Беспилотные грузовики поехали с помощью цифрового двойника трассы М-11
23 сентября состоялось историческое событие для российской транспортной отрасли — официальный запуск движения беспилотных грузовиков по платной скоростной автомагистрали М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург. Это первый шаг к созданию единой сети беспилотных логистических коридоров в России, что существенно повлияет на эффективность грузоперевозок и развитие автономного транспорта в стране.
Значимость события для развития автономного транспорта в России
Запуск движения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) по трассе М-11 «Нева» открывает новые возможности для транспортной системы России. Это не только уменьшает время доставки грузов между двумя столицами, но и повышает безопасность на дорогах за счет исключения человеческого фактора. Автономные грузовики способны работать круглосуточно, оптимизируя логистические процессы и снижая затраты транспортных компаний.
Высокоточный цифровой двойник автомагистрали от концерна «Телематика»
Эффективное управление движением беспилотного автотранспорта и обеспечение безопасности на трассе М-11 стало возможным благодаря внедрению высокоточного цифрового двойника автомагистрали, разработанного концерном «Телематика». Этот инновационный проект реализован компанией «СофтТелематика», входящей в состав концерна.
Что такое цифровой двойник автомагистрали?
Цифровой двойник представляет собой точную цифровую копию магистрали и всей ее дорожной инфраструктуры. Он позволяет в режиме реального времени отслеживать состояние дороги, трафик, погодные условия и другие важные параметры. Благодаря этому беспилотные автомобили получают актуальную информацию для принятия решений, что повышает безопасность и эффективность их движения.
Технология V2X: основа взаимодействия беспилотных автомобилей и инфраструктуры
Цифровой двойник создан на базе технологии связи V2X (Vehicle-to-Everything), которая обеспечивает обмен данными между транспортными средствами и элементами дорожной инфраструктуры. Это включает:
- Vehicle-to-Vehicle (V2V): обмен информацией между автомобилями.
- Vehicle-to-Infrastructure (V2I): взаимодействие с дорожными знаками, светофорами и другими элементами инфраструктуры.
- Vehicle-to-Pedestrian (V2P): коммуникация с пешеходами, оснащенными специальными устройствами.
Использование технологии V2X позволяет беспилотным грузовикам «видеть» и реагировать на события, находящиеся за пределами их сенсоров, что особенно важно при высоких скоростях движения.
Официальное открытие и ключевые участники церемонии
Официальное открытие магистрали для автономного передвижения ВАТС состоялось в рамках форума «Цифровая транспортация – 2024», прошедшего в Москве.
Форум «Цифровая транспортация – 2024»
Мероприятие собрало ведущих экспертов в области транспорта, представителей государственных органов и бизнеса для обсуждения перспектив цифровизации транспортной отрасли в России. Были представлены новейшие разработки и технологии, которые в ближайшем будущем станут стандартом в отрасли.
Высокопоставленные лица и их заявления
Старт бесшовному движению беспилотных автомобилей по М-11 «Нева» дали:
- Первый заместитель Председателя Правительства РФ Виталий Савельев.
- Министр транспорта России Роман Старовойт.
В церемонии также приняли участие:
- Заместитель Министра транспорта России Дмитрий Баканов.
- Председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко.
- Генеральный директор компании «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов.
В своих выступлениях они подчеркнули важность развития беспилотных технологий для повышения конкурентоспособности российской транспортной системы и улучшения качества услуг для граждан и бизнеса.
Новые стандарты для беспилотных логистических коридоров
Расширение проекта на ЦКАД и М-12 «Восток»
Заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов отметил, что опыт, полученный на М-11, будет использован для формирования стандартов и технических требований к инфраструктуре беспилотных логистических коридоров. В ближайших планах — расширение проекта на ЦКАД и автомагистраль М-12 «Восток».
«На М-11 мы формируем стандарты, технические и технологические требования к дорожно-транспортной инфраструктуре беспилотных логистических коридоров. Расширение проекта уже запланировано на ЦКАД и М-12 «Восток», где также будет создаваться цифровой двойник автотрасс для взаимодействия беспилотного транспорта с умной дорогой», — подчеркнул Дмитрий Баканов.
Важность связи и частотного диапазона
Для успешного развития автономного движения необходимо обеспечить надежное покрытие связи вдоль всех магистралей. Замминистра транспорта подчеркнул важность выделения отдельного частотного диапазона для надежной технологической связи, что позволит беспилотным автомобилям эффективно взаимодействовать с инфраструктурой и другими участниками движения.
Подробности о цифровом двойнике и его преимуществах
Принцип работы и возможности цифрового двойника
Генеральный директор компании «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов рассказал о возможностях цифрового двойника:
«Цифровой двойник позволяет беспилотному автомобилю получать данные от «умной» дороги и «видеть» любые события, находящиеся за границами сенсорных систем автомобиля. Такое взаимодействие повышает безопасность движения и увеличивает скорость движения ВАТС, что положительно влияет на экономическую эффективность коммерческих беспилотных грузовых перевозок».
Повышение безопасности и эффективности перевозок
Использование цифрового двойника и технологии V2X обеспечивает:
- Своевременное информирование о дорожных условиях и возможных опасностях.
- Оптимизацию маршрутов и снижение времени в пути.
- Снижение затрат на эксплуатацию транспорта за счет эффективного управления.
Тестирование технологии V2X совместно с ФГУП «НАМИ»
Проведение тестирования и его этапы
Отработка технологии V2X при создании цифрового двойника автомагистрали М-11 проводилась при участии ФГУП «НАМИ» — ведущего научно-исследовательского института в области автомобильной промышленности.
Сценарии тестирования
Тестирование включало более 15 различных сценариев, среди которых:
- ДТП или резкое торможение транспортного средства на пути следования.
- Неблагоприятные погодные условия: сильный дождь, снегопад, туман.
- Появление препятствий на дороге: человек, животное или посторонний предмет.
- Дорожные работы и изменение разметки.
Результаты тестирования
Тесты подтвердили эффективность технологии V2X в повышении безопасности и надежности движения беспилотных транспортных средств. Системы успешно распознавали и реагировали на все заданные сценарии, обеспечивая бесперебойное движение и своевременное принятие решений.
Расширение сети цифровых двойников
Разработка цифрового двойника ЦКАД
Компания «СофтТелематика» активно работает над созданием цифрового двойника для ЦКАД и планирует завершить проект в 2024 году. Это позволит расширить географию беспилотных перевозок и повысить эффективность транспортной сети Московского региона.
Будущее проекта на трассе М-12 «Восток»
Следующим этапом масштабирования станет создание цифрового двойника для трассы М-12 «Восток», которая свяжет Москву с Казанью и Екатеринбургом. Это значительно увеличит протяженность беспилотных логистических коридоров и откроет новые возможности для грузоперевозок на восточном направлении.
Преимущества для транспортной отрасли и экономики
Повышение конкурентоспособности на международном уровне
Реализация проекта «Беспилотные логистические коридоры» позволит России:
- Увеличить долю в международных перевозках на маршруте Китай – Европа в 10 раз.
- Снизить аварийность на транспорте на 20%, повышая общую безопасность дорожного движения.
- Привлечь инвестиции в развитие инфраструктуры и технологий.
Влияние на логистические компании и бизнес
- Сокращение расходов на топливо и обслуживание транспортных средств.
- Увеличение скорости доставки, что повысит удовлетворенность клиентов.
- Возможность работы 24/7, исключая человеческий фактор и ограничение по времени работы водителей.
Историческая значимость запуска беспилотных грузовиков
Преодоление препятствий и новые возможности
Ранее беспилотные автомобили были вынуждены съезжать с магистрали М-11 и объезжать Тверь по Южному обходу на М-10 из-за ограничений скоростного режима и наличия светофоров. Запуск движения на финальном участке магистрали М-11 по северному обходу Твери в июле 2024 года, оснащенному передовыми технологическими решениями концерна «Телематика», позволил ВАТС бесшовно перемещаться по всей трассе М-11 полностью автономно.
Экспериментальный правовой режим (ЭПР)
Проезд ВАТС по М-11 осуществляется в рамках экспериментального правового режима (ЭПР), что позволяет тестировать и внедрять новые технологии в реальных условиях. Это важный шаг для развития нормативной базы и создания благоприятных условий для внедрения беспилотных технологий в повседневную жизнь.
Проект «Беспилотные логистические коридоры» и его перспективы
Цели проекта до 2030 года
Проект предполагает создание единой сети беспилотных логистических коридоров протяженностью около 20 000 км к 2030 году. Это позволит:
- Оптимизировать транспортные потоки внутри страны и на международных маршрутах.
- Улучшить экологическую обстановку за счет снижения выбросов и оптимизации маршрутов.
- Развивать технологии искусственного интеллекта и инфраструктуры связи.
Значение для транспортной отрасли и экономики России
- Создание новых рабочих мест в сфере IT и обслуживания высокотехнологичного транспорта.
- Повышение уровня образования и квалификации специалистов.
- Укрепление позиций России на мировом рынке транспортных услуг.
Заключение
Значимость события для будущего транспорта
Официальный запуск движения беспилотных грузовиков по трассе М-11 «Нева» — это не просто технологический прорыв, но и начало новой эры в транспортной отрасли России. Интеграция передовых технологий, таких как цифровой двойник и V2X, открывает широкие перспективы для развития автономных перевозок и повышения эффективности логистических процессов.
Перспективы развития автономных перевозок в России
С дальнейшим развитием инфраструктуры и нормативной базы можно ожидать:
- Расширения сети беспилотных коридоров на другие важные транспортные магистрали.
- Внедрения автономных технологий в пассажирские перевозки.
- Повышения безопасности и экологичности транспортной системы страны.
Присоединяйтесь к будущему транспорта уже сегодня и следите за развитием беспилотных технологий, которые меняют облик российской транспортной системы и открывают новые возможности для бизнеса и общества.