Battery Service – зарядные устройства для аккумуляторов, тест
Каждую зиму с наступлением морозов автолюбители бюджетных и не очень автомобилей начинают ломать копья на интернет-форумах, обсуждая, какой аккумулятор лучше, а какой не оправдал ожиданий и вложенных средств. По данным компании Bocsh, собранным в сети фирменных автосервисных станций, на каждом пятом автомобиле, приезжающим на СТО, аккумулятор требует замены. Причина тому – пренебрежительное отношение автолюбителей к автомобильной стартерной батарее. Кто-то практикует частые и короткие поездки, пагубно сказывающиеся на аккумуляторе. Кто-то, наоборот, допускает глубокий разряд по забывчивости. И главное, что практически никто не задумывается над тем, как помочь аккумулятору сохранить свою первоначальную емкость.
А нужно для этого не так уж и много – достаточно периодически ставить АКБ на зарядку от внешних зарядных устройств. Причем современные ЗУ избавляют от неудобств, связанных с необходимостью вытаскивать аккумулятор или отсоединять его от бортовой сети автомобиля. Нужно лишь прикрепить зажимы-крокодилы зарядного устройства на клеммы аккумулятора – и все. Дальше электроника сделает все сама. Выберет ток заряда и режим работы в зависимости от степени разряда, изменит его в процессе зарядки или же перейдет в режим хранения и десульфатации.
Как выбрать правильное зарядное устройство?
В этой статье мы проведем тест трех зарядных устройств, выпускающихся на российский рынок под маркой Battery Service. Все ЗУ импульсные, с микропроцессорной регулировкой режима работы, выполнены в герметичных корпусах и не боятся попадания влаги. Различаются они током заряда и режимами работы.
Самое простое, легкое и доступное ЗУ – Battery Service Moto PL-C001P. Его максимальный рабочий ток 1 А, чего вполне достаточно для работы с мотоциклетными 6 В аккумуляторами и с 12 В аккумуляторами для квадроциклов.
Универсальное зарядное устройство Battery Service Universal PL-C004P может работать как с АКБ небольшой емкости, заряжая их током 1 А, так и со стандартными стартерными аккумуляторами, заряжая их током 4,5 А.
Зарядное устройство для гаража или СТО Battery Service Expert PL-C010P. Его особенности: ток заряда до 10 А, возможность выбора типа аккумулятора, десульфатация и режим дозаряда кальциевых аккумуляторов.
Производитель позиционирует свои зарядные устройства как продукцию доступной ценовой группы с высокими потребительскими качествами, подчеркивая при этом, что при покупке устройства отсутствует переплата за бренд.
Зарядная кривая семейства автомобильных зарядных устройств Battery Service.
Battery Service Moto PL-C001P – импульсное зарядное устройство для мотоциклетных аккумуляторов и батарей квадроциклов, тест
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Стандартная область применимости зарядного устройства Battery Service Moto PL-C001P – стартерные батареи для мотоциклов 6 В и аккумуляторы для квадроциклов 12 В. Небольшой ток заряда в 1 А позволяет заряжать батареи емкостью до 24 А·ч.
Распространенность свинцово-кислотных аккумуляторов гораздо шире, чем принято считать. Например, в источниках бесперебойного питания компьютера энергия накапливается в аккумуляторах. В детских электрических автомобилях также работают свинцовые аккумуляторы.
Battery Service Moto PL-C001P – небольшое легкое зарядное устройство. Его корпус выполнен герметичным и допускает попадание на него влаги, класс защиты IP65. Конечно, в лужу его класть не рекомендуется, но если пролить на него случайно воду, то ничего не случится. Корпус имеет петлю, за которую его можно подвесить.
Полутораметровый сетевой шнур совместно с соединительными проводами аналогичной длины обеспечивает хорошую мобильность. В комплекте идут провода с крокодилами и с кольцевыми пластинами под болт М8.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
На верхней панели Battery Service Moto PL-C001P находятся единственная кнопка управления зарядным устройством и индикаторные светодиоды.
Нажатием на кнопку выбирается напряжение заряжаемого аккумулятора – 6 или 12 В. Зарядка начинается автоматически.
Чтобы аккумулятор зарядился полностью, отключение заряда производится при напряжениях выше 12 вольт, это особенно важно для аккумуляторов гелевого типа GEL и типа AGM. Цикл заряда прекращается для 6-вольтового аккумулятора при достижении напряжения в 7,2 В, а для 12-вольтового при напряжении 14,4 В.
После окончания цикла заряда и достижения указанных напряжений устройство переходит в режим хранения, при котором автоматически поддерживает на клеммах напряжение 6,8 либо 13,6 В (для АКБ 6 В и 12 В соответственно). Про режим хранения можно добавить, что он применим к батареям емкостью до 40 А·ч. При этом устройство продолжает подзаряжать аккумулятор слабыми токами, что позволяет уменьшить сульфатацию пластин в старых батареях.
Battery Service Moto PL-C001P не боится переполюсовки или короткого замыкания контактов: микропроцессор автоматически отключает устройство в этом случае. Также оно способно определить короткое замыкание в аккумуляторе.
Минимальное напряжение, с которого возможен заряд, – 4,5 В. При работе с глубоко разраженными 12 В батареями рекомендуется начинать заряд с тока 6 В. Кстати, минимальная емкость заряжаемого 6 В аккумулятора может быть 1,2 А·ч.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Для первого теста мы использовали аккумуляторную батарею, разряженную до 2,99 В. При подключении к ней Battery Service Moto PL-C001P выдал ошибку, не помогло и переключение на режим 6 В. Производитель и не обещал, что ЗУ должно работать с батареями с подобным глубоким разрядом, но мы попробовали.
Во второй раз мы подсоединили зарядное устройство к батарее с напряжением 8,8 В. Зарядка вполне нормально включилась в работу. После тестирования напряжение поднялось, до 11,89 В, а ток заряда был 0,2 А. Это ниже чем заявленный 1 А и мы стали проводить изменения на другом аккумуляторе. При использовании свежей батареи, а не сульфатированной которую мы взяли первой ток оказался равный заявленному 1,05 А.
При окончании цикла заряда напряжение на клеммах аккумулятора было равно 14,3 В, что соответствует заявленным характеристикам.
РЕЗЮМЕ
Зарядное устройство Battery Service Moto PL-C001P при небольших габаритах обладает всеми возможностями современных ЗУ. Оно работает на 6 В так и 12 В аккумуляторами.
Battery Service Universal PL-C004P – импульсное зарядное устройство для автомобильных / мотоциклетных аккумуляторов, тест
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Импульсное зарядное устройство Battery Service Universal PL-C004P является универсальным: оно может использоваться как для зарядки мотоциклетных 6-вольтовых батарей, так и для автомобильных 12-вольтовых. В первом случает ток заряда ограничен 1 А, а во втором может быть как 1 А, так и 4,5 А. Максимальная емкость заряжаемого аккумулятора 120 А·ч, что перекрывает весь спектр моделей для легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта.
Корпус выполнен герметичным и допускает попадание на него влаги, класс защиты IP65. Провода питания и подключения имеют одинаковую длину в полтора метра и выведены на одну сторону корпуса, что облегчает использование устройства при закреплении его на стене. На противоположной стороне корпуса имеются пластиковая петля для подвешивания, а также проушины для крепления на шурупы или винты.
В комплекте идут два типа наконечников проводов – в виде крокодилов и с кольцевыми пластинами под болт М8. С основным проводом они подсоединяются через стандартизированный герметичный разъем SAE.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
На верхней панели Battery Service Universal PL-C004P находятся единственная кнопка управления зарядным устройством и индикаторные светодиоды, которых значительно больше, чем в PL-C001P.
В зарядном устройстве есть режимы для зарядки аккумуляторов малой (менее 24 А·ч) и большой емкости. Поэтому перед началом работы нужно выбрать режим. При работе с батареями малой емкости выбирается напряжение батареи 6 или 12 В. При работе с батареями большой емкости (от 25 до 120 А·ч) есть выбор напряжения окончания заряда. Вокруг светодиодов выбора режима есть условные значки, помогающие пользователю. Так, режимы работы с автомобильными аккумуляторами помечены как «летний» и «зимний». При «летнем» режиме напряжение окончания заряда 14,4 В, а при «зимнем» – 14,7 В. Первый рекомендуется для стандартных и гелевых аккумуляторов, а второй для батарей типа AMG.
Светодиоды типа режимов располагаются в один ряд с индикатором подключения к сети 220 В. Под ними еще ряд из пяти индикаторов, которые являются диагностическими (показывают степень разряда аккумулятора и переполюсовку клемм), а также индикатор ошибки, который начинает мигать, если прибор считает, что батарею зарядить уже нельзя.
После выбора режима и подключения батареи происходит тест степени заряженности батареи, а затем зарядка начинается автоматически. Чтобы аккумулятор зарядился полностью, отключение заряда производится при напряжениях выше 12 вольт, это особенно важно для аккумуляторов типа GEL и AGM. Так, цикл заряда прекращается для 6-вольтового аккумулятора при достижении напряжения в 7,2 В, а для 12-вольтового при 14,4 В (в «зимнем» режиме – при 14,7 В).
После окончания цикла заряда и достижения указанных напряжений Battery Service Universal PL-C004P переходит в режим дозарядки. Этот режим длится от 30 до 60 минут, после чего устройство переходит в режим хранения. В нем автоматически поддерживается напряжение на клеммах 6,8 или 13,6 В (для АКБ 6 В и 12 В соответственно). Про режим хранения можно добавить, что в нем возможно поддержание батарей емкостью до 150 А·ч. При этом устройство продолжает подзаряжать аккумулятор слабыми токами, что позволяет уменьшить сульфатацию пластин в старых батареях.
Минимальное напряжение, с которого возможен заряд, – 4,5 В. При работе с глубоко разраженными 12 В батареями рекомендуется начинать заряд с 6 В. Минимальная емкость заряжаемого 6 В аккумулятора может быть 1,2 А·ч.
Видеообзор зарядного устройства Battery Service Universal PL-C004P.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
В первом тесте мы использовали аккумуляторную батарею, разряженную до 2,99 В. При подключении к ней Battery Service Moto PL-C004P выдал ошибку, не помогло и переключение на 6 В. Производитель и не заявлял поддержку глубоко посаженных батарей, так что можно считать эту нашу попытку простой проверкой. Во второй раз мы подсоединили зарядное устройство к батарее с напряжением 8,6 В.
Зарядка вполне нормально включилась в работу, зарядные токи и напряжения на клеммах зависели от выбранного режима. При выборе заряда маломощных аккумуляторов для мототехники ток заряда был 0,44 А, в случае же рабаты в «летнем» и «зимним» режимах ток заряда составлял 0,844 А, напряжение на клеммах при этом было 13,76 В.
При окончании цикла заряда напряжение на клеммах аккумулятора в режиме зарядки стандартных свинцовых аккумуляторов было равно 14,41 В, что соответствует заявленным характеристикам. При переключении в режим зарядки батарей типа AGM зарядка закончилась при достижении напряжения на клеммах 14,63 В.
Указанные выше измерения и полученные значения тока заряда были сделаны на старом аккумуляторе его высокое внутреннее сопротивление не позволяло принимать большие токи и ЗУ отслеживала это записывая его слабым током. При использовании же ЗУ на свежей батареи картина заряд изменилась. Зарядный ток как и заявлено находился в пределах 4-4,5 А. в нашем случае измерения показали значение в 4,46 А тока заряда.
РЕЗЮМЕ
Зарядное устройство Battery Service Universal PL-C004P хорошо показало себя в тесте. Все заявленные характеристики оно подтвердило. В выводах хочется отметить функцию экспресс теста аккумулятора перед зарядкой.
Battery Service Expert PL-C010P – импульсное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, тест
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Импульсное зарядное устройство Battery Service Expert PL-C010P предназначено прежде всего для сервисных станций (для домашнего использования его возможности избыточны). Зато оно может делать то, чего не умеют другие ЗУ серии Battery Service. Во-первых, максимальный зарядный ток составляет 10 А, что позволяет заряжать АКБ емкостью до 240 А·ч. Во-вторых, у PL-C010P есть специальный режим работы с кальциевыми аккумуляторами и ручной режим десульфатации батарей.
На нем остановимся подробнее. На тематических ресурсах очень часто встречаются нарекания не на простые бюджетные свинцово-кислотные аккумуляторы, а на дорогие модели с кальциевыми и серебряными добавками. Как правило, эти аккумуляторы сопровождаются в магазинах красочными и подробными описаниями технологий, объясняющими, насколько у них все лучше, чем у других. К тому же такие аккумуляторы обычно в два раза дороже, чем обычные.
Соблазненный умными словами и увещеваниями продавца автолюбитель покупает себе подобный АКБ и ожидает от него завышенных потребительских характеристик. Как правило, все думают, что срок службы кальциевых и серебросодержащих батарей как минимум в два раза больше обычных. Зачастую все происходит наоборот: дорогой аккумулятор показывает меньшее время работы и подводит владельца в самый неподходящий момент, после чего в Интернете появляется злобная ругань незадачливого владельца…
Проблема же кроется не в аккумуляторе, а в продавце, который продал дорогой товар, не предупредив об особенностях его эксплуатации. Все дело в том, что кальциевые аккумуляторы, а особенно кальциевые с серебряными добавками, требуют для полного заряда напряжения более 16 В. Если автомобильная система зарядки не была специально разработана под такой тип батарей, то АКБ работает в режиме постоянного недозаряда, что и приводит к быстрому выходу его из строя.
Даже очень немногие профессиональные ЗУ имеют специальный режим работы, позволяющий полностью зарядить кальциевую батарею. В Battery Service Expert PL-C010P он есть, и это выделяет его на фоне остальных устройств на рынке. Помимо этого, в устройстве есть возможность ограничить максимальный ток величинами 2.5А, 6А или 10А, что покрывает все возможные емкости существующих АКБ до 240Ач и делает это зарядное устройство самым универсальным из всех имеющихся автоматических устройство на рынке, если при зарядке батарей придерживаться ГОСТ и ограничивать ток зарядки 10% емкости или меньше.
Корпус выполнен герметичным и допускает попадание на него влаги, класс защиты IP65. Провода питания и подключения имеют одинаковую длину в полтора метра и выведены на одну сторону корпуса, что облегчает использование устройства при закреплении его на стене. На противоположной стороне корпуса имеются пластиковая петля для подвешивания, а также проушины для крепления на шурупы или винты.
В комплекте поставляются два типа наконечников проводов – в виде крокодилов или с кольцевыми пластинами под болт М8. С основным проводом они подсоединяются через стандартизированный герметичный разъем SAE.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
Как и на остальных зарядных устройствах Battery Service, в Expert PL-C010P за оповещение о режимах работы отвечают светодиодные индикаторы, расположенные на верхней части корпуса, а для выбора режима используется единственная кнопка.
Battery Service Expert PL-C010P позволяет выбрать ток заряда и максимальное напряжение заряда в зависимости от типа заряжаемого аккумулятора. Сначала выбирается тип аккумулятора, который символьно обозначен под индикаторами, а затем зарядный ток.
Первый режим, обозначенный буквами Pb и GEL, предназначен для зарядки стандартных свинцово-кислотных аккумуляторов и аккумуляторов с гелевым электролитом. Он прекращает заряд при достижении напряжения на клеммах 14,4 В (этот режим работы ЗУ также называется «летним»).
Второй режим, с символами AGM и снежинкой («зимний»), отключает аккумулятор при достижении напряжения на клеммах 14,7 В.
Третий режим – для зарядки кальциевых батарей. В нем аккумулятор заражается, пока напряжение на клеммах не достигнет 16 В.
Для каждого из этих трех режимов, в зависимости от емкости заряжаемого аккумулятора, выбирается ток заряда. Ток может принимать значения 2,5 А (для батарей емкостью от 5 до 40 А·ч), 6 А (для емкостей 14–70 А·ч) и – самое высокое – 10 А (для аккумуляторов от 50 до 230 А·ч).
Таким образом, устройство охватывает широкий спектр аккумуляторных батарей, используемых как в быту, так и в транспорте. При этом отметим режим тока заряда в 6 А, он является оптимальным для самого распространенного среди российских автолюбителей аккумулятора емкостью : А ч.
Интересной особенностью зарядного устройства, является что после подключения батареи к устройству происходит ее тестирование для определения степени разряда заряда, который отражается на индикаторе из четырех светодиодов. И только после теста начинается заряд.
Особняком стоит индикатор ошибки, который по-разному мигая сообщает о коротком замыкании, неисправности батареи, нарушении полярности при подключении и отсутствии подключения.
После выбора режима и подключения батареи зарядка начинается автоматически. По окончании цикла заряда и достижении указанных напряжений Battery Service Expert PL-C010P переходит в режим дозарядки. Данный режим длится от 30 до 60 минут, после чего устройство переходит в режим хранения. В этом режиме на клеммах автоматически поддерживается напряжение 13,6 и 13,8 В. Про режим хранения можно добавить, что в нем возможно поддержание батарей емкостью до 300 А·ч. При этом устройство продолжает подзаряжать аккумулятор слабыми токами, что позволяет уменьшить сульфатацию пластин в старых АКБ.
Режим зарядка кальциевых батарей, так же может использоваться для ручного восстановления сульфатированных батарей. В процессе восстановления напряжение поднимается до 16В и держится на этом уровне какое-то время для максимального перемешивания электролита и снятия сульфатации со свинцовых пластин. Стоит обратить внимание, что данный режим действительно нужно использовать профессионалами, о чем и говорит название устройства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Изначально мы попробовали, как работает Battery Service Expert PL-C010P, на глубоко разряженном аккумуляторе с остаточным напряжением 4,92 В. Другие зарядные устройства реагировали на эту батарею ошибкой. PL-C010P не выдал ошибки, а стал давать небольшие импульсы, от которых через пару часов аккумулятор ожил. Эти импульсы были на 10 В выше, чем напряжение на аккумуляторе.
При достижении напряжения на клеммах батареи 9 В зарядный ток увеличился практически до 1 А, при этом он все равно оставался импульсным. Измерения мы проводили в самом слабом режиме с максимальным зарядным током 2,5 А. Во время включения ЗУ пыталось дать больший ток, но потом понизило его до указанных значений. Переключение в режим 6 А позволило увеличить зарядный ток до 1,34 А. Ну а после перехода на самый мощный режим 10 А ток зарядки установился в 1,57 А.
Измеренное напряжение при окончании режима заряда для свинцовых батарей составило 14,37 В, для батарей AGM – 14,65 В. Для проверки кальциевых батарей нам пришлось искать соответствующий аккумулятор, но работа Battery Service Expert PL-C010P оправдала затраченные усилия: напряжение при окончании работы для этого режима составило 16,11 В.
Приведенные выше значения тока заряда были измерены для старой батареи, при работе с новым аккумулятором с низким внутренним сопротивлением оно становиться равным паспортным значениям.
В режиме зарядки кальциевых аккумуляторов зарядное устройство действительно доводит напряжение на клеммах до 16,02 В. В этом режиме можно проводить частичное восстановление и обычных аккумуляторов. Но пользовать им нужно с осторожностью и только профессионально. Так как идет как бурное газовыделение и кипение электролита, что само по себе опасно, а также требуется проверка электролита после цикла восстановления.
РЕЗЮМЕ
Зарядное устройство Battery Service Expert PL-C010P отлично себя показало в тесте. Она обладает сегодня уникальными возможностями по режимам заряда, а также отлично себя показало при работе с глубоко разряженными и кальциевыми аккумуляторами.