Чистые «легкие» для ДВС
Среднестатистический автомобиль за год проезжает около 15 000 км. За это время двигатель пропускает через себя десятки тысяч кубометров воздуха: ведь для сжигания 1 кг бензина вам необходимо в среднем 14,7 кг воздуха. Если бы не воздушный фильтр, в этом объеме могло бы содержаться до килограмма пыли и прочего мусора! И каждая такая частичка превращалась бы в своего рода «наждак» для деталей двигателя, ускоряя их износ и со временем приводя к поломкам.
Кроме того, пыль в двигателе влияет на корректность работы датчика массового расхода воздуха, на основе показаний которого рассчитываются параметры топливовоздушной смеси. А сам загрязненный фильтр пропускает через себя меньше воздуха. Все это может стать причиной перерасхода топлива, снижения мощности двигателя и других неприятностей.
Как выбрать качественный фильтр? Для начала нужно понимать, каким параметрам и требованиям он должен соответствовать.
Коэффициент пропускания пыли у воздушного фильтра должен составлять не более 1% (то есть 99% загрязняющих частиц должны им задерживаться). Но на практике многие качественные фильтры справляются с этой задачей даже лучше, пропуская чуть более 0,5% пыли и даже меньше. Казалось бы, разница незначительная, однако для двигателя весьма существенная: в первом случае в него попадет 10 г пыли на условный килограмм задержанной фильтром, а во втором – в два раза меньше.
Поскольку фильтр контактирует с внешним воздухом, а значит, с содержащимися в нем парами воды, топлива, газами, важно, чтобы материал, из которого он изготовлен, был достаточно прочным, не размокал, не слипался и не деформировался. Фильтр должен выдерживать воздействие высоких температур без риска воспламенения: иначе может загореться и сам двигатель.
В большинстве воздушных фильтров основным рабочим элементом является специальная фильтрующая бумага (нетканые синтетические материалы используются намного реже и стоят существенно дороже). При этом важна ее пылеемкость – способность фильтра накапливать частицы грязи и не пропускать их дальше до максимальной потери давления.
Чтобы увеличить площадь фильтрующей поверхности, ее складывают «гармошкой» – и чем бумага тоньше, тем больше гофр получается. Так что по количеству складок уже можно судить о качестве фильтра и эффективности его работы.
Чтобы даже самая тонкая бумага оставалась прочной (гофры должны сохранять свою геометрию и не деформироваться) и получала все необходимые свойства, о которых говорилось выше, ее обрабатывают специальными составами. Например, в воздушных фильтрах Bosch базовый слой из микроволокна пропитывается синтетической смолой. Это продлевает срок службы фильтра и повышает эффективность его работы – но и увеличивает стоимость.
И, наконец, важное значение имеет точность соблюдения предусмотренных для той или иной модели размеров воздушного фильтра, надежность соединений и качество уплотняющих материалов (в тех же фильтрах Bosch для обеспечения лучшей герметичности и точности подгонки используются уплотнители из гибкого и эластичного полиуретана).
Некоторые автолюбители в попытке сэкономить предпочитают покупать самые недорогие воздушные фильтры, а недостаточно высокое качество пытаются компенсировать более частой заменой. Но главная проблема дешевых фильтров – низкое качество фильтровальной бумаги и малая площадь рабочей поверхность из-за малого количества гофр. И эти параметры частотой замены никак не исправить: такие фильтры плохо справляются со своими задачами изначально. Поэтому лучше сразу купить качественный воздушный фильтр, который не только прослужит дольше, но и обеспечит по-настоящему надежную защиту двигателя.