Нужен ли «настоящему японцу» антикор?
Каждый владелец автомобиля хотя бы раз в жизни сталкивается с вопросом, делать или нет антикоррозийную обработку автомобиля. Решать этот вопрос приходится не только обладателям «обычных» автомобилей, но и владельцам «настоящих японцев».
Важность вопроса антикоррозийной обработки автомобиля для владельца автомобиля напрямую зависит от сложившейся репутации бренда и возраста автомобиля. Часто покупатели новых автомобилей с хорошей репутацией качества обработки металла пренебрегают антикором, полагаясь на то, что с «настоящим» металлом ничего не случится. Аргументы тут простые - для «настоящего» высококачественного металла, прошедшего обработку и окраску «по всем правилам», дополнительная антикоррозийная обработка попросту не нужна. Сомневающиеся на этом фоне выглядят не столь убедительно и ярко: их аргументы – реагенты уж очень сильные на дороги льют-сыплют, да и антикор никому не мешал… Поэтому часто в дискуссиях они выглядят пережитками прошлого времен Мовиля и АвтоВАЗа, эдакими перестраховщиками, которые не верят «своему счастью» обладания «настоящим японским автопромом».
Давайте посмотрим, кто прав. И почему.
Нужен или нет антикор новому автомобилю?
Антикоррозионная обработка металлов была придумана вовсе не для автомобилей. Вы удивлены? Но это факт. Автомобильный антикор – побочный продукт решения куда более серьезных задач. В первую очередь это защита от коррозии инженерных конструкций, которые последние полтора века становятся все сложнее и дороже. Сегодня инженерные конструкции важны уже не сами по себе – они являются важным звеном сложной цепочки функционирования современных мегаполисов и производств. Это и мосты, и силовые элементы зданий, дорог. Это и общественный транспорт. И собственно производства – заводы, ангары, конвейеры. И нефтяные скважины. И… Перечислять можно долго. Просто представьте себе, что строительство некоторых мостов по сложности сопоставимо со строительством космического корабля, а стоимость проекта может серьезно превышать запуск какого-нибудь спутника.
А что же автомобили? А вот автомобили за последние полтора века вовсе перестали быть «космическими кораблями», стремительно превращаясь в одноразовый ширпотреб. Время «вечных автомобилей» ушло в прошлое - современная экономика требует непрерывности производства и потребления. А автомобили – это очень серьезный вклад в этот замкнутый круг, обеспечивающий зарплаты и доходы миллионам людей.
Современные автомобили рассчитаны на очень ограниченный срок эксплуатации, и автопроизводителям невыгодно, чтобы он был дольше расчётного. По крайней мере, намного. Поэтому все выпускающиеся автомобили массового сегмента рассчитаны от 5-7-ми до 11-15-ти лет эксплуатации. Не больше. Так что не удивительно, что вас будут убеждать, что «японцы» («немцы» и другие, по списку) не «гниют», и антикор им не нужен.
Мне возразят: многие автопроизводители предлагают заводской антикор. Тут придется согласиться – если он есть и вы уверены в его качестве и полноте объема обработки, то дополнительно обрабатывать автомобиль какое-то время действительно не нужно. По крайней мере, это дает отсрочку покупателям нового авто.
Однако если такой уверенности нет, а вы хотите, чтобы машина дольше служила и имела товарный вид, то забота о спасении – дело рук самих утопающих. Хотите эксплуатировать свой автомобиль дольше, а потом продавать дороже – делайте антикор.
Подержанные автомобили
Если с новым автомобилем всё понятно – его судьба полностью в ваших руках, то что делать с подержанным авто? Этот вопрос актуален как для продавца, так и для покупателя. Первому хочется продать машину подороже, а второму – купить получше и подешевле.
Поскольку вторичный рынок в России еще далек от
цивилизованного (хотя в мегаполисах постепенно и начинают вырисовываться
зачатки нормального будущего), покупатели стараются ориентироваться на
собственные способности и умения, чтобы разобраться в техническом состоянии
автомобиля. При этом основной упор в оценке состояния автомобиля делается на:
а) диагностику состояния двигателя,
б) состояние лакокрасочного покрытия,
в) состояние элементов подвески автомобиля и ходовой части.
Все эти пункты очень важны, и в любом из них есть простор не только для ошибок, но и мошенничества. Состояние кузова – один из очень серьезных факторов длительности жизни «железного коня». Кузов - это скелет автомобиля, к которому крепятся все остальные детали. Если скелет разрушился, то автомобиль прекращает свое существование, пусть даже всё остальное останется идеальным - мотор, подвеска, интерьер и т.д.
Одна из причин появления коррозии – это последствия аварий. В местах повреждений нарушается целостность лакокрасочного покрытия, а сварка и вовсе портит структуру металла – даже на лучших сервисах крайне проблематично добиться качества заводского конвейера. Повреждения и сварка вызывают повышенную скорость коррозии металла. Именно поэтому состояние кузова – не только один из самых острых вопросов при покупке авто, но и любимая тема для мошенничества. В некоторых случаях опознать, что автомобиль побывал в аварии или получил повреждения, сложно даже профессионалам, снабженным необходимым набором инструментов. Можно отрихтовать, сварить и покрасить автомобиль очень хорошо. Но места вмешательства человека обязательно со временем проявят себя повышенной скоростью коррозии.
Однако даже если аварий и мошенничества нет, то автомобиль стареет и сам по себе: со временем даже самый хороший лакокрасочный слой разрушается, а антикоррозийная обработка не вечна - ее со временем нужно обновлять. Чем больше ездит автомобиль, особенно в зимнее время года, когда на дорогах насыпано много абразива – песка, гравия – и химических реагентов, тем быстрее разрушается его защитный слой.
Из-за нарушения слоя краски и исчезновения (а то и отсутствия) антикора попавший под воздействие агрессивной среды даже самый толстый слой цинка, которым могут похвастаться «настоящие машины», со временем в итоге разрушится, приняв на себя «удар» коррозии. А дальше начнет разрушаться уже собственно железо, то есть скелет автомобиля.
Частенько бывает так, что вскрывая обшивку салона или снимая шумоизоляцию вроде бы и не старых автомобилей, можно наткнуться на участки сквозной коррозии кузовных элементов, образующих этот самый салон. То есть на откровенные дырки в металле. И это случается с автомобилями, «отходившими» по российским дорогам каких-то пять-шесть лет. И это речь идет о салоне автомобиля. Что тогда говорить про элементы кузова, которые напрямую работают в условиях повышенного износа, в том числе абразивного? А это днище, арки, лонжероны…
Daihatsu Terios. 7 лет эксплуатации в России.
Давайте от рассуждений перейдем к практике и посмотрим на десятилетний Daihatsu Terios. Эта машина попала в Россию совершенно новой в возрасте трех лет, отстояв первые три года где-то на складах Арабских Эмиратов без движения. Поскольку в пустыне сухо, то последствия пребывания машины в ожидании хозяйки отразились лишь на том, что мелкий песок появлялся еще долго в самых разнообразных местах. Вся же основная история «жизни» – это история эксплуатации в российских условиях.
Посмотрим, в каком состоянии находится наш «подопытный» Daihatsu Terios.
При покупке хозяйку убедили, что «японцу» антикоррозийная защита не нужна – это же «настоящий японец». Поэтому первые четыре года кузов автомобиля не получал никакого дополнительного внимания.
Вынужденный частичный кузовной ремонт из-за не затормозившего сзади автомобиля показал хорошее качество и состояние металла в целом, но минимального внимания кузов уже требовал. Для защиты мест сварки был сделан частичный антикор ML-маслами и, а ряд скрытых полостей снизу обработан ML-составом (подробно о том, что это такое, читайте в статье «Как лучше делать антикор своего авто?»). Обработка автомобиля была сделана самостоятельно.
Что стало с автомобилем к весне 2015-го года?
Визуальный осмотр показывает, что днище подопытного Daihatsu Terios уже серьезно повреждено коррозией. В целом всё не так уж плохо, но уже и не хорошо – состояние пограничное. От блестящего нового «японца» мало что осталось. Старый антикор за три года начал облезать и местами от него ничего не осталось, следы ML-масла практически полностью исчезли.
Ржавчина на элементах подвески и ходовой пока не представляет собой ничего страшного – толщина металла здесь очень большая, хотя и выглядит все это не эстетично. Уже только ради красоты можно было бы обработать эти детали антикоррозионным составом сразу.
Пятна ржавчины здесь говорят нам о том, что коррозия у нашего Daihatsu Terios идет полным ходом, хотя пока последствий этого не так уж и много.
Швы и места механических повреждений требуют незамедлительного внимания, несмотря на проведенную ранее обработку. Если не сделать это сейчас, машина очень быстро сгниет.
Большую часть этого можно было бы избежать, если бы антикор делался сразу комплексно и регулярно. «Вечная машина» могла бы стать явью. Однако поскольку антикора сразу сделано не было, «вечной» машина уже не будет, хотя «бегать» сможет еще долго.
Какой антикор нужен?
Напомним, антикор бывает разным. Мы уже подробно разбирали этот вопрос, когда делали антикоррозийную обработку новой КИА Рио.
У нашего Daihatsu Terios состояние кузова оказалось пограничным - между возможностью обработки только ML-маслами и нанесением защитного слоя (обычно это материал черного цвета). Чтобы получить максимальный эффект, специалистами центра Антикор.РФ было принято решение провести смешанную обработку кузова. Арки обработали защитным слоем Noxudol Bl, днище и все остальные скрытые полости ML-маслами – Noxudol 700 и Dominion RC ML ASS512SCD.
Фотографии обработки автомобиля антикором в целом не требует комментария – все и так понятно: каждый шов, каждый потаенный уголок должны получить свою порцию «бальзама». Но вот о чем часто забывают новички и на чем экономят недобросовестные «антикорщики» - это обработка металлических краёв. А ведь по факту это тот же самый шов! И он тоже подвержен коррозии. А таких швов в автомобиле много – это все рамки под стекла, края дверей, личинки замков, места установки уплотнителей. Они все тоже требуют обработки.
Как сделать антикор качественно?
Среди автомобилистов часто распространено мнение, что антикоррозионную обработку не только можно, но и нужно делать своими руками. Основной аргумент – цена, другой – я сделаю тщательнее.
На примере KIA Рио мы уже детально разбирали, как происходит профессиональная антикоррозионная обработка. Тогда выяснилось, что разница в цене в материалах «на развес» и «оптом», вполне может компенсировать выгоду от самостоятельной обработки.
К тому же оказалось, что качественная обработка вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд, поэтому аргумент «я сделаю качественнее» уже не кажется таким очевидным.
Что сложно или практически невозможно сделать самостоятельно в «гаражных» условиях, а тем более, при отсутствии в распоряжении гаража? И как определить, являются ли профессионалами те, кто предлагают услуги антикора?
1. Мойка и сушка автомобиля
Если остальные пункты процедуры антикоррозионной обработки действительно при сильном желании и наличии определенного инструмента можно сделать самостоятельно, то мойка и сушка автомобиля в «домашних» условиях в нужном объеме и качестве практически неосуществима.
Давайте посмотрим, как это происходит, чтобы понять, почему.
Куда сливать воду?
Да, это банально и набило оскомину: мойка автомобиля, особенно с шампунем, вредит природе, нанося серьезный ущерб экологии. Использованная вода должна проходить очистку, иначе она загрязняет почву и водоемы. Пить воду и жить на этой земле всем нам и нашим детям. Поэтому прежде чем мыть автомобиль у ближайшего водоема, задумайтесь о том, что и как вы делаете.
В особо сложных случаях автомобиль может потребовать неоднократной мойки шампунем. И всю эту смесь шампуня и масел нужно будет куда-то деть.
Сможете ли вы в действительности качественно отмыть машину?
Мойка автомобиля перед антикоррозионной обработкой совсем не похожа на обычное наведение марафета. Это не просто мойка кузова снаружи и сбивание грязи с арок и днища. Нужна максимально тщательная очистка кузова от грязи, которую нужно не только смыть с открытых частей автомобиля. Также нужно максимально тщательно убрать грязь из самых потаенных уголков автомобиля и из-под пластикового обвеса автомобиля.
Когда машина новая, подготовительная мойка автомобиля может показаться не такой сложной задачей, но автомобиль уже с небольшим пробегом может потребовать куда более серьезного внимания, чем можно предположить. Так, у профессионалов мойка автомобиля может занимать от часа до нескольких – в зависимости от размера автомобиля, пластикового обвеса и конструкции.
Чтобы сделать подготовку качественно, мойка автомобиля производится на подъемнике. Без него подготовительная мойка автомобиля становится куда более трудоемкой и сложной.
В потаенных уголках автомобиля за пластиковым обвесом могут скрываться настоящие залежи грязи. Для качественной антикоррозийной обработки автомобиля все эти «сокровища» нужно тщательно убрать.
Даже визуально чистый автомобиль – кладезь грязи. Например, «подопытный» Daihatsu Terios приехал на антикоррозийную обработку после мойки. Это – лишь малая толика грязи, которую смогли вымыть специалисты Антикор.РФ во время подготовительной мойки, казалось бы, чистого автомобиля.
А высохнет ли автомобиль?
И, наконец, сушка автомобиля. Если ML-масла выдавливают воду, и, теоретически, хорошая просушка автомобиля не так уж и важна, то защитные составы должны образовывать пленку и поэтому требуют полностью сухих поверхностей. В лучшем случае, на мокрой поверхности состав просто «не возьмется», в худшем – законсервирует влагу и ускорит коррозию в месте ее скопления.
Чтобы просушить такой автомобиль как Daihatsu Terios, нужно использовать две мощные тепловые пушки в течение нескольких часов. Это и время, и деньги – такие пушки не только не дешевы, но и являются мощными потребителями электроэнергии.
2. Обработка автомобиля антикором
При наличии подъемника, компрессора и распылителей с разными головками обработать кузов автомобиля можно и самому. Однако надо помнить, что антикоррозионные составы – далеко небезопасная вещь, и если помещение чересчур маленькое, плохо вентилируемое, ими можно и отравиться. Поэтому принимая решение делать антикор самостоятельно, нужно уделить серьезное внимание собственной безопасности.
Во-вторых, необходимо знать обо всех скрытых полостях автомобиля – будет очень обидно, когда из-за пропущенного участка сгниет важная часть кузова. У тех же, кто занимается этим профессионально, обычно имеется доступ к специальным базам со схемами расположения скрытых полостей и доступа к ним. Современные автомобили обычно имеют технологические отверстия для обработки антикоррозийными составами. Но если автомобиль старый, возможно, для доступа к некоторым скрытым полостям придется делать специальные отверстия.
3. Пусть делают профессионалы?
Анализ технологической цепочки говорит о том, что без специально оборудованного помещения, инструментов и навыков антикоррозионная обработка автомобиля вовсе не такое простое мероприятие. Однако аргументы противников имеют под собой почву – действительно, здесь есть достаточно широкое поле для недобросовестной экономии. Поэтому стоит внимательно относиться к выбору тех, кому доверить свой автомобиль. Процесс должен быть открытым и понятным, а вы должны иметь возможность в любой момент проконтролировать ход работ.
РЕЗЮМЕ
В заключение вспомним последние десятилетия прошлого века, когда первые экземпляры тольяттинского автопрома показали владельцам неубиваемых «Волг», «Побед» и «Москвичей» новые «возможности» цельносварных кузовов АвтоВАЗа. Выглядевшие красиво и аккуратно передние крылья, пороги и полы-днища с лонжеронами вдруг стали ржаветь! Да и второй крупный завод – Ульяновский автомобильный – стал поставлять населению продукцию, которая очень-очень быстро расцветала узорами ржавчины. Незатейливая окраска (в некоторые периоды прямо по металлу, без какой-либо дополнительной обработки) вынудила находчивых и неунывающих россиян проявлять чудеса изобретательности в антикоррозийной обработке кузовов своих «железных коней». Плохенько сляпанные машины обретали вторую жизнь. И, надо сказать, эти чудеса творились в отсутствие профессионального оборудования и антикоррозионных мастик-масел. Неудивительно, что автомобильные журналы, писавшие тогда о том, как помочь и обиходить своего «железного коня», были тогда крайне популярны. А появление того же Мовиля серьезно облегчило жизнь владельцам авто, обладавшим хоть какой-то возможностью применить свою нерастраченную энергию к собственному автомобилю.
Конечно, время не стоит на месте, но и сегодня – в век специализированных профессиональных технологий – всегда есть место и возможности применить свои знания и силы в антикоррозийной обработке автомобиля. Однако с развитием химической промышленности, появлением «продвинутых» современных материалов и профессиональных сервисов необходимость в этом будет постепенно отпадать. Ведь куда проще отдать машину в специализированный сервис, отдохнуть, наслаждаясь красивой работой профессионалов (на которую можно смотреть бесконечно, настолько она завораживает) и спокойно уехать домой в полной уверенности, что автомобиль получил уход в полном объеме.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой