SHELL прогнозирует переход на менее вязкие моторные масла
Ведущие эксперты концерна Shell «Шелл» представили результаты масштабных исследований, посвященных вопросу повышения топливной экономичности двигателей грузовых автомобилей. В рамках международного мероприятия Shell Rimula Ultimate Stopover, прошедшего в конце 2018 года, эксперты концерна рассказали о том, как использование синтетических смазочных материалов с более низкой вязкостью может принести экономическую выгоду владельцам транспорта.
Необходимость проработки инновационных решений в области повышения экономии дизельного топлива обусловлена следующими факторами:
- с одной стороны, постоянно ужесточаются нормативные требования различных государств, предъявляемые в отношении выбросов вредных веществ, что вынуждает индустрию производить соответствующие нормативам грузовые транспортные средства. Поскольку топливная экономичность напрямую влияет на уровень выбросов, автопроизводители стремятся улучшать этот показатель;
- с другой стороны, со стороны владельцев автопарков существует заинтересованность в повышении экономичности эксплуатации грузовых автомобилей, ведь для них топливо является одной из наиболее существенных статей расхода.
Именно поэтому участники всех отраслей, связанных с автомобильными грузовыми перевозками, в обозримом будущем будут стремиться к применению моторных масел с более низкой вязкостью.
По прогнозам экспертов «Шелл» Shell, очевидной тенденцией следующих 3-5 лет станет массовый переход на масла с вязкостью 5W-30 / 0W-20. Ведь от уровня вязкости смазочного материала напрямую зависит эффективность двигателя. Чем ниже вязкость, тем быстрее масло прокачивается внутри двигателя и тем меньше трение между соприкасающимися деталями. В итоге двигатель работает более эффективно – потребляет меньше топлива и производит меньше выбросов CO2.
Ведущие специалисты «Шелл» поделились результатами глобальной программы по топливной экономичности, в рамках которой было изучено влияние смазочных материалов на расход топлива, а также зависимость показателей топливной экономичности от вязкости масла. Программа реализовывалась в Европе, Азии и Северной Америке на протяжении 2,5 лет в сотрудничестве с тремя независимыми исследовательскими центрами и включала в себя испытания моторных масел различной вязкости в грузовых автомобилях и последующий глубинный анализ полученных данных. В рамках данной программы грузовики 18 популярных автопроизводителей проехали более 36 тысяч километров; было протестировано 216 комбинаций смазочных материалов и двигателей и проведено 1,3 тысячи тестов с восемью видами масел (от 20W-50 до 0W-20).
Вышеуказанные полевые испытания Shell «Шелл» показали, что выбор смазочного материала с более низкой вязкостью оказал значительное влияние на расход топлива. Например, по сравнению с эталонным моторным маслом SAE 10W-40, использование масла типа SAE 5W-30 FA-4 в комбинированных городских циклах привело к статистически значимому эффекту экономии топлива, составившему более 3%. Эффект же от перехода с масел SAE 15W-40 на SAE 5W-30 FA-4 может дать экономию топлива почти на 4%. Аналогичная статистически значимая разница наблюдается в результатах исследований, проводимых в Европе.
Снижение расходов на топливо на уровне этих показателей оказывает серьезное влияние на общую стоимость владения транспортными средствами (важно отметить, что затраты на топливо, по оценкам экспертов концерна «Шелл», составляют до 40% от общих эксплуатационных расходов), в особенности, если речь идет о больших автопарках. Но уже сегодня, при среднем расходе топлива у грузовых автомобилей в районе 30 литров на 100 километров пробега и в ситуации стремительного увеличения автопарков в России, Великобритании, США, Канаде, Японии, Индии и ряде стран с развивающимися рынками, суммарный эффект от экономии топлива оценивается сотнями миллионов евро.
Прогнозируемый прирост населения в 2040 году составит 2 млрд человек, а спрос на энергию, по данным Международного энергетического агентства, в ближайшие 20 лет может вырасти на 30%. С учётом таких прогнозов, переход на масла с низкой вязкостью имеет огромный потенциал.
При этом, разрабатываемые концерном инновационные технологии позволяют снижать вязкость используемого масла без ущерба для интервалов его замены и рисков повышения износа двигателя. Shell «Шелл» удалось добиться интервала замены масла API FA-4 5W-30 на уровне 200 тыс. км в двигателях Евро-6, что опережает рекомендации автопроизводителей.
Безусловно, конечные пользователи хотят быть уверены, что заявленный эффект в производительности и экономичности транспортных средств был достигнут в условиях, аналогичных реальным условиям эксплуатации коммерческого транспорта. Именно с целью выявления эффекта от перехода на смазочные материалы с низкой вязкостью концерн «Шелл» и его партнеры проводят масштабные эксперименты.
В рамках глобальной программы по топливной экономичности «Шелл» разработал систему максимально точной и достоверной проверки влияния смазочных материалов на расход топлива:
1) лабораторная работа, в ходе которой, например, проводятся испытания на трение и оценивается влияние состава масла на взаимодействие деталей двигателя;
2) проведение испытаний двигателя на стенде, что позволяет выявлять показатели его экономичности при использовании разных составов смазочных материалов;
3) проведение испытаний на динамометрическом стенде, которое позволяет обеспечить точное измерение небольших различий в скорости транспортного средства, нагрузке, воздушном потоке и температуре. Кроме того, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора, используются роботы-водители;
4) проведение полевых испытаний транспортных средств на трассе, которые позволяют ученым Shell «Шелл» оценить эффективность влияния смазочных материалов на топливную экономичность в реальных условиях.
Shell «Шелл» предлагает клиентам широкий ассортимент высококачественных смазочных материалов для тяжелонагруженных дизельных двигателей под брендом Shell Rimula, а также продукты для других узлов – трансмиссий и гидравлики. За счет высоких характеристик продукция Shell «Шелл» позволяет не только повышать экономичность силовых установок, но и увеличивать интервалы замены смазочных материалов, снижать риск выхода техники из строя, обеспечивать надежную работу техники даже в режиме максимальных нагрузок. Все это в итоге приводит к существенному сокращению общей стоимости владения коммерческими транспортными средствами.