Аптечки и безопасность на дорогах
С 12 по 14 октября предприятием «ФЭСТ» был организован автопробег «Безопасное пространство с ФЭСТ». Я проехала из Москвы в Таганрог и обратно на новеньком вишневом Chery Tiggo 5, чтобы узнать, как обстоят дела с безопасностью на одной из самых популярных в России трасс – «Дон», или М4. Это та самая трасса, по которой в сезон устремляются потоки отпускников, жаждущих встречи с Азовским и Черным морями, а также курортами Кавказа. Поехали повидать Азовское море и мы.
Трасса «Дон»
С некоторых пор трасса М4 стала платной – тема целесообразности подобного новшества не уложится и в одну статью, поэтому сосредоточимся на теме нашей поездки, то есть на безопасности.
Когда-то М4 была одной из самых аварийных – узкая двухполосная извилистая дорога с перепадами высот, плотное движение легковушек и фур, почти полное отсутствие безопасных мест для обгонов. За последние 10 лет трасса «Дон» стала намного лучше – появились даже участки, тогда казавшиеся недостижимой мечтой, где можно разогнаться аж до 130 км/ч, а ограничение в 110 км/ч и вовсе стало привычным. И лишь в районе Лосево и Павловска мы попали на «старую знакомую» двухполосную дорогу: ведущееся ударными темпами строительство все еще не закончено, несмотря на то, что за дневную поездку по платным участкам от Москвы до Ростова-на-Дону придется выложить 890 рублей. Кстати, это серьезный повод задуматься о покупке транспондера – он экономит и время и деньги, если ездить приходится часто. Однако в «платном раю» есть забавный нюанс: за стрелкой уровня топлива в бензобаке придется внимательно приглядывать и держать запас хода более ста километров. АЗС на скоростных участках почему-то не в почете, и расстояние между заправками может стать крайне неприятным сюрпризом. Конечно, операторы трассы обещают подвезти 20 литров бензинчика в канистре обсохшим бедолагам. Но согласитесь, подобное приключение далеко не самое интересное в дальней дороге.
Стала ли на дорогах безопаснее?
Водить машину я начинала на закате «лихих девяностых», когда на дорогах в ходу были «подставы», а каждый севший за руль автоматически считал себя героем триллера «Скорость». Тогда аварии с серьезными последствиями и летальным исходом были делом обыденным – выезд на дорогу можно было сравнить с игрой в русскую рулетку. Мне везло, и я становилась лишь свидетелем грустных историй, никогда не принимая в них личное участие. Те времена научили меня ценить навыки первой помощи, наличие богатой аптечки и огнетушителя в машине, и заставляют до сих пор возить с собой кучу лишних вещей – теплой одежды, ковриков, одеялок. Ведь даже в плюсовую температуру небольшое происшествие может оказаться настоящей трагедией – попробуй, подожди прибытия того же ГИБДД, прыгая вокруг машины в легкой курточке под дождем! Что уж говорить, когда авария посерьезнее.
С тех пор утекло много времени, и сколько бы ни ругали россиян за манеру вождения, на мой взгляд, можно констатировать существенное повышение уровня безопасности на дорогах за последние десять лет. Если раньше мары багдасарян обоих полов были нормой, то теперь большинство водителей осознало разницу между треком и дорогой общего пользования. Более того, один мой знакомый индус после нашей поездки по Золотому кольцу сказал, что русские водят очень аккуратно и безопасно! Это стало для меня неожиданным сюрпризом - ведь путешествовать со мной по России он приехал из Ирландии.
Однако, несмотря на комплименты от туристов и очевидные улучшения, аварии все еще слишком часты, чтобы можно было говорить о действительно безопасных дорогах. И первая помощь при аварии остается необходимым навыком, которым, к сожалению, далеко не все владеют, а наличие аптечки зачастую спасает жизнь.
Аптечка может спасти жизнь
Когда-то аптечка автомобилиста, помимо перевязочных средств, включала в себя богатый набор лекарств. С тех пор аптечка сильно похудела: остались лишь перевязочные материалы в разных вариантах, лейкопластыри, кровоостанавливающий жгут, ножницы с загнутыми концами и медициниские перчатки. Даже хладпакеты, которые знакомы многим под лирическим названием «Снежок», в аптечке более не предусмотрены. Сейчас состав аптечки регулируется нормами ISO, но сами компоненты выполняются по ГОСТу, о чем у производителя должно быть специальное свидетельство.
Про аптечки «ФЭСТ» и их производство в Костроме журналистам рассказывает заместитель директора по развитию Тараканов Юрий Валентинович.
Посмотрим, что находится в автомобильной аптечке в обязательном порядке на примере продукции «ФЭСТ»:
№ |
Содержание автомобильной аптечки «ФЭСТ» |
Кол-во |
1 |
Жгут кровоостанавливающий |
1 шт. |
2 |
Бинт марлевый медицинский нестерильный 5 м × 5 см |
2 шт. |
3 |
Бинт марлевый медицинский нестерильный 5 м × 10 см |
2 шт. |
4 |
Бинт марлевый медицинский нестерильный 7 м × 14 см |
1 шт. |
5 |
Бинт марлевый медицинский стерильный 5м × 7 см |
2 шт. |
6 |
Бинт марлевый медицинский стерильный 5м × 10 см |
2 шт. |
7 |
Бинт марлевый медицинский стерильный 7м × 14см |
1 шт. |
8 |
Пакет перевязочный стерильный |
1 шт. |
9 |
Салфетки марлевые медицинские стерильные, не менее 16 × 14 см №10 |
1уп. |
10 |
Лейкопластырь бактерицидный, не менее 4 см × 10 см |
2 шт. |
11 |
Лейкопластырь бактерицидный, не менее 1,9 см × 7,2 см |
10 шт. |
12 |
Лейкопластырь рулонный, не менее 1 см × 250 см |
1 шт. |
13 |
Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» |
1 шт. |
14 |
Ножницы |
1 шт. |
15 |
Перчатки медицинские нестерильные |
1 пара |
16 |
Футляр для аптечки |
1 шт |
Как делают автомобильные аптечки ФЭСТ
По поводу исчезновения лекарств в автомобильной аптечке я лично сильно не печалюсь – в большинстве случаев они не просто бесполезны, но и могут нанести непоправимый вред при неправильном применении. Учитывая, что сейчас в моде разнообразные попирающие здравый смысл газетки типа «Бабушкины рецепты» и передачи «про здоровье» Малахова, можно представить удручающе низкий уровень грамотности населения в области применения тех или иных препаратов в сочетании с безапелляционной уверенностью в своей правоте.
К тому же автомобиль в течение сезона находится в совершенно разных температурных условиях, а для многих медикаментов перепады температур категорически вредны. Для большинства препаратов температурный режим хранения находится в пределах щадящих 15 – 20-ти градусах тепла. Лично я бы с большим опасением рискнула принимать лекарство, пережившее заморозку от глубоких минусов зимой до кипения при запредельных плюсах летом.
Можно согласиться и с тем, что неправильное применение йода и «зелёнки» тоже может нанести вред вместо пользы. Существует куда более безопасный хлоргексидин, однако, и его нет в аптечке. С другой стороны, зимой он может замерзать и толку от него не будет. Но вот «Снежки»-то за что убрали? В моей машине они пережили не один сезон без последствий и оказались пару раз очень ценны при ушибах. Правда, надо отдать должное нашим законодателям: аптечки можно дополнять по своему усмотрению. Главное, чтобы минимум необходимого в ней был.
Несмотря на то, что теперь лекарств в аптечке нет, срок годности у нее по-прежнему существует. Сегодня он должен составлять 4,5 года, поэтому перед техосмотром стоит проверить, не пора ли заменить аптечку на новую. Однако если вы серьезно подходите к проблеме, то имейте в виду, что для перевязочных материалов срок годности очень часто меньше – год и месяц с момента выпуска. Особенно важно помнить про это для стерильных бинтов и салфеток, а перед использованием проверять целостность их упаковки.
Без аптечки нельзя получить диагностическую карту, необходимую для получения полиса ОСАГО. Стоимость аптечки составляет порядка 300 рублей, а штраф за ее отсутствие – пятьсот. Пожалуй, проще купить необходимый набор перевязочных материалов в симпатичной упаковке, который может спасти кому-то жизнь, чем хитрить с пятьюстами рублями. Более того, одной аптечки хватит помочь только одному человеку – вы удивитесь, как быстро расходуются бинты! И если всерьез, с собой лучше иметь несколько комплектов, особенно в дальней дороге.
Как можно помочь пострадавшему в ДТП?
Возможно, подобное напоминание покажется банальным, но, к сожалению, слишком часто помощники пострадавшим при ДТП страдают сильнее самих участников аварии.
Если вы очевидец, прежде чем спасать пострадавших, вспомните о собственной безопасности. Припаркуйте безопасно свой автомобиль. Выходя из машины, наденьте светоотражающий жилет, чтобы на дороге вас было хорошо видно другим водителям.
Если пострадавшие не могут обозначить место аварии самостоятельно, поставьте знаки (на расстоянии 15 м в населенном пункте, 30 м вне населенного пункта) и включите аварийную сигнализацию своего и других остановившихся автомобилей.
Запомните время аварии или заметьте момент, когда вы подъехали и увидели произошедшее ДТП. Для медиков точное время происшествия может стать драгоценным знанием при оказании помощи.
Осмотрите место происшествия. На осмотр лучше отправляться с огнетушителем и аптечкой в руках, и телефоном наготове.
Перед звонком в службу спасения выясните:
1. Точное место совершенного ДТП. В городе вам надо будет назвать улицу, номер дома и общеизвестные ориентиры, ближайшие к месту ДТП. На трассе лучше всего выяснить километр трассы или назвать GPS-координаты происшествия. Также важно указать номер пострадавшего автомобиля и его марку.
2. Количество пострадавших, их пол, примерный возраст, выясните наличие у них признаков жизни, а также сильного кровотечения.
Вызовите медиков и ГИБДД. Общий номер спасательных служб – 112. Прямой вызов скорой помощи по номеру 103 может ускорить прибытие бригады. Однако чересчур большое количество вызовов по разным номерам могут запутать ситуацию и замедлить прибытие спасателей, поэтому если очевидцев аварии много, постарайтесь договориться, кто будет звонить.
Во время звонка в службы спасения запомните номер вашей заявки. В дальнейшем это облегчит и ускорит выяснение любых вопросов, связанных с прибытием спасателей и медиков.
Место дорожного происшествия
Многие теряются в момент ДТП и не могут правильно и четко описать ситуацию, а главное, место происшествия. Очень часто это бывает на трассе, где люди лишь примерно представляют себе, где находятся. На решение этих вопросов может уйти драгоценное время, поэтому стоит использовать любые возможности для уточнения местоположения ДТП до звонка в службу спасения. В некоторых случаях на трассе лучше сразу указывать координаты GPS. Кстати, в современных машинах есть кнопка ГЛОНАСС для уведомления спасателей о ДТП. Но сработает ли она в случае происшествия? Возможно, стоит воспользоваться кнопкой неповрежденного автомобиля.
Сведения о номере и марке пострадавшего автомобиля, переданные спасательным службам, важны, в том числе для того, чтобы опознать аварию в случае срабатывания системы ГЛОНАСС в пострадавшем автомобиле.
Другая проблема путешествия по трассам – отсутствие сотовой связи, что слишком часто встречается, несмотря на все воззвания Путина к несознательной бизнес-общественности. Тут и кнопку ГЛОНАСС можно жать сколько угодно, и пытаться позвонить – все с одинаковым успехом.
В этом случае вам придется решить, что делать в первую очередь, и от ваших действий будет зависеть вероятность благополучного исхода для пострадавших. Конечно, в этом случае первая помощь пострадавшим должна стать первоочередной задачей. Вызов же спасательных служб и медиков придется отложить, более того, возможно, вам придется доставить пострадавших до медиков самостоятельно.
На оживленных трассах достаточно легко достучаться до спасателей благодаря большому потоку фур. В большинстве из них установлены рации, с помощью которых водители могут дать знать службам спасения о происшествии. В этом случае точные GPS-координаты места положения будут очень полезными, но название и километр трассы проще произнести и запомнить – тут придется выбрать, что передавать легче и проще.
Если машин на дороге мало, придется отправиться до ближайшей местности, где есть связь. Хорошо, когда машин-очевидцев несколько: в этом случае лучше всего отправить одну из них в поисках «птицы счастья» с полной информацией о происшествии. Не надейтесь на память «гонца», запишите всю информацию на листок бумаги или, в крайнем случае, наговорите на диктофон.
Убедитесь, что отсутствует риск возгорания
При любой аварии необходимо убедиться, что пострадавшие автомобили заглушены и стоят на стояночном тормозе. Если нет уверенности в том, что автомобиль не покатится, стоит озаботиться противооткатными приспособлениями.
Если авария более-менее серьезная - необходимо убедиться, что нет разлива топлива и, соответственно, риска возгорания. Поскольку повреждения топливной магистрали и электропроводки могут проявиться позже, нужно как можно быстрее отключить бортовую сеть автомобиля от аккумулятора.
Здесь важно правильно оценить риски – пострадавшим может требоваться экстренная доврачебная помощь. Вам предстоит решить, можно ли отложить вопрос с отключением аккумулятора, или наоборот, риск возгорания столь высок, что стоит любой ценой убрать людей от машины как можно дальше. Если помогающих несколько, лучше делать все одновременно.
Как отключить аккумулятор?
В некоторых случаях в автомобиле предусмотрено отключение массы, тогда в первую очередь надо воспользоваться этой возможностью. В остальных случаях очень желательно снять минусовую клемму с аккумулятора, затем плюсовую. Последовательность отключения важна, так как в ином варианте можно спровоцировать искру или короткое замыкание и, соответственно, возгорание или даже взрыв автомобиля. Кстати, многие «бывалые» автомобилисты возят с собой кусачки, чтобы иметь возможность перекусить провода, поскольку быстро открутить гайки на аккумуляторе получается не всегда.
Помните, что в некоторых автомобилях устанавливается по два аккумулятора, соответственно, важно отключить все аккумуляторы от бортовой сети автомобиля.
Если под капотом аккумулятор не нашелся (что нередко бывает в дорогих автомобилях), его стоит поискать под водительским креслом или в багажнике.
Помогаем пострадавшим
Чтобы уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь, стоит пройти специальные курсы. Однако такая возможность есть не у всех. Поэтому некоторыми секретами помощи пострадавшим в ДТП с нами поделился Аскер Шаов, врач-реаниматолог высшей категории, сотрудник Балашихинской подстанции скорой помощи, сопровождавший участников автопробега «ФЭСТ» на всем протяжении пути.
Если непосредственной угрозы взрыва или возгорания автомобиля нет, не спешите немедленно вытаскивать пострадавших из машины, расталкивать или передвигать их. В этой ситуации поспешными действиями можно серьезно навредить попавшим в ДТП. В некоторых случаях стоит вообще оставить пострадавшего в машине до прибытия медиков и спасателей, чтобы грубыми действиями не усугубить ситуацию.
Сначала оцените состояние пострадавшего, в сознании ли он. Для этого задайте простые вопросы: как его зовут? какой сегодня день? когда у него день рождения? какое сейчас время года? Если человек отвечает четко, можно продолжать доврачебную помощь. Теперь вам пригодится аптечка.
В случае переломов, попытки вытащить пострадавшего без фиксации поврежденного места могут вызвать смещение костей или полный их отлом. Если это ноги или руки, с высокой вероятностью вследствие такой помощи у пострадавших разовьется жировая эмболия, которая чаще всего оканчивается смертью. Не лучше ситуация и с переломом шеи или спины: например, если не зафиксировать голову и шею, человека можно убить несильным толчком. Поэтому стоит озаботиться фиксацией шеи и головы, если есть малейшие подозрения на травму в этом месте.
Если человек без сознания, надо освободить дыхательные пути (например, аккуратно избавив рот и нос от подушки безопасности), и если он самостоятельно дышит, а признаков кровотечения нет, оставить его до приезда скорой помощи, зафиксировав голову и шею, если есть подозрения на травму.
Сейчас большинство машин оснащается подушками безопасности. Однако в случае аварии без медицинской подготовки вам будет трудно определить степень повреждения шеи и головы уткнувшихся в подушки безопасности людей. К сожалению, в аптечках автомобилиста отсутствуют специальные воротники для фиксации шеи, поэтому вам придется использовать подручные средства и способы. Наилучший – это положить руку (можно и обе) пострадавшего вдоль головы со стороны висков и зафиксировать их в этом положении от плеч до локтей вместе с головой (конечно, если нет переломов рук). Так сделать лучше, даже если вам не придется самостоятельно вынимать человека из машины – дернувшийся от боли человек может сам себе доломать шею и умереть.
Если есть кровотечения, их надо останавливать как можно быстрее. Вы наверняка вспомните про то, что когда-то вас учили накладывать жгут. Но далеко не каждый сможет сразу определить, какое это кровотечение, если артерия или вена некрупная. Конечно, когда кровь фонтанирует, нужно озаботиться и жгутом, в остальных случаях давящая повязка на место ранения окажется надежнее и безопаснее. Если же кровь течет из носа, не надо запрокидывать голову пострадавшему. Лучше вставьте марлевые тампоны в нос для остановки крови.
В автомобильных авариях чаще всего страдают колени и голень, поэтому прежде чем вытаскивать пострадавшего из машины стоит убедиться, что переломы отсутствуют. Если есть подозрение на перелом, надо сначала жестко зафиксировать конечность на 10-15 сантиметров выше и ниже места повреждения и уж потом помогать пострадавшему выбраться. Для фиксации подойдут любые подручные средства: главное, чтобы жесткие направляющие с двух сторон ноги удерживали ногу в том положении, в котором она находится. Кстати, если вдруг под руками не оказалось никаких жестких предметов – например, палок, просто плотно привяжите поврежденную ногу к неповрежденной. Интересно, что плотный картон является отличным средством для фиксации переломов! Его можно легко вырезать по форме, согнуть в нужном месте при необходимости и получить отличный лубок.
Для рук действия примерно те же, но желательна дополнительная фиксация руки о тело или на перевязь. Если же сломано плечо, то вам ничего не останется, как просто примотать пострадавшую руку плотно к телу.
Если угрозы возгорания нет, вы нашли и опознали все травмы и кровотечения, то, возможно, стоит оставить пострадавшего в машине до прибытия спасателей и медиков. Вынуть человека из машины правильно не очень просто и часто не под силу одному человеку.
После оказания первой помощи пострадавшего стоит укутать одеялом, даже если на улице тепло, а травмы легкие. Так легче переживается шоковое состояние и человек быстрее приходит в себя.
Старайтесь говорить с пострадавшими, не оставляйте их одних. Помимо моральной составляющей, так проще убедиться в том, что состояние человека не ухудшается, а самому пострадавшему легче пережить шоковое состояние и дождаться прибытия медиков.
В качестве послесловия
В короткой статье не получится охватить все возможные ситуации, которые бывают в ДТП. Будьте осторожны и помните, что гонщикам на треке платят за риск, тогда как в обычной жизни расплачиваться за поспешные и необдуманные действия будете вы и окружающие.
Может, и прав мой приятель-индус: за несколько тысяч километров нашего путешествия на автомобилях Chery Tiggo 5 мы не увидели ни одной аварии, в которой были бы пострадавшие.
И наши аптечки «ФЭСТ», и сопровождающий нас врач-реаниматолог Аскер Шаов остались приятными талисманами безопасности нашего путешествия.
На автомобилях Chery вместе с компанией ФЭСТ путешествовала Наталья Парамонова