будет объединена с проактивной системой безопасности в единую систему.

Систему защиты от столкновений при наезде сзади PreCrash Heck будет объединена с проактивной системой безопасности в единую систему.


Статьи по теме