25.01.2013

Концепт-кары BMW – взгляд в будущее

Концепты - это попытка заглянуть в послезавтрашний день. Сегодня наш рассказ посвящен истории концептов BMW - компании, которая уже на протяжении 100 лет не перестает удивлять своими творческими инициативами.

Концепты - это попытка заглянуть в послезавтрашний день. В случае с концепт-каром это работа множества увлеченных специалистов: дизайнеров, инженеров, технологов. В наши дни редкая автомобильная выставка проходит без премьеры новых концептуальных автомобилей.

Строительство концепт-кара - это работа на зрителя, эксперимент в области дизайна и технологии. Хороший концепт-кар - плотный симбиоз объекта искусства и лакмусовой бумажки, объединяющий передовые достижения инженеров и дизайнеров, тонкий инструмент для оценки реакции зрителя. Зрителя искушенного. Зрителя эксперта.

Именно поэтому не так важна законченность концепт-кара и его пригодность к реальной жизни. Идея, воплощенная в реальность, далеко не всегда нуждается в соответствии сопромату. Некоторые производители склонны злоупотреблять этим, и строить концепты исключительно из любви к искусству, машины которые ни когда не выедут на дорогу. В результате этого возникло распространенное мнение, что концепт-кар - это что-то невероятно замечательное, но и столь же невероятно далекое от реальности. К счастью, не все производители так безответственно относятся к ожиданиям своих потребителей.

Сегодня наш рассказ посвящен истории концептов BMW - компании, чьи автомобили известны своим озорным характером и великолепным дизайном. И особенно приятно, что BMW - одна из немногих компаний, чьи серийные автомобили не теряют связи с концептуальными разработками.

За 100-летнее время своей деятельности компанией BMW было создано множество вариантов концепт-каров. Отрадно, что многие из них получили свое развитие в серийных моделях. Рассмотрим наиболее знаковые из них.

Историческая справка:

Начав свою историю в 1913 году с производства авиационных двигателей, BMW вскоре освоила и производство автомобилей. И хотя первая модель BMW Dixi 1927 года была лицензионной копией британского Austin Seven, BMW выпустила ее и в исполнении родстер, а спустя 3 года, в 1930-м, была создана специальная спортивная гоночная версия.
Спортивные автомобили наиболее близки к концепт-карам. В суровых условиях спортивных состязаний испытываются новые конструкторские решения, отрабатываются новые идеи и перспективные технологии. Спорткар - та площадка, на которой отрабатываются решения для завтрашнего дорожного автомобиля.
До начала 40-х годов 20-го века BMW было создано немало спортивных автомобилей, но концепт-кары тогда еще не были обычной практикой. К сожалению, вторая мировая война сильно затормозила развитие всей немецкой промышленности и BMW не исключение. Более того, внешний контроль оккупационных сил целенаправленно затормозил развитие автопромышленности принудительными ограничениями. В результате компания смогла выпустить свой первый концепт-кар относительно поздно.

Первый концепт-кар в современном понимании этого слова BMW представил в 1972 году, и это был удивительно впечатляющий автомобиль:

1972 - BMW Turbo - первый концепт-кар BMW.

1972 - BMW Turbo - первый концепт-кар BMW.

1972 - BMW Turbo - Действительно передовая разработка для тех лет. Инновационный концепт спорт-кара.

Оформление передней части автомобиля, интерпретируя идеи, заложенные в Pontiac GTO 1968 года, отдает дань уважения работам детройтских дизайнеров. В целом форма кузова созвучна передовым разработкам Lamborghini и развивает футуристические идеи итальянских дизайнеров.

Особое внимание уделено безопасности - большая площадь остекления обеспечивает прекрасный обзор, рабочее место водителя разрабатывалось с учетом эргономических требований. Двери типа "крыло чайки" дополняли серию дизайнерских находок. Также в конструкции концепт-кара BMW были применены инерционные ремни безопасности (техническая новинка в те дни), оснащенные системой блокировки зажигания при непристёгнутом ремне. Было изготовлено два полноценных, пригодных к эксплуатации прототипа. Машина имела неплохие аэродинамические показатели.

Все эти разработки не пропали даром - в 1978 году BMW в содружестве с Lamborgini выпустила модель M1, в которой было воплощены многие идеи из первого концепт-кара BMW.

BMW M1, 1978год. Серийный спорт-кар - прямой наследник концепта BMW Turbo.

BMW M1, 1978год. Серийный спорт-кар - прямой наследник концепта BMW Turbo.

Еще через 10 лет начался серийный выпуск дорожных автомобилей Z-серии - в ней также нашли применение некоторые идеи первого концепт-кара BMW.

BMW Z1 - серийный дорожный автомобиль, преемник части дизайнерских решений BMW M1.

BMW Z1 - серийный дорожный автомобиль, преемник части дизайнерских решений BMW M1.

Но в плане общего дизайна BMW Z-серия стала все же новым прочтением классического облика родстеров 30-х годов: удлиненный капот, низкий силуэт, салон напоминает кокпит. К счастью, компания не стала выводить часть рычагов управления механизмами на внешнюю часть кузова, как часто случалось с гоночными спорт-карами в 30-х годах.

В любом случае, Z-серия на долгие годы стала отдушиной для дизайнеров и технологов BMW, позволявшей реализовывать смелые идеи в жизнь и массовое производство.

Z-серия также стала для BMW полигоном для отработки новых технологий и нескончаемым источником радости для почитателей марки: после выхода Z1 в 1988-м году за ним последовал Z3 в 1996-м, а в 2002-м и Z4 - все эти модели отличаются ярким узнаваемым дизайном и следуют традициям классических родстеров.

Отдельно стоит отметить модель BMW Z8.

Концепт BMW Z8 оказался настолько хорош, что поступил в производство практически без изменений.

Концепт BMW Z8 оказался настолько хорош, что поступил в производство практически без изменений.

Первый концепт-кар BMW под индексом Z07 был представлен на автосалоне в Токио в 1997 году.

Дизайн автомобиля отсылает нас к модели BMW 507, выпускавшейся в 1956-59 годах, и, по мнению многих поклонников марки, являвшейся одним из самых красивых автомобилей BMW послевоенного периода. Создавая этот концепт, дизайнеры BMW хотели показать, как выглядела бы модель 507, если она выпускалась бы до сегодняшних дней.

Концепт-кар получил настолько восторженные отзывы, что практически без изменений пошел в серийное производство в 2000 году под индексом BMW Z8.

Серийный BMW Z8 – лучшее из традиций спортивных родстеров в производстве.

Серийный BMW Z8 - лучшее из традиций спортивных родстеров в производстве.

Полностью алюминиевый кузов, Y-образная рама и самый мощный из имеющихся на тот момент в производстве двигатель объемом 5л. и мощностью 400л/с при массе автомобиля 1700кг обеспечивают купе BMW Z8 разгон до 100км/ч за 4.7 секунды. Все в лучших традициях спортивных родстеров и доступно в серийном производстве - BMW умеет превращать мечты в реальность, на радость своим почитателям и зависть другим производителям.

Историческая справка:

На рубеже 90-х и 2000-х годов в области автомобильного дизайна наметился некоторый застой.
Нет, с интерпретациями старых идей все было прекрасно - как мы видели выше, было создано много замечательных моделей. Но вот с развитием актуальных идей дизайнеры откровенно завязли. Робкие эксперименты в области позднего био-дизайна, обеспечили нам несколько скучных лет в начале 2000-х годов, когда все серийные автомобили стали терять персональную выразительность и, мягко говоря, не отличались оригинальностью. Не избежал этой участи и концерн BMW.

2001 – BMW X-Coupe concept

2001 - BMW X-Coupe concept. Попытку выйти за рамки обыденного BMW предприняла в 2001 году со своим концепт-каром X coupe.

Эклектичный дизайн BMW X-Coupe, изобилующий цитированием американских мотивов конца 60-х годов в интерпретации био-дизайна, компания пыталась объяснить, как "источник творческого вдохновения, предвосхищающий дизайн BMW XXI века". Автомобиль имел асимметричный кузов - конструкция правой и левой частей существенно отличалась. Справа у концепт-кара BMW X-coupe отсутствовала центральная стойка, а сразу за передней дверью начиналось заднее окно, продолжающееся полусферой до задней стойки с левой стороны кузова. Багажник BMW X-coupe concept открывался назад вместе с солидной частью кузова и задним стеклом.

2001 – BMW X-Coupe concept

2001 - BMW X-Coupe concept. Вот до чего доводит отсутствие контроля за дизайнерами.

"Это сильно отличается от всего того, что создавалось в нашей компании раньше", - говорят представители BMW.

"Какое счастье, что эти идеи не получили воплощения в серийных моделях", - ответим мы, как простые потребители.

Несмотря на столь спорную идеологию, концепт-кар BMW X-Сoupe стал одной из самых интересных новинок на автошоу в Детройте, что дает нам некоторое представление о сложности ситуации в области автомобильного дизайна в те годы. Оставив сарказм, стоит отметить, что в данной модели была намечена довольно важная тенденция к объединению в одной модели свойств внедорожного автомобиля и спортивного купе.

К счастью, во второй половине 2000-х произошло сразу два знаковых события: диизайнеры Ford разработали концепцию кинетического дизайна, что дало мощнейший толчок к развитию всей отрасли, а инженеры BMW сумели выделить наиболее перспективные тенденции конструктивного характера, что обеспечило нам целую серию блистательных новинок, среди которых стоит особо выделить наследника конструктивных идей концепт-кара X-Сoupe  - BMW Concept X6.

В 2007 году компания выставила сразу несколько ярких инновационных концептов, но представленный на Франкфуртском мотор-шоу BMW Concept X6 был, пожалуй, самым знаковым.

BMW Concept X6 - первый представитель класса Sports Activity Coupe.

BMW Concept X6 - первый представитель класса Sports Activity Coupe.

Пользуясь случаем, BMW показала, что умеет не только делать отличные родстеры, но и создавать новые классы автомобилей. BMW concept X6 стал первым в мире представитель класса Sports Activity Coupe. Элегантный, солидный, и в то же время наполненный энергией - достойный родоначальник нового класса. Дизайнерам удалось гармонично собрать воедино все достижения предыдущих лет, а инженеры и технологи поддержали высокую планку инновационных решений. В результате автомобиль имеет не только зачаровывающий внешний вид, но и внушающие технические характеристики: в максимальной комплектации двухтонный красавец разгоняется до 100км/ч всего за 3 секунды.

Неудивительно, что концепт BMW Concept X6 был с восторгом встречен публикой, тем более, что разработка находилась в предсерийной стадии. В результате, вышедший в 2008 году серийный BMW X6 стал эталоном нового класса, который сейчас активно развивается многими автопроизводителями.

В дальнейшем BMW продолжил развивать и закреплять успех, порадовав целой серией замечательных и знаковых концепт-каров.

2008 - BMW Hommage M1. Тридцать лет спустя.

2008 - BMW Hommage M1. Тридцать лет спустя.

Помните концепт-кар BMW Turbo и его наследника BMW M1? Спустя 30 лет они возвращаются!

BMW M1 Hommage - убедительное подтверждение того, насколько высоко дизайнеры BMW ценят наследие бренда, а также хороший пример того, как современные идеи способны сочетаться со ставшими классическими решениями. В концепт-каре нашли широкое применение идеи хайтека и кинетического дизайна, при этом не были утрачены и оригинальные мотивы предыдущих моделей. Редкий случай, когда наследник знаковой серии ни в чем не уступает своим именитым предшественникам. В концепте Hommage M1 BMW не стал нарушать устоявшуюся в серии традицию сотрудничества с итальянскими мастерами, и внешний облик автомобиля был создан GiorgettoGiugiaro - признанным в 1999г автомобильным дизайнером века, и причастным к созданию таких знаковых автомобилей, как VW Golf I, DeLorean DMC-12, и LotusEsprit S1.

BMW Hommage M1получил высокую оценку публики и породил массу обсуждений о возможности выпуска хотя бы ограниченной серии.

В том же 2008 году BMW представила еще один, на это раз действительно революционный концепт-кар: BMW Gina Light Visionary Model.

2008 - BMW Gina Light Visionary Model. Вызов существующим принципам автомобилестроения.

2008 - BMW Gina Light Visionary Model. Вызов существующим принципам автомобилестроения.

Концепт, бросающий вызов существующим принципам и традиционным процессам. Это не близкий к нашему времени хай-тек дизайн, а скорее футуристический полет свободной мысли, действительно новое слово в истории автомобильного дизайна. Тот самый случай, когда на наших глазах закладывается основа для далекого будущего отрасли.

Само название модели - не слишком характерный для компании BMW акроним. GINA расшифровывается как Geometry and FunctionsIn «N» Adaptions, геометрия и функции в энном количестве вариантов. И это действительно так. В данном случае применен не традиционнный подход, когда функция определяет форму, а инновационное решение, когда функция изменяет форму.

Конструктивно обшивка концепт-кара BMW Gina Light Visionary Model выполнена из прочной эластичной материи, натянутой на подвижный каркас. В результате автомобиль живет и меняется в зависимости от поставленных перед ним задач.

BMW Gina Light Visionary Model умеет изменять форму фар в зависимости от освещения.

BMW Gina Light Visionary Model умеет изменять форму фар в зависимости от освещения.

Сравнивать такие достижения не с чем - аналогов пока попросту не существует. Благодаря BMW GINA компания по сей день занимает уверенную лидирующую позицию в области передовых дизайнерских решений.

Неудивительно, что набрав такой темп, BMW не остановилась на достигнутом и продолжила развитие темы инновационного дизайна. Уже на следующий, 2009 год был представлен следующий знаковый концепт-кар:

 

BMW Vision EfficientDynamics - квинтэссенция высоких технологий.

BMW Vision EfficientDynamics - квинтэссенция высоких технологий.

Вероятно, самое смелое воплощение хай-тек дизайна, квинтэссенция высоких технологий. Автомобиль выглядит заряженным энергией и готовым сорваться с места в любой момент. И это не пустые слова - энергетическая установка BMW Vision EfficientDynamics (назвать эту систему двигателем - сильно поскромничать) состоит из двух электродвигателей, мощной тяговой батареи и турбодизеля для питания силовой установки. Вся система выдает завидный момент в 800 н.м., что позволяет развивать скорость в 100км/ч за 4,8 секунды. Полный привод и множество электронных бортовых систем позволяют обеспечить почти невозможные для традиционного автомобиля дорожные характеристики.

Особое внимание уделено эргономике рабочего места пилота - наиболее важная информация проецируется на лобовое стекло, что также обеспечивает дополнительную пассивную безопасность.

Во внешнем дизайне корпуса прослеживается высокая технологичность, подчеркивающая легкость и аэродинамическое совершенство конструкции. В целом BMW Vision EfficientDynamics напоминает детскую игрушку, спроектированную специально для взрослых, и вызывает огромную гамму положительных эмоций у всех интересующихся перспективами развития автомобильного транспорта.

В 2011 году этот концепт-кар получил некоторое развитие и новый индекс - BMW i8. Особенно отраден тот факт, что BMW обещает наладить выпуск серийных автомобилей на основе этих концептуальных разработок уже в 2013 году.

И, разумеется, это еще не все приятные сюрпризы, которые готовит BMW на рубеже 100-летнего юбилея компании. Уже сейчас идет разработка еще более смелых идей, которые предстоит воплощать в жизнь инженерам. А благодаря современным технологиям будущее становится все ближе. Кто знает, возможно, через несколько лет мы увидим на дорогах и такие замечательные автомобили.

BMW i4 - возможный автомобиль будущего.

BMW i4 - возможный автомобиль будущего.

Автор: Илья Алексеенко


Статьи по теме