Как зимуют мотоциклы?
Среди множества операций по профилактике и консервации уход за приводными цепью и тросами выглядит, в общем-то, рутинным делом, но это не повод пренебрегать уходом за этими компонентами.
Да, по сложности конструкции они неровня двигателю или коробке передач, но столь же необходимы для того, чтобы мотоцикл мог двигаться. Забывчивым и ленивым вовремя не обслуженная цепь напомнит о себе скрипом звеньев, тугим ходом, вибрацией передачи, а то и обрывом в самый неподходящий момент. Остаться по той же причине без троса привода спидометра или тахометра уже неприятно, но в случае с механической системой управления сцеплением, газом, подсосом, тормозами и даже замком открывания сиденья, под которым обычно возят уйму полезной всякой всячины, – настоящая катастрофа. За время длительного зимнего простоя мотоцикла да еще в неотапливаемом гараже оставленные без должного внимания цепь и тросы рискуют серьезно захворать, и по весне придется потратить куда больше усилий, чтобы вернуть им работоспособность.
Значит, решено – первым делом чистим цепь и тросы. Можно, конечно, положить цепь в ванночку с керосином или бензином, но такая процедура чревата побочками для необслуживаемых цепей с кольцами O-Ring и X-Ring. Керосин может разъесть резину сальников, а обладающий высокой текучестью бензин способен, проникнув внутрь звеньев, вымыть оттуда заложенную на заводе смазку. Старый добрый уайт-спирит более оптимален, в том числе и для очистки тросов, но при использовании даже мягкой щетки велика вероятность повредить уплотнители сальниковых цепей.
Тут самое время вспомнить, что прогресс не топчется на месте. Спрей Motorcycle Chain Cleaner, предлагаемый под брендом DVX (Divortex) турецкой компанией Setkim Kimya Co. Ltd., подходит для всех металлов и сплавов, а любую грязь и старую смазку, в том числе консистентную, растворяет, не оставляя следов, так что детали мотоцикла после распыления быстродействующего очистителя даже протирать не требуется. Это же какая экономия ветоши получается!
Но идем дальше. Очищенные цепь и тросы надо надежно защитить масляной пленкой от коррозии, которая активизируется в период зимних оттепелей. Копеечный солидол эффективен, но это чисто консервационная смазка, а значит перед началом сезона процедуру придется повторить с использованием уже "ездового" состава. Как не делать работу дважды? Трансмиссионное масло – рабочий вариант, хотя и с оговорками, которые для многих существенны. Чтобы трансмиссионка проникла в зазоры деталей, требуется ее нагрев, который сопровождается таким "амбрэ", что не каждый респиратор поможет. К тому же это масло не застывает и, слетая с цепи в движении, пятнает весь мотоцикл. Хотите оттирать его пропитанной бензином ветошью – флаг вам в руки.
Не менее "аппетитно" выглядит варка цепей в консистентной смазке. К тому же нередки случаи, когда после такой обработки разбухают и теряют герметичность сальники необслуживаемых цепей со всеми вытекающими (в самом прямом смысле этого слова) последствиями. А грязь такие составы отлично впитывают и на обычных роликовых цепях.
Куда удобнее в применении DVX-спреи Chain Rope Lubrication. Версия Fine с повышенной проникающей способностью отлично подходит для смазки тросов и роликовых цепей с их небольшими зазорами между отдельными компонентами и при этом не наносит вреда уплотнителям сальниковых цепей. Впрочем, для обработки последних лучше подойдет более густой вариант Thick. Оба этих состава, благодаря синтетической основе, хорошо держатся на поверхности деталей и не только надежно защищают их от коррозии, но и устойчивы к вымыванию и высоким температурам, а также снижают степень износа. Это точно не будет лишним после выхода мотоцикла из зимней летаргии.