Обзор навигационных программ для системы Android, лето 2013
До сих пор на нашем сайте неоднократно публиковались обзоры всевозможных навигаторов. Однако время не стоит на месте и диктует новые автомобильные тренды. Суровые реалии рынка навигаторов таковы, что в прошлом году продажи этих устройств уже начали падать. В России спрос «встал» в 2012 году впервые за последние пять лет. И даже навигаторы-гибриды, устройства с чипами ГЛОНАСС/GPS или на базе Android не способны изменить ситуацию.
Причина этого проста - во всем «виноваты» портативные устройства вроде смартфонов и планшетов. Причем по большей части именно смартфоны, только за прошлый год их продажи в России выросли на 52% (по данным J'son & Partners Consulting). Сейчас каждый Android-смартфон оснащается GPS-модулем, а сервис Google Play предельно упрощает задачу выбора и скачивания навигационной программы. Когда водитель садится в машину, ему остается только установить телефон в держатель и указать конечную точку маршрута. Для данного обзора мы выбрали систему Android, и не случайно: смартфоны на ее базе заняли в 2012 году 58% российского рынка (по данным все той же J'son & Partners Consulting).
Задача выбора программ навигации на Android не вызвала у нас затруднений - «заточенных» для России приложений не так много, и они достаточно широко известны. «Навител Навигатор» в представлении не нуждается, по итогам 2011 года программа занимала 80,1% отечественного навигационного рынка (данные Telecom Daily). Вряд ли ситуация особо изменилась в 2012 году. После продукта «Навител» на ум приходит «ПРОГОРОД». Эта разработка привлекает внимание своими новаторскими решениями, в целом приложение исполнено и развивается на высоком уровне. Команда картографов «ПРОГОРОД» состоит примерно из 150 человек, поэтому в достоверности и детальности карт сомневаться не приходится. Плюс приложению не чужда поддержка зарубежных карт - всего предлагается «дополнительная» навигация по 19 странам.
Третьими в нашем списке идут Яндекс.Карты. Это абсолютно бесплатное приложение, которое пусть и обладает лишь базовым набором возможностей такого рода программ, но с главной задачей - определением маршрута и сопровождением в пути - справляется достойно. Ключевое преимущество Яндекс.Карт заключается в возможности скачивания карт и работы в оффлайн-режиме без интернета. До определенного времени программа, как и навигация Google, требовала постоянного выхода в онлайн.
Четвертым участником теста стала программа iGo Primo, которая использует карты компании Navteq. Последняя, в свою очередь, с 2008 года принадлежит Nokia. Заметим, что с 2012 года в числе клиентов Navteq значится Яндекс. У iGO есть собственная история версий-названий, актуальная программа iGO Primo увидел свет в 2010 году. По не совсем понятной причине заполучить приложение на смартфон или планшет «просто так» не получится: оно поставляется на мобильных устройствах только в качестве установленного предварительно. Ни на сайте разработчика, ни в каталоге Google Play скачать программу не получится.
Найти ПРОГОРОД в Google Play не составляет труда, программа предлагается к скачиванию бесплатно. Конечно, это не означает право бессрочного безвозмездного использования – демонстрационный режим длится 30 дней. Чего более чем достаточно для оценки программы. Полная версия ПРОГОРОДа оценивается в 950 рублей в версиях для систем Android, Bada и Win Mobile/CE. Обладателям мобильных устройств компании Apple придется раскошелиться чуть больше, для них ценник возрастает до 1129 рублей. Кстати, именно ПРОГОРОД стал первой российской программой навигации для платформы Bada в 2011 году. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Интерфейс Меню содержит более-менее стандартные пункты, на особенностях мы будем останавливаться по ходу знакомства с программой. Сразу же заметим, что все кнопки в ПРОГОРОДе выполнены в крупном формате, как и полагается для наибольшего удобства управление водителем. Обратимся к карте для знакомства с основными элементами интерфейса. В левом верхнем углу видим: компас (возврат к текущему местоположению), светофор (включение/отключение информации о пробках и событиях) и кнопку добавления события. Последний пункт обобщенно называется «Геоблоги», он позволяет добавлять на карту событие с указанием типа и описания. Например, пользователь предупреждает о новой камере контроля скорости или произошедшем ДТП. Поэтому с обзором обстановки, так сказать, в режиме реального времени у ПРОГОРОДа полный порядок. Кроме того, команда разработчиков следит за изменениями на дороге (те же аварии, изменение ограничения скорости, временная разметка или знаки) и оперативно вносит правки. Правый верхний угол – кнопки масштабирования. На участках без маневров камера отдаляется, а затем приближается перед предстоящим маневром или в случае снижения скорости машины. Вообще, кнопки масштабирования для устройств на Android уже кажутся пережитком прошлого. Ведь практически невозможно найти планшет или смартфон на Android с экраном, поддерживающим только одно одновременное касание. Мультитач (несколько одновременных касаний) распространен повсеместно и позволяет сведением или разведением двух пальцев изменить масштаб карты. Нижняя панель окна – слева направо – часы, управление данными о пробках, сведения по спутникам, настройка голосового сопровождения (громкость, включение/выключение, мужской/женский голос), уровень заряда батареи устройства и скорость машины. «Одинокие» клавиши в левом и правом углах вызывают главное меню и «быстрое меню» соответственно. На втором пункте остановимся подробнее. Быстрое меню представляет собой неплохую попытку организовать доступ к часто используемым опциям. В нашем распоряжении список из 9 команд. Перечень полностью настраиваемый и может формироваться из 22 функций. Визуальное отображение карты поддается изменению. Во вкладке «Стиль карты» настроек содержится пять вариантов цветовых схем, в каждой по два варианта – для дня и ночи. Кстати, по умолчанию ПРОГРОД автоматически меняет вариант стиля в зависимости от времени суток. В упомянутой вкладке, наряду с размером шрифта, также настраивается масштаб и угол наклона камеры. Расчет маршрута Заходим во вкладку «Поиск» и знакомимся с основными инструментами прокладки маршрута. Обнаруживаем: поиск по POI – «точкам интереса» (кафе, гостиницы, АЗС и т.д.); возможность ввода точных координат (широта/долгота); выбор из ранее помеченных избранными маршрутов. Также можно открыть историю поиска и выбрать один из прежде вводимых адресов. Искать объекты можно и традиционным образом, причем тут есть варианты. Первый – «Быстрый поиск», когда в строке вводится адрес, а ПРОГОРОД сопоставляет его по всем загруженным картам. «Поиск адреса» более точен, мы указываем все необходимые уточнения. Оба способа примечательны методом ввода: по ходу набора на клавиатуре становятся неактивными буквы, которые не способны участвовать в дальнейшем построении названий. То же самое можно увидеть, к примеру, в навигаторах Garmin. Наконец, последний способ указать маршрут – «пальчиком» отметить конечную точку (и, если нужно, начальную) на карте. Когда путь выбран, активируются пункты вкладки «Маршрут» главного меню. Отсюда можно просмотреть список всех маневров, объездов, задать обратный маршрут, сохранить путь и произвести иные полезные действия. Перед началом сопровождения программа спрашивает, какой вид маршрута выбрать: удобный, быстрый или короткий. По каждому выводится расстояние и время в пути. Результаты наших заездов в пределах Москвы показали отличное информационное сопровождение ПРОГОРОДа. К примеру, программа предупреждала о лежачих полицейских и камерах контроля скорости. Для любых развязок, способных вызвать малейшее замешательство, вверху экрана выводились наглядные подсказки по полосам движения. Если же предвиделась действительно сложная развязка, ПРОГОРОД показывал на наглядной картинке необходимые маневры. Оригинально выполнены миниатюры-подсказки маневров. Наряду с обычными статичными указателями присутствует вариант, когда в прямоугольнике отображается мини-карта. Это позволяет лучше представлять себе дальнейшие действия. Также можно указать, чтобы карта маневра отображалась лишь для кругового движения. Сервис пробок Когда речь заходит о пробках,ПРОГОРОД предлагает «цветастую» карту. Программа отображает пять цветов в зависимости от загруженности дороги. Меньше всего хочется видеть коричневый цвет, свидетельствующий о перекрытом движении. Механизм определения пробок в ПРОГОРОДе отличается от такового в иных навигационных приложениях. Обычно программы сравнивают среднюю скорость движения потока с максимально допустимой на участке, что порой приводит к некорректному отображению ситуации. Скажем, на определенном отрезке улицы условия движения всегда вынуждают водителей двигаться с определенной малой скоростью. И если «обычное» приложение отобразит на таком участке пробку, то ПРОГОРОД сориентирует маршрут с учетом более достоверных сведений. И, возможно, избавит от необходимости тратить время на более долгий объезд. Карты При запуске первым делом ПРОГОРОД проверяет папку с картами и, не обнаружив «ничего», выдает список доступных для скачивания «локаций». Здесь необходимо сделать небольшое отступление. ПРОГОРОД разработан компаний «СИДИКОМ НАВИГАЦИЯ», основанной в далеком 1995 году. Карты для него создаются по спутниковым снимкам и проверяются экипажами с панорамными видеокамерами, так что с подробной картографией России у ПРОГОРОДа проблем нет. Программа предлагает скачать либо всеобъемлющую карту России, либо отдельные участки по федеральным округам. Загруженную карту можно удалить из памяти. Здравый подход – пользователь загружает карту с покрытием своего региона, а затем подгружает участки в соответствии с планом поездок. После путешествия можно избавиться от «отработанных» и более ненужных «пожирателей памяти». Что касается других стран, то за их карты отвечает известный некоммерческий проект OpenStreetMap. Несмотря на то, что в данном проекте работа ведется по принципу Wiki (как в «Википедии»), особых сомнений в детальности и достоверности разработок OpenStreetMap не возникает. Достаточно посмотреть, насколько авторитетные учреждения пользуются картами этой организации. В списке ПРОГОРОДа мы обнаружили карты для почти двух десятков государств. Поэтому эта программа в равной степени способен прокладывать маршрут и в России, и за рубежом – в Германии, Франции, Чехии и других странах. РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА Обилие настроек программы, бесплатное предоставление карт зарубежных стран, информирование о камерах контроля скорости, серьезная помощь водителю в виде трехмерных развязок и прочих подсказок по маршруту. НЕДОСТАТКИ Карты стран, помимо России, предоставлены открытым проектом OpenStreetMap и не способны обеспечить высокую детализацию, сопоставимую с коммерческими разработками. ОБЩАЯ ОЦЕНКА «ПРОГОРОД» не стоит на месте и постоянно развивается, что можно считать весомым плюсом. В остальном приложение не в чем упрекнуть, разработка предлагает фактически все доступные в современных приложениях навигации возможности. И по отдельным моментам превосходит конкурентов – во всяком случае, применительно к России. «ПРОГОРОД» - навигационная программа, обзор
Карты Яндекс – общедоступное приложение, появившееся в 2008 году. Сейчас трудно представить человека, особенно в загруженном транспортом мегаполисе, который не знает таких сервисов, как Яндекс.Карты и Яндекс.Пробки. Месячная аудитория сервиса на май 2013 года – почти 25 миллионов человек. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Интерфейс Интерфейс Яндекс.Карты такой же минималистский, как и главная страница Яндекса в интернете. При условии, что все настройки под рукой (а их, в принципе, достаточно), это скорее плюс. После загрузки приложения наблюдаем карту, развернутую на весь экран. Только внизу находится панель с четырьмя пиктограммами, но даже она сделана полупрозрачной. С правой стороны карты – такие же полупрозрачные кнопки изменения масштаба, слева вверху – индикатор загрузки улиц транспортом. В целом, все наглядно, карте отдан максимум места, однако хотелось бы увидеть кнопки большего размера. Естественно, при сохранении их полупрозрачности. Настройки приложения немногочисленны. Из реально важных отметим возможность указания папки для хранения карт (как вы понимаете, здесь настоятельно рекомендуется указывать папку на карте памяти, а не во внутренней памяти смартфона), активации ночного режима и автоматического перестроения маршрута. Кстати, при помощи настроек можно скрыть полупрозрачную нижнюю панель интерфейса - тогда от карты вообще ничего не будет отвлекать. Расчет маршрута Искать объекты и прокладывать маршруты при помощи Яндекс.Карты – проще простого: соответствующие кнопки находятся на главном экране внизу. Т.е. если в «Навител Навигатор» надо сделать несколько нажатий для того, чтобы перейти к поиску объекта, то здесь достаточно «одного клика». Однако «ПРОГОРОД» все-таки выигрывает у Яндекс.Карт в вопросе максимальной быстрого указания точек пути. Сервис Яндекс не поддерживает возможность прямо указать на карте искомые точки и почти мгновенно начать по ним работу (то есть, движение). Яндекс.Карты в дополнительных вкладках сохраняют историю запросов, а также закладки с вручную сохраненными часто запрашиваемыми маршрутами. Еще одна иконка позволяет менять слои, т.е. варианты отображения карты. По умолчанию доступно три – схематический, вид со спутника и народный. В последнем случае на карте отображаются важные объекты инфраструктуры: аптеки, библиотеки и т.д. Этот режим удобен как для автомобилистов, так и для пешеходов. При расчете пути в углу экрана видны «переключатели» для того, чтобы можно было выбрать режим маршрута по общественному транспорту. В таком случае пользователю не будет лишним отключить ненужную дополнительную информацию вроде дорожных событий и камер контроля скорости. Сервис пробок Яндекс.Карты в отображении ситуации о загруженности дорог опираются как на сообщаемые в автоматическом режиме данные пользователей, так и специальные партнерские информационные базы. Причем сложно сказать, какая составляющая «информационного поля» важнее. Например, если на дороге происходит ДТП, это закономерно снижает скорость потока. В таком случае как раз проезжающие место аварии автомобилисты с Яндекс.Картами позволяют передавать сведения о заторе и, тем самым, способствуют максимально оперативной корректировке картинку на карте. Обновление пробочного агрегатора происходит каждые две минуты, пробки оцениваются по шкале от 0 до 10 балов (десять баллов – город «стоит»). Причем для каждого города действует разная настройка шкалы, ведь средняя скорость движения в разных населенных пунктах может существенно отличаться. Карты Огромное преимущество Яндекс.Карт – работа в оффлайновом режиме, т.е. без необходимости постоянно быть подключенным к Сети. В данном случае, конечно, не будет происходить информирования о пробках и ДТП, зато и деньги на мобильный трафик расходоваться не будут. Перед тем, как уйти в оффлайновый режим работы, необходимо предварительно загрузить карту той местности или города, где (или через который) вы планируете поездку. Все карты – бесплатны, закачивать их проще всего по Wi-Fi. Отметим, что к некоторым городам есть по несколько видов карт. Например, обзорная, полная или схематическая. Таким образом, можно выбрать вариант, наиболее подходящий целям поездки или путешествия. Яндекс.Карты грузятся очень быстро, а если карта установлена на самом устройстве (оффлайновый режим), то практически моментально. Со сбоями приложения при навигации как в автомобиле, так и в пешеходном режиме сталкиваться не доводилось. Учитывая, что Яндекс.Карты вырос из «интернетного» проекта, у сервиса очень большое сообщество, которое… постоянно недовольно сервисом! Разработчики это принимают за благо: получая адекватные сообщения о недочетах, куда проще довести сервис до идеала. Отсюда и еще один плюс Яндекс.Карт – регулярные обновления. РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА Минимум настроек, благодаря чему даже самые «неподготовленные» водители без труда разберутся в приложении. Также Яндекс.Карты не радуют особым обилием примечательных функций, зато хорошо выполняются свою главную задачу – прокладку маршрутов с учетом пробок. Вдобавок, несмотря на бесплатный статус, приложение обеспечивает неплохое дополнительное сопровождение сведениями вроде точек расположения камер видеофиксации. НЕДОСТАТКИ Нет возможности быстро указать прямо на карте начальную и конечную точку маршрута. Некоторым пользователям не понравится наличие лишь базового функционала подобного рода программ. ОБЩАЯ ОЦЕНКА По большому счету, найти другую такую бесплатную программу навигации не представляется возможным. В нашем распоряжении подробные карты, пробки, оперативные сведения о происшествиях на дорогах и иные приятные «мелочи». К тому же Яндекс.Карты подходят и для пешеходов. Поэтому, если вы не требуете слишком многого от инструмента навигации, Яндекс.Карты вам вполне подойдут. Яндекс.Карты - навигационная программа, обзор
«Навител Навигатор», пожалуй, одна из самых распространенных навигационных оболочек в России. С 2006 года ЗАО «ЦНТ» развивает проект, которым пользуется уже свыше 10 млн человек. Именно эта программа чаще всего устанавливается на продаваемые в России навигаторы, ее версии есть как для самых популярных платформ – Android, iOS и Windows CE, так и для не самых распространенных – Bada, Java, Windows Mobile. «Навител Навигатор» обновляется едва ли не ежемесячно, на текущий момент актуальная версия программы — 7.5. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Интерфейс Интерфейс приложения простым не назвать, очень часто приходится слышать нарекания на то, что он перегружен информацией. С другой стороны, каких-то откровенных промахов в реализации программы нет. После включения «оболочки» большую часть экрана занимает карта, вверху отображается строка состояния с пиктограммами-индикаторами заряда батареи, сигнала GPS, погоды и т.д., внизу – кнопка входа в меню. С правой стороны на фоне карты легко обнаружить виртуальные кнопки, отвечающие за масштабирование, они логично помечены значками «+» и «-». Вообще, заметно, что разработчики старались предоставить пользователю максимум картографической информации и разумный минимум вторичных служебных данных. Отметим, что к этому стремятся практически все производители навигационного ПО. Настройки программы очень обширны, можно сказать, даже избыточны. С одной стороны их количество позволяет настроить навигатор максимально в соответствии с окружающей дорожной обстановкой (например, указать сигнал при превышении определенной скорости, или отметить галочкой пункт «избегать паромных переправ»), с другой стороны, крайне редко настройка навигатора доходит до таких тонкостей, а иллюзия перегруженного интерфейса все-таки создается. Несомненным плюсом интерфейса «Навител Навигатор» являются крупные иконки и пункты меню — по ним легко попадать пальцем даже во время движения. Расчет маршрута Поиск объектов, прокладка маршрутов — все это осуществляется через меню настроек. Искать объекты можно как по адресу, так и по координатам или непосредственно на карте. Естественно, в памяти приложения данные о ранее посещенных объектах сохраняются автоматически. Точки назначения при прокладке маршрута указываются точно так же: про помощи координат, адреса или на карте. Загружается приложение, даже с множеством установленных карт, быстро. Впрочем, тут конечно все зависит еще и от установленного в навигаторе процессора, а также объема оперативной памяти. Время поиска спутников в режиме горячего старта невелико, секунд 10, а вот холодный старт может затянуться до минуты-полутора. Ежедневно пользоваться программой довольно легко – маршрут просчитывается за секунды. Отдельно следует отметить детализацию карты,если вы что-то не нашли на карте «Навител Навигатор», то, вероятно, такого местоположения попросту не существует. В особенности это справедливо в отношении небольших городов, сел и деревень. Сервис пробок Создатели программы не скрывают, что пробочный сервис полагается в основном на пользователей – то есть получаемую от них информацию о происходящем на дороге. Обновление данных, как и у Яндекса, происходит каждые 2 минуты. Плюс заключается в том, что если «ПРОГОРОД» не владеет пробочной информацией на картах OpenStreetMap (то есть за рубежом), то «Навител Навигатор» способен «видеть» пробки в любой поддерживаемой стране – было бы там минимальное число пользователей для формирования «отчетности». В отношении качества отображаемой информации можно сказать, что «Навител Навигатор» находится примерно на одном уровне с Яндекс.Карты – во всяком случае, такой вывод можно сделать по итогам тестовых заездов в пределах Москвы. Карты Здесь хотелось бы сразу поставить программе минус за то, что пользователь не может загрузить по России отдельные федеральные округа. Поэтому приходится единовременно «забивать» память базой объемом более 1 Гб. Это неоправданная роскошь с учетом того, что многие смартфоны среднего уровня имеют только 4 Гб встроенной памяти. Причем из этих 4 Гб едва ли не половина отводится под системные файлы. Что касается выбора карт, тут придраться ни к чему не получится. К скачиванию предлагается более двух десятков пакетов карт по разным странам. В отличие от «ПРОГОРОДа», каждая база требует дополнительную оплату. Например, за Казахстан просят 1350 рублей, а Украину – 1200 рублей. В приведенных «двух десятках» встречается много комплексных карт: «Навител Навигатор. Содружество» (Россия, Украина, Беларусь и Казахстан), «Навител Навигатор.11 морей» (Турция и 10 стран Восточной Европы) и т.д. РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА Большое количество настроек, высокая детализация карт, работа сервиса пробок на картах всех поддерживаемых стран, большое число детальных карт зарубежных стран, быстрая работа. НЕДОСТАТКИ Не предоставляется возможность скачивания карт по отдельным федеральным округам России. Несколько перегруженный интерфейс и «избыточность» настроек. ОБЩАЯ ОЦЕНКА «Навител Навигатор» – самая популярная навигационная система в России, во многом за счет охвата рынка с помощью предустановленных программ на навигаторах и других мобильных устройствах. Высокое положение «Навител Навигатор» подкрепляется наличием всех современных опций данного вида программ. Самой сильной стороной «Навител Навигатор» по-прежнему остаются наиболее точные карты среди всех навигационных приложений по России. «Навител Навигатор» - навигационная программа, обзор
Созданием и сопровождением навигационного приложения iGO Primo занимается венгерская компания NNG. Это одна из немногих навигационных программ, созданных не в России, но поддерживающая навигацию по России. iGO Primo часто рассматривается как универсальное решение для любителей дальних поездок: за счет большого охвата стран (более 70!), программа позволяет прокладывать маршрут, что называется, из одной точки континента в другую. Но тут же есть и минус: если детализация стран Европы сомнений не вызывает, что к детализации стран СНГ есть вопросы. К примеру, карты Украины и России в «Навител Навигатор» куда детальнее. Впрочем, если вы пользуетесь исключительно автомагистралями, а поездки в Европу случаются часто, то iGO Primo ваши запросы, скорее всего, удовлетворит. Проследить развитие программы в течение всего времени ее существования на рынке очень сложно, а все потому, что ее название по какой-то непонятной прихоти разработчиков менялось каждые два года. Сначала приложение называлось iGO Primo My way 2006, потом iGO Primo 8, в 2009 году появилась версии iGO AmiGO и iGO Primo My Way 2009, наконец, самая последняя версия – iGO Primo. Не будем вдаваться в подробности о том, чем отличались эти приложения друг от друга, просто запомните, что iGO Primo — самая актуальная версия программы. Пока. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Интерфейс Интерфейс программы нельзя назвать выполненным в духе минимализма. Хотя как раз главное меню напрашивается на такой комплимент. Окно с картой выполнено отнюдь не идеально, в сумме слишком крупные значки занимают чуть ли не треть дисплея. И, что самое интересное, при, казалось бы, обилии настроек, менять размеры клавиш или их набор не разрешается. Хотя для кого-то большие виртуальные кнопки покажутся плюсом. На экране отображается компас, клавиши наклона/масштаба, быстрого переключения вида (2D/3D), вызова детальных сведений о положении курсора, определения назначения текущей позиции курсора (новый маршрут, конечная точка или промежуточная). При ближайшем рассмотрении видно, что iGO Primo Primo не метит в лидеры по числу доступных настроек. И это хорошо, ведь программа не стремится усложнить жизнь автомобилисту. Копаться во множестве подпунктов здесь определенно не придется. Расчет маршрута iGO Primo примечателен тем, что поиск пути позволяет выбрать, для кого будет прокладываться маршрут. Доступен выбор как автомобиля, так и пешехода, велосипеда или даже скорой помощи. Причем по каждому пункту доступны дополнительные настройки. Например, для машины – указание расхода топлива, а для пешехода – максимальная скорость движения. Приводится целых четыре метода планирования маршрута: быстрый, экологичный, короткий и простой. К сожалению, программа не рассказывает, чем эти пункты отличаются друг от друга. Кроме того, отсутствует возможность наглядно и быстро выяснить эффективную разницу между вариантами. Зато весьма удобно то, что при выборе начальной и конечной точек маршрута водитель сразу видит, сколько ориентировочно топлива ему придется затратить. Методы выбора точек маршрута более-менее стандартны: вручную пишем адрес, делаем поиск POI, отмечаем точку на карте, выбираем из избранного либо истории поиска. Интересны дополнительные опции маршрутизации вроде исключения из пути платных шоссе или, к примеру, паромов. Однако тут скорее проявляются «уши» изначальной нацеленности iGO Primo на учет многообразия европейских дорог. Сервис пробок В этом вопросе по территории России iGO Primo практически ничем не отличается от других программ навигации – с одной стороны сведения формируются по пользовательской базе, а с другой приложение «ловит» информацию коммерческих компаний. По качеству и достоверности информации iGO Primo не уступает российским приложениям, в конечном счете, разница между участниками теста проявилась лишь в границах отображаемых пробок. Карты При использовании iGO Primo неизменно обращаешь на качественную графику. Карта может быть обычной двухмерной, так и трехмерной. В последнем случае рельеф местности и дорожные указатели выглядят очень реалистично. Покрытие дорог в iGO Primo по России и странам СНГ все-таки не такое детальное, как у российских навигационных приложений. Зато эта программа наиболее подходит для любителей дальних путешествий. Как уже было сказано, всего отображаются карты по 70 странам. Причем карты проекта OpenStreetMap вообще не поддерживаются – приложение полагается только на профессиональные материалы Navteq. Несмотря на то, что порой не хватает детализации по российским городам, по многим из них приложение поддерживает внутриквартальные проезды – что бывает полезным при построении наиболее быстрых маршрутов. РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА Относительная простота, как в отношении прокладки маршрутов, так и выбора настроек. Учет маршрута для разных объектов – машин, пешеходов и т.д. Реалистичные трехмерные карты с отображением рельефа. НЕДОСТАТКИ Несмотря на то, что особых проблем это не вызывает, детальность российских карт все же уступает отечественным программам. ОБЩАЯ ОЦЕНКА Интересное решение, которое во многом понравится водителям, путешествующим как по Западной Европе, так и по России. Приложение позволяет получать качественную навигацию даже в сравнении с местными аналогами. Видимо, поэтому наблюдается рост интереса к iGO Primo как со стороны отечественных пользователей, так и производителей навигаторов и мобильных электронных гаджетов. iGO Primo - навигационная программа, обзор
Тестовые устройства
В качестве «площадки» для испытаний было выбрано два устройства. Первое - совсем недавно выпущенный Android-навигатор Explay SLK5. Эта 5-дюймовая модель была выбрана потому, что вместо привычного «Навител Навигатор» здесь используется iGo Primo. Explay явно испытывает к данному приложению симпатию, так как активно устанавливает его и на своих смартфонах тоже. Не так давно гендиректор Explay Эдуард Ващенко говорил, что бренд сотрудничает со всеми разработчиками навигационного софта, предлагаемого в России. Однако именно iGO Primo Ващенко назвал самым «адекватным продуктом» для навигации на Android.
Вторым «плацдармом» выступил смартфон Highscreen Alpha GTX. Это представитель нового поколения смартфонов-планшетов. С 5,7-дюймовым экраном модель выглядит полновесной альтернативной отдельным навигаторам. Здесь установлен 4-ядерный процессор и присутствует экран с HD-разрешением. Не тот мифический HD, которым по непонятной причине в некоторых навигаторах именуют 800 х 480 точек, а настоящие 1280 х 720 пикселей.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ С наступлением 2013 года стало понятно, что один из немногих перспективных путей развития навигаторов – выпуск моделей под управлением операционной системы Android. Причем многие производители столь рьяно взялись за воплощение указанного тренда, что полностью забыли о возможности порадовать пользователей интересными дизайнерскими решениями. Впрочем, и Explay SLK5 с его прямоугольным формам к образцам стиля причислить сложно. Однако Explay сделала «ход конем», предложив помимо стандартного черного корпуса белый вариант расцветки. Много ли белоснежных навигаторов вы помните? То-то же. Вживую навигатор Explay SLK5 оказался не таким «полным», как нам казалось по фотографиям. Толщина в 12,6 мм дает о себе знать, но фатально на экстерьере она не сказывается. Вдобавок нас, мягко говоря, удивил вес. Обычно 5-дюймовые навигаторы выдают минимум 150 г, тогда как Explay SLK5 остановился на отметке всего в 90 г. Не сказать, что в машине это играет сколь-нибудь значимую роль. Однако вес дал о себе знать, когда мы испытывали пешеходный вариант предустановленной навигации iGO Primo. В отличие от «коллег», Explay SLK5 не отягощал внутренний карман куртки. Модель выполнена с глянцевым пластиковым покрытием фронтальной стороны и матовым пластиком по торцам и на тыльной крышке. Спереди кнопки отсутствуют, что есть прямое наследие Android 4.0 с программной панелью системы. На верхнем торце расположена клавиша питания. Все остальные элементы «притаились» на левой грани: индикатор навигации, индикатор зарядки, разъем 3,5 мм для наушников, слот для карты памяти и разъем miniUSB. На крышке находится динамик и углубленная в корпус клавиша перезагрузки. В комплекте поставки мы нашли руководство пользователя, автомобильное зарядное, кронштейн, кабель miniUSB и OTG-кабель. Последний недвусмысленно дал понять, что Explay SLK5 поддерживает прямое подключение 3G-модемов и внешних накопителей. Установка навигатора производится на лобовое стекло, с гибкой регулировкой положения по желанию водителя. Если все-таки возникнет желание установить модель на торпедо, придется обзавестись площадкой с двухсторонним скотчем. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ 5-дюймовый экран Explay SLK5 предлагает разрешение 800 х 480 точек, что уже давно является своего рода стандартом для навигаторов. И, в отличие от планшетов, здесь «консерватизм» оправдан отсутствием необходимости в повышенной четкости при использовании с позиции водителя. Зато, в отличие от навигаторов с Windows CE, Android-модели на примере Explay SLK5 обладают поддержкой жестов мультитач с одновременным касанием несколькими пальцами. Жаль, матрицы IPS еще не добрались до навигаторов, хотя установленный в SLK5 дисплей TFT не склонен «слепнуть» на солнце и вынуждать автомобилиста ориентироваться по голосовым подсказкам. За производительность навигатора отвечают процессор Boxchip A13 (Cortex-A8) с частотой 1 ГГц и 512 Мб оперативной памяти. Также есть графический чип Mali-400MP, способный справиться практически с любыми 3D-играми. Углубляться в проверку игровых возможностей мы не стали, удостоверившись лишь в возможности нормально поиграть в Dead Trigger. Воспроизведение видео ограничено HD-файлами, контент в Full HD оказался неподвластен Explay SLK5. Невелика потеря с учетом странности самой идеи просмотра фильмов в 1080p на дисплее с разрешением 480p. В целом система показала себя стабильной, вряд ли владельцы Explay SLK5 будут обивать форумы в ожидании новых прошивок. Конечно, нагружать множеством параллельных процессов устройство не следует. Но с проигрыванием музыки при работе iGO Primo навигатор справился без видимых затруднений. В зависимости от нагрузки встроенный аккумулятор выдавал 3-4 часа работы, что есть приемлемый уровень с точки зрения планшетного компьютера. Напоследок отметим FM-трансмиттер, который работал без помех – на штатную акустику машины выводился чистый звуковой сигнал. НАВИГАЦИЯ Бренд Explay интересен тем, что не старается оснастить свои устройства «попсовой» программой «Навител Навигатор». Вместо этого как в смартфонах, так и навигаторах Explay наблюдается приложение iGO Primo. Это небезынтересное решение, ориентированное в первую очередь на использование в Западной Европе. Хотя и в России, как показали наши московские заезды, iGO Primo уже не кажется «белой вороной» по сравнению с отечественными навигационными программами. Интерфейс приложения понравился нам простотой организации, любые базовые действия не требуют долгого размышления над «воплощением в жизнь». В программе реализован большой список функций, но ощущения излишнего их нагромождения не возникает. Визуально iGO Primo обращает на себя внимание полностью трехмерным пространством карт – соблюдается масштаб зданий, присутствуют 3D-развязки, даже трехмерные дорожные знаки. Не секрет, что навигацией на Android активно пользуются пешеходы и велосипедисты. И тех, и других разработчики софта в большинстве случаев игнорируют, но с iGO Primo ситуация иная. Программа предложила нам функцию «Breadcrumb Trail», когда при пешеходном движении маршрут «чертится» точками для более точного определения направления в условиях низкой скорости перемещения. После выбора конечной точки маршрута среди прочих вариантов пути предлагается «экологический маршрут». Этот оригинальный метод рассчитан на то, чтобы машина проехала путь с наименьшим потреблением топлива. Наверное, эта опция все же лучше работает в Европе, а в Москве ее работа не слишком отличалась от поиска «обычного» быстрого маршрута. Конечно, не обошлось без поддержки отображения пробок. Здесь интересно то, что iGO Primo несколько раз при нас производил динамический пересчет маршрута с учетом изменений ситуации с пробками по пути следования. РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА Возможность выбора навигатора в белом корпусе, неплохая производительность, предустановленное ПО iGO Primo, емкий аккумулятор, функция FM-трансмиттера. НЕДОСТАТКИ Отсутствие какой-либо адаптации Android под использование в автомобиле. ОБЩАЯ ОЦЕНКА За 3990 рублей Explay SLK5 кажется оправданной покупкой для тех, кто не хочет излишне тратиться на навигатор. Скажем так, эта цена перекрывает желание использовать смартфон в роли навигатора и тем самым испытывать неудобства по меньшей мере в случаях входящих звонков в процессе навигации. Вдобавок «4-часовой» аккумулятор и достаточно мощная «начинка» позволяют говорить об использовании Explay SLK5 в качестве своего рода планшета без особых компромиссов или ограничений. Explay SLK5 – навигатор на базе операционной системы Android, обзор
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ На примере Highscreen Alpha GTX в который раз убеждаемся, что бренды второго эшелона уже не игнорируют важность дизайнерской составляющей при создании смартфонов. Несмотря на то, что для Highscreen столь крупный смартфон – первая «ласточка» в своей нише (со времен 5-дюймового Highscreen Hippo, который вышел еще в 2010 году), модель получилась внешне вполне привлекательной. Углы аккуратно скруглены, по корпусу нет никаких дешевых «украшений» вроде боковых вставок «под хром». Тыльная крышка сделана «под шлифованный металл» с серебристым отливом.. В целом, Highscreen Alpha GTX смотрится презентабельно, пусть это даже и не имиджевое решение. В некотором роде модель напоминает смартфоны Samsung, что в данном случае выглядит скорее комплиментом. Эргономика устройства вопросов не вызывает. Несмотря на наличие 5,7-дюймового экрана, устройство без проблем обхватывается и надежно удерживается одной рукой. Конечно, осуществлять сенсорное управление при этом лучше всего второй рукой. Торцевые углы между боковыми сторонами и задней крышкой скруглены, что самым лучшим образом сказывается на удобстве удержания смартфона. Толщина и вовсе отличная для столь габаритной модели – всего 9,5 мм. Расположение клавиш можно немного покритиковать. Кнопка питания находится сверху, достать до нее не меняя положения смартфона в руке невозможно. «Качелька» громкости по левой грани установлена высоковато, а сама клавиша могла бы быть длиннее. Все разъемы, точнее 3,5 мм и microUSB, расположены сверху. Что касается материалов, то, по всей видимости, фронтальная часть защищена стеклом. Тыльная крышка из пластика получила «глянцевый налет», однако отпечатки пальцев слабо видны в силу наличия переливчатого покрытия, состоящего из микроскопических «блесток». Плюс серый «фон». Несмотря на наличие провоцирующей на огрехи сборки съемной крышки, при сдавливании Highscreen Alpha GTX «воспроизводит» лишь едва слышимые похрустывания. Под крышкой находится два слота для SIM-карт и один слот для карты памяти. Удобно, что для установки и изъятия последней не нужно извлекать аккумулятор. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ За хорошую производительность смартфона следует поблагодарить компанию MediaTek, благодаря платформам которой в прошлом году мы увидели нашествие мощных 2-ядерных «двухсимочников», а в текущем году – уже 4-ядерных. Процессор MediaTek MT6589 с 4 ядрами работает на частоте 1,2 ГГц, он связанс 1 Гб оперативной памяти. Конечно, в первую очередь «начинка» интересует любителей требовательных игр. Здесь опасаться нечего, смартфон успешно справился с тиграми вроде Real Racing 3. Следует заметить, что стабильно высокий показатель кадров в секунду в играх тем более заслуживает уважения с учетом ресурсоемкого HD-дисплея. Экран – еще одно достоинство Highscreen Alpha GTX: разрешение большого 5,7-дюймового дисплея составляет 1280 х 720 пикселей. Для сравнения, именно немногим большее разрешение используется в нынешних 7-дюймовых, а порой и в 10-дюймовых планшетах. В итоге картинка в Highscreen Alpha GTX лишена пикселизации, буквы и пиктограммы четкие и «гладкие». Вдобавок у смартфона нет воздушного слоя между сенсорной поверхностью и матрицей экрана. Это делает картинку более насыщенной и глубокой по цветам. Приятно, что наличие нормальной камеры в смартфонах ценой до 12 тысяч рублей скоро станет нормой. При этом следует понимать, что речь идет не о мегапикселях, по которым маркетологи пытаются навязать нам восприятие качества камеры. В Highscreen Alpha GTX установлен 8 Мп модуль, который по уровню снимков заметно обгоняет многие «глазки» с аналогичным показателем в других устройствах. Однако примечательно даже не это. Смартфон весьма прилично ведет съемку видео Full HD. И, как показала практика, после скачивания с Google Play соответствующей программы Highscreen Alpha GTX превращается в добротный регистратор, с акселерометром и GPS-приемником. То есть, помимо экономии на покупке 5 или 6-дюймового навигатора, Highscreen Alpha GTX заодно сохраняет до 5 тысяч рублей с отказом от отдельного регистратора. Напоследок следует рассказать о времени автономной работы. В смартфоне используется емкий аккумулятор на 3 000 мАч – тогда как даже в некоторых 7-дюймовых планшетах батарея порой «упирается» в 3200 – 3400 мАч. При умеренной нагрузке Highscreen Alpha GTX сохраняет к концу второго дня использования до 15% заряда. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ По умолчанию в смартфоне установлен Android 4.1.2. С высокой вероятностью можно предположить, что MediaTek уже готовит для своего 4-ядерного чипсета обновление до Android 4.2. Соответственно, в пределах максимум пары кварталов вполне резонно ожидать последнюю (на текущий момент) версию Android для Highscreen Alpha GTX. Highscreen придерживается своих традиций, оставляя пользователю полную свободу действий: бренд не навязывает какие-либо надстройки и программы. Это выгодно тем, что изначально пользователь получает минимум занятого системой свободного пространства встроенной памяти. Все стандартные приложения Android на месте, равно как и опции управления двумя SIM-картами. Кстати, отдельным ярлыком выделена утилита получения обновлений системы. Это позволит без лишних «телодвижений» получать «обновки» для модели. РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА Отличный HD-экран, хорошая эргономика при больших габаритах, высокая производительность, довольно высокое качество фото и видеосъемки, длительная автономная работа. НЕДОСТАТКИ Малый объем встроенной памяти – всего 4 Гб. ОБЩАЯ ОЦЕНКА Модель продается за 11990 рублей. При этом у нее нет сколь-нибудь серьезных недостатков, а конкурентов можно пересчитать по пальцам одной руки. Например, только что появившийся Samsung Galaxy Mega 5.8 при 2-ядерном процессоре оценивается примерно в 16-18 тысяч рублей, а ценник 5,55-дюймового Samsung Galaxy Note II доходит до 20 тысяч рублей. Учитывая, что первый «большой блин» Highscreen вышел совсем не «комом», именитым конкурентам стоило бы опасаться перспективного соперника. Highscreen Alpha GTX – смартфон, обзор