Завтрак с финансистами Mitsubishi
В ходе делового завтрака, который состоялся 18 апреля, АО МС Банк Рус подвел итоги кредитных продаж за 2017 финансовый год (напомним, что в отличие от календарного, у банкиров год начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года). Кстати, 1 апреля для японцев это вовсе не «день дурака». В Японии это день начала цветения сакуры – те самые 7-10 дней в году сказочной весны, посмотреть на которую мечтают толпы паломников.
Прежде чем переходить к цифрам финансовых отчетов, напомним, что такое АО МС Банк Рус. Изначально, это кэптивный банк корпорации Mitsubishi, созданный для стимулирования продаж автомобилей этой японской марки в кредит. Однако со временем в сегменте исключительно автомобилей Mitsubishi банку стало тесно, и удачное, ничего не говорящее название, позволило МС Банк Рус распространить свою деятельность на марки практических любых автомобильных брендов.
Казалось бы, автопроизводителю невыгодно стимулировать продажи чужих автомобилей? Но в убыток себе никто торговать и не собирался: корпорация Mitsubishi – это не только автомобили, которые, к тому же в деятельности корпорации занимают далеко не самое главное место. Mitsubishi Corporation – это огромная компания с числом сотрудников с небольшой город (60 тысяч человек), которая в первую очередь работает в области финансовых услуг и инвестиций, а также банковского сектора. И хотя помимо финансов в компании есть такие направления, как машиностроение, химическая и пищевая промышленностью, это все-таки, в первую очередь, универсальная торговая посредническая компания. И если у дилера есть прибыль, то и корпорации Mitsubishi тоже хорошо –автомобили «подтянутся».
Для понимания объемов деятельности японской компании нужно понимать, что кроме производства автомобилей, в России Mitsubishi, участвует в таких глобальных проектах, как газовый «Сахалин 2», шинный завод Bridgestone в Ульяновске, металлургические компании Metal One (торговля металлом) и доставка компонентов стали (MC Logistic). Есть проекты и более близкие «простому человеку» - например, недавно Mitsubishi инвестировала в развитие производства японского бренда повседневной одежды Uniqlo. Да и в банковском секторе АО МС Банк Рус - не единственный кэптивный банк корпорации Mitshubishi: так ПСМА Рус, занимающийся преимущественно автомобилями Peugeot и Citroen, тоже находится под крылом японской компании.
Однако мы отвлеклись от главного, от финансового отчета банка АО МС Банк Рус, который в отличие от корпорации, в России пока занят исключительно автомобилями, хотя и не только бренда Mitshubishi. Собственно же автомобили Mitsubishi в портфеле кредитных продаж банка частным клиентам по итогам 2017-го финансового года составляет примерно треть – 33 процента. Остальные 2/3 – это другие автомобильные бренды. На сегодняшний день практически каждый третий автомобиль Mitsubishi, купленный в России, взят в кредит. И в банке этим достижением очень горды.
Согласно отчету, дела у МС Банк Рус идут не просто хорошо, а прекрасно: за год банк увеличил свой розничный портфель автокредитов на 94%. А общий объем портфеля на конец 2017 финансового года составил 12 млрд. рублей. С этим показателем АО МС Банк Рус попадает в «ТОП-16» рейтинга кэптивных автомобильных банков и в «ТОП-8» по кредитным выдачам в целом.
Что это означает в понятных обычному человеку цифрах? Это значит, что апреля 17-го года по конец марта 2018-го АО МС Банк Рус выдал кредит на 13 422 автомобилей, что почти втрое превосходит результат 2016 финансового года. Главная тенденция продаж прошедшего года – рост выдачи кредитов на автомобили с пробегом. Так, прирост продаж подержанных авто в кредит по в 2017 финансовом году по сравнению с тем же периодом 2016 года составил впечатляющие 246%.
Начиная с 2014-го года, когда АО МС Банк начал розничное кредитование в России, общее количество его клиентов достигло 30 000 человек. Как говорят в банке, такой результат стал возможен за счет внедрения удобного для клиентов продукта «Плати легко!», участия в Государственных программах льготного автокредитования, высокой скорости обслуживания и использования новых каналов привлечения клиентов.
Доля кредита с остаточным платежом «Плати легко!» в 2017 году составила 42% от всех кредитных продаж Банка. Основным преимуществом кредита «Плати Легко!» являются комфортные платежи и возможность удобной замены автомобиля. Клиенту не надо полностью погашать кредит из собственных средств, можно просто сдать старый автомобиль, приобретенный с использованием кредитных средств, в счет погашения кредита и первоначального взноса за новый автомобиль Mitsubishi.
Немалый вклад вносит и активное участие Банка в Государственной программе льготного автокредитования, включая программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». В рамках этих программ банком было реализовано 2 475 автомобилей. При этом доля автомобилей Mitsubishi Outlander, приобретенных в соответствии с Госпрограммой, составила 47% от общего числа автомобилей этих авто, проданных с привлечением кредитов Банка.
Как утверждают в банке, привлекательная кредитная политика и есть залог успеха в прошедшем финансовом году. Именно поэтому работа по формированию привлекательных и удобных для клиента предложений продолжится. И первые «ласточки» не преминули появиться.
Так, в ходе пресс-завтрака было анонсировано специальное кредитное предложение на новый для российского автомобильного рынка автомобиль Eclipse Cross. До 30 июня 2018 года клиенты АО МС Банк Рус смогут приобрести данный автомобиль с привлечением кредита по ставке 6,9% на срок кредита до 5 лет .
На сегодня главными целями АО МС Банк Рус является увеличение портфеля кредитов. Для этого в банке работают над ускорением процесса подтверждения и выдачи кредита, а также стараются упростить способы его оплаты клиентом. Так, в планах компании – создание банковского мобильного приложения и расширение каналов беспроцентного погашения (сейчас банк уже работает с компанией «Связной», через чьи терминалы можно вносить деньги без комиссии). Также банк активно сотрудничает с лидерами страхового рынка, чтобы покупателям автомобилей в кредит было доступно более выгодное КАСКО. Работа тут ведется не только в области снижения тарифов, но и увеличения срока заключения контракта: так, в компании стараются внедрить трехлетнее КАСКО, когда покупателю не надо перезаключать договор каждый год. Единый тариф на три года позволяет покупателю существенно снизить расходы на страхование и избавляет его от нервотрепки по перезаключению контракта каждый год.
Особенно важным в банке считают борьбу за покупателя в сфере подержанных автомобилей. Цивилизованный рынок «авто с пробегом» - мечта всех участников рынка, но по ряду причин доля кредитных машин в этой сфере не слишком велика. Рынок растет, но медленно. Обмен автомобиля с доплатой (или «трейд-ин» - словосочетание, доставшееся нам от неважнецких знатоков русского) у официальных дилеров занимает всё большую долю продаж. Привлекательным фактором тут является более надежная схема оформления собственно купли-продажи, а также гарантии чистоты сделки, истории автомобиля и гарантия на поломки от дилера. В случае, если дилер не работает по схемам 90-х, возможное уменьшение прибыли продавца подержанного автомобиля по сравнению с рискованными сделками на рынке, компенсируется гарантиями эксплуатации и сделки. Судя по тому, что автомобилей с пробегом в кредит продается 6,9%, далеко не все дилеры готовы к честному бизнесу, а прибыль подобного ведения бизнеса очевидна обеим сторонам. Однако в банке уверены, что покупатель оценит преимущества тех дилеров, которые готовы вести честный бизнес в соответствии с кодексом «Пути самурая», принятым в Mitsubishi Corporation, и с куда большим интересом отнесется к предложениям банка.
Еще два важных направления банка в новом году – это работа с Дальним Востоком (где для жителей региона в этом году скидка на автомобиль в рамках новой программы «Первый семейный автомобиль» должна достичь 25%) и внедрение лизинга для физических лиц. Если первое направление сулит радужные перспективы, то с последним очевидно будет сложнее. Идеология лизинга так и осталась чуждой многим россиянам, к тому же существующий кредит с остаточным платежом и заменой машины на 42% остаточного платежа на новую, в принципе, реализует схему лизинга на более понятном для россиян уровне. Именно поэтому лизинг остается в России в основном в сфере юридических лиц и, скорее всего, так оно и будет оставаться до тех пор, пока государство не предложит частным лицам какие-то заманчивые льготные послабления.
«Девиз нашего Банка на 2018 финансовый год – это объем, объем, объем и еще раз объем! В 2018 финансовом году мы ставим себе амбициозные планы по увеличению кредитного портфеля в два раза, в том числе за счет совместного сотрудничества с нашим партнером ООО «ММС Рус», а также участия в программах «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Мы будем делать акцент на развитие кредитования автомобилей с пробегом посредством предоставления специальных конкурентных процентных ставок. Мы будем продолжать наращивать объемы по корпоративному финансированию, а также планируем запустить лизинг», - подвел итоги 2017-го финансового года Саваии Норихиро, председатель Правления АО МС Банк Рус.