Парковка по вертикали
Размещение автомобилей «друг над другом» по сравнению с зарубежными странами до сих пор встречается в России не часто. Это тем более удивительно в связи с тем, что построить многоуровневую парковку в наши дни гораздо проще, дешевле и быстрее, чем еще несколько лет назад.
Всё это стало возможным с распространением в нашей стране легких металлоконструкций (ЛМК). Основное отличие этой технологии от других способов строительства – конвейерный подход, при котором конструкции здания изготавливаются на заводе, а на строительной площадке происходит только монтаж. «При запуске проекта мы начинаем работать с заводом параллельно, — рассказывает Надежда Крылова, руководитель новосибирской строительной компании «БизнесСтройЛига». — Сразу же после согласования проекта с заказчиком мы размещаем заказ на заводе. Таким образом, проектирование и изготовление конструкций проводится одновременно. После этого мы организуем монтаж. Если же проводить все стадии проекта традиционным способом, то есть последовательно, то это займет в 2-3 раза больше времени».
Значительно ускоряет работу и то, что ряд производителей предлагает свои изделия с уже готовым пакетом документов. «Мы предлагаем сразу инфраструктурное решение, к тому же – обеспеченное всей необходимой документацией. То есть строительство можно начинать сразу, параллельно с оформлением в соответствующих инстанциях. Подобно тому, как покупается сам автомобиль, можно купить строительный объект. Он быстро вводится в оборот и быстро дает отдачу. Это очень ценно для предпринимателей», - говорит Андрей Егоров, специалист по строительству автоцентров и паркингов из компании Ruukki (ведущего европейского поставщика решений из металла и металлоконструкций).Рыночные условия требуют не только быстрых строительных технологий. Продолжающийся процесс удорожания земли, а также ее нехватка, всё острее ставит вопрос о площади, которую занимает паркинг. Появляется необходимость не просто строить «ввысь», но и возводить объекты на минимальной площади.
Сделать это можно благодаря автоматизированным паркингам, уже появившимся во многих городах России. В этом случае водителю необходимо заехать на въездную площадку, выйти из машины и запустить с помощью карточки автоматическую систему управления. Далее автоматика проверяет, правильно ли стоит автомобиль, закрывает ворота и перемещает платформу с автомобилем на свободное место в паркинге, который может располагаться как внизу от заездной площадки, так и выше нее.«В автоматическом паркинге нет доступа людей, есть гарантия, что автомобиль никто не поцарапает и не заденет. Кроме того, каждое машино-место имеет свою систему автоматического пожаротушения, автомобиль обезопасен и от падений, и от повреждений», - поясняет Евгений Цемент, генеральный директор компании «Престиж», запустившей в этом году в Омске первую подобную парковку.«Основные преимущества автоматических парковочных систем (АПС) перед обычными парковками, наземными и подземными гаражами, очевидны, — говорит Александр Вольфензон, директор ООО «Тигрис» (представитель в России немецкой компании «Шуман СистемТехник», разрабатывающей подобные системы). – Занимаемый автомобилем необходимый объем определяется площадью и высотой транспортного средства, что позволяет значительно увеличить (до 3 раз) число паркуемых автомобилей на той же площади»АПС также изготавливаются из металлоконструкций. «Независимо от степени автоматизации парковки ценно то, что использование ЛМК позволяет разбирать объект и перевозить его при необходимости на новое место», - подчеркивает Андрей Егоров. Учитывая наметившуюся тенденцию увеличения спроса на АПС, в компании Ruukki в настоящее время разрабатывают типовой проект автоматического паркинга.
Автомобиль под ногами….Наряду с возможностью осваивать «небо» и строить многоэтажные парковки есть и иная альтернатива – уйти под землю. Этот метод также находит всё более активное применение в нашей стране; используются, в том числе, и самые современные технологии.
Например, компания «ПаркингИнвестЦентр» из Петербурга планирует построить свои стоянки методом двойного заглубления - сооружения предполагают опустить в землю вдвое глубже нахождения его последнего уровня. То есть фактически будут возведены два паркинга – первый, в котором стоят машины, и второй, являющийся фундаментом первого. Это должно обеспечить дополнительную безопасность сооружения. Строительство подземных паркингов имеет свои достоинства и недостатки. К числу преимуществ можно отнести отсутствие в необходимости выделения столь дорогостоящей «поверхности» земли под стройку. Да, и не надо к тому же вписывать стоянку в архитектуру окружающей застройки.Но недостатков, а точнее, сложностей, связанных с подземной застройкой, всё же больше. Подземная стоянка всегда нуждается в специальных инженерных системах – дымоудаления, вентиляции, контроля выхлопных газов.Отдельная «головная боль» - устройство гидроизоляции и дренажа. При этом подобные затраты нельзя отнести только к единовременным: содержание всех систем потребует немалых финансовых «вливаний» на протяжении всего периода эксплуатации.Еще одной проблемой может стать большое количество коммуникаций, традиционно расположенных именно под землей. Работы по их переноске займут массу времени, что тоже скажется на стоимости всего проекта. Увеличит строительную смету и необходимость проведения мероприятий, направленных не только на автомобили, но и на людей. Жители домов и офисов, где имеется подземный паркинг, предпочитают добираться до него на лифте, желательно без различных «пересадок».Важно также не экономить на габаритах одного стояночного места. По мнению специалистов девелоперской компании Knight Frank, оптимальная высота потолков на подземной стоянке – не менее 290 см. Это связано, прежде всего, с тем, что многие жильцы предпочитают большие машины, которые не всегда проходят в низкие ворота, особенно если на верхнем багажнике закреплен какой-нибудь груз или установлены добавочные фары.Дополнительные затраты, связанные с обустройством подземного паркинга, придется понести и на устройство шумоизоляции для обитателей дома, под которым расположилась стоянка. Кроме того, могут потребоваться мероприятия, связанные с укреплением фундаментов близлежащих зданий.Нельзя не сказать и том, что в сфере подземного строительства до сих пор существуют определенные законодательные пробелы и противоречия. Типовых проектов, как в случае с «наземным» строительством, здесь не существует.В итоге стоимость подземных парковок всегда оказывается на порядок выше, чем у альтернативных вариантов. Такой способ используется либо в случае с элитным строительством, или когда все иные приемы по разным причинам неприемлемы. ….и под водой
Автомобильное «перенаселение» заставляет искать и вовсе необычные приемы размещение машин. Так, в Москве уже давно рассматривается идея строительства стоянок под водой. Предполагается, что первая из них появится в районе Якиманской набережной и будет вмещать в себя 800 легковых авто и 38 автобусов. Второй паркинг аналогичных размеров должен быть построен в районе Болотной площади.А в Краснодарском крае уже согласован проект первого в России насыпного острова «Федерация» с подводным паркингом. Такую идею предложили голландские архитекторы, в чьей стране, как известно, уже давно научились жить ниже уровня моря.
Вообще богатство нашей страны водными ресурсами создает благодатную «почву» для подобных идей. Вот и власти Красноярска хотят разгрузить центр города с помощью плавучих автостоянок. Планируется, что местные судостроители изготовят четырехъярусные баржи, каждая из которых сможет вместить до 800 машин. Их установят возле набережных Енисея.Примечательно, что водный налог в нашей стране ниже земельного. А значит, теоретически предприниматели, занявшиеся подобным бизнесом, смогут оказаться в более выигрышном положении.Идея с водными парковками – отнюдь не нова: в Японии, например, уже есть насыпные острова, созданные специально для хранения автомобилей. Но еще более неожиданной можно считать идею немецкой архитектурной компании CarLoft. Здесь разработали уникальную конструкцию домов, жильцы которых смогут хранить машину на балконе своей квартиры. В этом случае подняться на свой этаж хозяин квартиры сможет прямо на автомобиле, заехав в просторный лифт. На площадке, возле дверей жилища, можно будет выгружать купленные продукты, вещи. Строительство первых таких домов уже идет в Берлине.
Все предыдущие примеры относятся к легковым автомобилям, но ведь есть еще и грузовые. Во всё той же Японии для них также стали строить многоуровневые парковки из металлоконструкций. Что еще раз доказывает широкие возможности современных паркингов. Россия уже давно считается одним из самых перспективных автомобильных рынков мира. И это, безусловно, хорошая тенденция. Вместе с тем, темпы прироста машин в нашей стране явно отстают от создания соответствующей инфраструктуры. А ведь оставленные, где только возможно, автомобили, - это одна из самых серьезных проблем российских городов. И чтобы машина из средства передвижения не превратилась в средство «торможения» развития мегаполисов, нужно массовое внедрение современных паркингов по всей стране.
Елена Гришина