16.08.2012

Запрет правого руля у легковых автомобилей: слухи и реалии

Чтобы понять, будет ли запрещен правый руль в 2012 году, попробуем самостоятельно отличить домыслы от фактов, а слухи от законодательных реалий.

Вялотекущий законодательный процесс, связанный с запретом эксплуатации в России легковых автомобилей с правосторонним расположением руля, на протяжении последних двадцати (или больше?) лет периодически будоражит автовладельцев слухами и домыслами, вбрасываемыми в информационное пространство не без участия многочисленных электронных и печатных СМИ.

Комизма ситуации прибавили прогнозы дальневосточного (с калининградским почтовым адресом) астролога Александра Ремпеля, который ещё три года назад предрек: правый руль в России отменят обязательно и бесповоротно, причем не позднее 2012 года.

Несмотря на то, что запрет правого руля является не всероссийской, а, скорее, региональной проблемой Сибири и Дальнего Востока, это не снижает ее остроты. В силу ценовой доступности и отличного качества подержанных японских автомобилей, в зауральских регионах страны машин с правым расположением руля эксплуатируется не меньше, чем леворульных. На Камчатке, во Владивостоке и вообще вдоль Амура праворульных авто, пожалуй, даже больше...

Некоторые эксперты, вникая в нормы Регламента ТР ТС 018/2011, регулирующего технические параметры транспортных средств, усмотрели попытки ограничить возможность эксплуатации праворульного автотранспорта. По их мнению, инициатива проистекает от европейских автостроительных концернов, вступивших в сговор, и стремящихся перекроить отечественный рынок, чтобы вытеснить из него конкурентоспособные «бэушные» азиатские автомобили.

Вполне вероятно, рациональное зерно в подобных рассуждениях имеется. Однако рядового автомобилиста, в особенности счастливого собственника экономичной и маневренной праворульной «японки», на которую не так уж и сложно купить автозапчасти, интересует сегодняшнее состояние проблемы, а не тайные причины и интриги, вызвавшие её рождение и послужившие её развитию.

Чтобы понять, будет ли запрещен правый руль в 2012 году, попробуем самостоятельно отличить домыслы от фактов, а слухи от законодательных реалий.

Главным документом, регламентирующим вопросы безопасной эксплуатации колесных транспортных средств, был и остается уже упомянутый Технический Регламент. До недавнего времени Россия самостоятельно регулировала технические параметры транспорта, допущенного к эксплуатации на дорогах страны. Однако в связи со вступлением государства в таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией, законодатели разработали единый документ.

Технический Регламент ТР ТС 018/2011, унифицированный под Таможенный Союз, был принят 9 декабря 2011 года решением Комиссии Таможенного Союза за № 877. В законную силу документ вступит только 1 января 2015 года. Уже одно это позволяет полностью опровергнуть выдумки любителей дешевых сенсаций, утверждающих, что правый руль запретят уже летом текущего года.

Заглянем в текст документа. Найдем в нем раздел под номером IV (Требования Безопасности) и прочитаем пункт 19, вызвавший столько дискуссий. В нем идет речь о запрете выпуска в обращение автомобилей с правым рулем, относящихся к категориям М2 и М3. Для Беларуси и Казахстана этот запрет шире, поскольку в этих государствах правый руль запрещается и у других категорий автотранспорта.

Тем, кто еще не привык к новым для нас международным обозначениям категорий автомобильного транспорта, следует прочитать пояснение из этого же Регламента.

В приложении №1 к данному документу содержится удобная таблица-классификатор категорий транспортных средств. Здесь в подпункте 2.2, относящемся к автобусам, троллейбусам и иным пассажирским транспортным средствам, приведено четкое толкование категории М2. Ее основными показателями являются количество мест для пассажиров (более восьми) и технически допустимая максимальная масса автомобиля, которая не должна превышать пяти тонн.  

Категория М3 отличается от категории М2 только технически допустимой максимальной массой автомобиля (более пяти тонн). Количество пассажирских мест здесь также определено как большее, чем восемь.

Следовательно, владельцам легковых автомобилей с правым рулем, в которых количество мест для перевозки пассажиров не превышает семи (водитель - восьмой), а масса вряд ли когда-нибудь приблизится к пяти тоннам, данный Регламент не запрещает эксплуатации транспортного средства. Им волноваться не о чем: правый руль в России разрешен! Легковые автомобили с правосторонним расположением руля можно ввозить, эксплуатировать и в полном юридически дозволенном объеме распоряжаться своим движимым имуществом.

Каких-либо лазеек, которые могли бы отменить для легковых автомобилей правый руль, закон не предусматривает. Однако чиновники Таможенного Союза в своем Решении комиссии от 9-го декабря 2011-го года (№877) все же оставили интересный пункт номер 5, прописанный для российской стороны. В подпункте 5.1 содержится требование, согласно которому подготовку предложений для внесения изменений в Технический регламент соответствующим госструктурам предписано проводить не реже одного раза в три года.

Пункт 5.2 того же Решения обязывает чиновников постоянно заботиться о нашей с вами автобезопасности, предписывая проводить актуализацию Перечней межгосударственных стандартов транспортных средств не реже одного раза в год. Хотя данные оговорки и не приближают дату возникновения полного запрета правого руля, введение подобных ограничений ими допускается.

Таким образом, можно утверждать: запрет правого руля, вступив в силу только через два с половиной года, тотального характера носить не будет, а лишь ограничит ввоз в страну и эксплуатацию на российских дорогах пассажирских микроавтобусов и автобусов.

Единственным риском для владельцев праворульных автомобилей представляется разве что пятый пункт Решения Комиссии Таможенного союза, допускающий пересмотр действующих транспортных стандартов.

Статьи по теме