Как правильно оценить техническое состояние авто с пробегом
Покупка подержанного автомобиля – это всегда риск. За одни и те же деньги можно получить как великолепно работающего ухоженного железного коня, так и развалюху, которая превратится в «недвижимое имущество» уже на следующий день после покупки. Продавцы крайне редко заинтересованы в том, чтобы покупатель знал всю правду о состоянии машины. А некоторые, особо небрежные, порой даже не подозревают о возможных проблемах, скрывающихся под капотом.
Состояние машины зависит от интенсивности использования машины, от добросовестности и внимательности ее хозяина и от многих других факторов. Знание самых важных моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе, поможет уберечь от покупки автомобиля, находящегося в плохом техническом состоянии или даже опасного для жизни.
Добросовестность хозяина
В первую очередь необходимо убедиться, что вы имеете дело с аккуратным водителем. Оценивать нужно не только кузов и салон, которые в большинстве случаев моют и чистят перед продажей, но и подкапотное пространство. Если оно грязное, затертое, с подтеками технологических жидкостей – перед вами первый признак того, что с авто обращались небрежно. Высока вероятность того, что важные узлы находятся в критическом состоянии.
Попросите владельца показать сервисную книжку автомобиля. Если она существует и в ней отражены данные о регулярных осмотрах, о плановых и внеплановых ремонтах, то перед вами добросовестный человек, которому нечего скрывать. Его автомобиль, скорее всего, находится в хорошем для своего возраста и пробега состоянии.
Пробег
Выяснить, являются ли правдой данные по пробегу, поможет детальный осмотр автомобиля. Представим, что вы пришли осматривать авто, хозяин которого утверждает, что проехал на нем всего 20 тыс. км. Повод усомниться в его честности дадут затертые детали управления, которые часто подвергаются эксплуатации, такие как руль, коробка переключения передач и подрулевые переключатели.
Кроме салона внимательно осмотрите переднюю часть автомобиля. На большой пробег указывает большое число мелких повреждений на фарах, бампере, решетке радиатора, передней кромке капота и ветровом стекле. Конечно, хозяин всегда может объяснить россыпь сколов и царапин тем, что наездил свои 20 тысяч километров сплошь по междугородним трассам и проселочным дорогам. Тогда подобные повреждения, действительно, вполне объяснимы. Поэтому чтобы составить верное представление о пробеге, нужно изучить состояние машины в комплексе, внимательно осмотрев салон, кузов, подкапотное пространство и оценив работу агрегатов.
Двигатель
Проверяя двигатель, обратите внимание на уровень и состояние масла. Если уровень жидкости ниже необходимого, это повод закончить разговор: хозяин авто, который даже к продаже не удосужился долить масла, плохо эксплуатировал машину. Масло должно быть светлым, прозрачным, с нормальной текучестью, без вкраплений. Если перед вами густое как солидол масло, это говорит о его низком качестве. Кончина этого двигателя, скорее всего, не за горами.
На двигателе не должно быть подтеков. Совсем. Небольшие запотевания допустимы, особенно когда пробег превышает 100 тыс. км. Это же правило относится ко всем остальным агрегатам: переключению передач, рулевому управлению, тормозной системе, деталям трансмиссии и мостам. Подтеки – важное свидетельство того, что пробег у авто очень большой и гораздо выше, чем заявляет продавец.
Автомобиль с исправным двигателем двигается с места плавно, на холостом ходу и в движении равномерно гудит. Звук двигателя ровный, без поскрипываний, посвистываний и, что совсем недопустимо, постукиваний. Если от посвистываний можно избавиться малой кровью, заменив натяжной ролик и ремни, то даже минимальные постукивания – это свидетельство серьезных проблем.
Коробка передач
Механическая коробка передач находится в удовлетворительном состоянии, когда автомобиль спокойно и плавно трогается с места и вперед и назад. Состояние автоматической коробки можно проверить следующим образом: заведите машину и при выжатой педали тормоза переводите рычаг переключения скоростей по пазам. Переключение на каждый новый режим должно происходить плавно без лишних стуков, звуков, сотрясания и ударов.
Тормозная система
Определить, каково состояние тормозной системы, поможет осмотр тормозных дисков. Износ исправных дисков должен быть равномерным. Если с внутренней стороны диск изношен больше, чем с внешней или наоборот, это говорит о том, что тормозные суппорта работают неправильно. Наличие подтеков тормозной жидкости из суппортов(которых, как уже говорилось, быть не должно) можно обнаружить, вывернув передние колеса.
Геометрия кузова
Очень важно проверить, не нарушена ли геометрия кузова автомобиля. Это возможно, если он побывал в серьезном ДТП и не был правильно восстановлен. Автомобиль с нарушенной геометрией покупать очень опасно и настоятельно не рекомендуется. В следующей серьезной аварии он сомнется как бумажный. Необходимо осмотреть зазоры между деталями кузова - между дверью и крылом, между крылом и бампером и другие. Все они должны быть симметрично одинаковыми, к примеру, щель между бампером и крылом слева должна быть такой же ширины, как справа.
На нарушение геометрии кузова укажут также перекошенные молдинги или неравномерный износ шин. Дело в том, что угол установки колес в этом случае невозможно задать правильно. Это приведет к тому, что шины износятся у внешнего края больше, чем у внутреннего, или наоборот. У автомобиля, находящегося в хорошем состоянии, резина стирается равномерно по всей поверхности соприкосновения с дорогой. Кроме того, автомобиль на тест-драйве должен держать траекторию движения при отпущенном руле. Отметим, что такая проверка будет показательной только на абсолютно ровной дороге, без уклонов и ям.
Царапины и вмятины
Выявить повреждения кузова и следы перекрашивания поможет простой осмотр, здесь особых хитростей нет. Вообще, повреждения кузова – это обычное дело для городского автомобиля. В европейских городах, где парковочного пространства всегда не хватает, очень распространены помятые и поцарапанные автомобили, и там к этому уже научились относиться терпимо. Вмятина ничего не говорит о состоянии автомобиля, однако это хороший повод для торга.
Часто в советах автолюбителям для выявления следов шпатлевки и перекрашивания рекомендуют использовать толщиномер, а то и простой магнитик, обернутый в ткань. Последний способ не стоит даже обсуждать из-за его недейственности, а толщиномер принесет пользу только в руках профессионала. Стоит он недешево и требует хороших навыков в обращении. Для того чтобы понять, где покрытие толще, необходимо сначала произвести контрольные замеры в разных частях автомобиля. При этом надо учитывать, что не существует правильной толщины слоя, он зависит от многих факторов. К примеру, немецкие авто на конвейере красят более толстым слоем, чем японские. А на вертикальной поверхности, такой как дверь, покрытие будет тоньше, чем на капоте или крыше.
Наличие сколов и вмятин в понимании автоэксперта гораздо меньшее зло, чем кажется обычным покупателям подержанных машин. Даже попавший в аварию автомобиль, при условии правильного восстановления намотает по дорогам еще не один десяток тысяч километров. Гораздо досаднее выявить, что в машине не работает поворотник. Ведь если человек позволял себе ездить с перегоревшими осветительными приборами, это говорит о его небрежном уходе за машиной.
Следуя перечисленным выше пунктам, обычный покупатель сможет примерно оценить состояние автомобиля. Естественно, для этого необходим опыт вождения и ухода за машиной. Однако даже опытный покупательспособен допустить ошибку:принять, к примеру, специфические постукивания форсунок в топливной рампе за посторонние звуки в двигателе и решить, что перед ним – неисправный автомобиль. По-настоящему адекватно оценить техническое состояние машины способен только профессиональный технический эксперт. Их услуги сегодня вполне доступны. В любом крупном городе России легко найти как частника, работавшего раньше в автосервисе, так и дипломированного профессионалаиз крупной российской или зарубежнойэкспертной компании, которого можно пригласить для консультации при покупке машины.
Сергей Петров, директор сервиса покупки и продажи подержанных автомобилей Safe Trade от компании ReadyMotors