Медная смазка – особенности использования
С самой зари машиностроения конструкторы учитывали физические свойства металлов. Так, медь, являясь мягким и не подверженным ржавлению материалом, широко применялась в тех областях, где использовались трубчатые соединения и носители агрессивных сред. Например, в тормозной системе или системе охлаждения. Также разработчики использовали планкирующие свойства меди и делали из нее и ее сплавов пары трения. Если между твердыми стальными деталями разместить пластины меди, то сталь не будет изнашиваться, а медь будет создавать на поверхности защитный выравнивающий слой.
В современном производстве и ремонте автомобилей медносодержащие составы используются довольно широко. Медь добавляется в противоизносные составы и смазки, но наибольшее распространение получили медные смазки, в основе которой содержатся мелкодисперсные порошки меди.
Рейтинг медных смазок по результатам тестов.
Из чего состоит медная смазка?
Медная смазка состоит из мелкодисперсного порошка меди, масляной основы и связывающего вещества. Масляная основа может использоваться как минеральная, так и синтетическая, а связывающее вещество требуется для удержания меди на поверхности при высокой температуре. Степень концентрации медного порошка варьируется в зависимости от типа смазки и ее предназначения: наибольшая – в консистентных смазках, а наименьшая – в аэрозольных баллонах. В качестве связывающего компонента наиболее эффективны бентонитовые глины, которые позволяют удерживать медный порошок на поверхности и не боятся высоких температур.
Медный порошок, бентонитовая глина и органическая основа – основные компоненты медной смазки.
Что смазывается при помощи медной смазки?
Медная смазка, нанесенная на резьбовое соединение, позволяет обеспечить эффективную затяжку без закусывания металла. Медный порошок разделяет поверхности трения и не исключает их контакт между собой. Разделяющий слой выдерживает воздействие и температуры, и агрессивных сред. Особенно эффективно он проявляет себя при комплексном разрушающем влиянии температуры и воды. Наиболее сильно это проявляется на выхлопной системе автомобиля, на соединения которой оказывают воздействия оба негативных фактора. Таком образом, медные смазки применяются для обработки:
Медная смазка нанесенная на поверхность противоскрипной пластины.
• шпилек и болтов крепления выхлопной системы;
• привалочных поверхностей труб глушителя и его элементов;
• резьбовых соединений лямбда-зонда, сажевого фильтра и датчиков давления выхлопной системы;
• ступицы колес и привалочной поверхности тормозного диска;
• нерабочих поверхностей тормозных колодок;
• противоскрипных пластин;
• шпилек и резьбовых соединений автомобиля.
Как мы видим, спектр применения медной смазки очень широк, и она обеспечивает ряд эффектов, положительно сказывающихся на ремонтопригодности автомобиля. Она позволяет сократить время монтажа и демонтажа деталей, исключает сваривание из-за воздействия негативных факторов. При этом медные составы хорошо ложатся практически на любые поверхности и не смываются с них.
При сборке глушителя желательно обрабатывать резьбовые соединения медной смазкой. Тогда откручивать их будет намного проще.
Свойства медной смазки
К преимуществам медной смазки можно отнести:
• широкую область применения;
• высокую термостойкость;
• эффективность при применения на термонагруженных узлах;
• высокую адгезию к металлическим деталям;
• хорошие гидрофобные свойства;
• снижение коэффициента трения при применении;
• обеспечение защиты от коррозии даже в агрессивных средах;
• предохранение соединений от износа;
• повышение надежности и сохранности резьбовых соединений;
• обеспечение равномерности затяжки болтов и гаек.
Можно выделить следующие особенности медной смазки:
• имеет широкий рабочий диапазон температур (от –50 до +1100 °С);
• сохраняет свойства при нанесении на различные типы металлов;
• сохраняет стабильность свойств в течение длительного времени;
• выдерживает высокое давление;
• обеспечивает высокую степень защиты от воздействия жидкостей.
В медных смазках разных производителей может использоваться медны порошок разной дисперсности.
Практика показывает, что использование медных составов для обработки крепежных деталей значительно увеличивает срок их службы. Статистика работ в сервисных центрах говорит, что процесс демонтажа деталей занимает до 60% от общего времени ремонта. Заблаговременное нанесение смазки на резьбу позволяет предотвратить прикипание, обеспечивает легкий монтаж и демонтаж болтов, шпилек, гаек без разрушения или повреждения витков.
Особенно критичны к перегреву и заклиниванию резьбовые соединения деталей топливной системы, свечи, форсунки подачи топлива. Для прочного соединения в них используется мелкошаговая резьба с большой площадью прилегания.
Выбор медной смазки
При выборе нужно учитывать, что медные смазки от разных производителей имеют неодинаковые свойства, различаясь и по составу компонентов, и по их качеству.
Температурная устойчивость смазки зависит от того, что используется в основе. Медный порошок должен закрепиться на металлической детали и не отслаиваться от нее даже при росте температуры. Хорошие результаты высокотемпературных тестов показывает основа из бентонитовой глины, которая удерживает медь на поверхности металла. Некоторые составы на органической основе склонны к закипанию при росте температуры, что вызывает пузырение смазки и отслоение меди от металла.
Если производитель ошибётся в выборе основы, то под воздействием высоких температур медная смазка может отслоиться от металла.
Варьируется и сам медный порошок. Во-первых, по концентрации в смазке. Самая высокая концентрация в консистентной смазке, но и в аэрозольных баллонах количество медного порошка зависит от производителя. И не факт, что состав с большей концентрацией медного порошка окажется лучше: в некоторых случаях требуется нанести тонкий слой медной смазки.
Во-вторых, микроскопические исследования показали, что различается и размер частиц порошка, который используется в смазке. Важно и качество основы смазки: она должна поддерживать равномерное распределение частичек порошка по объему, не позволяя слипаться им в крупные конгломераты. В каждый аэрозольный баллончик с медной смазкой помещен металлический шарик, необходимый для перемешивания состава, и перед использованием баллона его необходимо тщательно встряхивать несколько минут.
Сравнения показали, что некоторые производители вместо медного порошка используют латунный, планкирующие свойства которого не такие высокие, как у меди.
Если проволочные поверхности труб глушителя обработать перед сборкой медной смазкой, то они не прикипят друг к другу.
Особенности нанесения медной смазки
Особых требований к тому, как наносить медную смазку на детали автомобиля, нет. Можно привести лишь общие рекомендации. Перед обработкой необходимо очистить деталь от старой смазки, пыли и грязи. Рекомендуется обработать деталь быстрыми очищающими составами, например, быстрым очистителем Liqui Moly Schnell-Reiniger.
Медная мазка наносится на поверхность резьбовых соединений или на привалочные поверхности. Аэрозольная форма просто распыляется на деталь. Консистентную смазку лучше всего наносить кистью. Излишки смазки удаляются тряпкой или ветошью.
Шпильки выпускного коллектора рекомендуется обрабатывать медной смазкой так как это самый термонагруженный узел в двигателе.
Рекомендованные составы
По результатам тестов лидерами по качеству медной смазки стали составы немецкой компании Liqui Moly. Они продемонстрировали и высокое качество обработки, и термоустойчивость, и мелкодисперсность медного порошка. Рассмотрим два разных по форме продукта: пасту и аэрозоль.
Liqui Moly Kupfer-Paste – медная паста
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА
Liqui Moly Kupfer-Paste поставляется в пластиковой тубе и удобен для точечного нанесения медной пасты на детали. Составом обрабатываются тыльные стороны тормозных колодок, резьба свечей зажигания, детали выхлопной системы и резьбовые соединения.
Применение предотвращает прикипание соединенных деталей, колесных болтов и легкосплавных дисков, облегчает ремонт и разборку механизмов автомобиля.
Медная паста Liqui Moly Kupfer-Paste представляет собой пасту золотисто-розового цвета на основе мелкодисперсного медного порошка. Состав обладает высокой температурной стойкостью и имеет очень высокую адгезию к металлу, и длительность нахождения на обработанной поверхности под действием центробежных нагрузок. Средство показывает высокую стойкость к воздействию соленой и горячей воды, в том числе под давлением. Обеспечивает защиту поверхности контакта от образования коррозии. Выдерживает высокое давление и надежно смазывает и разделяет трущиеся детали. Медная паста универсальна в применении.
ПРИМЕНЕНИЕ
Состав Liqui Moly Kupfer-Paste наносится на очищенную поверхность детали при помощи кисти или щетки. Количество состава регулируется площадью нанесения.
Liqui Moly Kupfer-Spray – медный аэрозоль
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА
Медный аэрозоль Liqui Moly Kupfer-Spray позволяет наносить медную смазку тонким слоем и в труднодоступных местах. За счет применения мелкодисперного медного порошка, распыляемого под давлением, состав легко наносится на самые разные площади. Исключается выдавливание смазки из зоны соприкосновения поверхностей контакта.
Средство предназначено для обработки тормозного механизма, тыльной стороны колодки, резьбовых соединений выхлопной системы, а также привалочных поверхностей глушителя. Предотвращает коррозию и заедание деталей, а также прикипание поверхностей друг к другу.
Медный аэрозоль Liqui Moly Kupfer-Spray представляет собой распыляемый под давлением состав золотисто-розового цвета на основе мелкодисперсного медного порошка. Состав обладает высокой температурной стойкостью и имеет очень высокую адгезию к металлу и длительность нахождения на обработанной поверхности под действием центробежных нагрузок. Средство показывает высокую стойкость к воздействию соленой и горячей воды, в том числе под давлением. Обеспечивает защиту поверхности контакта от образования коррозии. Выдерживает высокое давление и надежно смазывает и разделяет трущиеся детали. Универсален в применении.
ПРИМЕНЕНИЕ
Аэрозоль Liqui Moly Kupfer-Spray наносится на очищенную поверхность детали. Перед использованием средства баллон необходимо тщательно встряхивать на протяжении нескольких минут, чтобы находящийся внутри металлический шарик перемешал состав (до проявления стука шарика о стенки). Состав распыляется на очищенные и высушенные поверхности. В зависимости от области использования необходимо распылить соответствующее количество продукта. Чтобы не засорилась распылительная головка, после распыления баллон следует перевернуть и продолжить распыление до выхода из сопла чистого газа.