24х24: рекорды от Citroen
17 ноября 2015 года CITROЁN официально объявил о регистрации 24 рекордов за 24 часа: по 12 рекордов подтвердила Российская Автомобильная Федерация и Книга Рекордов России. Всего получилось 24 рекорда: 12х2=24.
В тот же день состоялась церемония вручения подтверждающих документов и дипломов участникам рекордного заезда.
Напомним, о чем идет речь. 8 и 9 июня 2015 года на Дмитровском полигоне Citroen предпринял попытку установить сразу несколько рекордов скорости в классе автомобилей с двигателем до «1 600 кубических сантиметров Турбо» на автомобиле C4 Седан.
Примечательны здесь не только собственно рекорды, на которые замахнулся Citroen, но и факт того, что седан C4 собирается в России, на калужском конвейере. То есть, установленные рекорды делают честь не только французскому автомобилестроению, но и его российскому воплощению. В частности, в вопросах качества продукции.
Что необычного в такой гонке?
Ответ тут простой – подобные гонки являются серьезным испытанием на выносливость не только для пилотов.
В первую очередь – это проверка автомобилей «на прочность», ведь им приходится работать в нештатном режиме 24 часа без перерыва, подвергаясь нагрузкам, которые в обычной жизни у бережного хозяина автомобиль может и вовсе никогда не испытать. Да и на «обычных» гонках автомобили редко когда безостановочно ездят на предельных скоростях по часу-полтора (примерно столько времени проходило в марафоне Citroen, прежде чем загоралась «лампочка-попрошайка», говорящая о том, что в баке скоро кончится бензин). Если же вспомнить о том, как часто меняются, например, шины на тех же «формульных» гонках, а также припомнить многочисленные истории о возгораниях, вышедших из строя тормозах, то все становится на свои места. Успех в подобном мероприятии, тем более для серийного автомобиля – это действительно серьезный повод для гордости.
Как происходили рекордные заезды?
В мероприятии был задействованы три автомобиля CITROЁN С4 Седан с двигателями 1.6THP 150 л.с., оснащённых 6-тиступенчатой автоматической трансмиссией. Согласно условиям заявки на рекорды, на автомобилях не проводилась какая-либо специальная подготовка - это были самые обычные серийные экземпляры.
Для проведения испытаний было выбрано скоростное кольцо Дмитровского автополигона протяжённостью 14 км 100 м. Автомобили Citroen C4 седан стартовали один за другим с отрывом в 1 минуту 15 секунд и двигались непрерывно в течение 24 часов на предельных скоростях, останавливаясь только на дозаправку, которая сопровождалась сменой пилотов. Остановки происходили примерно раз в два часа.
За рулём автомобилей находились 4-хкратный Чемпион мира по шоссейно – кольцевым гонкам Иван Мюллер и 12 российских автомобильных журналистов и автогонщиков. Первый заезд на одном из автомобилей возглавил Иван Мюллер, внесший решающий вклад в попытку установить 5 рекордов: 10 км, 10 миль, 100 км, 100 миль, 1 час. Для него, кстати, это мероприятие стало первым в его спортивной истории.
После проведения процедуры проверки результатов 12 рекордов были зарегистрированы РАФ и столько же было внесено в Книгу Рекордов России (аналог российской «Книги рекордов Гиннесса»). В общей сложности у седанов Citroen C4 получилось 2 раза по 12, то есть 24 рекорда.
Доска почета Citroen C4 седан российской сборки.
Торжественное награждение
Торжественная церемония вручения документов и дипломов, подтверждающих установление компанией CITROЁN 24 рекордов за 24 часа состоялась 17 ноября 2015 года. На церемонии присутствовали представитель Российской Автомобильной Федерации и секретарь соревнования, Алла Захарина, вручившая диплом управляющему директору Сitroёn Александру Мигалю. Двенадцать российских автомобильных журналистов, принимавших участие в установлении рекордов, были награждены именными дипломами РАФ и кубками от компании CITROЁN.
Александр Мигаль, управляющий директор Citroen, несомненно, доволен результатами рекордного заезда. Citroen C4 седан показал себя в лучшем виде.
После официальной церемонии журналистам был продемонстрирован один из трёх седанов Citroen C4, участвовавших в установлении рекордов скорости. Также Citroen предоставил анализ технического состояния автомобилей, проведённый сразу после рекордного заезда.
Один из виновников торжества собственной персоной – отмытый и отполированный Citroen C4 седан специально для фотосессии.
Результат технической экспертизы показал, что все узлы автомобилей Citroen C4 седан: двигатели, коробки передач, ходовая часть и подвески находились в хорошем состоянии, невзирая на жёсткие условия эксплуатации, предельные скорости и не очень хорошее качество дорог, на которых проводился рекордный заезд.
РЕКОРДЫ СITROЁN C4 Седан
Номинация |
Рекорд скорости на седане Citroen C4, км/ч |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 на дистанции 10 км |
189,617 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 на дистанции 10 миль |
190,940 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 на дистанции 100 км |
198,685 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 на дистанции 100 миль |
199,417 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 на дистанции 500 км |
197,085 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 на дистанции 500 миль |
196,255 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 на дистанции 1 000 км |
196,584 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 на дистанции 1000 миль |
196,683 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 за 1 час |
199,802 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 за 6 часов |
196,257 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 за 12 часов |
195,613 |
Лучшая средняя скорость по итогам трёх заездов автомобилей CITROEN C4 СЕДАН 1.6 THP150 за 24 часа |
193,723 |
24-часовой заезд на седанах Citroen C4 принес участникам мероприятия трофеи и хорошее настроение.
Что произошло с автомобилями после такой гонки?
Перед торжественным награждением победителей представители Citroen рассказали о состоянии автомобилей и выявленных неисправностях. Последних оказалось очень мало и все они не были связаны с качеством производства.
Напомним, что одним из условий гонки была пройденная обкатка автомобилей, чтобы все узлы и агрегаты работали в расчетном режиме. Поэтому у всех автомобилей пробег к началу старта был не менее 15000 км.
Оснащение седанов Citroen C4 полностью соответствовало стандартному исполнению автомобиля– штатная резина, масла, детали. Это обычные автомобили, сошедшие с конвейера, без каких-либо изменений. За соблюдением требований зорко следила приемная комиссия.
Начнем с двигателя и трансмиссии. Согласно отчету, в блоках управления двигателями и АКПП «рекордных» седанов Citroen C4 отсутствовали ошибки, говорящие о технических дефектах моторов и коробок передач. Дополнительные исследования при помощи эндоскопа подтвердили отсутствие значительного износа цилиндро-поршневой группы, компрессия в которых соответствовала допустимым разбросам значений.
Цилиндр |
Компрессия, бар (допустимый разброс значений 3 бара) |
1 цилиндр |
9,6 |
2 цилиндр |
10,1 |
3 цилиндр |
9,8 |
4 цилиндр |
10,2 |
Также не было выявлено проблем в головке блока цилиндров и в приводе газораспределительного механизма. Состояние свечей зажигания оказалось в норме, положение фаз газораспределения – в пределах нормы.
Подвеска. Удивительно, но она выдержала испытание без особых проблем, хотя качество покрытия на скоростном кольце Дмитровского автополигона далеко от идеального зеркала. Все пыльники и резино-металлические детали подвески седанов Citroen C4 оказались в хорошем состоянии. Амортизаторы не только не дали течей, но и, как показал тест на вибростенде, остались вполне пригодными к дальнейшей эксплуатации. Пыльники валов трансмиссии Citroen C4 седан также выдержали все нагрузки без потерь.
Однако без проблем все же не обошлось. Гонщики жаловались на вибрации во время движения, которые нарастали к концу гонки. Их причины оказались следующими.
Во-первых, существенный дисбаланс колес. Так, в одном из автомобилей вместо 5 грамм дисбаланс на одном из колес достиг 515 грамм. Связано это с неравномерным износом шин, который усиливался по мере продолжения гонки: на состояние резины влияла не только высокая температура, резкие старты и торможения, но и нагрузки, которые испытывали колеса на неидеальном асфальте трека.
После 24-х часов тяжелой эксплуатации автомобиля в запредельных режимах шины можно выбрасывать в помойку.
Во-вторых, деформация передних тормозных дисков. У одного из автомобилей она превысила допустимые значения на 0,03 мм. Связано это с режимом эксплуатации – частое экстренное торможение в течение длительного времени вызывало повышенный износ и деформацию тормозов из-за перегрева.
Также один из автомобилей во второй половине гонке стал медленнее ехать и появилась вибрация на холостом ходу. Причина оказалась в разрушении крыльчатки вентилятора системы охлаждения двигателя, куда попал инородный предмет.
Совсем не отполированными и сверкающими прибыли автомобили Citroen C4 седан на финиш после 24-часового заезда.
И на «закуску» - проблема с замком капота на одном из седанов Citroen C4. Один из автомобилей оказался из ранней партии, имевшей заводской дефект и по ряду причин организационного характера не попавший под отзывную компанию. Дефект легко устраняется в условиях сервиса, однако на этом автомобиле, несмотря на пробег более 10000 км, он, по закону Мерфи, выявился за несколько минут до начала гонки – на техническом осмотре. Полностью исправить замок команда Citroen не успела и после старта стало понятно, что на скоростях свыше 180 км/ч капот может все-таки открыться от потока набегающего воздуха. В связи с этим на одной из остановок команде Citroen пришлось заменить замок капота вместе с капотом.
Завершая нашу статью, отметим интересный факт. Один из автомобилей на протяжении всей гонки двигался медленнее остальных. Расследование выяснило, что данный Citroen C4 седан был выпущен позже остальных. И это оказалось фатальным – в программном обеспечении автомобиля была «зашита» защита, не позволяющая автомобилю развивать скорость свыше 210 км/ч.
Для подобного заезда набор поломок у российских седанов Citroen C4 очень небольшой, и Citroen по праву может гордиться своими достижениями не только в разработке автомобилей, но и в организации контроля качества на производстве.
Текст Натальи Парамоновой.
Фотографии Натальи Парамоновой и компании Citroen.