Как обезопасить автомобиль от COVID-19?
Вопрос чистоты салона автомобиля и его защиты от вирусов особенно остро встал в 2020 году во время пандемии COVID-19. Новая инфекция оказалась опасной, так как вызывает тяжелые осложнения и с высокой вероятностью приводит к летальному исходу. Санитайзеры и маски не создают даже иллюзию безопасности. Однако повседневные заботы никуда не деваются, а только множатся. Позволить себе сидеть дома могут не все. В это непростое время увеличилась доля тех, кто пользуется личным автотранспортом.
Но и личный автомобиль вполне может быть источником заражения, особенно учитывая повышенную «плотность населения» в салоне.
Как уменьшить риск заражения при совместных поездках? Какие технологии в этом могут помочь? Какие решения предлагает рынок автоаксессуаров? С этими вопросами мы постараемся разобраться в данном материале.
Начнем с упоминания самого доступного способа – обработки салона специальными бактерицидными составами. Однако при всей простоте данный подход нельзя признать исчерпывающим. Конечно, профилактическая уборка важна, но она не поможет защититься от заражения, если в салоне оказывается зараженный человек.
Дополнительный фильтр
В автомобиле механическая фильтрация применяется давно. При подаче забортного воздуха в салон машины он проходит сквозь воздушный фильтр. Задача дополнительного фильтра – еще раз обработать воздух. Как правило, используются фильтрующие элементы с угольными добавками для удаления из воздуха ароматических молекул. Каждый производитель заявляет свои особенные (и, разумеется, уникальные) способы фильтрации, но основа всех процессов единая. При выборе подобного устройства следует обращать внимание на площадь фильтра и поток воздуха, который через него проходит.
Салонный ионизатор
Более прогрессивный способ обеззараживания воздуха. Системы ионизации салонного воздуха весьма популярны в Японии (встраиваются в систему вентиляции автомобиля уже на заводе) и постепенно обрастают армией приверженцев в Китае и Юго-Восточной Азии. Прошлой весной мы тестировали китайский кроссовер Changan CS55, в котором имелся штатный ионизатор воздуха.
Бактерицидная очистка воздуха в автомобиле при использовании ионизатора происходит за счет образования молекул озона О3 из молекул кислорода О2 за счет ионизации последнего высоким напряжением. Молекула озона неустойчива и при первом удобном случае распадается на молекулу кислорода О2 и атом кислорода, который и дезинфицирует воздух, убивая вирусы и бактерии и разлагая ароматические углеводороды.
Проблема подобного способа очистки в том, что озон воздействует не только на воздух, но и на людей, находящихся в салоне. В небольших количествах это полезно, но постоянно использовать ионизаторы не рекомендуется.
Внешний ионизатор
Поскольку пока число автомобилей, которые оснащаются ионизаторами с завода, невелико, на рынке можно найти отдельные устройства – дополнительные ионизаторы, которые устанавливаются над вентиляционными решетками и запитываются от бортовой сети автомобиля.
Фотокаталитический бактерицидный фильтр
Как следует из названия, в основе этого способа обеззараживания лежит фотокаталитическая реакция. Чтобы она произошла, нужны катализатор и источник света. В качестве первого используется специальная металлическая сетка, а в качестве второго применяются светодиоды, светящиеся в ультрафиолетовом спектре. На поверхности металла происходит реакция разложения – за счет воздействия ионами кислорода и гидроксидов.
Применение катализатора позволяет использовать источники излучения невысокой мощности по сравнению с системами на основе ультрафиолетовых ламп, о которых пойдет речь далее.
По способу воздействия на микроорганизмы фотокаталитические системы схожи с ионизаторами: воздействие идет за счет химического воздействия ионов на микроорганизмы, но эта система не допускает воздействия ионов на человека, так как зона реакции локализована катализатором.
Ультрафиолетовый бактерицидный фильтр
Обычно с этим видом устройств для бактерицидной обработки воздуха мы сталкивались только в медицинских учреждениях, а сейчас они стоят в каждом общественном здании или помещении. Принцип их действия основан на разрушении молекул ДНК микроорганизмов и вирусов за счет воздействия УФ-излучения с длиной волны 245–265 нм.
Тесты моделей бактерицидных очистителей салона.
Osram AirZing LEDAS101-BK – автомобильный дезинфектор воздуха, тест
Тема дезинфекции или стерилизации воздуха актуализировалась в период разгула коронавируса COVID 19. Системы обеззараживания воздуха стали устанавливать во всех общественных местах – от офисов и школ, до магазинов и фитнес-залов. Как правило, такие приборы облучают воздух ультрафиолетовым излучением. Чтобы обезопасить человека, животных и растения от вредных для них УФ-лучей, их источник убран в кожух, через который и прогоняется воздушный поток. Такое техническое решение требует мощных УФ-лампы и вентилятора.
В основе другого способа обеззараживания воздуха лежит принцип ионизации. Специальное устройство за счет высокого напряжения ионизирует кислород, что приводит к образованию озона, действующего на биологические объекты как яд. Этот способ хорошо подходит для замкнутых объемов: камеры холодильника или салона автомобиля. Противники этого способа дезинфекции говорят о вредном воздействии озона на самого человека.
Наконец, третий способ избавления воздуха от микробов связан с фотокаталитической реакцией, которая происходит на поверхности металлического катализатора под действием ультрафиолетового изучения. В этом случает используются УФ-источники низкой интенсивности, а реакция происходит на сетке катализатора. В последнее время этот способ обработки воздуха считается самым экологически чистым. Именно на таком принципе работает автомобильный дезинфектор воздуха Osram AirZing LEDAS101-BK.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Цилиндрическая форма корпуса автомобильного дезинфектора воздуха Osram AirZing LEDAS101-BK напоминает Bluetooth-колонку. Это впечатление усиливает и наличие на боковой поверхности разъема USB type-C. Однако на этом вся схожесть заканчивается. Задача корпуса прибора – обеспечивать правильное направление потока воздуха, который проходит через фотокаталитическую систему, состоящую из сетки катализатора из диоксида титана и панели светодиодов, работающих в ультрафиолетовом диапазоне. Также внутри располагается небольшой кулер, обеспечивающий циркуляцию воздуха.
Съемная нижняя крышка устройства открывает доступ к каталитическому фильтру. Он сделан съемным – это нужно для того, чтобы периодически промывать его водой для очистки от насевшей пыли.
В комплекте поставляются USB-кабель и магнитный держатель на решетку системы вентиляции салона авто.
Видеообзор автомобильного дезинфектора воздуха - Osram AirZing LEDAS101.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
При подаче питания через USB на верхней части корпуса Osram AirZing LEDAS101-BK загорается синий светодиод, подсвечивающий логотип Osram. Если поднести ухо к устройству, можно почувствовать поток воздуха, исходящий из-под круговой щели. Работу кулера не слышно. После того как устройство поработает некоторое время, запах воздуха меняется. Это говорит о работе каталитического фильтра. Он разрушает не только вирусы и формальдегиды, но и ароматические соединения, что ставит под вопрос работу очистителя совместно с ароматизаторами воздуха в салоне.
Если открыть нижнюю крышку и вытащить фильтр, то хорошо видно светодиодное свечение.
Потребляемая мощность небольшая – всего 2,6 Вт, и практически вся она уходит на свечение светодиодов. В самом устройстве нет деталей, которые были бы ресурсными, и для продолжительной работы аппарата достаточно регулярно мыть фильтр.
При этом очиститель не обязательно вешать на решетку системы климат-контроля. Достаточно поставить на ровную поверхность в салоне, и он за счет встроенного вентилятора прокачает весь воздух. Обрабатываемый объем – 10 кубических метров.
Единственный недостаток аппарата видится в том, что его нужно обеспечивать питанием от USB, а автомобильного адаптера в прикуриватель производитель не предусмотрел. Придется либо приобретать его отдельно, либо использовать USB-разъем магнитолы.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Дезинфицирует воздух без вредного воздействия на людей.
НЕДОСТАТКИ
Нет автомобильного адаптера питания.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Автомобильный дезинфектор воздуха Osram AirZing LEDAS101-BK – интересная, а главное – нужное дополнение к автомобилю. Будь моя воля, я бы обязал оборудовать подобными очистителями все автомобили, используемые в качестве такси.
Подробный тест дезинфектора воздуха Osram AirZing LEDAS101-BK.
Бриз Авто-1 ОВУ-21 – автомобильный бактерицидный рециркулятор воздуха, тест
Как ни парадоксально, в условиях коронавируса и сопутствующих ограничений некоторые виды бизнеса показали рост. Причем это не производство масок, перчаток или санитайзеров, как можно было бы подумать. Сервисы такси! Общественный транспорт мегаполисов, обычно большой и удобный, переместился в зону риска. И многие пассажиры пересели на такси. Однако и тут у пассажира нет уверенности в безопасности воздуха в салоне..
Конечно, все автопарки бодро отрапортовали, что их автомобили самые безопасные, водители проверяются на наличие вируса, а салоны обрабатываются дезинфицирующими составами. Но ни один не упомянул об установке систем дезинфекции воздуха. Между тем именно они могут обеспечить большую защиту водителя и пассажиров от инфицирования, если вдруг в салоне оказался заболевший.
Мы уже делали обзор системы очистки воздуха, основанной на фотокаталитической реакции, – Osram AirZing LEDAS101-BK . Но оно по производительности больше подходит для частного автомобиля. Для автомобилей, эксплуатируемых в качестве такси, требуются более производительные решения. Именно о таком и пойдет речь ниже.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Прообраз бактерицидного рециркулятора ОВУ-21 Бриз Авто-1 многим знаком: похожие устройства стационарного исполнения помогают избавиться от вирусов и бактерий в воздухе общественных помещений. Устроены они довольно просто. Внутри металлического корпуса располагается ультрафиолетовая лампа. Вентилятор прогоняет через воздух через зону облучения, где он стерилизуется.
ОВУ-21 Бриз Авто-1 работает по такому же принципу, но адаптирован для использования в автомобиле. Корпус покрашен в черный матовый цвет, а не белый, как большинство стационарных рециркуляторов. Самый большой размер корпуса – это длина (30 см) при ширине 11 см, высота же всего 7 см. Корпус выполнен из тонкого металла, но добротно, без острых краев. На тыльной поверхности располагается кулер, причем установлен он под углом 45 градусов. Производительность аппарата – 15 куб. метров в час, чего с избытком хватает для салона не только легкового автомобиля, но и микроавтобуса.
Питается прибор от бортовой сети 12 В. В комплект входит 4-метровый провод с разъемом для подключения в разъем прикуривателя.
Устройство комплектуется держателем и ремнями. Предлагаются два основных способа крепления: либо на заднюю полку багажника, либо на один из подголовников (в этом случае задействуются ремни).
Производитель также допускает использование устройства в домашних условиях, для этого нужен источник питания 12–15 В.
Сердцем и основным элементом рециркулятора является лампа, работающая в ультрафиолетовом диапазоне, с длиной волны 245–265 нм. С подобными лампами мы встречались в кабинетах физиотерапии или в некоторых домашних устройствах. Заявленный срок службы 9-ваттной ламы – 9 тыс. часов.
Нужно отметить, что прибор производит дополнительную очистку воздуха при помощи фильтра, располагающегося в одном из торцов. Он сделан из полимерного материала, и его можно мыть водой без потери качества фильтрации. В комплекте идут несколько запасных фильтрующих элементов.
Отметим, то рециркулятор Бриз Авто-1 производится в России, в Саратове.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
При включении ОВУ-21 Бриз Авто-1 начинает работать кулер, а внутри загорается ультрафиолетовая лампа. Специфического запаха, который бывает при работе УФ-ламп, в данном случае не ощущается. На торце устройства имеются выключатель и индикаторный светодиод. На верхней поверхности аппарата синим светом светится логотип производителя.
При работе прибор негромко шелестит кулером, как стационарный компьютер. В автомобиле этот звук маскируется работой системы вентиляции. Наверное, постоянное его использование имеет смысл только в микроавтобусах. В легковых автомобилях вполне достаточно 10–15 минут, чтобы прогнать через рециркулятор весь воздух салона.
Вне авто прибор может оказаться полезным в сезон простуд или в случае, если кто-то в семье все же подхватил COVID 19. Рециркулятору под силу обеззаразить воздух в доме.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Хорошее качество изготовления. Высокая производительность.
НЕДОСТАТКИ
Шум вентилятора. Отсутствие адаптера питания от сети 220 В.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Бактерицидный рециркулятор ОВУ-21 Бриз Авто-1 – несомненно, полезное устройство, особенно для использования в салонах такси. Также его полезность в универсальности: прибор может использоваться по своему назначению в жилом помещении, уменьшая возможный риск заражения вирусной инфекцией.
Подробный тест бактерицидного автомобильного рециркулятора ОВУ-21 Бриз Авто-1.