Обзор рынка бюджетных кроссоверов: январь 2014
О причинах любви россиян к кроссоверам долго рассуждать не будем. Скажем лишь, что россияне вовсе не дураки и не транжиры. О том, почему для рассмотрения были выбраны именно переднеприводные кроссоверы, расскажем дальше.
Полный привод. Каким он бывает?
Начнем с полноприводных автомобилей. Тут надо разобраться, какими они бывают. В общих чертах, бывают автомобили с подключаемой второй осью (передней или задней) и автомобили с постоянным полным приводом. Есть еще один вариант полного привода – это подключение через муфту. Его можно отнести как к авто с постоянным полным приводом, так и с подключаемым – муфта подключает вторую ось в зависимости от характера прокручивания колес на неведущей оси. Обычно данный тип привода автопроизводители снабжают гордой приставкой «интеллектуальный».
Тут мы и остановимся: мы рассматриваем бюджетный ценовой сегмент и поэтому здесь не будет представлено новейших инженерных достижений (хотя простая надежная схема – это и есть лучшее достижение инженера) и суперсложных интеллектуальных систем.
Откуда взялись моноприводные кроссоверы?
В отличие от постоянного привода, идея подключаемой второй оси имеет четкое разделение «дорога/бездорожье». Причем использование полного привода в таких авто на хорошей дороге не только не улучшает характеристики движения, но и может повредить механизмы. Поэтому если ездить на таком авто по дорогам с нормальным покрытием, то основную массу времени владелец имеет одноприводный автомобиль. Чаще всего это заднеприводный тип авто, хотя на рынке бывают и другие варианты.
Зачастую гордые владельцы внедорожников с подключаемым полным приводом пользуются своим богатым арсеналом раз в пятилетку, а то и реже. Поэтому производители быстро смекнули: можно ведь удешевить автомобиль, вообще исключив второй привод. Так и появился целый класс кроссоверов, похожих на внедорожники – автомобили с улучшенной геометрической проходимостью, предназначенные для использования в городе.
Что есть на рынке?
Мы поставили планку бюджетности на уровне 750 тысяч рублей. Изначально хотелось поставить планку в 700 000 рублей, но оказалось, что таким образом мы отсекаем целый ряд интересных автомобилей. Поэтому, скрепя сердце, пришлось пойти на поводу у автопроизводителей и «докинуть» пятьдесят тысяч. Итак, бюджетный кроссовер. Какой новый автомобиль можно купить за эти деньги?
Тут есть несколько полноприводных автомобилей и целый набор переднеприводных моделей, которые либо существуют самостоятельно, либо являются упрощенными версиями полноприводных авто.
Полноприводные кроссоверы
Среди полноприводных автомобилей в этом ценовом сегменте новинки редки – рынок не меняется вот уже несколько лет. Основной поставщик новинок – китайский Great Wall.
В результате мы имеем:
- безвременные внедорожники Chevrolet Niva (459 000 - 557 000 р.) и Lada 4x4 (от 354500 р.) с «честным» постоянным полным приводом – у этих автомобилей всегда подключен полный привод через симметричный межосевой дифференциал (распределение крутящего момента одинаково на оби оси);
- несколько авто с подключаемым передним приводом (т.е. в норме это заднеприводные автомобили): кроха Suzuki Jimny (745 000 р. в базе), два УАЗа – Patriot и Hanter (529 000 р. и 454 000 р. в базе), и семейство внедорожников Great Wall - Hover M2 (от 549 000 р), Hover H3 (от 714 000 р.), Hover H5 (от 714 000 р.) и Hover H6 (от 749 000 р.);
- переднеприводные с подключаемым задним приводом через муфту: Renault Duster от 541 000 р. в базе, Chery Tiggo от 619 900 р. и старый-добрый Suzuki SX4 Classic от 729 000 р.
Вот и все. Остальное богатство выбора за эти деньги на поверку оказывается перднеприводными кроссоверами. В результате обзор бюджетных кроссоверов превращается в обзор исключительно переднеприводных версий.
Отвлекаясь от анализа рынка, заметим, что если полного привода у авто нет, то на бездорожье переднеприводная версия будет немного выгоднее заднеприводной. У таких автомобилей ведущая ось всегда находится под нагрузкой благодаря висящему сверху двигателю (то есть ее сцепление с дорожным покрытием априори лучше), а возможность поворачивать колеса рулем позволяет более гибко подходить к вопросу преодоления препятствий. В свою очередь, управление постоянным полным приводом требует навыков и понимания работы автомобиля, иначе все плюсы таких авто могут быстро превратиться в жирные минусы.
На этом вступление можно заканчивать и переходить к рассмотрению автомобилей, которые попадают в бюджет покупки - 750 тысяч рублей.
Бюджетные переднеприводные кроссоверы
Как уже было сказано, часть переднеприводных кроссоверов – это упрощенные версии полноприводных моделей. Перечислим их:
Renault Duster |
Chery Tiggo |
Suzuki SX4 Classic |
Mitsubishi ASX |
Skoda Yeti |
|
Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб |
488 000 - 737 000 |
535 900 - 547 900 |
649 000 - 789 000 |
729 000 - 949 990 |
739 000 – 939 000 |
Удивительное дело, но, как видно из таблицы, всего пять подобных автомобилей попадают в ценовую категорию до 750 000 рублей, хотя на рынке представлено существенно больше переднеприводных версий полноприводных моделей. Здесь нет даже шагающих по стране победным маршем «корейцев» и вездесущих ниссанов. Смотрите сами, вот далекий от полноты список переднеприводных кроссоверов по мере удорожания:
|
Suzuki SX4 New |
Nissan Qashqai |
Nissan Qashqai +2 |
Citoren C4 Aircross |
Kia Sportage |
Hyundai ix35 |
Mitsubishi Outlander |
Peugeot 4007 |
Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб |
779 000 - 1 019 000 |
789 000 - 1 096 000 |
844 000 - 1 049 500 |
849 000 – 1 124 000 |
889 900 – 1 049 900 |
899000 – 1 144 900 |
969 000 – 1 249 990 |
989 000 – 1 074 000 |
Помимо «упрощенок» в бюджетной ценовой категории есть ряд авто, существующих исключительно в моноприводной версии. Их тоже не так много – всего пять авто, из которых четыре – представители китайского автопрома. Шестой Kia Soul попадает в рассмотрение исключительно из-за своей выделяющейся внешности. Если уж Great Wall Hover M2 позиционируется как внедорожник, то из вариантов бюджетных кроссоверов исключить KIA Soul было бы преступлением.
Renault Sandero Stepway |
Great Wall Hover M4 |
Changan CS35 |
LIFAN X60 |
Geely Emgrand X7 |
KIA Soul |
|
Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб |
498 000 - 554 000 |
514 000 - 584 000 |
549 000 - 699 000 |
499 900 - 584 900 |
619 000 - 649 900 |
649 900 - 939 900 |
Если внимательно посмотреть на эти машины, то выяснится, что тут два «малыша» - Renault Sandero Stepway и Great Wall Hover M4, новичок Changan CS35, два компактных кроссовера LIFAN X60 и Geely Emgrand X7, а также бесклассовый KIA Soul.
Итак, что мы имеем. На выбор покупателя с кошельком, в котором лежит 750 000 рублей, представлено всего 11 моделей новых автомобилей. Чем они отличаются? На чем экономят автопроизводители, пытаясь «уложиться» в бюджет? Посмотрим повнимательнее.
Сравним автомобили в общем (автомобили отсортированы по возрастанию стартовой цены переднеприводной версии):
Габариты (ДхШхВ), мм |
Дорожный просвет, мм |
Колесная база, мм |
Тип привода |
Комплектации с полным приводом |
Подвеска (передняя / задняя) |
Тормоза (передние / задние) |
|
Renault Sandero Stepway |
4024 х 1753 х 1550 |
175 |
2588 |
Передний |
Не поставляется |
McPherson / Полузависимая |
Дисковые вентилируемые / барабанные |
Great Wall Hover M4 |
3961 х 1728 х 1617 |
230 |
2383 |
Передний |
Пока не поставляется |
McPherson / Полузависимая |
Дисковые вентилируемые/дисковые |
Changan CS35 |
4160 х 1810 х 1670 |
180 |
2560 |
Передний |
Нет |
McPherson / Полузависимая |
Дисковые вентилируемые /дисковые |
Renault Duster |
4315 х 1822 х 1625 |
205 |
2673 |
Передний |
Есть |
McPherson / Полузависимая |
Дисковые вентилируемые / барабанные |
LIFAN X60 |
4325 × 1790 × 1690 |
179 |
2600 |
Передний |
Нет |
McPherson / Независимая |
Дисковые вентилируемые /дисковые |
Chery Tiggo |
4285 x 1765 x 1715 |
190 |
2510 |
Передний |
Есть |
McPherson / Независимая |
Дисковые вентилируемые / Дисковые |
Geely Emgrand X7 |
4541 х 1833 х 1700 |
171 |
2661 |
Передний |
Нет |
McPherson / Независимая |
Дисковые вентилируемые / дисковые |
KIA Soul |
4120 х1785 х1610 |
164 |
2550 |
Передний |
Нет |
McPherson / Полузависимая |
Дисковые вентилируемые / Барабанные или Дисковые (для Luxe, Diva, Burner) |
Suzuki SX4 Classic |
4150 х 1755 х 1605 |
175 |
2500 |
Передний |
Есть |
McPherson / Полузависимая |
Дисковые вентилируемые / Дисковые |
Mitsubishi ASX |
4295 х 1770 х 1615 |
195 |
2670 |
Передний |
Есть |
McPherson / Независимая |
Дисковые вентилируемые / Дисковые вентилируемые |
Skoda Yeti |
4223 х 1793 х 1691 |
180 |
2578 |
Переднии |
Есть |
McPherson / Независимая |
Дисковые вентилируемые / Дисковые |
Как видно из таблицы, переднеприводные кроссоверы – это все же кроссоверы. Заявленный дорожный просвет не меньше 175 мм, а колесная база около 2,5 – 2,6 м. То есть, геометрически они близки к своим «взрослым» собратьям и без проблем осилят бордюр или ямы на грунтовке. Правда, надо учитывать, что каждый производитель считает клиренс по-своему, и в этих цифрах всегда будет доля лукавства. Однако в целом переднеприводные кроссоверы действительно имеют неплохие геометрические характеристики, что делает их привлекательными для многих россиян.
По подвескам больше половины моделей имеют вариации на тему Макферсон – полузависимая подвеска. Независимой задней подвеской могут похвастаться в основном те, кто имеет «старшую» полноприводную версию, да и то не все. Так, независимая задняя подвеска есть на верхней границе ценового диапазона у Mitsubishi ASX и Skoda Yeti, и у трех «китайцев» - LIFAN X60, Chery Tiggo, Geely Emgrand X7. Переднеприводный Renault Duster, в отличие от «полноценной» версии, имеет полузависимую заднюю подвеску.
В таблице далее показано, какими моторами и коробками оснащают свои переднеприводные кроссоверы производители:
Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб |
Двигатели (объем), л |
Мощность л.с. (об/мин) |
Коробки |
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км |
Разгон до 100 км/час (с) |
Топливо |
|
Renault Sandero Stepway |
498 000 - 554 000 |
1,6; 1.6 (16 кл) |
84; 103 |
МКПП 5; АКПП 4 |
7,6; 8,6 |
12,4 |
Бензин |
Great Wall Hover M4 |
514 000 - 584 000 |
1,5 |
99 (6000) |
МКПП 5 |
7,6 |
12,9 |
Бензин (92) |
Changan CS35 |
549 000 - 699 000 |
1,6 |
113 (6000) |
МКПП 5; АКПП 4 |
6,8 - 7,2 |
14; 15 |
Бензин (92) |
Renault Duster |
488 000 - 737 000 |
1,6; 2,0 |
102 (5750); 135 (5500) |
МКПП 5; АКПП 4 |
7,6; 8,3 |
11,8; 11,2 |
Бензин |
LIFAN X60 |
499 900 - 584 900 |
1,8 |
128 (6000) |
МКПП 5 |
8,2 |
14,5 |
Бензин |
Chery Tiggo |
535 900 - 547 900 |
1,6 |
119 (6150) |
МКПП 5 |
6,7 |
13; 11 |
Бензин (92) |
Geely Emgrand X7 |
619 000 - 649 900 |
2.0 |
139 (5900) |
МКПП 5 |
8,6 |
НЕТ ИНФО |
Бензин |
KIA Soul |
649 900 - 939 900 |
1,6; 1,6 |
129 (6300); 128 (4000) |
МКПП 6; АКПП 6 |
6,6 - 7,3; 5,9 |
10,8 - 11,5; 11,7 |
Бензин; Дизель (начиная с Luxe) |
Suzuki SX4 Classic |
649 000 - 789 000 |
1,6 |
111 (5600) |
МКПП 5, АКПП 4 |
6,5 - 7,1 |
10,7 - 12,3 |
Бензин |
Mitsubishi ASX |
729 000 - 949 990 |
1,6; 1,8 |
117 (6100); 140 (6000) |
МКПП; Вариатор |
6,1; 7,6 |
11,4; 13,1 |
Бензин (95) |
Skoda Yeti |
739 000 - 939 000 |
1,2; 1,4 |
105 (5000); 122 (5000) |
МКПП 6; Робот DSG 7 |
6,4; 6,8 |
11,8; 10,8 |
Бензин |
Бюджетные варианты переднеприводных кроссоверов в основном оснащаются мало- и среднемощными бензиновыми моторами. В большинстве случаев предлагается один-единственный двигатель – лишь несколько моделей могут «похвастаться» двумя вариантами, да и то, в большинстве случаев более мощный двигатель «выбросит» автомобиль из рассматриваемого бюджета. Дизельный двигателей в этом бюджете не будет: он есть только у «вылетающего» за пределы 750 000 рублей люксового KIA Soul.
У «китайцев» стоят достаточно прожорливые моторы, поэтому изъятие из обихода одной из осей даже оправданно: полноприводная версия автомобиля «кушала» бы еще больше литра на 2 – 3. Помимо этого моторы китайских авто не такие «шустрые». Это можно объяснить либо тем, что у «именитых» производителей используются более новые и технологичные двигатели, в то время как китайцы пользуются более старыми наработками, либо тем, что новым разработкам китайцев еще есть куда совершенствоваться.
Основная масса авто будет иметь механическую коробку передач - вариант с «автоматом» чаще всего будет за пределами обозначенного бюджета. «Честно» вписываются в бюджет лишь Renault Sandero Stepway, Changan CS35, Renault Duster. Лишь упрощенные комплектации авто будут у Suzuki SX4 Classic с АКПП (минимум - 689 000 р.), а и у KIA Soul – от 739 900 р.
Мицубиси и Шкода с АКПП (минимум 829 990 р. и 816 000 р., соответственно) в бюджет уже не «вписываются». Поэтому если вы ограничены бюджетом, лучше обучиться управлению авто с МКПП – выбор автомобилей будет заметно богаче. Кстати, вся Европа предпочитает «механику» - МКПП к тому же и потребляет меньше топлива, а Старый Свет «повернут» на экологии и экономии ресурсов.
Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб |
Количество комплектаций (стандартных вариаций) с 2WD |
Стандартные комплектации по мере удорожания |
Количество стандартных цветов кузова |
|
Renault Sandero Stepway |
498 000 - 554 000 |
2 |
МКПП, АКПП |
3 |
Great Wall Hover M4 |
514 000 - 584 000 |
3 |
City, Standart, Luxe |
11 |
Changan CS35 |
549 000 - 699 000 |
4 |
Standard, Comfort, Luxe, Luxe АТ |
6 |
Renault Duster |
488 000 - 737 000 |
4 (5) |
Authentique, Expression, Privilege, Luxe Privilege |
9 |
LIFAN X60 |
499 900 - 584 900 |
4 |
Basic, Standart, Comfort, Luxury |
6 |
Chery Tiggo |
535 900 - 547 900 |
2 |
TG13C-2WD, TG13LX-2WD |
4 |
Geely Emgrand X7 |
619 000 - 649 900 |
2 |
Comfort, Luxury |
4 |
KIA Soul |
649 900 - 939 900 |
5 |
Classic, Comfort, Luxe, Diva (только бензин + АКПП), Burner (только дизель) |
9 |
Suzuki SX4 Classic |
649 000 - 789 000 |
4 (6) |
GL, GL+, GLX, Rhino Edition |
8 |
Mitsubishi ASX |
729 000 - 949 990 |
3 (6) |
Inform (только с мотором 1,6 л), Invite, Intense, Instyle (только с мотором 1,8 л) |
6 |
Skoda Yeti |
739 000 - 939 000 |
3 (10) |
Active, Ambition, Elegance (плюс 8 фиксированных пакетов опций) |
14 |
По количеству комплектаций получилось все предсказуемо: чем дороже автомобиль в целом, тем больше вариаций. Однако надо понимать, что маркетологи автопроизводителей не спят: основная борьба за снижение идет путем выведения в стандартные пакеты опций ряда оборудования. Иногда эти добавочные пакеты необходимого оборудования могут существенно удорожить машину.
Среди наиболее дешевых версий авто идет борьба по «мелочевке» - будет кондиционер или нет, сколько поставить электростеклоподъмников, есть ли электропривод регулировки зеркал и т.д. Но некоторая «мелочевка» касается и безопасности. Так, особенно среди китайских авто, разница в комплектациях может включать разницу в количестве установленных подушек безопасности. Поэтому если вы озабочены собственной безопасностью, то стоит обратить на это серьезное внимание. Помимо этого есть специфический уклон китайского автопрома на гаджеты – например, на выходе USB и розетке на 12В здесь не сэкономят, этим будут скорее «грешить» европейцы и более дорогие японцы.
На верхней планке бюджета борьба идет по моторам и коробкам. Что тоже требует понимания: если вы выберете «чахлый» мотор для дальних путешествий, то удовольствия от этого будет мало. Да и с безопасностью передвижения будут вопросы из-за невозможности легкого совершения маневров. С другой стороны, в случае непредвиденных обстоятельств подушка безопасности может стать тем самым пресловутым последним шансом. Приходится снова делать мучительный выбор.
Итак, сравним некоторые позиции у разных автомобилей:
Наличие в стандартной комплектации |
Задние датчики парковки |
Подушка безопасности водителя |
Подушка безопасности переднего пассажира |
Кондиционер |
Электропривод регулировки зеркал заднего вида |
Передние электро-стеклоподъемники |
Задние электро-стеклоподъемники |
Наличие люка |
Renault Sandero Stepway |
Нет |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Нет |
Все комплектации |
Нет |
Нет |
Great Wall Hover M4 |
Только для Luxe (584 000 р.) |
Все комплектации |
Все комплектации |
Начиная со Standart (564 000 р.) |
Все комплектации |
Все комплектации |
Начиная со Standart (564 000 р.) |
Нет |
Changan CS35 |
Начиная с Comfort (639 000 р.) |
Все комплектации |
Начиная с Comfort, 639 000 р. |
Начиная с Comfort, 639 000 р. |
Начиная с Comfort (639 000 р.) |
Все комплектации |
Начиная с Comfort (639 000 р.) |
Начиная с LUXE (669 000 р.) |
Renault Duster |
Только для Luxe Privilege (737 000 р.) |
Все комплектации |
Опция за 7 000 р для Expression (547 000 р для мотора 1,6, 625 000 р, для мотора 2,0), для Privilege комплект с боковыми подушками за 15 000 р, для Luxe Privilege в базе |
Опция за 27 000 для Expression (547 000 р для мотора 1,6, 625 000 р, для мотора 2,0), начиная с Privilege в базе |
Начиная с Privilege (679 000 р для мотора 1,6) |
Начиная с Expression (547 000 р для мотора 1,6, 625 000 р, для мотора 2,0) |
Нет |
|
LIFAN X60 |
НЕТ ИНФО |
Все комплектации |
Все комплектации |
Начиная с Standart (539 900 р) |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Только Luxury (584 900 р.) |
Chery Tiggo |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Только TG13LX-2WD (547 900 р.) |
Geely Emgrand X7 |
Только в Luxury |
Все комплектации |
Все комплектации |
Для Comfort, в Luxury - климат-контроль |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Нет |
KIA Soul |
Начиная с Luxe (749 000 р.) |
Все комплектации |
Все комплектации |
Для Classic и Comfort (679 900 р); начиная с Luxe климат-контроль (749 900 р) |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Нет |
Suzuki SX4 Classic |
Нет |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации, климат-контроль начиная с GLX (725 000 р) |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Нет |
Mitsubishi ASX |
Камера заднего вида в Instyle (949 990 р) |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации, кроме Instyle, где климат-контроль (949 990 р) |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации |
Нет |
Skoda Yeti |
Нет |
Все комплектации |
Все комплектации |
Все комплектации, для Elegance - климат-контроль |
Все комплектации |
Все комплектации |
Только для Elegance (от 909 000 р) |
Нет |
По гарантии и месту производства на новые автомобили у рассматриваемых бюджетных кроссоверов ситуация следующая:
Гарантия |
Производство |
|
Renault Sandero Stepway |
3 года или 100 000 км |
Россия, Румыния, Бразилия |
Great Wall Hover M4 |
3 года или 100 000 км пробега |
Китай |
Changan CS35 |
3 года или 100 000 км |
Китай |
Renault Duster |
3 года или 100 000 км |
Россия, Румыния (Dacia Duster), Бразилия, возможно будет Индия, Колумбия |
LIFAN X60 |
5 лет или 150 000 км |
Китай, Россия |
Chery Tiggo |
5 лет или 150 000 км |
Россия |
Geely Emgrand X7 |
2 года или 60 000 км от коррозии; 3 года или 100 000 км на узлы и агрегаты |
Китай, Беларусь |
KIA Soul |
5 лет или 150 000 км |
Корея |
Suzuki SX4 Classic |
3 года или 100 000 км |
Венгрия |
Mitsubishi ASX |
2 года без ограничения по пробегу; 3 года до 100 000 км |
Япония, США, Россия (Калуга) |
Skoda Yeti |
2 года без ограничения по пробегу |
Чехия, Россия, Казахстан, Украина |
РЕЗЮМЕ
Итак, если мы хотим жестко «вписаться» в бюджет 750 000 рублей, то выбор будет стоять следующий: либо продукция Renault, либо китайский автопром, либо бюджетные комплектации KIA Soul, Suzuki SX4 Classic, Mitsubishi ASX и Skoda Yeti. Если у французов и китайцев идет экономия «на спичках» в угоду удешевления авто – на количестве подушек безопасности, электроприводах и т.п., то экономия в последних четырех авто – в основном на двигателях и коробках.
Оба варианта требуют осмысления перед покупкой. Например, готовы ли вы к «пенсионерской» езде или считаете, что более безопасно иметь более мощный мотор, обеспечивающий безопасность на обгоне, но сэкономить на подушках? Вопрос принципиальный: действительно, то же наличие подушек безопасности серьезно успокаивает, но это не панацея от всех бед.
Далее встает вопрос надежности. К сожалению, китайский автопром, как и российский, имеет массу вопросов по этому пункту – от качества сборки до качества запчастей. А почти половина из представленного в бюджете до 750 тысяч рублей имеет российско-китайские корни. Хотя за последнее время качество и тех и других, вроде бы, начало заметно улучшаться – дает знать конкурентная борьба – при покупке таких авто на недочеты, по крайней мере, сборки стоит обратить повышенное внимание.
Если же размышления приводят к тому, что хочется все и сразу, то бюджет покупки надо увеличивать. Как показывает картина рынка, сумма добавки колеблется от 50-ти до двухсот тысяч рублей. Тогда расширяется как список моделей, так и становятся доступными более богатые комплектации.
А вот нужен ли полный привод – вопрос, хотя и серьезный, но лежит все же в другой плоскости. Для кого-то – это реальная необходимость, а для других – баловство. Так что прежде чем кидаться в омут полного привода, реально оцените его необходимость для себя.
Текст Натальи Парамоновой