Платные парковки: как платить?
В рамках борьбы то ли с пробками, то ли с автомобилистами в крупных городах России резко ужесточаются наказания за неправильную парковку, и вводится плата за стоянку. Наиболее серьезно взялись за столичных автомобилистов, где меры наказания не просто жесткие, а драконовские. Теперь, вслед за ростом штрафных санкций в разы, становятся платными и парковки.
Зарубежный опыт
Считается, что платные парковки - необходимая мера, направленная в первую очередь на разгрузку центральных улиц и на воспитание в автомобилистах понятия практичности и аккуратности.
В Европе уже давно не страдают от «загруженности» пешеходных и проезжих зон на улицах городов. Там платные парковки организованы практически в каждом районе и по большей части оплачиваются с помощью электронных терминалов (деньгами либо банковской картой), как например, в Лондоне, Париже. В Осло можно найти парковки, контроль за которыми осуществляет Оптический элемент - электронная система, следящая за парковочными местами и отсчитывающая время парковки.
В России
В России тоже есть опыт платных парковок, однако, настолько печальный, что в Москве, например, от этой затеи отказались в 2008-м году вовсе. Однако идея брать деньги с автомобилистов и в случае неуплаты использовать электропогрузчик не покидает светлые чиновничьи головы, поэтому так или иначе практика платных парковок возвращается в разных видах.
Так, в Казани, столице Универсиады 2013 уже к концу этого года будут организованы 12 новых паркингов на наиболее перегруженных улицах города, вместимостью 6000 машиномест. А в общей сложности намечено около 40 участков под строительство многоуровневых паркингов. Активно расширяется парковочная система города Сочи, где в 2014 году состоятся XXII Зимние Олимпийские Игры. Вопрос парковок решается застройкой нежилых зон. За два года, оставшихся до Олимпиады число парковочных мест будет увеличено с 4000 машиномест до 16500.
В проектах организации парковочных зон обозначены множество видов паркингов. Так, кроме вполне знакомых наземных, подземных и многоуровневых, в прожекторских планах московских градоправителей можно найти экзотические: ячейковые, и даже «подводные» - автоматизированные парковки и гаражные системы, разработанные Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы совместно с Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства, которые предлагают организовать под дном Москва-реки и каналов. Так же не малую роль в парковочной системе играет организация перехватывающих парковок, организацией которых активно занимаются с прошлого года. Данный вид парковок располагается в непосредственной близости к метро и предназначен для того чтобы оставить свое авто на время, к примеру, приезжая в Москву из области, и максимально быстро добраться до центра или в другой конец города минуя пробки, воспользовавшись метро.
В третьем по величине городе России, Новосибирске, на данный момент чуть более 200 тысячи автомест на парковках, а число самих автомобилей превышает эту цифру почти в два раза. Власти города так же считают, что именно введение системы платных парковок, и четкое определение зон парковки, позволит избавить город от пробок и приучить автомобилистов не бросать машину, где захочется, думая только лишь о своем удобстве. Система оплаты парковки будет дифференцированной - на окраинах города парковки оставят бесплатными, а вот в центре - 10 рублей в час. То есть, по сравнению с Москвой цена парковки, как и штраф, будет ниже от пяти до пятидесяти раз. Таким образом, водителям остается некоторый выбор...
В Екатеринбурге система платных парковок будет запущена с нового года. Для оплаты планируют установить электронные терминалы. И вполне вероятно, что время постановки машины на парковку в центре города будет ограничено до двух-трех часов в день.
Оплата
Одна из причин, по которой провалилась московская схема платной парковки, была взимание оплаты. Излишек мошеннических схем, необходимость платить наличными и переизбыток желающих получить эти наличные себе в карман фактически создали условия для появления полукриминальной прослойки между «городом» и автомобилистами. Но время не стоит на месте, и все большее распространение получают автоматизированные системы оплаты, в том числе и банковской картой.
Уже сейчас в Москве запущены две парковочные точки с возможностью оплаты услуги с помощью банковской картой - Центр Международной Торговли и Бизнес Центр «Summit» на Тверской. Такой же системой оснащены парковки у Стокманн и Галереи в Санкт-Петербурге. Перед тем как выезжать с парковки необходимо оплатить банковской картой парковочное время по талону, полученному при въезде и получить чек. Оплата производится в кассовых терминалах с возможностью приема пластиковых карт Visa и MasterCard. В дальнейшем подобная услуга будет вводиться и на других парковочных площадках.
Оплата парковок по пластиковым картам из года в год увеличивается в среднем на 30%. Безналичная оплата, к примеру, стратегически необходима в аэропортах, на привокзальных и суточных парковках - везде, где машины оставляют на длительное время, и за один, два или несколько дней набегает немалая сумма к оплате. Что уж говорить о тех, кому необходимо оставить машину в аэропорту, на неделю? В данном случае оплатить парковку банковской картой - самый удобный вариант. Возвращаясь из поездки, не нужно будет искать банкомат или заранее оставлять немалую сумму наличными, чтобы расплатиться за долгосрочную парковку и забрать автомобиль.
Ещё одним нововведением является сервис, по бронированию парковочного места. На специализированном сайте автомобилисты в режиме он-лайн могут заранее выбрать ближайшую парковочную площадку к дому или работе, уточнить наличие свободных мест для парковки, забронировать и оплатить парковочное место с помощью банковской карты. А ещё одним удобством данной системы является наличие мобильной версии сайта - бронировать можно через специальное приложение в телефоне. Это позволит планировать и контролировать автомобильный поток на улицах Москвы.
Данные системы заработают в полную силу с начала 2013 года, когда все парковки в центре Москвы официально будут тарифицированы. На данный момент озвучена цена 50 рублей за час парковки.
«Оплата парковки пластиковой картой гораздо комфортней для клиента. Не нужно искать банкоматы, чтобы снять деньги или разменивать крупные купюры. Для стороны, обслуживающей парковку, плюсы данного вида оплаты заключаются в облегчении эксплуатации парковки, ввиду отсутствия необходимости выдавать сдачу клиенту, а также менее частом инкассировании наличных денег автоматической кассы - прокомментировал Генеральный Директор компании Uniteller Алексей Богаткин - В настоящее время на рынке приобретает популярность возможность бесконтактной оплаты банковскими картами с технологией PayPass: при оплате такими пластиковыми картами суммы до 1000 рублей, клиенту нет необходимости вводить ПИН-код карты, достаточно всего лишь приложить карту к считывающему устройству. Платежные терминалы с данной функцией - лучшее инновационное решение для парковок на данный момент. Водителю не придется искать терминал оплаты, достаточно будет приложить свою банковскую карту к считывающему устройству на выезде с парковки и продолжить путь».
К сожалению, на пути распространения парковочного сервиса будут не только звезды, но и тернии. В частности, скорее всего можно будет ожидать появление разнообразных технологичных схем, позволяющих мошенникам взимать свою дань с честных автомобилистов. Также вызывает некоторое сомнение реальность технического исполнения задумки - в большинстве заявленных электронных сервисов до сих пор от силы работают половина функций. Но будем все же надеяться, что забота чиновников об автомобилистах в результате принесет пользу тем, кто из своего кармана оплачивает их труды по созданию комфортной среды обитания.