Промывка двигателя при смене масла: За и против
Несмотря на то, что вопрос промывки двигателя перед заменой масла часто обсуждается на водительских формах, болталках и соц сетях, он все равно вызывает вопросы. Причиной этого является разнонаправленное воздействие на аудиторию, которая идет со стороны автосервисов с одной стороны и практиков автолюбителей с другой.
Первые уверяют, что промывка двигателя не нужна, а вторые наоборот ратуют за нее.
Аргументация сервиса строиться прежде всего на том, что в новом масле есть все необходимое для работы и зачем в него добавлять какие либо, компоненты промывки.
Автолюбители указывают на то, слив отработки идет не полностью и остается не сливаемый остаток, который уменьшает срок работы свежего масла.
Что же верно, давайте попробуем разобраться.
Начнем с разбора аргументации автолюбителей. В двигателе на самом деле есть не сливаемый остаток старого масла, который остается на поверхности деталей и в масляной системе двигателя. Он небольшой. Примерно 200 мл масла. На стандартный двигатель с заливкой в объеме 4 литра это примерно 5% от общего объема. Вроде бы это совсем не много. Если пересчитать, в километры пробега, то это менее 1000 км пробега на одну заливку масла (без учета выгорания). Так что специалисты автосервиса оказываются не так уж и не правы, когда не рекомендуют промывать систему. Но их аргументация во многом определяется не желанием сделать автомобилю лучше, а простой экономией трудозатрат и времени.
На стенках клапанной крышки, кулачках клапанов и других деталях двигателя остается старое масло.
Для того чтобы нам понять кто прав начнем разбираться в том, что же меняется в моторном масле во время работы. Как оно стареет и что у нас присутствует в 200 мл отработки. При работе моторного масла в двигателе на него воздействую высокие температуры и продукты сгорания топлива. Интенсивно происходит окисление масла. повышается кислотное число. Масло становиться к периоду замены более вязким и насыщенным твердыми продуктами окисления. Они присутствуют как в виде частичек твердых фракций (сажи в простонародье, на самом деле это асфальтоподобные конгломераты высокомолекулярных соединений) так и виде изменения химического состава за счет разложения на более легкие соединения (спирты, альдегиды и т.д.) которые закисляют масло.
Моторные исследования показывают, что продукты, находящиеся, в отработанном масле являются катализаторами старения в залитом свежем моторном масле. Т.е. если бы двигатель был промыт от отработки, а потом в него залито свежее масло то скорость его старения была бы значительно ниже. Причем воздействие отработанного масла на свежее идет по двум направлениям: это воздействие на само базовое масло и на присадки, в них входящие. Причем на присадки воздействие идет более сильное нежели на базовое масло.
Не стоит использовать масляный фильтр повторно после слива промывочного масла.
Тут нужно вспомнить, для чего обычно используются промывки для масляной системы. Как правило это составы низкой вязкости с эффектом очистки, которые должны улучшить отток масла и попутно смыть какие-то отложения в системе. При этом работают они в двигателе от 5 до 15 минут и кардинально ничего сделать не могут. Особенно если у вас новый современный двигатель. Более того его промывка может спровоцировать закупорку тонких масляных каналов при сильном загрязнении. И тут логика сервис центров, которые не стремятся использовать промывки вполне оправдана.
Один из наиболее эффективных схем промывки двигателя, который признают и автосервисы и автолюбители это использование товарного масла (это то же самое масло которые используется для нормальной эксплуатации давателя), которое заливается на короткий пробег автомобиля, после чего сливается и заменяется на то которое будет работать стандартный цикл замены. Это позволяет и убрать загрязнения двигателя и исключить отравление свежего масла остатками отработки. Но, это этот метод самый затратный как в денежном отношении, так и с точки зрения времени и работ. Приходится дважды оплачивать замену масла дважды менять масляный фильтр и масло. При этом нужен значительный пробег для эффективной промывки.
Не нужно путать этот метод промывки с использованием специального промывочного масла. Это совсем другой продукт. Ездить на нем нельзя поскольку промывочное масло не содержит в себе нормальный пакет присадок и попытка использовать во время движения автомобиля приведет к повышенному износу и даже выходу из строя двигателя. К тому же промывка остается в большом объеме в двигателе, также не очень положительно воздействуя на свежее масла.
Но сегодня появились промывки масляной системы нового поколения. Так называемы промывки длительного действия. Они заливаются в двигатель перед заменой масла и работают в нем порядка 2-3 часов (200 км пробега). А затем сливаются вместе с отработкой. Их состав принципиально отличается от обычных «пятиминуток». В них не содержатся растворители, и они ничего не вымывают. Их задача другая. Во-первых, они должны немного уменьшить вязкость масла, которая возрастает со временем работы, а во-вторых, стабилизировать его химический состав. Делается это за счет базы низкой вязкости, а также более высокой концентрации в промывке моющих щелочных присадок. Они позволяют компенсировать увеличения кислотности старого масла коагулировать, асфальтоподобные отложения и «омолодить» его перед заменой. Исключим эффект отравления свежего моторного масла.
Ранее «Журнал АвтоДела» производил тест промывки для моторного масла RUSEFF 200 km Engine Flush. Тестирование в лаборатории показала большое содержание в нем противозадирных и моющих присадок, которые как раз срабатываются во время работы масла.
Ее работа позволяет нейтрализовать высокую кислотность отработки. Повысить антифрикционные свойства масла для того, чтобы снизить износ двигателя после замены. Также оно за счет мощей присадки очищает масляную систему так как это делает свежее масло мягко без использования растворителей. Соответственно, при ее применении, исключена возможность поднятия и отслоения шлама и закупорка им узких масляных каналов.
При этом использование присадки ни коим образом не удлиняет время замены масла в сервисе. Достаточно залить его за пару дней до планируемой замены масла и потом приехать, и произвести ее как обычно. Никто, и знать не будет, что заливалась промывка, зато автолюбитель может сохранить двигатель в чистоте и увеличить ресурс работы своего двигателя.
Но промывка и не отменяет необходимость использования качественных масел. Если заливать изначально низкокачественное масло, то даже в промытом моторе оно покажет себя посредственно: окислится, быстро потеряет свои качества, а присадки выработаются раньше времени, что скажется на износе двигателя. При выборе производителя масла стоит опираться на результаты проведенных тестов и наличие представительства или официальной поддержки в России. Не так давно мы проводили испытания масел reinWell которые хорошо себя показали в тесте. Предлагаем нашим читателем обратить на них внимание как на достойную альтернативу дорогим импортным маслам.
Для производства моторного масла ReinWell 5W-30 API SP, ACEA A5/B5 используется база, изготовленная по НС-синтетической технологии. Это масло подходит для всесезонной эксплуатации и может использоваться в современных бензиновых и дизельных двигателях, включая многоклапанные, с системой управления фазами газораспределения, турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха (LLK), фильтром сажевых частиц (DPF).
Продукт имеет наивысшую спецификацию по градации Американского института нефти API SP. Это означает, что оно превосходит продукты, имеющие спецификацию API SN, в части защиты двигателя от износа. В состав масла входят противоизносные присадки, которые увеличивают срок службы привода ГРМ. Кроме того, масло снижает образование отложений и нагара на поршнях.
ReinWell 5W-30 API SP имеет высокую стойкость к окислению и содержит присадки, предотвращающие эффект преждевременного воспламенения топливной смеси в процессе ее сжатия при малых оборотах и нагрузках (LSPI, Low Speed Pre-Ignition). Состав присадок имеет низкие показатели зольности и сульфатности, благодаря чему степень воздействия на каталитические нейтрализаторы выхлопных газов снижена.
Масло отвечает требованиям Ford WSS-M2C913-D и Jaguar / Land Rover STJLR.03.5003 для европейского производства. Оно имеет увеличенную на 3 % топливную экономичность и увеличенный запас щелочности. Масло также подходит для двигателей, работающих на биодизельном топливе.