Как обойти комплекс фиксации средней скорости?
Игра автомобилистов в кошки-мышки с камерами контроля скорости в России – едва ли не национальный вид спорта. Увы, далеко не всех «устраивают» установленные на дорогах скоростные пределы. В результате даже самые добросовестные водители нет-нет, да и превысят допустимый порог скорости – сами того не замечая. В некотором смысле панацеей и разумным компромиссом стала властная инициатива по введению с 1 сентября 2013 года права превышения до 20 км/ч от максимума на участке. То есть при разрешенных 60 км/ч можно передвигаться с 80 км/ч, не боясь штрафа.
С другой стороны, лучше не искушать судьбу и держать превышение не более 15 км/ч. В противном случае существует реальная угроза «попасть» в погрешность измерений стационарного или мобильного комплекса ГИБДД – с соответствующими финансовыми последствиями. Поскольку наказание с 1 сентября стало гораздо более жестким. В частности, введено такое понятие, как повторное превышение. Скажем, если за «оверлимит» на 20-40 км/ч в первый раз положено 300 рублей штрафа, то во второй раз – уже 500 рублей. 40-60 км/ч – и 2 000-2 500 рублей вместо «дебютных» 1 000-1 500. В общем, у автомобилистов теперь появилось гораздо больше стимулов потратить 4-7 тысяч рублей на покупку радар-детектора. На этом фоне на рынке антирадаров медленно, но неуклонно наблюдался рост продаж.
В настоящее время в России начинается внедрение нового типа камер контроля скорости – определяющих нарушение по средней скорости движения автомобиля на участке дороги. Такие камеры – явление относительно новое и даже в Европе нашедшее применение относительно недавно. Например, в Финляндии первые «средние» камеры начали устанавливать в августе 2010 года. Франция также числится в «новичках»: первая установка зафиксирована лишь в январе 2011 года. Интересно, что в некоторых странах Евросоюза подобные камеры запрещены как нарушающие личную свободу граждан на тайну передвижения.
Физический принцип работы камеры контроля средней скорости на участке пути. Расстояние между камерами делится на время его проезда автомобилем, на основании чего высчитывается средняя скорость движения машины.
К октябрю 2013 года стало понятно, что у отечественных властей есть серьезные намерения к масштабному развертыванию камер вычисления средней скорости в России. Поэтому будет не лишним узнать, чьи камеры следят за водителями, каков принцип работы «наблюдателей» и, конечно же, в чем заключаются меры «противодействия».
На данный момент единственным в России разработчиком комплексов определения средней скорости автомобилей на дороге выступает ООО «Автодория». Несмотря на то что это частная коммерческая структура, ей удивительным образом удалось «достучаться» до властей и без каких-либо тендеров и конкуренции добиться единоличного права размещения (читай – продажи) своего продукта дорожным структурам. Прежде чем продолжить, хотелось бы заметить – «Автодория» достойна уважения за выпуск актуального изобретения, тем более – первой в стране. Однако это не отменяет целый ряд интересных фактов.
Семейный бизнес
Компания «Автодория» на 60% принадлежит организации «Центр-Сервис» и на 40% – «Стартобазе». Последняя на 99% является собственностью Светланы Никифоровой, жены Николая Никифорова. По совершенно случайному, понятно, совпадению – министра связи и массовых коммуникаций России с 21 мая прошлого года. Кстати, сам Никифоров родом как раз из Татарстана, где и функционирует «Автодория». В феврале 2013 года прошло заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, где среди прочих присутствовал и Никифоров. Там же с докладом о проекте камер «Автодории» выступила лично премьер-министр Татарстана Асгата Сафарова. В итоге премьер-министр России выказал свое одобрение проекту, о котором ему в апреле 2012 года рассказывал президент Татарстана Рустам Минниханов. На деле же получается, как справедливо отмечают наблюдатели, что жена министра фактически будет получать 40% дохода «Автодории» от госзакупок.
Предприимчивый Николай Никифоров сделает состояние на новом способе отъема денег у водителей.
Впрочем, для широкой общественности столь рьяный интерес властей к «Автодории» не прошел незамеченным. Здесь поясним, что первые камеры системы «Автодория» были установлены в тестовом режиме в Татарстане в феврале-марте 2013 года. На закономерные вопросы журналистов о причинах «исключительности» комплекса начальник ГИБДД Рифкат Минниханов заявил, что в будущем все-таки будут проведены необходимые тендеры. Однако в таком случае непонятно – можно ли говорить о равных условиях участия, если у одного из разработчиков «на руках» будут успешные (сомневаться в этом не приходится) результаты длительного тестирования?
К сожалению, Минниханов ошибся. В конце марта проводилось совещание на тему безопасности дорожного движения, и сам Дмитрий Медведев дал поручение проработать вопрос внедрения камер, измеряющих среднюю скорость автомобилей. Впоследствии в СМИ появились абсурдные, но абсолютно правдивые заголовки вроде «Премьер поручил министру связи внедрять автоматические камеры его жены». И не далее как 3 октября мы узнаем о том, что власти Москвы запустили пилотный проект по тестированию «средних» камер. В мероприятии «засветилось» сразу две компании – резидент «Сколково», компания «Вокорд», и уже знакомая нам «Автодория». К слову, последняя входит в состав технопарка «ИТ-парк». Комплекс был построен в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Реализуемой Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. А глава этого ведомстве, как мы помним, Николай Никифоров.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСА
Принцип системы «Автодория» заключается в установке двух камеру на расстоянии от 500 метров до 10 километров друг от друга. Как указано на сайте разработчиков, это «не оставляет нарушителю ни единого шанса уйти от ответственности». Проблема в том, что в российском законодательстве не предусмотрено вообще никакой ответственности за превышение «средней скорости». Внесение соответствующих поправок уже рассматривается, однако по факту как минимум казанским автомобилистам уже приходят квитанции об оплате штрафов за нарушения, зафиксированные «Автодорией». Получается, действующие в тестовом(!) режиме камеры, чьи основания для штрафов не подпадают под юридические нормы, используются для реального опустошения кошелька автомобилистов. Вопросы вызывает и сам подход вычисления средней скорости. Нынешние камеры точно указывают координаты автомобиля, предельно локализуя нарушение. С «Автодорией» же получается, что одинаковая ответственность грозит и водителю, ехавшему всю дистанцию со скоростью 110 км/ч, и тому, кто совершил превышение до 110 км/ч даже на одну минуту. Скажем, для обгона.
В разделе «Документы» на сайте «Автодории» выложено «Свидетельство утверждения типа системы измерений скорости движения транспортных средств «Автодория»». Дотошные автомобилисты нашли приложение к свидетельству, где сказано: «Система обеспечивает измерение средней скорости движения транспортных средств, если участок дороги, ограниченный двумя регистраторами, прямолинейный, не содержит поворотов и перепадов высот». В то же время в Казани (на конец августа) было установлено восемь камер «Автодория», и только в одном случае из этих восьми можно говорить об отсутствии приведенных «препятствий».
Технический состав комплекса контроля средней скорости «Автодория»
Закончим с семейно-юридическими подробностями и перейдем непосредственно к технической составляющей. Фиксирующие приборы с камерами делают снимок автомобилей, уточняют местоположение посредством приемника ГЛОНАСС и передают данные в единый вычислительный центр по GPRS. В центрах производится сопоставление номеров машин и рассчитывается средняя скорость.
Работа комплекса «Автодория» обязательно завязана на единый центр
Далее, если замечено нарушение, автоматически формируется постановление с фотографией, координатами, местом и временем фиксации. Затем постановлению присваивается цифровая подпись.
Впрочем, в презентационном ролике комплекса приведена несколько иная, невразумительная схема работы. Якобы некое электронное уведомление получает цифровую подпись, после чего «отправляется нарушителю, который тут же получает соответствующее уведомление». Как и куда уведомление получает водитель – не уточняется.
Среди дополнительных возможностей присутствует «прогон» номеров по базам для выявления находящегося в розыске автотранспорта. Также возможно отслеживание пути передвижения отдельно взятого автомобиля. Возможен сбор статистической информации о загруженности дорог, на основе этих данных реализуется математическая модель с прогнозом дорожной обстановки в разные дни (выходные, праздники и т.д.). Опционально допускается оснащение системы метеорологическими датчиками для сбора данных о погодных условиях. Эта информация может быть представлена «водителям, пешеходам и заинтересованным службам». Не совсем понятно, каким конкретно образом «Автодория» собирается предоставлять погодные данные водителям – и тем более зачем подобное пешеходам.
В рассказе о своем комплексе разработчики указывают, что можно комбинировать установки. То есть три комплекса образуют две последовательные зоны контроля, а четыре камеры – три зоны. Скорее всего, это актуально в случае установки связующего комплекса на повороте, как бы образованном на пересечении двух прямых участков. В ином случае сложно представить, что кому-то удастся найти прямой 20-килиметровый отрезок, оправдывающий использование друг за другом трех комплексов.
ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОЧЕВИДНОЕ РЕШЕНИЕ
Главное преимущество «Автодории» перед другими комплексами состоит в полном отсутствии излучения, по которому установку могли бы заблаговременно фиксировать радар-детекторы. Способности радар-детектора вообще не играют никакой роли, ведь «Автодория» не использует никаких радиолучей, способных выдать комплекс. На первый взгляд кажется, что таким образом ГИДББ получило едва ли не идеальный инструмент снижения числа нарушителей. Однако рассмотренные нами выше особенности позволяют усомниться в этом. Конечно, главным камнем преткновения становится требование прямого участка без поворотов и перепадов высот. В таком случае вероятность применения «Автодории» в мегаполисах типа Москвы, да и других городах, сводится практически к нулю.
Единственным действенным способом раскрыть потенциал комплекса становятся междугородние и пригородные трассы. «Автодория» существует лишь в виде стационарного (то есть не мобильного) комплекса. Вследствие этого задача обнаружения «Автодории» упрощается до предела – достаточно единовременно выявить местоположение, чтобы пометить его координаты и внести в базы радар-детектора с GPS или навигационного приложения. Более того, сомневаться в самой скорой реализации этих предположений сомневаться не приходится. Не говоря уже о том, насколько быстро все камеры будут отмечены в рамках такого крупного проекта, как Mapcam.info. Наша проверка показала, что отображаемые на Mapcam.info «контролеры» на Яндекс.Картах не отмечены. Зато камеры присутствуют в «Прогороде», но никак не идентифицируются – пиктограмма не отличается от той, что применяется в случае стандартных комплексов контроля скорости. Заметим, что главное преимущество Mapcam.info заключается в возможности экспорта баз камер в файл для последующего импорта в «Навител Навигатор», iGO или любую другую из девяти навигационных систем.
Сегодня цена продвинутого радар-детектора с поддержкой обнаружения современного комплекса «Стрелка-СТ» и GPS-приемником вовсе не заоблачная. Например, недавний Lexand LRD-2000 стоит 7 990 рублей. Для сравнения: ценники некоторых отдельных радар-детекторов могут достигать 12 000 рублей. Что касается навигационных программ, которые как раз выглядят наилучшим средством выявления камер фиксации средней скорости, то покупка отдельного навигатора на примере Lexand STA-7.0 будет стоить 5 490 рублей. Учитывая размер штрафов за превышение скорости, покупка может окупиться довольно быстро. Система Android в данном навигаторе позволяет скачивать через официальный сервис Google Play навигационные приложения и множество полезных дополнительных программ. Совсем недавно мы писали о таких программных помощниках. Все больше автомобилистов отдают предпочтение использованию «проводников» на смартфонах. Конечно, удобнее всего рассматривать карту на крупном 5-дюймовом экране. Поэтому мы обратили внимание на новый Highscreen Alpha R. Этот смартфон поставляется в комплекте с двумя батареями – на 2 000 мАч и 4 000 мАч, обеспечивающими до недели автономной работы в режиме «звонки/интернет/фото/игры». Поэтому даже без подключения к прикуривателю можно не опасаться, что этот смартфон быстро разрядится из-за включенного GPS-приемника.
Единственная сложность состоит в том, чтобы предупреждать водителя о второй камере и, после ее обнаружения, об окончании контроля участка. Дополнительно потребуется просчет, если действительно будут реализованы схемы последовательного расположения трех-четырех камер. Однако эти моменты вряд ли станут серьезным препятствием и будут реализованы программными методами. Поэтому, какой бы грозной не казалась «Автодория», в действительности это комплекс весьма ограниченного применения, которому не суждено в массовом порядке сменить «Стрелку-СТ», «Арену», «Крис-С» и другие камеры. Хотя злорадствовать по этому поводу было бы неправильно, так как речь все же идет об инструменте, способном уменьшить число аварий. В которую может попасть любой автомобилист, его семья или друзья. «Автодория» в первую очередь видится эффективным решением на загородных трассах, где особенно велик соблазн превысить скорость. Камера с излучением работает в лучшем случае на дистанции до 1,5 км, тогда как «Автодория» повышает контроль до 10 км. Поэтому вместо «островков безопасности» мы получим продолжительные трассы с «пассивным наблюдением».
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ Конструктивно радар-детектор Lexand LRD-2000 чем то напоминает современные полицейские радары со встроенной камерой, но только предназначен прибор совсем для других целей.Вся конструкция собрана в одном прямоугольном корпусе в торце которого расположен экраном размером 2,4 дюйма по диагонали. Экран нельзя сложить, он встроен в заднюю панель устройства, однако при необходимости (например, в темное время суток) его можно отключить. Дисплей обрамлен солнцезащитным козырьком, который при необходимости можно легко снять. Все кнопки управления расположены на верхней панели антирадара Lexand LRD-2000. Причем их достаточно много — семь штук, это не случайно каждая кнопка отвечает за свои задачи и за счет такого количества облегчается и управление, и доступ к наиболее востребованным функциям устройства. Правда, при установке Lexand LRD-2000 высоко, в области салонного зеркала, управление устройством заметно усложняется, потому что кнопки уходят из поля зрения. Пользоваться ими приходится на ощупь, что требует времени на привыкание. Кнопка «С/View» одна из главных, она служит для переключения дисплея Lexand LRD-2000 из режима радар-детектора в режим видеорегистратора и обратно. В первом режиме на дисплее отображается сигнал GPS, чувствительность радар-детектора, компас, текущая скорость. С левой стороны видеорегистратора Lexand LRD-2000 расположен слот для карт памяти micro SD (поддерживаются карточки до 32 Гб) и разъем mini-USB для подачи питания 12 В от прикуривателя. С правой стороны находится глубоко утопленная в корпус кнопка сброса, нажать ее можно только иголкой или булавкой. AV-разъем находится на верхней панели регистратора, наряду с кнопками управления, находится микрофон, на нижней — динамик. Встроенная в Lexand LRD-2000 аккумуляторная батарея емкостью 430 мАч обеспечиваетприбору до 40 минут работы в автономном режиме. КреплениеLexand LRD-2000 осуществляется за счет держателя с вакуумной присоской. Наличие шарнира в конструкции держателя позволяет регулировать положение прибора в широком диапазоне по вертикали и горизонтали, а также вращать вокруг собственной оси. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Первая особенность встроенного в Lexand LRD-2000 радар-детектора — обеспечение широкоугольного (360 градусов) приема лазерного диапазона. Вторая — фиксация большинства антирадаров, работающих в диапазонах диапазоны X, Ku, K и Ka, в том числе и самого современного радарного комплекса «Стрелки-СТ». Для оповещения о приближении к радарам предусмотрены голосовые подсказки на русском языке. Антирадар Lexand LRD-2000 имеет два режима чувствительности антирадара — «Трасса» и «Город». И это очень удобно — не надо, как в других устройствах, перебирать абстрактные уровни чувствительности от 1 до 6 (а то и 9), выбора из двух предустановок вполне достаточно. При этом отметим, что ложные срабатывания в городе практически исключены, а чувствительность за городом достаточная, чтобы определять радары на комфортном расстоянии в 400-500 метров. Наличие встроенного приемника GPS позволяет не только фиксировать скорость на видео, но и, например, задавать порог скорости, при превышении которого будет раздаваться сигнал. Еще одно применение GPS —возможность просмотреть маршрут поездки на картах Google при помощи входящей в комплект поставки программы ADRPlayer. Встроенный в прибор G-сенсор (он же акселерометр) обеспечивает автоматическое распознавание аварийных ситуаций, при которых соответствующий видеофрагмент помечается как защищенный и не стирается при циклической перезаписи. Чувствительность акселерометра настраивается, можно выбрать один из трех режимов: слабая, нормальная или повышенная. Видеорегистратор Lexand LRD-2000 записывает видеофрагменты длительностью 1,5 минуты в циклическом режиме, каждый отрывок занимает примерно 150 Мб на карте памяти. ВИДЕО Камера регистратора ведет запись с разрешением 1280 х 720 точек и скоростью 30 кадров в секунду. При необходимости разрешение может быть понижено да 640 x 360 точек, а вот повысить его нельзя: матрица в 1 Мп не позволяет писать видео разрешением выше 720p без интерполяции. Но к ней в Lexand решили не прибегать, и правильно, ведь размер ролика в таких случаях гораздо больше, а качество нередко даже ухудшается. Видео сохраняется в распространенном формате AVI. Дальность съемки нареканий не вызывает, днем она составляет «эталонные» 15 метров, а ночью она снижается до 8-10 метров в зависимости от освещенности. А вот угол обзора откровенно мал — в 90 градусов вмещается своя полоса и по 2/3 двух соседних. Регистраторы с углом 120 градусов запросто захватывают в объектив соседние полосы целиком. РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА Добротное устройство, сочетающее видеорегистратор начального уровня и хороший радар-детектор с возможностью определения радарного комплекса «Стрелка-СТ». GPS и G-сенсор дополняют картину хорошего оснащения.
НЕДОСТАТКИ Сложное управление при высокой установке (рядом с салонным зеркалом), небольшой угол обзора, невозможность записи в разрешении Full HD. ОБЩАЯ ОЦЕНКА Lexand LRD-2000 — полезный прибор формата «2-в-1», который наверняка найдет своего покупателя. В рознице он предлагается за 7 999 рублей. Lexand LRD-2000 — автомобильный видеорегистратор с радар-детектором и GPS приемником, обзор
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Семидюймовая модель Lexand STA-7.0 входит в линейку из трех навигаторов, работающих под управлением операционной системы Android. Помимо нее также предлагаются 5- и 6-дюймовые аппараты. В определенной степени покупка как раз 7-дюймовой модели может оказаться наиболее выгодной, так как, по сути, человек получает полноценный Android-планшет соответствующей диагонали. О таком «подарке» можно было бы забыть, если бы не встроенный аккумулятор емкостью 3000 мАч. С ним навигатор функционирует до шести часов без подзарядки. Поэтому устройство подойдет для использования как дома, так и в дороге (подразумевается, конечно же, общественный транспорт). Аппарат не может похвастаться слишком тонким профилем, впрочем, 12,5 мм – хороший показатель для удобного хвата рукой. Если же вспомнить, что речь идет в первую очередь о навигаторе, а не планшете, то почти постоянное пребывание под лобовым стеклом и вовсе сводит на нет любые претензии к габаритам. Вес Lexand STA-7.0 составляет 330 грамм, при удерживании двумя ладонями руки никак не устают. Из элементов стиля отметим «безрамочное» оформление лицевой панели и фирменную окантовку «под хром». Тыльная сторона выполнена из прорезиненного пластика, потому на ней почти не остаются отпечатки пальцев. На торце слева от экрана находится аудиовыход, слот для карты памяти microSD и разъем miniUSB. На тыльной стороне видны прорези в месте расположения динамика, а также клавиша принудительной перезагрузки. Единственная физическая кнопка, включения, установлена слева на верхнем торце навигатора. Никаких дополнительных элементов управления не предусмотрено – все операции производятся при помощи сенсорного экрана. Разрешение дисплея составляет 480 х 800 точек, матрица выполнена без применения каких-либо «особо продвинутых» технологий. В результате углы обзора оставляют желать лучшего, но на деле это проявляется лишь в необходимости отрегулировать положение так, чтобы удобно было смотреть водителю. С другой стороны, ширина салона не настолько велика, чтобы даже сидящие сзади пассажиры испытывали дискомфорта из-за небольших углов обзора матрицы. Напомним, важная особенность нынешних Android-планшетов заключается в наличии дисплея емкостного типа с высокой чувствительностью и поддержкой одновременно нескольких касаний. Комплектация нестандартная: нашлось место не только кронштейну, инструкции и кабелю подключения к компьютеру, но и «шнурку» OTG, который одним концом вставляется в разъем miniUSB навигатора, а с другой стороны обеспечивает подключение внешнего накопителя USB или 3G-модема. Последний актуален в наибольшей степени, так как позволяет навигатору принимать информацию о пробках вне зависимости от соединения со смартфоном или телефоном. Еще одна приятная вещь – чехол на завязке, позволяющий перевозить устройство в сумке или бардачке без боязни поцарапать дисплей или корпус. В РАБОТЕ Аппаратная основа модели – чипсет BoxChip A13, оснащенный одноядерным процессором с частотой 1 ГГц. В паре с ним работает 512 Мб оперативной памяти. Такого набора более чем достаточно для нормального функционирования навигационных программ, в том числе с трехмерными картами. Поэтому тот же «Прогород» в Lexand STA-7.0 работает без подтормаживаний – как при изменении масштаба, там и по мере отрисовки 3D-моделей по пути маршрута. Однако следует помнить, что в силу ограниченного объема оперативной памяти лучше не оставлять включенными фоновые процессы вроде браузера или видеоплеера. Кстати, навигатор хорошо справляется с воспроизведением HD-фильмов. Трехмерные игры запускаются далеко не все. Нам удалось проверить работоспособность Dead Trigger и Riptide GP2, они позволяют установить низкое качество графики, чтобы обеспечить наилучшее быстродействие. Встроенной памяти – 4 Гб, этого хватает для хранения программы навигации с картами России и мини-медиатеки с музыкой и одним-двумя фильмами. Звук встроенного динамика достаточно громкий для того, чтобы обеспечить комфортный просмотр фильма пассажирам. На крайний случай поддерживается функция FM-трансмиттера для вывода звука на звуковую систему автомобиля. GPS-приемник представлен чипсетом High Vision HV5820 с 48 каналами. Сигнал спутников держится стабильно, обрывы случаются лишь в предсказуемых местах вроде кварталов с плотной высотной застройкой и туннелей. В навигаторе предустановлена навигационная программа «Навител Навигатор 7» с картами России. Также в наличии множество полезного дополнительного софта: антивирус Dr. Web, сервисы Яндекса и Mail.ru. О таких стандартных Android-программах, как музыкальный плеер, видеоплеер, электронная почта и говорить нечего. Поддержка сервиса Google Play позволяет выбирать из 800 тысяч приложений, по большей части бесплатных. РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА: операционная система Android, возможность установки широкого перечня приложений, большой экран с поддержкой мультитач, возможность подключения 3G-модема, FM-трансмиттер. НЕДОСТАТКИ: низкая яркость экрана в солнечную погоду, нет поддержки Bluetooth. ОБЩАЯ ОЦЕНКА: добротный многофункциональный 7-дюймовый навигатор, который в силу емкой батареи и ОС Android послужит в роли бюджетного планшета. Цена устройства – 5490 рублей. Lexand STA-7.0 – навигатор с 7-дюймовым экраном под управлением Android 4.0, обзор
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ Рассматриваемый смартфон – один из самых необычных среди продаваемых в России. Это первый в стране «умный» телефон, который поддерживает работу с батареями разной емкости. По сути, перед нами «облагороженная версия» Highscreen Boost. На этот раз Highscreen дает выбор – устанавливать батарею на 2000 мАч и получать толщину 9,3 мм, или отдать предпочтение длительной автономности с 4000 мАч, но уже с 14,8 мм и 204 граммами веса. Сразу же стоит прояснить все ключевые особенности новинки. Highscreen Alpha R первым открыл в России нишу бюджетных смартфонов с экраном Full HD, да еще и поддержкой двух SIM-карт. Интересно, что в прошлом году аналогичное звание получил Highscreen Alpha GTR, только с HD-дисплеем. В наших руках побывали практически все смартфоны бренда, но по части дизайна именно Highscreen Alpha R показался нам наиболее удачной моделью. Выглядит самобытно и никак не намекает на то, что на тест попал аппарат второго, а не первого эшелона. Устройство предлагается в двух цветах: белом и черном. В первом случае у корпуса глянцевая поверхность, а во втором – матовая. Причем в обоих вариантах сочетания смотрятся эффектно. В руке смартфон лежит удобно, насколько это возможно для 5-дюймовой модели. Скрипы и люфты отсутствуют, к качеству сборки не придерешься. Разве что есть микроскопическая щель на верхнем торце. Задняя крышка устанавливается на цепких креплениях, для снятие приходится прилагать определенные усилия. Отметим, что в комплекте идут две крышки – по одной на каждый аккумулятор. Качелька громкости установлена слева, клавиша питания расположена на верхнем торце, рядом с разъемом micro-USB. Камера, разговорный динамик, датчики света и приближения, а также сенсорная панель с тремя клавишами – на фронтальной панели. На задней крышке нашлось место камере и светодиодной вспышке. Обращает на себя внимание выступ на решетке полифонического динамика. Он необходим, чтобы чуть приподнимать положенный горизонтально смартфон и не «глушить» звук динамика. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 5-дюймовый экран обладает разрешением 1920 х 1080 точек, что еще в начале года было отличительной чертой флагманов за 30 и более тысяч рублей. Критиковать картинку смартфона не получится, предельно «сглаженное» изображение не оставляет шанса найти хотя бы один пиксель. Установлена матрица IPS, чьи свойства улучшены за счет использования технологии OGS, которая приводит к отсутствию воздушной прослойки между матрицей и сенсорным экраном. В результате у смартфона наблюдаются широкие углы обзора, естественная светопередача и «живая» картинка. Дисплей укрыт защитным стеклом. В ясный день на солнце показатель яркости экрана приходится выставлять на максимум, в противном случае изображение выглядит не слишком разборчиво. За съемку отвечают две камеры: фронтальная на 2 Мп для видеозвонков и тыльная на 8 Мп для получения качественных фотографий. Снимки получаются неплохими, смартфон определенно подходит на роль замены бюджетной «мыльницы». Хотя чуда ждать не стоит, модели от 20 тысяч рублей и выше могу похвастаться более серьезными камерами. Программа съемки стандартна для операционной системы Android 4.2 и удобна отсутствием необходимости переключения режимов фото/видео. Виртуальные «затворы» обоих действий расположены бок о бок. Экран высокого разрешения создает повышенную нагрузку на аппаратную часть смартфона. Поэтому в Highscreen Alpha R благоразумно установлен новый 4-ядерный MediaTek MT6589T. Окончание «T» означает «Turbo» – версию с повышенной частотой в 1,5 ГГц (против 1,2 ГГц у «просто» MT6589) и «разогнанным» графическим ускорителем. Процессоры MediaTek славятся своей «всеядностью» по части видео, и MT6589T не стал исключением. Highscreen Alpha R без проблем справляется с Full HD-роликами при битрейте выше 5 Мбит/с. Что касается игр, с большинством трехмерных разработок частота кадров явно достигает стабильных 30-40 единиц.Только в Riptide GP2 пришлось поубавить графических красот, да «Железный человек» предпочел устроить слайд-шоу. Конечно, самое интересное в Highscreen Alpha R – его огромная батарея на 4000 мАч. Наши испытания показали, что смартфон выдерживает 11 часов видео, 55(!) часов телефонных разговоров, 51 час музыки или 9 часов 3G-интернета. Вкупе с аккумулятором на 2000 мАч это значит, что смартфон способен обходиться без подзарядки вплоть до одной недели. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Установлен Android 4.2.1, одна из последних версий системы. Самый свежий релиз, Android 4.3, только вышел и еще не скоро опередит предшественника по популярности. Предустановленных дополнительных программ почти нет, что позволило сохранить почти нетронутыми и без того невеликие 4 Гб встроенной памяти. Некоторые средства системы выделены отдельными программами – подключение по Bluetooth, организация точки доступа и т.д. Есть диспетчер файлов и средство резервного копирования настроек и приложений. За другими программами следует обращаться в каталог Google Play, насчитывающий более 800 тысяч приложений и игр. РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА Качественный Full HD-экран, две батареи, суммарная автономность до недели, высокая производительность и скорость работы, привлекательный дизайн, поддержка двух SIM-карт. НЕДОСТАТКИ Всего 4 Гб встроенной памяти, большая толщина с емкой батареей, хотелось бы видеть 2 Гб вместо 1 Гб оперативной памяти. ОБЩАЯ ОЦЕНКА Без сомнения, неординарный по многим характеристикам смартфон, который обязательно найдет своего покупателя. При цене в 10990 рублей пока у Highscreen Alpha R не наблюдается прямых конкурентов. Highscreen Alpha R – смартфон на базе операционной системы Android, обзор