Тест-драйв SEAT Alhambra: минивэн или джип?
Автомобиль на тест-драйве
"Автодел": SEAT Alhambra
Двигатель: 2,0 TSI, 200
л.с.
Коробка: DSG6
Привод: передний
Комплектация: Style
Стоимость комплектации: 1 403 864 р.
в базе; 1
693041 р. с учетом установленного оборудования
Гарантия на автомобиль: 2 года
без ограничения по пробегу
Джипы в России любят. Но зачастую люди покупают себе джипы только по той причине, что это привычно, а не потому, что это действительно оправданно. На самом деле с функциями джипа в разных ситуациях куда лучше справляются «кузены» джипов - минивэны и универсалы, выигрывая и по объему кузова, и по комфорту, и по расходу топлива. Но дороги, погода и стереотипы мешают этим автомобилям конкурировать с джипами. Если универсалы еще вызывают серьезные баталии среди владельцев авто – что лучше, а что хуже, то минивэны – нечастые гости на наших дорогах.
Попробуем разобраться, почему недооценен этот вид автомобилей среди россиян. И стоит ли так беззаветно поддаваться всеобщей любви к джипам? Да и вообще, что это за «зверь» такой – минивэн?
Изначально минивэн – это легковой автомобиль с однообъемной и полукапотной (похожей на микроавтобус) компоновкой кузова. В некоторых случаях минивэн может быть вовсе бескапотным – вагонного типа, когда капот находится в салоне. Однако такие автомобили редки из-за все возрастающих требований к безопасности. В отличие от микроавтобусов, минивэн – это легковушка класса «В». То есть это автомобиль с количеством пассажирских мест, не более восьми (если учесть водителя, то суммарное количество посадочных мест будет девять). Более точного определения нет – в минивэны попадают и «малыши» и почти микроавтобусы, поэтому производители придумывают разнообразные подклассы и смежные классы, чтобы выделить свой автомобиль в ряду других.
Основное назначение минивэна – быть семейным автомобилем. Кузов у минивэна всегда выше, чем у других легковушек, что обеспечивает комфортное существование пассажиров. Как раз этим далеко не всегда могут похвастаться джипы, чье первичное предназначение – ездить по плохим дорогам. Поэтому даже если визуально джип будет одной высоты с минивэном, последний выиграет в объеме внутреннего пространства за счет более низкой посадки. А универсал рядом с минивэном будет просто удлиненной легковушкой, поскольку его основное предназначение – возить больше грузов, чем может обычный автомобиль.
Популярны минивэны стали в 80-х, когда на Парижском автосалоне 1984-го года был представлен Renault Espace. Наибольшую популярность минивэны приобрели в Европе, хотя и Америке они вначале пришлись по душе. Правда, по мере того, как джипы стали все больше превращаться в «паркетники», теряя отличия от обычных легковушек и сохраняя лишь брутальность, размеры и внешний вид, американцы снова вернулись к старым предпочтениям, в то время как Европа по-прежнему верна своей привязанности.
А вот отечественный автопром минивэны никогда особо не жаловал, предпочитая сразу микроавтобусы – первый минивэн от АВТОВАЗа «Надежда» особой популярности не получил и на рынке не просуществовал. Забавно, что при этом чисто технически одна из самых известных и «долгоиграющих» отечественных машин УАЗ-«буханка» вполне может быть отнесена как раз к минивэнам, а не к микроавтобусам, как ее называет автопроизводитель. Лишь некоторые версии этого автомобиля попадают в класс автобусов («D» по старой классификации или «М2» по новой), остальные являются обыкновенными легковушками, то есть минивэнами. Но у кого язык повернется назвать этот автомобиль минивэном, если и микроавтобусом-то ее называют лишь знакомые со спецификой УАЗа люди? Возможно, поэтому как-то так и пошло, что с минивэнами российский потребитель знаком мало: у нас, как и в Америке, в ходу джипы. Наиболее знакомы с минивэнами россияне, предпочитающие «родной» японский автопром с правым рулем. У себя на родине японские автопроизводители предоставляют достаточно богатый выбор подобных автомобилей, поставляя при этом в Россию более популярные джипы. И вот, в мир джипов, универсалов, микроавтобусов и японских «праворуких» минивэнов вторгся новичок: испанский представитель немецкого концерна Фольксваген - SEAT Alhambra. Посмотрим, какие у него перспективы.
SEAT Alhambra - знакомимся
Как уже говорилось, у минивэнов есть целый ряд проблем с идентификацией принадлежности к классу. Визуально минивэны страдают излишней схожестью и с микроавтобусами, и с джипами. Вроде бы и джип, но просвет не очень, да и двери чаще всего при этом открываются по-другому. А вроде бы это и микроавтобус, но мелковатый. Некоторым автопроизводителям удается «обыграть» этот момент удачно, а некоторым не очень. Сеату попытка удалась: Alhambra красив и элегантен, хотя минивэн в нем опознавали далеко не все и не сразу.
Спереди и сзади Seat Alhambra выглядит скорее как высокая массивная легковушка, не лишенная при этом изрядной доли элегантности. Но массивность и высота кузова (внушительные 1720 мм) заставляют людей сомневаться в том, что они видят. Так, гостеприимные ростовчане не хотели опознавать в машине минивэн ни в какую: джип, и всё тут. Можно было бы решить, что это местные особенности, но они не одиноки: даже в пресыщенной Москве у Alhambra проблемы с самоидентификацией. Все считают Альгамбру джипом. Ну, не привык наш народ к минивэнам. А когда говоришь, что это минивэн, в лучшем случае удивляются, а в худшем, предпочитают не спорить с дураками.
А вот сбоку минивэн Альгамбра уже совершенно непохож на джип. Удлиненные аристократические формы, сдвижные двери – в общем, ничего общего с брутальными кроссоверами.
Alhambra – не только высокий автомобиль, он еще широкий и длинный. Габариты Seat Alhambra внушительны: длина автомобиля - 4854 мм, ширина – 1904 мм (с зеркалами 2081 мм). Длина колесной базы при этом почти три метра – 2919 мм. Так что даже несмотря на очень хорошую маневренность, передвижения в узких местах – дело не для слабонервных.
Из-за внушительных габаритов привыкание к автомобилю трудное. Не облегчает ситуацию скошенный вниз капот и длинная приборная панель: даже если сильно захотеть, край капота не увидишь. В результате особенно тяжело привыкнуть к правому краю. Помимо этого форма кузова такова, что не очень четко понятно, где заканчивается автомобиль - несмотря на внушительного размера зеркала, в них много мертвых зон.
Если бы не набор опций для облегчения парковки и маневров - парктроник и камера заднего вида - привыкание к автомобилю в большом городе стало бы серьезной задачей. Цена вопроса оснащения необходимым оборудованием не такая малая: задние и передние парковочные датчики стоят 22 194 рублей, а камера заднего вида входит в технологический пакет №2 за 54720 рублей, включающий мультимедийный центр на центральной консоли. Итого 76914 рублей. Но если вы не профессиональный водитель маршрутки или автобуса, для SEAT Alhambra этот набор опций – реальная необходимость: без этих «примочек» даже простой проезд по плотно заставленной узкой улице не так прост. Правда, зимой датчики парковки периодически перестают работать из-за налипшей грязи, а камеру придется чистить с завидной регулярностью - форма кузова такова, что загрязняется она моментально. К сожалению, ни СЕАТ, ни другие автопроизводители пока толком не реализовали какой-либо схемы автоматической очистки камеры. Но без нее можно попасть в очень неприятную ситуацию в плотно заставленных дворах с милыми сюрпризами в виде заборчиков и столбиков. Поэтому лучше, чтобы хотя бы в теории камера была в наличии.
Дорожный просвет у SEAT Alhambra неплох – 171 см, но из-за длинной колесной базы и пластиковых свесов до параметров джипа ему далеко (хотя надо признать, что многие современные джипы настолько стали городскими, что и они на деле будут показывать не лучшие характеристики). Мелкие бордюры для Альгамбры опасности не представляют, но все же лучше быть с ними осторожнее – встреча с чуть более высоким препятствием закончится плачевно.
Если в каменных джунглях города SEAT Alhambra себя чувствует не очень уютно и требует умелого водителя, то на трассе он вырывается на свободу. Длинная колесная база и массивность (1838 кг только снаряженной массы) обеспечивают Альгамбре отличную устойчивость на дороге, превращая его в идеальный автомобиль для дальних путешествий.
Длинный кузов SEAT Alhambra имеет очень высокую прочность на скручивание, подвеска шикарно отрабатывает неровности и колейность. Когда идешь по трассе, возникает полное ощущение, что едешь по железной дороге: машина стоит словно влитая, а легкий перестук колес на ямах и колдобинах напоминает стук колес поезда.
Неповоротлив в узкостях как слонопотам, свободен как альбатрос на трассе – таков минивэн SEAT Alhambra. На трассе это устойчивый, очень предсказуемый автомобиль с хорошим запасом мощности и безопасности.
Маленькие помощники помогают водителю в разных ситуациях. Если в городе спасает датчик парковки, который работает хорошо до тех пор, пока автомобиль не превратится в сплошной кусок грязи, то на трассе избежать получение штрафов за превышение поможет круиз-контроль.
SEAT Alhambra внутри
Внутри SEAT Alhambra – классический представитель концерна Volkswagen. Отлично организованное переднее пространство, просторное, удобное, с большим набором приятных мелочей. Схожей компоновкой может похвастаться Volkswagen Amarok, чью эргономику мы по достоинству смогли оценить в двухнедельном осеннем путешествии на Кольский полуостров.
В отличие от SEAT Ibiza, Альгамбра – образец выдержанности. Тут нет никаких намеков на испанскую эмоциональность – она вся превратилась в элегантность. В Альгамбре нормальная разнумеровка спидометра, размер шрифта всех надписей и указателей подобран хорошо.
Богатый набор регулировок сидений позволяет чувствовать себя комфортно водителю и пассажирам, удобные и достаточно универсальные кресла подходят как небольшим, так и крупным людям, а полный спектр регулировок руля позволяет подобрать идеальную посадку. Хотя надо признать, что подбор удобного положения – дело не самое простое из-за не очень понятной схемы рычагов.
Когда едешь ночью, еще раз хочется поблагодарить SEAT за подсветку подрулевых лепестков. Особенно это доставляет удовольствие, когда садишься за руль впервые ночью, да еще в обстановке спешки. Сразу видно, где расположены лепестки, какой за что отвечает и как отключить ручной режим, если тот включился случайно.
Вообще, место водителя можно было бы назвать идеальным, если бы не одно «но». Заключается оно в отсутствии регулировки наклона площадки для отдыха левой ноги. Рекламируя свои автомобили, продавцы часто указывают на наличие этой подставки. Но при этом они совершенно забывают о тех людях, которые покупают или берут в аренду автомобили с АКПП вынужденно, из-за каких-либо проблем с левой ногой. У кого-то не гнутся колени, у кого-то ступни, у кого-то болит бедро. И фиксированное положение с упором на подставку в течение даже нескольких часов для многих «счастливых обладателей» травм – настоящая мука. В Альгамбре, несмотря на весь простор, места для вытягивания ноги вдоль упорной площадки маловато – большой ботинок (не говоря уже о гипсе) может легко заблокировать педаль тормоза, что чревато катастрофическими последствиями.
Можно было бы назвать это придиркой, но одно из предназначений SEAT Alhambra – дальние путешествия. И в автомобиле этого класса, который стоит к тому же не такие уж и малые деньги (1 403 864 рубля в базе), регулировка наклона площадки стала бы крайне приятным дополнением.
Элегантные линии, комфортное и логичное расположение органов управления – это SEAT Alhambra. Здесь все под рукой, места много, все необходимое в дороге никуда не падает и не мешается.
Есть подстаканники, ниши, бардачки, подлокотники. В нишу для мобильных устройств свободно помещаются не только обычные телефоны, но и большие коммуникаторы. При этом порты мультимедиа и прикуриватели расположены так, что провода не мешаются ни водителю, ни пассажиру. Красные светодиоды в потолке подсвечивают мягким светом центральную консоль, поэтому для поиска предметов не нужно включать общую подсветку. Хотя и тут можно похвалить Альгамбру: благодаря простору и продуманной подсветке штурманского места пассажир может не отрываясь читать хоть Толстого, не мешая при этом водителю. А вот подсветки бардачка подлокотника немного не хватает – в глубоком отсеке ночью трудно найти необходимые предметы без включения общего освещения.
Хотя бардачки и карманы у SEAT Alhambra вместительны, очешник тут лишь для отчетности – в него влезают только маленькие узкие очки. А вот самозатемняющееся зеркало заднего вида приятно на дальней дороге. Его размера достаточно, чтобы сильно не паниковать на перестроениях. Но вообще настройке зеркал стоит уделить повышенное внимание, поскольку автомобиль все же действительно большой.
В тестовом SEAT Alhambra была панорамная крыша. Эта опция стоит 41 625 рублей. Шикарное решение в подобной машине. Днем в салоне ощутимо светлее и уютнее, а противомоскитная сетка позволяет с комфортом спать прямо в автомобиле. Сон в Альгамбре – вообще дело приятное, но об этом чуть позже.
В качестве зимней подготовки SEAT может предложить подогрев передних сидений, обогрев зеркал и омыватель фар. Если омыватель фар оказался достаточно бесполезным делом на покрытых липким слоем разнообразных реагентов дорогах, то все остальное – приятные мелочи.
Печка в Альгамбре работает хорошо, воздушные потоки гибко регулируются благодаря трехзонному климат-контролю, поэтому создание комфортной обстановке в машине – дело простое.
Салон-транформер: 32 способа разложить сидения
«Складывая спинки сидений по отдельности, можно получить 32 варианта компоновки салона. 64, если учитывать переднее пассажирское сиденье. Вполне достаточно для размещения людей и багажа», - рекламирует свой автомобиль автопроизводитель. Это действительно так – салон-трансформер Альгамбры позволяет очень гибко подойти к вопросам перевозки пассажиров и груза, а получающийся ровный пол действительно ровный.
Каждое сидение можно складывать индивидуально, в разных вариантах и форматах. В результате можно получить идеальную машину для дальних путешествий в большой компании. Но прежде чем вы с легкостью будете это реализовывать, вам предстоит мучительное запоминание, что и как можно и нужно сложить.
Каждое сидение раскладывается по отдельности, поэтому можно не только играть в тетрис с грузом, но и легко вздремнуть в дороге, если надо подождать: поперек вполне может разместиться человек ростом до 175 см. Хотя ему и придется подогнуть ноги, пару часиков так подремать вполне можно. И это окажется намного удобнее, чем спать сидя в кресле. Особенно неудобно это делать в Альгамбре на штурманском месте - у кресла есть ограничитель на откидывание назад, и полулежачего положения в нем достичь невозможно.
Помимо того, что сидения раскладываются, они еще отъезжают, «привстают» и «кланяются». Так что не убирайте далеко инструкцию к машине – она серьезно облегчает эксперименты с петельками и рычажками на креслах.
Второй ряд сидений в SEAT Alhambra очень комфортен - сидишь как спереди. А вот третий – все же «приставные стулья». Взрослому человеку посадку в третьем ряду выдержать будет проблематично.
Благодаря гибкости вариантов трансформации салона, сзади все же можно разместиться с комфортом. Это не даст выигрыша в количестве сидений, да и автопроизводитель будет категорически против подобного размещения людей из-за вопросов безопасности. Однако посидеть и отдохнуть с вытянутыми ногами на стоянке так вполне возможно.
А если багаж позволяет разложить в ровный пол все сидения, то салон Альгамбры превращается в аэродром – тут можно свободно спать аж втроем.
Если вопрос сна не столь интересен, то идея перевозки велосипедов внутри машины уж точно может заинтересовать – пространство позволяет. Кстати, специально для этого SEAT даже предлагает фиксаторы в качестве дополнительного оборудования.
Однако в полном сборе, когда все пассажирские сидения заняты, багажник SEAT Alhambra играет чисто номинальную роль. Такой багажник достоен в лучшем случае какой-нибудь KIA Picanto.
Если же отказаться от третьего ряда сидений, то сзади получается вполне приличного объема багажник. Учитывая высоту кузова, в этом случае Альгамбра оставит далеко позади любой универсал.
Правда, остающиеся при этом отсеки в полу становятся очень маленькими – в них с очень большим трудом влезает пятилитровая канистра незамерзайки.
Основная «фишка» Альгамбры – упор на безопасность и комфорт. Поэтому тут присутствует не только полный набор крючков и скоб для фиксации груза, а также изобилие крепежей ISOFIX для детских сидений. Если семья большая, то можно заказать и стационарные детские сидения-трансформеры за 21 745 рублей.
К фиксации груза SEAT подошел с серьезным размахом: дополнительные сетки позволяют фиксировать груз в разных направлениях и вариантах. Когда они ненужны, они отлично размещаются в подполе.
Единственный жирный минус всей этой сказочной феерии трансформации салона – отсутствие места для запасного колеса. Семиместный SEAT Alhambra не имеет «запаски» вообще, даже в формате «докатки». Так что беречь резину тут надо с удвоенной энергией.
Навигация и мультимедиа
Тестовый минивэн Альгамбра имел штатную мультимедийную систему – это Технологический пакет №2, в который входит интерфейс Bluetooth, медиасистема SEAT 2.2 с навигацией, задняя камера с оптической парковочной системой. В целом, система стандартна для концерна Фольксваген. Она достаточно удобна, но местами «сыровата».
Подключение телефона к мультимедийной системе несколько непрозрачно, но возникающие проблемы решаемы после некоторых усилий. Работа с телефонной книгой сделана на слабую четверочку – так, поиск по контактам организован таким образом, что выдается только первый контакт из списка похожих. В результате, если фамилии отличаются одной буквой (а для России это норма для женских и мужских фамилий), приходится набирать целиком фамилию. Иначе вызвать контакт нельзя.
Работа мультимедиа нормальная, но в некоторых случаях наблюдаются «косяки». Так, если музыка с Windows 8 воспроизводилась нормально, то Symbian от Nokia системой не воспринимался – музыку заставить заиграть не удалось.
Музыкальная подготовка в SEAT Alhambra неплоха, но без особых изысков. Немного «хромает» распределение звука: для такого объема машины не хватает предложенных динамиков. Так что любителям аудиоподготовки будет над чем поработать.
Навигация SEAT имеет все плюсы и минусы стандартной системы Volkswagen. В целом навигация удобна, карта достаточно подробна, но есть и «семейные» проблемы.
Одна из проблем – невозможность нормальной регулировки яркости дисплея. Если в Skoda Yeti низкое расположение экрана решало это проблему, тот тут дисплей находится высоко. Несмотря на ширину машины, ночью от дисплея глаза начинают уставать.
Помимо этого не хватает гибкости в просмотре маршрута. В частности, неудобство вызывает недостаточная детализация карты – в некоторых случаях названий на карте может не быть вовсе. Длинные маршруты можно посмотреть только в совсем общем виде, что неудобно, когда приходится выбирать общую стратегию перемещений.
Например, трасса Ростов – Москва. Надо было срочно выезжать из региона из-за штормового предупреждения, но в зону платных дорог при этом мы попадали днем, когда тариф за проезд максимальный. Можно было бы придумать, как проехать по-другому, но для этого нужно было понимать, как вообще можно проложить маршрут по-другому. Мы не помнили, в каком городе нужно глобально сворачивать с трассы М4, чтобы проехать по нормальной дороге, пусть даже и более длинной. К сожалению, навигация SEAT в данном случае помощником не будет – из-за масштаба, городов и даже среднего значения трасс по ходу маршрута не видно. В результате пришлось ехать по знакомой трассе Дон, поскольку запасного колеса SEAT Alhambra не предлагает. А альтернативные платным дорогам варианты зачастую являются слабо обихоженными направлениями с намеками на асфальт.
Динамика и расход топлива
SEAT Alhambra радует приятной динамичностью: тяжелый минивэн легко ускоряется и позволяет себя чувствовать очень комфортно на обгонах. Но к динамике автомобиля надо привыкать. Машина действительно очень тяжелая (1838 кг снаряженной массы), и обладает большой инерцией. Мощности двигателя хватает с лихвой, но поведение автомобиля специфично, заметно отличаясь от обычной легковушки. Например, если ехать экономично и жать на педаль газа нежно, то машина в режиме «драйв» кажется вяловатой. Это связано с тем, что режим обычного вождения D «заточен» под экономичную езду – повышенные передачи держатся максимально долго, а обороты при этом максимально низкие. Так, шестая передача может быть и на 50 км/ч. При движении в горку тоже приходится поддавать газу, иначе машина заметно «чахнет». Но как только поддашь газу, машина сразу же «выстреливает» - коробка DSG6 отзывчива к желаниям повелителя. Однако чтобы приноровиться, нужно время. На время привыкания есть режим спорт и подрулевые лепестки ручного режима. Правда, ими перестаешь «баловаться» после подсчета расхода топлива на первой же заправке – цена спортивной динамичности тут высока.
Расход топлива у SEAT Alhambra не маленький, но и не пугающий для такой большой машины. Производитель указывает данные достаточно точно: для города 11,5 л на 100 км, для смешанного цикла – 8,5, на трассе - 6,7 л.
Лукавство в этих данных небольшое. Достичь заявленного расхода по трассе можно только на равнине – если есть горки, расход будет побольше, но удержаться в пределах 9,5 – 9,8 л на 100 км можно легко.
В городе в серьезных пробках расход топлива растет существенно – можно добраться и до 17 л/100 км, но в среднем заявленные данные близки к реальной ситуации. Конечно, расход бензина сильно зависит от манеры езды и сложности пробок.
Пугающие данные моментального расхода топлива SEAT Alhambra - 49,9 л/100 км (и то, это попросту максимально отображаемое значение) - лучше всяких напоминаний стимулируют к более спокойной и размеренной езде.
Если ехать в размеренном режиме, а о спортивном режиме и ручном подзабыть, SEAT Alhambra начинает радовать вполне приятными цифрами среднего расхода топлива, которые периодически бывают даже ниже заявленных автопроизводителем
Большой бензобак – 70 л – позволяет на трассе не сильно беспокоиться о заправках, даже если местность с горками. Но в городе запас хода будет поменьше, особенно в пробках.
Как и практически все новые автомобили, SEAT Alhambra «напичкана» электроникой. Тут и система курсовой устойчивости ESC, и помощь при экстренном торможении, и антипробуксовочная система ASR и, конечно же, ABS. В целом работают они хорошо, но антипробуксовочная система периодически излишне нервно реагирует на попытки резкого старта или ускорения, отзываясь ощутимым биением в руль и соответствующим звуковым сопровождением.
Что хотелось бы исправить в SEAT Alhambra
Загрязнение стекол и работа дворников: работа над ошибками предыдущих поколений
Предыдущее поколение автомобилей SEAT отличалось излишне творческим подходом к реализации дворников и слабой подготовкой этого узла к русской зиме. Убирающиеся в стойки дворники, постоянно обмерзающие на ветру, недостаточный обогрев лобового стекла – это были типичные болезни у автомобилей SEAT. Особенно сильно страдали модели с большими лобовыми стеклами, например, Altea Freetrack.
В новом минивэне SEAT Alhambra практически все эти проблемы исправлены: дворники стали привычными, без изысков, стекла не потеют, льдом при снегопаде в мороз не покрываются. Казалось бы, молодцы! Но работу над ошибками можно продолжать. Испанцы не учли, что зима в России – это вовсе не белоснежные красивые дали и пушистый снег. Две трети зимы на российских дорогах вовсе не снег, а липкая жирная грязь, состоящая из смеси противогололедных реагентов и воды. При всей своей отличной аэродинамике, обеспечивающей отличное поведение на дороге, минивэн SEAT Alhambra не слишком хорошо приспособлен к подобным условиям. Отсутствующий капот, практически ровный переход лобового стекла в стойки превращают Альгамбру в настоящего грязнулю. Грязь щедро оседает на лобовом стекле, фары моментально пачкаются. Чтобы все это отчистить, нужны литры и литры незамерзайки.
Все это можно было бы и не заметить, если бы на этом беды заканчивались.
Литры незамерзайки, вылитые на широкое лобовое стекло SEAT Alhambra, легким движением дворников отправляются на боковые стекла. Поскольку дворники традиционные, в первую очередь, вся грязь отправляется на боковое стекло водителя. Оставшееся оседает на правом стекле. К этому добавляется форма зеркал, которые моментально забрызгиваются грязью. Буквально через десять минут поездки по грязеводяной взвеси машина превращается в танк с узкой амбразуркой впереди. А прямо перед глазами водителя получается своеобразный прицел из пятна грязи: тут второй дворник заканчивает свое движение и возвращается назад, а водительский на обратной дороге уже слишком сильно замерз, чтобы стереть грязь. Поскольку никакого подогрева длинных бескаркасных дворников у SEAT Alhambra не предусмотрено, грязь тут красуется практически постоянно.
Из-за этого на трассе «ехать по приборам» начинаешь буквально через 100 - 150 км. Приходится останавливаться и мыть все стекла – объемистая бутылка воды с разбрызгивателем, а также водосгон должны быть с собой в машине всегда.
Даже тщательной промывки боковых стекол не хватает, чтобы убрать всю грязь. Она набивается вдоль уплотнителя стекла и без полноценной мойки убрать ее оттуда невозможно (да и то, не всегда). Поэтому каждое опускание/подъем стекла имеет фатальные последствия для обзорности – стекла сразу же требуют очистки. С непривычки каждый раз попадаешься на этом при проезде пунктов оплаты на дороге.
Фары у SEAT Alhambra тоже пачкаются быстро. Хотя производитель озаботился омывателем фар, помогают они мало, а выливается на них какое-то огромное количество незамерзайки. Отключить омыватель фар принудительно (например, на дневное время), нельзя никак. Срабатывает он при первом включении дворников и далее при каждом пятом. Вообще, сэкономить незамерзайку в Альгамбре не удастся – здесь это статья эксплуатационных расходов. Нет режима подбрызгивания для полусухой дороги или вялоползущей пробки, нет отключения омывателя фар. Плюс к этому отсутствует четкое понимание, сколько в бачке незамерзайки – сам бачок спрятан и видна только горловина. Да, есть предупреждение о недостаточном количестве жидкости в бачке, но когда оно сработало, незамерзайки уже действительно практически нет. При таком расходе данная картина возникает достаточно часто и каждый раз неожиданно. В результате запас незамерзайки с собой надо обязательно везти огромный, иначе можно попасть в крайне неприятную ситуацию.
Форма зеркал у машины такова, что они не только быстро забрызгиваются грязью. Из корпуса зеркал плохо отводится попавшая внутрь вода. В результате, при резких перепадах температуры (или после мойки зимой) образуется достаточно серьезная наледь. Спасает наличие подгрева зеркал, который в этой ситуации уже не излишний комфорт, а необходимость.
Похоже, с работой над ошибками по улучшению качества «расчистки» грязи и льда СЕАТ попросту переусердствовал. В реалиях удались только улучшения по обогреву лобового стекла. В остальном – перебор. Достаточно было бы просто изменить схему распашной системы дворников, избавившись от слишком сложной системы фиксации по стойкам.
Двери: слишком много электроники
Все задние двери у SEAT Alhambra на электроприводе. Казалось бы – одно сплошное удовольствие. Но в российских условиях это чревато тем, что электропривод боковых дверей может выйти из строя из-за налипшего на салазках льда и снега – двери-то скользящие. В тестовом автомобиле левая дверь по каким-то причинам уже была сломана, а правая в морозы изредка начинала чудить. К этому добавляется проблема российского менталитета – так и хочется хлопнуть дверью от души, как на какой-нибудь ГАЗели. Но если багажник подобным образом нехотя, но закроется, то с боковыми дверями эти плебейские замашки не пройдут. Будьте добры, ведите себя воспитанно и жмите кнопочку на стойке, если вам надо закрыть дверь. И больше никак. Ручку дергать бесполезно. Причем на открывание двери электроника более дружелюбна – если дернуть за ручку, размеренно, с чувством оскорбленного достоинства дверь все же откроется. И какой-нибудь «гарный молодец» может и победить испанско-немецкую инженерную мысль, попросту сломав чудо-электропривод. Хочется пожелать СЕАТу внимательно рассмотреть возможность «силового» управления электроприводом двери в качестве адаптации к российским условиям. Тут мужики – так мужики. Да и с бабами все неплохо.
Зимние шины
Как и многие автомобили концерна Фольксваген, Alhambra позволяет установить напоминание о зимних шинах. Забота понятная, но излишне навязчивая, особенно, если выставить рекомендуемые 100 км/ч.
Предупреждение о зимних шинах пришлось убрать. На сухой скоростной трассе передвижение на SEAT Alhambra на совсем небюджетных шинах со скоростью в пределах 110 км/ч находится в рамках разумного. Предупреждение же высвечивается каждый раз при пересечении отметки 100 км/ч. Было бы все ничего, если бы яркость предупреждения совпадала с уровнем подсветки приборной панели. Но надпись загорается на максимальной яркости. Каждое ее включение больно бьет по глазам. Чтобы убрать это, достаточно нажать «ОК» на руле. Однако на сотый раз надоедает быть собакой Павлова настолько, что лезешь в книгу и перенастраиваешь ее так, чтобы она не срабатывала. Право слово, лучше бы был датчик уровня незамерзайки в бачке, чем подобным образом реализованное предупреждение о превышении безопасной скорости. Вот так и «убивает» отличную идею ее не слишком хорошая реализация.
Система распознавания усталости водителя
Малополезная штука на российских трассах. Алгоритм работы системы прост: если манера езды резко поменялась, срабатывает предупреждение. Но когда едешь километров 200 по нормальной дороге, а потом «втыкаешься» в ремонт на много километров, система решает, что водитель устал. Ничего страшного в этом нет – чашечка выглядит мило, выключить ее легко. Но функциональная нагрузка ее практически нулевая.
РЕЗЮМЕ
Семейный семиместный минивэн SEAT Alhambra – достойная альтернатива огромным джипам, не говоря уже о универсалах. Вменяемый расход топлива, отличная управляемость и устойчивость на дороге, хорошая динамичность, высокий уровень комфорта. Да, к машине нужно будет привыкать, но с электронными помощниками сделать это будет не так уж и сложно.
Богатые возможности трансформации салона делают SEAT Alhambra действительно универсальным – и семейство возить можно, и вещи, и спортивное снаряжение. И просто путешествовать в автомобиле можно – просторный салон с ровным полом позволяет даже спать в машине с комфортом.
Но основное применение для него – хорошие дороги и хорошая погода. А когда все вокруг плохо – зима, холода, грязь – уровень комфорта автомобиля существенно снижается из-за быстрого загрязнения стекол, фар и зеркал, и недостатков в системе их очистки. Помимо этого неспокойно себя чувствуешь из-за отсутствия запасного колеса. Пока еще наши трассы, даже образцово-олимпийские, не могут похвастаться достаточным качеством и обеспеченностью автомобильным сервисом.
После поездки на SEAT Alhambra по достраивающейся в авральном порядке олимпийской трассе в Ростов-на-Дону непреодолимо захотелось прокатиться на Черное море. Если бы было потеплее и светило солнце, а штормовое предупреждение не пугало перекрытием трассы из-за снегопада, удержаться было бы совершенно невозможно. Этот автомобиль словно создан для поездок на море большой и дружной компанией или семьей. Передвижение на Альгамбре по ощущениям схоже с поездкой на поезде, а бюджет путешествия будет существенно ниже, чем услуги РЖД.
Если нет своего дома или места на стоянке, постоянно держать такой автомобиль в забитых машинами дворах мегаполисов, может, будет и не очень комфортно. А вот взять SEAT Alhambra напрокат и отправиться летом в Крым – с огромным удовольствием!
Текст и фотографии Натальи Парамоновой