Какой автомобиль проще угнать?
Автомобильная или просто общественно-политическая пресса очень любит публиковать рейтинги угонов автомобилей, вычисляя на основании статистики, насколько велика вероятность угона автомобиля той или иной марки.
И никто не пытается разобраться, насколько тот или иной автомобиль конструктивно лучше или хуже защищен от угона. Как нужно правильно защищать движимое имущество от посяганий злоумышленников и что для этого надо делать?
В начале июля в Санкт-Петербурге прошло важно отраслевое событие в жизни тех, кто посвятил свои умения защите автомобилей от угонщиков. Завершился второй международный конкурс «Мастер - Золотые руки». В конкурсе приняли участие более 500 профессиональны установщиков автомобильных сигнализаций, из которых 100 собралось на очный этап в северной столице. В течение четырех дней они демонстрировали свои профессиональные навыки и умения, решали задачки на нахождение ошибок в сети и презентовали свои лучшие противоугонные системы. В итоге были выявлены победители, которые повезли в свои города звание «Мастера - Золотые руки».
В рамках конкурса журнал «АвтоДела» провел опрос элиты профессиональных инсталляторов на предмет того, какой автомобиль можно лучше всего защитить от угона, как это сделать. Также наш журнал предложил специалистам опровергнуть сложившиеся в обществе мифы.
Результаты этого опроса мы и анализируем в нашей статье.
Какой автомобиль угнать проще, а какой сложнее?
Для начала попытаемся разобраться в вопросе, а какой же автомобиль проще всего угнать, а какой сложнее?
Большинство опрошенных инсталляторов указали на то, что проще всего угнать машины классических отечественных брендов, производства ГАЗ и Тальятинского завода - с этим мнением согласны 69% опрошенных. Также, по их мнению, в зоне риска находятся владельцы японских машин - 24% опрошенных. Из них отдельно отмечали продукцию концерна Toyota более 21% опрошенных.
По мнению профессиональных установщиков автомобильных охранных систем проще всего угнать машины отечественного производства.
В ответе на вопрос о том, какой из серийных автомобилей сложнее угнать также наметился явный лидер. Более половины профессионалов отметили, что сложнее всего угону поддаются машины немецких автоконцернов - 51% опрошенных. Как высокозащищенную установщики отметили продукцию Mersedes и BMW (33% и 14% соответственно), особенно выделяя модели верхнего ценового сегмента. Также, по мнению профессиональных установщиков, охранных комплексов неплохо защищены машины французских марок - это отметили 10% опрошенных.
Наиболее стойкими к угону профессионалы назвали модели немецких концернов Mersedes и BMW.
Какую машину прощу защитить от угона, а какую сложнее?
Профессиональная установка охранного комплекса, вне всякого сомнения, снижает риск угона автомобиля. Но в зависимости от того, что заложено в машину автопроизводителями, собственно установка охранного комплекса может быть более или менее трудоемкой или сложной. В некоторых автомобилях для установки блокировки нужно полдня разбирать салон, а в некоторых достаточно просто подобраться к необходимым компонентам и защитить их от вмешательства.
По простоте инсталляции охранной системы лидерам стали автомобили японских автопроизводителей: это было отмечено 41% опрошенными. За ними следует продукция ВАЗ - 10% затем корейские бренды 8%. Наиболее удобно формировать систему защиты от угона оказалось у продукции Toyota - 22% и Nissan - 12%.
Опрос инсталляторов автосигнализаций показал, что проще всего защитить от угона автомобили японских производителей.
Немецкие автомобили оказались лидерами по сложности инсталляции охранных систем - это отметили 45% респондентов. В пояснениях указывали, что это связано, прежде всего, со сложностью процедуры монтажа / демонтажа элементов обшивки салона и особенностями компоновки узлов машины. В этом вопросе самым сложным оказалось работа с продуктами концерна BMW - на это указали 24% опрошенных, немногим, со своими 20%, отстает от баварцев Mercedes. А вот на сложность работы с японскими автомобилями указали всего 16% установщиков, обратив внимание на верхние модели Lexus и Toyota.
Сложнее всего установить полноценный охранный комплекс на автомобиль немецкого производства.
Как защитить автомобиль от угона?
Какие из автомобилей проще всего угнать мы разобрались, теперь перейдем к следующему вопросу: а что же необходимо сделать, чтобы попытка угона не увенчалась успехом? Нужны ли блокировки? Какие из них наиболее эффективны и стоит ли остановиться на механических способах защиты, или все же стоит перейти на электронные блокировки?
Из проведенного опроса профессиональных установщиков охранных систем можно сделать вывод о том, что практически все они являются приверженцами комплексного подхода к защите автомобиля, предпочитая комбинировать различные средства для достижения результата - препятствованию угона. Самое интересное, что даже среди них нашелся фаталист заявивший, что если захотят автомобиль угнать, то угонят...
Наиболее эффективно можно предотвратить угон автомобиля блокировкой одной или нескольких систем машины, тем самым лишив угонщика возможности уехать на угоняемом транспортном средстве. Для этого используются как механические блокировки, например фиксирующие в одном положении рулевой вал или коробку передач, таки и электронные блокировки, реле разрывающие электронные цепи, тем самым выводя из строя ту или иную систему автомобиля.
Именно на основании грамотности выбора схемы защиты с учетом конструктивных особенностях конкретного автомобиля, и будет складываться противоугонная стойкость охранной системы. Суметь незаметно интегрировать системы блокировок в машину так, чтобы они не мешали в повседневной эксплуатации - вот в чем заключается мастерство инсталлятора.
При этом используется определенный набор технических приемов, схожих в разных автомобилях. Мы решили узнать, какое количество блокировок профессиональные установщики считают оптимальным для надежной защиты, и какие из них обязательны для грамотной установки.
Более 60% профессиональных установщиков охранных систем считает необходимым применять механические противоугонные блокировки.
Считается, что в надежном противоугонном комплексе обязательно должны присутствовать механические блокираторы. С такой позицией согласны большинство установщиков - лишь 2% из опрошенных заявили, что механические блокировки не нужны. При этом подавляющее большинство профессионалов (62%) считает, что достаточно всего одной механической блокировки. Блокировку двух систем предлагают 28% инсталляторов, и лишь 6% увеличивают количество механических блокировок до 3. При этом 64% установщиков говорят о необходимости установки блокиратора капота: это связано, прежде всего, с тем, что данная защита в несколько раз повышает эффективность электронных блокировок в подкапотном пространстве и при невысокой стоимости является очень эффективной. Следующая по популярности блокировка, не исключающая, впрочем, блокировку капота - это дополнительный блокиратор рулевого вала. О ее необходимости говорили 30% опрошенных. Немногим меньше - 28% установщиков - рекомендовали блокировать коробку переменных передач, но многие при этом оговаривались: чтобы сделать ее по настоящему эффективной, нужно рассматривать конструктивные особенности автомобиля. Радикальные методы блокировок, типа блокирующих штырей в двери или блокираторов тормозной системы, оказались не так популярны - о них упоминало лишь 4% и 6% респондентов соответственно.
Для защиты автомобиля от угона желательно реализовать не менее трех электронных блокировок систем автомобиля, одна из которых обязательно должна быть беспроводная.
Электронные блокировки - тоже очень популярное средство противодействия угону, и без них не обходится ни один противоугонный комплекс. Узнаем у профессионалов, какое минимальное количество блокировок они считают достаточным, и какие цепи наиболее популярны для этого?
Половина опрошенных 50% считают, что две электронных блокировки - это минимальное количество для надежного противодействия угону. До трех блокировок рекомендуют использовать 26% установщиков, а то, что хватит всего одной блокировки, утверждают всего 14% инсталляторов.
Наиболее популярными цепями для блокирования являются датчики вращения коленчатого вала и распредвала (42%), 36% инсталляторов говорят о необходимости блокирования топливного насоса, и чуть меньше (34%) опрошенных обращают внимание на блокировку электронного блока управления двигателем. При этом необходимо отметить, что все без исключения профессиональные установщики охранных систем использовали в своих ответах комбинации различных блокировок, составляя схемы прерывания работы от 2 до 5 цепей автомобиля. Но продолжим наш рейтинг популярности. Необходимость блокировки зажигания отмечали 26% опрошенных, стартера 24% и цепь питания форсунок 18%.
При этом, когда речь заходит о комплексной защите автомобиля, то профессиональное сообщество предлагает наборы от 2 до 5 блокировок, самым популярным из которых является блокировка цепи датчика вращения коленвала (распредвала), цепи питания системы электронного управления двигателем и топливного насоса. Это отражает общую картину, показывающую, что для надежной защиты от угона требуется 3 блокировки (54% опрошенных). При этом многие респонденты, указывающие, на то, что двух блокировок достаточно для надежной защиты автомобиля (46%), при описании рекомендуемого комплекса все равно предлагали от 3 цепей блокировки. Тех, кто предпочитает блокировать 4 и 5 цепей значительно меньше - 14% и 10% соответственно. При этом многие отмечают необходимость использования цифровых радиореле скрытой установки для формирования разрывов.
Нужно отметить, что данные проведенного опроса совпадают со статистикой английских страховых компаний, которые считают, что трех независимых блокировок достаточно, чтобы предотвратить угон автомобиля.
Мифы об угонах
Несмотря на наличие целой индустрии компаний, занимающихся установкой противоугонных систем и гарантирующих то, что защищенный автомобиль будет «не по зубам» даже профессиональному угонщику, машины все равно угонят. Возникает вопрос: почему? Кто или что виной в том, что дорогое имущество, стоимость которого может достигать нескольких миллионов рублей, в один «прекрасный момент» меняет своего хозяина. Виной тому часто бывает вера владельца угнанного авто в мифы. Самые распространенные из них мы попросили опровергнуть профессиональных установщиков охранных систем.
Миф №1
Если автомобиль застрахован по КАСКО, то тратиться на противоугонную защиту не имеет смысла.
Установщики автомобильных охранных систем часто сталкиваются с необходимостью объяснять своим клиентам, что наличие страховки не исключает установку охранной системы. Участниками опроса было выдвинуто целых пятнадцать аргументов, опровергающий миф о неважности надежной системы при наличии КАСКО. Сначала представим самые популярные ответы профессионалов:
1. Получение страховой выплаты по КАСКО - это большая потеря времени на общение со страховой компанией, подготовку документов и т.д. На это указали 56% опрошенных.
2. Страховая выплата не покроет всех расходов на покупку нового автомобиля. Это факт отметили 38% профессионалов.
3. Моральные переживания, связанные с фактом угона, сильнейший стресс. В результате у человека могут возникнуть разнообразные страхи. На это указали 28% респондентов.
Так выглядят наиболее распространенные аргументы, опровергающие миф об отсутствии необходимости задумываться о надежной защите автомобиля от угона при наличии КАСКО. Приведем еще несколько популярных возражений со стороны профессионального сообщества.
4. Отсутствие на период перечисления страхового возмещения (которое может длиться от 3 месяцев до года) подменного автомобиля - 12%.
5. Полная потеря понесенных расходов на дополнительное оборудование - 10%.
6. Страховка по КАСКО не дает гарантию увидеть автомобиль в том месте, в котором он был оставлен. В то время как противоугонный комплекс как раз на это и рассчитан - 8%.
7. Современные охранные системы предоставляют пользователю дополнительные сервисы. Например, контроль местоположения автомобиля, или автоматический / дистанционный запуск двигателя - 8%
8. Страховку нужно ежегодно обновлять, а за охранную систему пользователь платит один раз - 8%.
9. При краже автомобиля пропадает множество мелких, но дорогих вещей, которые никакие страховые выплаты не вернут - 6%.
Миф №2
Штатной противоугонной системы вполне достаточно для защиты автомобиля.
Возражений против этого утверждения также было не одно, но они носили в основном технический характер. Как и в прошлый раз, сначала приведем самые популярные ответы:
1. Штатные сигнализации сделаны по единому шаблону и в этом их главная слабость. За счет чего угонщики имеют возможность подготовиться к взлому системы на аналогичном автомобиле - 50%.
2. Большинство штатных сигнализаций не используют системы диалогового кодирования, и поэтому они подвержены интеллектуальному взлому при помощи кодграберов - 32%.
3. Во многих автомобилях штатную систему охраны можно отключить, используя сервисный разъем и диагностическое оборудование - 18%.
4. Штатная система не дает обратной связи владельцу и не сообщает о попытке взлома или угона - 12%.
5. Респонденты также отмечают, что во многих автомобилях можно прописать дополнительный брелок, подготовив тем самым автомобиль к угону -8%.
Таким образом, на оба существующих мифа есть аргументированные ответы, и не один. Теперь важно, чтобы сказанное профессиональными установщиками охранных систем услышали владельцы автомобилей. Тогда угонов станет значительно меньше.
Кстати, мы задали вопрос, не боятся ли инсталляторы того, что если количество угонов снизится, их бизнес начнет уменьшаться. Все как один ответили, что не боятся этого: их цель защитить авто от угона, и чем лучше они это сделают, тем больше у них будет клиентов.
Финансовые гарантии автовладельцам
В нашем опросе мы затронули еще они немаловажный аспект. Это необходимость предоставления финансовых гарантий автовладельцу в случае угона автомобиля. Нужно это или нет, и кто дожжен отвечать - производитель охранного оборудования или установщик охранной системы?
Напомним, что прецеденты объявления финансовой ответственности за угон автомобиля, защищенного охранной системой уже есть. Компания StarLine выплачивает владельцу угнанного автомобиля, защищенного охранным комплексом «СтарЛайн Победит» 50 000 рублей. Но почему-то остальные компании не спешат присоединиться к подобной инициативе. Может это не нужно? Об этом мы спросили профессиональных установщиков охранных систем, которые по роду своей деятельности непосредственно общаются с клиентами. Подавляющее большинство - 74% опрошенных - сказали, что производители охранных систем должны предоставлять финансовые гарантии в случае угона, поскольку их оборудование не смогло защитить собственность от похищения.
Но нужно помнить, что для эффективной защиты автомобильный охранный комплекс требует грамотной инсталляции, и от работы установщика зависит надежность всей системы. Так может установщик также должен нести финансовую ответственность перед автовладельцем в случае похищения автомобиля? «Да» при ответе на этот вопрос сказали лишь 40% опрошенных мастеров., но если посчитать еще и голоса тех, кто готов нести ответственность вместе с производителем охранного комплекса, то таких будет 52%. Это больше половины, что не может не радовать. Кстати, в приватных беседах на конкурсе «Мастер - Золотые руки» многие из опрошенных говорили, что дают пожизненную гарантию на свою работу, и в случае поломки охранной системы бесплатно предоставляют эвакуатор.
Сертификат на дополнительные страховые выплаты в случае угона автомобиля от компании StarLine.
Выводы
Результаты опроса ста профессиональных установщиков автомобильных охранных систем из 80 городов России и стран СНГ показали, что несмотря на то, что автомобили до сих пор угоняют, это является следствием только того, что многие автовладельцы попросту не задумываются об их защите. В случае профессионального подхода защитить машину вполне реально. При этом производители охранных систем и их установщики готовы взять на себя финансовые риски на случай угона транспортного средства.