Тест-драйв Suzuki Grand Vitara – последний из могикан
Автомобиль на тест-драйве
"Автодел": Suzuki Grand Vitara FL
Двигатель: бензиновый 2,4 л VVT 169
л.с.
Коробка передач: АКПП 4
Стоимость автомобиля:
комплектация JLX-EL от 1 205 000 рублей
Гарантия на автомобиль: 3 года
или 100 000 км пробега
На рынке компактных городских кроссоверов один за другим исчезают брутальные внедорожники – их подменяют все более спокойные и городские варианты. Одним из последних оплотов «старого режима» остается Suzuki Grand Vitara.
Несмотря на последнюю «подтяжку лица», придавшую автомобилю более агрессивный внешний вид, это практически тот же самый автомобиль, что вышел на рынок в 2008-м, когда в линейке Grand Vitara появились два новых двигателя. Последнее обновление ничего подобного не принесло: ни новых двигателей, ни новых версий трансмиссии. Лишь некоторые изменения в настройках подвески и двигателя. Ходовка стала более упругой, но мягкой, а двигатель более приемистым и не таким прожорливым. И еще добавились буквы FL к названию.
Возможно, если бы дела на американском рынке у Suzuki обстояли бы лучше, то легендарный автомобиль удостоился бы большего внимания. Но в 2011-м году у японского концерна дела в США не сложились. Для американцев автомобиль слишком мал, а по потребительским свойствам он во многом проигрывает более проворным конкурентам. Поэтому компания объявила, что на самом престижном рынке Suzuki ограничится маленькими машинами, мотоциклами и прочими самоходными средствами.
Теперь знаменитую Grand Vitara или, по-другому, Escudo, видимо, ожидает пенсионерская жизнь. Модель будет продаваться «до упора», получая лишь минимальные изменения в пластмассках. И будет это происходить, пока на подобные автомобили будет хоть какой-то спрос. А спрос есть в основном в развивающихся странах, где дороги – бесконечная тема для разговоров. И Россия тут не исключение: автомобиль, похоже, будет пользоваться вялым, но устойчивым спросом. Ведь на фоне конкурентов «пенсионерка» Grand Vitara бодра и может дать фору многим более «нахальным» новичкам.
Чем же может «зацепить» Grand Vitara?
Во-первых, конструкцией. Это автомобиль, наследник знаменитого Suzuki Samurai. И обстоятельства не дали ему уйти чрезмерно далеко от него – идеология «неубиваемого» внедорожника сохранились в Suzuki Grand Vitara, хотя это, конечно, далеко не тот мелкий «хам». Но, да и эпоха не та. Век «настоящих машин» закончился. По миру шагает эпоха «одноразовых» автомобилей.
Что осталось? Осталась концепция рамы и почти «честного» постоянного полного привода. Это, конечно, не примитивный совсем «честный» дифференциал от Нивы, но близок к нему. На рынке новых автомобилей таких атавизмов осталось немного: они прожорливы, а в городах их возможности особо никому не нужны. Урбанизация сделала свое дело: основные покупатели живут в городах. И им требуются совсем другие характеристики - скорость, расход топлива, комфорт, и, главное, дизайн. Это печалит тех, кому действительно необходим автомобиль повышенной проходимости. Но их меньшинство. И, пожалуй, лишь мода на «загородную жизнь» позволяет выживать автомобилям-оксюморонам – люксовым внедорожникам. Ведь обычный сельский житель, обладая достаточно скромным бюджетом покупки, скорее предпочтет новую Шеви Ниву, Патриота, «китайца» или закажет подержанную разновидность той же Grand Vitara на аукционе за границей.
Посмотрим, что предлагают японские концерны на рынке городских внедорожников сегодня.
Таблица 1. Японские конкуренты Suzuki Grand Vitara на российском рынке, февраль 2014
|
Автомобиль (сортировка по цене) |
Цена (полноприводных версий, если есть моноприводные варианты) |
1 |
Suzuki Grand Vitara |
от 945 000 р трехдверная с упрощенной
трансмиссией (без блокировки межосевого дифференциала и понижающей передачи) |
2 |
от 984 600 р (с вискомуфтой) |
|
3 |
Mitsubishi Outlander |
от 1 049 990 р |
4 |
Nissan X-Trail |
от 1 071 000 р (с электронной системой
полного привода ALL MODE 4х4) |
5 |
Toyota RAV4 |
от 1 143 000 р |
6 |
Subaru Forester |
от 1 148 000 р (с вискомуфтой) |
7 |
от 1 159 000 р |
|
8 |
от 1 339 000 р |
Остановимся на этих восьми автомобилях японских концернов. На самом деле, их больше, но либо они «совсем городские», либо больше по размеру.
Как видно, в данном классе лишь Subaru, сконцентрировавшаяся на выпуске кроссоверов, предлагает две модели. Два автомобиля Honda CR-V пусть не вводят вас в заблуждение: хотя концерн и позиционирует их как разные авто, на деле это маркетинговый ход: вариант 2,0 более «спокойный», а 2,4 – «спортивный». У Мицубиси тоже кроссоверов больше, но по размеру и по внедорожной подготовленности в сравнение с Suzuki Grand Vitara попадает лишь один. У Ниссана ситуация аналогичная.
Сравним размеры автомобилей:
Таблица 2. Сравнение габаритов Suzuki Grand Vitara с конкурентами
Габаритные размеры автомобилей |
Д х Ш х В, мм |
Колесная база, мм |
Колея передняя / задняя, мм |
Дорожный просвет, мм |
Объем багажника, VDA (обычный / разложенные сидения), л |
Suzuki Grand Vitara |
4500 (с учетом запасного колеса) х 1810 х 1695 |
2640 |
1540 / 1570 |
200 |
398 / 1386 |
Subaru XV |
4450 х 1780 х 1615 |
2635 |
1525 / 1525 |
220 |
1200 |
Mitsubishi Outlander |
4655 х 1800 х 1680 |
2670 |
1540 / 1540 |
215 |
477 / 1640 |
Nissan X-Trail |
4635 х 1790 х 1700 |
2630 |
1540 / 1545 |
210 |
603 / 1773 |
Toyota RAV4 |
4570 х 1845 х 1670 (1715 с рейлингами) |
2660 |
1570/1570 |
197; 165 для двигателя 2,5 л |
506 |
Subaru Forester |
4595 х 1796 х 1735 |
2640 |
1545 / 1550 |
220 |
1577 / 1564 |
Honda CR-V 2.0 |
4570 х 1820 х 1685 |
2620 |
1565 / 1565 |
170 |
589 |
Honda CR-V 2.4 |
4550 х 1820 х 1685 |
2620 |
1565 / 1565 |
нет данных |
589 |
Как видно, геометрически автомобили очень близки друг к другу. Всех их отличает большой дорожный просвет, за исключением Honda CR-V и одного из вариантов Toyota RAV4. Это уже совсем потерявшие связь «с родиной» автомобили. И, хотя они по-прежнему похожи на внедорожники, в реалиях это уже совсем городские автомобили, обладающие полным приводом.
Если верить данным производителей, то у Suzuki Grand Vitara – малюсенький багажник. Но на деле это далеко от правды. Багажник у автомобиля очень даже вместительный, в чем мы смогли убедиться на тест-драйве предыдущей версии автомобиля. Фейслифтинг багажника не коснулся, поэтому тут все осталось по-прежнему. А вот цифры других производителей очень туманны и иногда ставят в тупик. Например, Тойота и Хонда не дают размеры багажника со сложенными сидениями, а Субару, наоборот, считает только с разложенным задним рядом. Напомним, приводимые цифры должны считаться по методу VDA – это европейский метод, когда багажник заполняется однотипными литровыми кубиками. Для простоты понимания – пачками молока. Проблема здесь одна: реальные грузы имеют габариты, и одними литрами «сыт» не будешь. Так что рекламным цифрам можно верить, но с оглядкой. То сидения в ровный пол не складываются, то арки торчат, то погрузочный проем маленький.
Один из атрибутов «настоящего внедорожника» – полноразмерное запасное колесо на задней двери потеряли практически все современные кроссоверы. Более того, у половины автопроизводителей полноразмерное колесо можно купить лишь в качестве дополнительной опции. Правда, на американском рынке Grand Vitara имела разновидность и вовсе без «запаски» - а это целых 20 см к габаритам автомобиля и более 10 кг веса на задней двери. В России такой вариант Гранд Витары, теоретически, тоже возможен, но популярность у него невысокая.
Каждый производитель пытается завлечь уникальной системой полного привода, в большинстве своем приставляя так или иначе буковку «i», что означает «интеллектуальность». Все обещают «уникальную» управляемость и «высочайшую» безопасность. Однако на деле, в большинстве случаев здесь идет речь о повышении управляемости автомобиля на скользкой дороге, а вот с преодолением реального бездорожья эти интеллектуальные системы имеют мало общего. Более того, настоящие бездорожные «подвиги» приводят к очень быстрому износу этих «интеллектуальных изысков», а их ремонт стоит немалых денег.
На этом фоне несколько «допотопный» полный привод Suzuki Grand Vitara выигрывает своей выносливостью, если владельцу требуется часто и помногу ездить по плохим и очень плохим дорогам.
Те, кто уверен в своих инженерных достижениях, пытается рассказать потребителю как можно больше о своей конструкции, а те, кто не очень – «мутят воду».
Любопытно, что в рекламных и маркетинговых целях японские автопроизводители используют следующий ход: минимальная комплектация оснащается наиболее примитивным вариантом полного привода. Зато очень завлекательную цену можно смело рисовать на плакатах, а также украшать ею целые тонны макулатуры и гигабайт – о маленькой звездочке сбоку мало кто сходу задумается. А если и задумается, то, например, как в случае с Nissan X-Trail ничего не поймет: вроде бы и система полного привода не одна и та же, а вроде бы и все похоже. В чем разница между ALL MODE 4x4 и ALL MODE 4x4-i – попробуй, угадай. Если, конечно, заметишь звездочку сверху и буковку «i» сбоку.
Suzuki тоже использует подобный ход, но в мягком варианте. Завлекательная цена «от 945 000 руб.» на деле означает трехдверную версию Grand Vitara с упрощенной трансмиссией - без блокировки межосевого дифференциала и без понижающей передачи. Но уже все пятидверные Grand Vitara идут с «честным» полным приводом. Им предлагаются два варианта двигателей – 2,0 л мощностью 140 л.с. и 2,4 л мощностью 169 л.с., в пару к которым идет пятиступенчатая «механика» или четырехступенчатый «автомат». Цена на «механику» с двухлитровым двигателем начинается от 1 015 000 рублей, это если не учитывать разнообразные сезонные скидки.
Таблица 3. Сравнение двигателей и трансмиссий Suzuki Grand Vitara и японских конкурентов
Варинты двигателей и трансмиссий |
Стандартные комплектации |
|
Suzuki Grand Vitara |
Бензиновые |
Пятидверные: |
Subaru XV |
Бензиновые |
BL от 984 600 р |
Mitsubishi Outlander |
Бензиновые |
Invite от 1 099 990 р |
Nissan X-Trail |
Бензиновые |
XE от 1 071 000 р |
Toyota RAV4 |
Бензиновые |
Стандарт от 1 143 000 р |
Subaru Forester |
Бензиновые |
1А от 1 148 000 р |
Honda CR-V 2.0 |
Бензиновый |
Elegance от 1 159 000 р |
Honda CR-V 2.4 |
Бензиновый |
Elegance от 1 339 000 р |
Изучение сравниваемых моделей с точки зрения двигателей показывает, что Suzuki Grand Vitara – эдакий середнячок. И двигатели вроде бы не «дохлые», но и особо спортивных многочисленных «табунов» тут не видно. Надо сказать, что в целом набор двигателей отвечает тому, что представляет собой Гранд Витара. Мощности обоих двигателей вполне хватает, чтобы чувствовать себя уверенно на трассе и спокойно преодолевать достаточно заметное отсутствие дорог. При этом, как будет видно дальше, машина обладает приличной грузоподъемностью. Оба двигателя тяговитые, в чем-то по поведению похожие на дизельные, а «классика» трансмиссий словно говорит: «я - «рабочая лошадка», которая будет честно отрабатывать свой хлеб». При этом пытаясь доставить хозяину как можно больше комфорта и удовольствия. В рамках разумного, конечно. Все-таки «внедорожник».
И старая проверенная четырехступенчатая АКПП вместо новомодных вариаторов тут будет скорее в плюс – надежность вместо спортивности. Ну, и более низкого расхода топлива – «покушать» Гранд Витара любит. А вот Mitsubishi Outlander, например, «механику» и вовсе не предложит – только вариатор или 6-ступенчатую АКПП, да и ту только в паре с трехлитровым двигателем. И цена на подобный Mitsubishi Outlander уже будет начинаться от 1 409 990 рублей.
Изменения в настройках подвески и двигателя Suzuki Grand Vitara после фейслифтинга, конечно, некардинальные, но ощущаются. Автомобиль стал более упругий, меньше похожий на разлапистого медвежонка. Это ощущается на скоростях за 110 км/ч на трассе. А вот двигатель 2,4 л (у нас он был в паре с АКПП) перенастроили более заметно. Разгоны стали легче, обгоны тоже. Но, главное, «хлебать ведрами» бензин машина теперь начинает после 110 км/ч, а не после 90 – 95 км/ч, как было раньше.
На тест-драйв получили мы автомобиль с пугающим средним расходом – бортовой компьютер показывал 14,7 л/100 км. Дорога предстояла дальняя – более 1000 км в один конец – и мы начали спешно пересчитывать бюджет поездки, проклиная всеми словами рекламщиков и маркетологов, ведь расход в смешанном цикле должен был составить всего 9,7 л/100 км. Правда, цифра для города заявлена уже другой – 12,5 л/100 км, с учетом пробок «накидка» на два литра, в общем-то, не такая уж и большая, но все же существенная. Стараясь «вписаться» в бюджет, мы старались ехать экономично. Несмотря на старания, добиться заявленного расхода для трассы 8,1 л/100 км так и не удалось. Возможно, это связано с тем, что половина дороги шла по затяжным холмам, а размеренно получилось ехать очень небольшой участок дороги – туда мы спешили по делам, а обратно убегали из-под ставшего знаменитым ростовского снегопада. Но сначала нам удалось добиться цифры 11 л/100 км, потом 10, а в финале 9,1 л/100 км. Единственное, что в автомобилях, подобных Grand Vitara, раздражает – это маленький бензобак. Даже при 9 л/100 км 66 л бензобака – это всего около 700 км, а когда выезжаешь из города, цифра запаса хода 405 км не вдохновляет совсем.
Таблица 4. Сравнение параметров двигателей и грузоподъемности Suzuki Grand Vitara с конкурентами
Варинты двигателей и коробок |
Расход топлива, смешанный цикл л/100 км |
Топливный бак, л |
Снаряженная масса автомобиля без водителя (в зависимости от мотора и трансмиссии), кг |
Максимальная масса, кг |
Грузоподъемность, кг |
|
Suzuki Grand Vitara |
Бензиновые |
для 2,0 л 8,4 - 8,9; |
66 |
для 2,0 л 1533 - 1548; |
2070; |
537; |
Subaru XV |
Бензиновые |
для 1,6 л 7,3№ |
60 |
для 1,6 л 1365 - 1400; |
Нет данных |
Нет данных |
Mitsubishi Outlander |
Бензиновые |
для 2,0 л и 2, 4 л 7,8; |
60 |
для 2,0 л 1480; |
1985; 2210; 2270 |
505; |
Nissan X-Trail |
Бензиновые |
для 2,0 л 8,7 - 8,5; |
65 |
для 2,0 л 1515 - 1550; |
бензиновые двигатели - 2050; |
для 2,0 л 535 - 500; |
Toyota RAV4 |
Бензиновые |
для 2,0 л 8,0 - 7,8; |
60 |
для 2,0 л 1610 - 1645; |
2087 - 2110; |
для 2,0 л 477 - 465; |
Subaru Forester |
Бензиновые |
для 2,0 л 8 - 7,9; |
60 |
для 2,0 л 1469 - 1502; |
Нет данных |
Нет данных |
Honda CR-V 2.0 |
Бензиновый |
7,9 - 7,7 |
58 |
1535 -1561 |
2100 |
для МКПП - АКПП 565 - 539 |
Honda CR-V 2.4 |
Бензиновый |
8,4 |
58 |
1569 |
2070 |
501 |
Как видно, расход топлива в смешанном цикле у Suzuki Grand Vitara особыми достижениями «похвастаться» не может. В среднем, двигатель 2,4 л в паре с АКПП потребляет на литр больше, чем у конкурентов. Но при этом среди всех сравниваемых автомобилей Grand Vitara имеет самый большой бензобак – 66 литров.
Помимо этого Suzuki Grand Vitara обладает очень неплохими показателями по грузоподъемности. Вес же у автомобиля далеко не самый большой – Nissan X-Trail и Toyota RAV4 весят больше почти на 100 кг, а значит эффективность моторов того же литража и мощности у Гранд Витары будет выше.
Suzuki Grand Vitara внутри
Только что проведенное сравнение Suzuki Grand Vitara с конкурентами говорит о том, что это добротный и несколько старомодный автомобиль, чья участь быть «рабочей лошадкой». Внутри автомобиль этому полностью соответствует. Все крайне консервативно – даже выхода USB нет, даже в топовой комплектации. Экранчик же есть только у единственного варианта с навигационной системой, который не в счет – он актуален не для всех городов, о чем очень честно предупреждает компания. Да, за последние два года список городов серьезно расширился – вначале это была только Москва и Санкт-Петербург – но штатная навигация для Grand Vitara все же исключение, чем правило.
Зато тут все под рукой, все продумано и комфортно. Но молодым подобный консерватизм может оказаться совсем не по душе, и даже «честный» полный привод тут не поможет. Все-таки упертый консерватизм Гранд Витары иногда здорово раздражает – это какая-то квинтессенция упрямого тельца среди машин.
В качестве люксовых опций Suzuki Gran Vitara предлагает кожаный светлый салон. Он смотрится, да и на ощупь приятен. Но совершенно непрактичен, если машину использовать в качестве «рабочей лошадки».
«Чистый джип – позор хозяину». Это прямо про Гранд Витару. Эта машина – настоящая грязнуля, и увидеть ее в таком блестящем виде, особенно зимой, можно только в честь очень больших праздников.
Большую часть времени машина выглядит замарашкой, у которой даже цвет «платьица» можно угадать с трудом. И дело не только в грязных дорогах, но и местах, куда удобнее и выгоднее всего ездить на Grand Vitara. А это, например, инспекция хода строительства дома. Стоит больших усилий не запачкать всю эту красоту – ведь достаточно задеть ботинком о порог, чтобы девственная чистота салона потеряла свой лоск. Но надо отметить снова: если изнутри подобный салон крайне непрактичен, то сама Гранд Витара очень даже неплохо справляется с грязью. Замарашка – замарашкой, а боковые стекла, зеркала и фары пачкаются в последнюю очередь.
Крайне консервативный салон в целом очень удобен. В люксовом исполнении тут предусмотрено, кажется все (за исключением USB и AUX, конечно). Большой бардачок, просторные отсеки, которые легко маскируются, подстаканники, дополнительные розетки, простое и понятное управление бортовым оборудованием. Незамысловатая, но отлично отлаженная система обогрева салона, удобная посадка для всех путешественников. Такова Гранд Витара внутри.
Кожаный руль прекрасно лежит в руках, а кнопки управления магнитолой и круиз-контролем расположены удачно и не лезут под пальцы, когда не надо. Казалось бы, все отлично. Но и тут есть какая-то маниакальная консервативность: руль можно отрегулировать только по углу. По вылету регулировки нет даже в люксовых версиях Гранд Витары. Единственное, что спасает ситуацию от фиаско - отличные сидения с широким спектром регулировок, которые позволяют подстроить посадку под возможности регулировки руля.
Фары у Гранд Витары работают отлично – даже в самую грязь останавливаться для генеральной уборки можно не чаще, чем раз в 400 км. Красная ночная подсветка консоли радует глаз, а примитивнейшая система регулировки яркости хоть и отдает эпохой динозавров… но когда едешь не одну сотню километров по трассе с оживленным движением, начинаешь ценить старую-добрую классику. В дороге этот примитивный штырек регулировки на приборном щитке просто чудесен – ничего искать не надо, яркость можно убавить до едва различимых цифр. И все это легко и быстро.
РЕЗЮМЕ
Еще не последний, но почти последний из могикан. Суперконсервативный, добротный, в чем-то даже дубовый автомобиль. Квинтессенция зодиакального тельца среди автомобилей. Это портрет Suzuki Grand Vitara широкими мазками.
В условиях мегаполиса его обходят конкуренты, более чутко следуя моде и быстрее предлагая разнообразные «фишечки» (и даже китайский автопром часто более подкован по части электронных «штучек» на борту, а ведь Япония - можно сказать, родина электроники!) Для дальней трассы можно найти куда менее прожорливых четырехколесных друзей.
Пора на пенсию?
Там, где жизнь полегче, фонари поярче, а солнце светит получше, можно выбрать себе и другого, более продвинутого и современного четырехколесного друга. Но на инспекцию стройки дома в Подмосковье или в дальнюю дорогу под угрозой снежного шторма, право слово, я с куда большим спокойствием отправлюсь на «старушке» Grand Vitara. И страдать по поводу отсутствия USB я тоже особо не буду – FM-трансмиттер на заправке стоит меньше пятисот рублей. А радио в Гранд Витаре отличное.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой
Что происходит с Suzuki Grand Vitara на вторичном рынке? За сколько можно купить и продать подержанную Гранд Витару?
Комментирует руководитель отдела продаж Суперавтомаркета «Формула 91» Андрей Медведев:
«Автомобиль Suzuki Grand Vitara появился на рынке в 1988 году. Первое поколение выпускалось с 1988 по 1999 годы в 3-х, 5-ти дверном исполнении, а также в открытом кузове. Это был настоящий рамный внедорожник. Двигатели: бензиновые – 1.6, и 2.0 и дизельные с объемом 1.9 и 2.0 в паре с механической и автоматической коробкой. Версия Suzuki Grand Vitara с бензиновым двигателем 1.6 выпускалась с полным и задним приводом, прочие модификации обладали подключаемым полным приводом. На вторичном рынке в основном встречаются полноприводные модификации с бензиновыми двигателями объемом 1.6 и 2.0 с механической трансмиссией.
II поколение появилось в продаже с 1997 года и производилось до 2006. Конструктивно автомобиль остался классическим внедорожником: рама, подключаемый полный привод, задняя балка. Помимо 3-х и 5-ти дверного исполнения, в 2001 году добавилась удлиненная версия 5-ти дверного кузова, получившая наименование Grand Vitara XL-7 с 7-ю посадочными местами.
Немного расширилась гамма бензиновых двигателей: 1.6, 2.0 и 2.5, а у XL-7 – 2.7л. Дизельный двигатель остался только один, объемом 2.0 в паре с механической и автоматической коробкой. Теперь стало возможно приобрести задний привод с бензиновым мотором любого объема. На вторичном рынке в основном встречаются полноприводные модификации с бензиновыми двигателями объемом 2.0, 2.5 и 2.7 как с механической, так и с автоматической КПП.
С 2005 года появилось III поколение Suzuki Grand Vitara, которое представлено универсалом и 3-х и 5-ти дверными кузовами. С этого поколения автомобиль перестал быть классическим внедорожником и перешел в категорию кроссоверов: конструкторы отказались от пространственной рамы, подключаемый полный привод уступил место постоянному с муфтой повышенного трения, а задняя балка была заменена на независимую подвеску всех колес.
Выбор бензиновых двигателей для Suzuki Grand Vitara стал еще больше: 1.6, 2.0, 2.4, 2.7, 3.2 л, а дизельный остался только один - объемом 1.9л. Привод у всех автомобилей – постоянный полный с механической или автоматической трансмиссией. На вторичном рынке трехдверные модификации в основном встречаются с двигателем 1.6 и механической КПП, а 5–ти дверные с бензиновыми двигателями 2.0 и 2.4 и автоматической коробкой.
В 2012 году в продаже появилось обновленное III поколение Suzuki Grand Vitara. Обновление было чисто внешнее, не затрагивающее двигатель и трансмиссию.
Стоимость Suzuki Grand Vitara II поколения будет начинаться от 200 000р. В среднем, автомобиль стоит 375 000р. и имеет пробег в 137 000 км.
Стоимость Suzuki Grand Vitara III поколения (~75% от всех предложений по этой модели) будет начинаться от 400 000р. В среднем, автомобиль стоит 650 000р. и имеет пробег в 82 000 км».