10.01.2025

Рынок дорожной и коммунальной техники: тенденции и прогнозы

Генеральный директор ООО «Завод КДМ» Ольга Соловьева рассказала, как в текущей ситуации чувствуют себя российские производители дорожной и коммунальной техники.

На рынке дорожной и коммунальной техники в России продолжают отражаться тренды, характерные для рынка грузовых автомобилей, используемых в качестве базовых шасси для спецмашин. Одной из ключевых тенденций остаётся «китаизация». С января по сентябрь 2024 года доля китайских грузовиков массой свыше 3,5 тонн на российском рынке увеличилась до 69%.

Кроме того, на рынке дорожной и коммунальной техники наблюдается замедление спроса: за 9 месяцев 2024 года он снизился на 23%. В ответ на это ряд компаний перешёл к приобретению б/у автомобилей или их переоборудованию для установки новых надстроек и навесного оборудования. Мы также поддерживаем эту тенденцию, предлагая нашему клиенту возможность устанавливать оборудование и надстройки на любые базовые автомобили, в том числе на использованные, но ещё надёжные машины. Таким образом, мы помогаем обновлять парки спецтехники и экономить ресурсы. Также завод КДМ обладает всеми необходимыми разрешительными документами для оформления спецмашин.

Современные экономические реалии, такие как высокая ключевая ставка ЦБ и рост стоимости лизинговых кредитов, также оказывают влияние на отрасль. По данным на 2024 год, около 78% техники в России приобретается через лизинг, однако процентные ставки, достигающие 30%, слишком высоки для наших партнёров и клиентов. Это приводит к необходимости оптимизации затрат, что становится основным фактором в процессе принятия решений.

Курс на оптимизацию

Эти экономические реалии побуждают производителей спецтехники активно внедрять новые технологии, направленные на повышение производительности и продолжительности эксплуатации оборудования, а также сокращение времени рабочих циклов спецмашин. Важно также предлагать универсальную технику, способную сочетать функционал нескольких машин.

Так, в 2024 году мы выпустили новую КДМ ЭД-244КМА с композитным кузовом, который был представлен на выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге в июле. Кузов, благодаря высокой ударопрочности композита, сохраняет свою форму при насыпании тяжёлых грузов. Также материал способствует скольжению песка, соли и крошки, что ускоряет процесс работы и предотвращает их зависание на боковых стенках. Композит обладает антикоррозийными, износостойкими и термостабильными свойствами, что напрямую влияет на производительность техники и увеличивает срок службы кузова, а значит, и самой КДМ.

Мы также стремимся к максимальной унификации навесного оборудования. Например, на рынок был выведен новый гибкий отвал КИП34, выполненный из композита. Он совмещает в себе функции трёх типов отвалов: городского, скоростного и снегоуборочного. Это делает КДМ универсальной, пригодной для работы на всех видах дорог — федеральных, региональных и муниципальных. При этом не требуется смена навесок, что экономит время и снижает операционные расходы.

Кроме того, мы активно оптимизируем производственные процессы. Внедрение высокоточного и высокоэффективного оборудования позволяет нам сдерживать рост цен или лишь незначительно их повышать, при этом сохраняя высокое качество продукции. За последние 10 лет частные инвестиции в модернизацию производства на Заводе КДМ составили 1,5 млрд рублей.

Для обеспечения бесперебойной работы спецмашин мы уделяем особое внимание качеству сервисного обслуживания. Сейчас время реакции нашей сервисной поддержки в 3 раза быстрее, чем у аналогичных компаний на рынке.

Мы предоставляем честную гарантию на спецтехнику, сроком 24 месяца, что подтверждает юридическую и техническую надёжность нашей продукции.

Рынок дорожной и коммунальной техники: тенденции и прогнозы 

Кадры решают все

Отрасль машиностроения, как и другие секторы, сталкивается с острейшей проблемой дефицита кадров. Изменения в миграционной политике и повышение зарплат в сфере услуг, таких как курьерская доставка или такси, приводят к утечке специалистов из реального сектора экономики. Этот процесс вызывает нехватку квалифицированных водителей и операторов дорожной и коммунальной техники, в том числе мусоровозов.

Специалисты такого уровня становятся крайне востребованными, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на работу компаний, занимающихся производством спецтехники. В ответ на эту ситуацию наш завод активно работает над автоматизацией процессов управления комбинированными дорожными машинами (КДМ) и мусоровозами (СМ). Это позволяет сделать работу водителей и операторов более удобной и эффективной.

Для решения проблемы кадрового дефицита завод также участвует в государственных программах по привлечению квалифицированных специалистов, таких как программа «Профессионалитет». Мы поддерживаем талантливых студентов колледжей, предоставляя им возможность стажировки и последующего трудоустройства на наших предприятиях. Такая поддержка осуществляется на условиях софинансирования, и в будущем эти специалисты могут стать ценными членами нашей команды.

Прогнозы и будущее

В 2023 году завод КДМ занял лидирующие позиции на рынке комбинированных дорожных машин, став первым по количеству выпущенных и поставленных единиц техники с долей рынка в 22%. Кроме того, мы значительно улучшили свои позиции на рынке мусоровозов, поднявшись на четыре позиции в рейтинге производителей и поставщиков и обеспечив себе 5% долю рынка. Какие результаты принесет 2024 год, мы узнаем совсем скоро.

Нашей основной целью остается развитие одного из крупнейших российских заводов по производству дорожной техники с более чем вековой историей. В нашей линейке продуктов по-прежнему востребованы самосвалы с колесной формулой 6x4, такие как КАМАЗ-65115, КАМАЗ-6520 и МАЗ-6501, а также машины с колесной формулой 8x4, такие как HOWO T5G, FAW J6 CA3310 и Shacman 3318. Мы также наблюдаем рост интереса к маневренным КДМ и мусоровозам на базах ГАЗон NEXT, «Валдай 12» и «Компас 12».

Как всегда, мы продолжаем выводить на рынок новинки, удовлетворяя потребности наших клиентов. В этом году мы представили новые модели КДМ ЭД-270 и СМ10-02 на базе ГАЗ «Валдай 12» с бескапотной конструкцией, высокой маневренностью и увеличенным на 20% объемом кузова.

Реалистичный взгляд на будущее

Мы не строим иллюзий относительно наступающего года и честно оцениваем текущие рыночные тренды. Как и многие другие представители бизнеса, мы ожидаем повышения лизинговых ставок и ставок Центрального банка России, что, скорее всего, осложнит экономическую ситуацию. Эти факторы, безусловно, приведут к снижению объемов производства и поставок российской спецтехники, однако мы готовы адаптироваться к этим вызовам и продолжать развивать нашу продукцию с учетом новых реалий.

 


Статьи по теме