BERKUT BCA-10 – автоматическое зарядное устройство с диагностикой, тест
Наступает зимний сезон, и многие (особенно старые) машины начинают хандрить. У одних свечи заливает, у других масло густеет, но больше всего проблем возникает из-за отказа аккумулятора. На тематических онлайн-форумах и в офлайновых курилках возобновляются споры о том, что предпочтительнее купить – новый аккумулятор или зарядное устройство, какое из зарядок лучше и как им можно восстановить батарею. Наш материал посвящен одному из самых функциональных на сегодняшний день зарядных устройств – BERKUT BCA-10. Оно не только умеет заряжать аккумуляторы всех типов, но и может провести быструю диагностику АКБ и генератора.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Зарядное устройство BERKUT BCA-10 выполнено в прочном пластиковом корпусе с большим дисплеем на верхней поверхности. Корпус имеет защиту от пыли и влаги по стандарту IP65. Дисплей оснащен подсветкой белого цвета. В нижней части экрана располагаются шесть кнопок управления режимами. По углам корпуса предусмотрены проушины, позволяющие подвесить зарядное устройство или закрепить его на основе.
Провода толстые. Сетевой провод облачен в толстую изоляцию с механической защитой от повреждений. Выводы из корпуса проводов защищены муфтами от излома. Зарядные провода сделаны двойными: силовая жила и диагностический контакт. На крокодилах они разведены по разным сторонам губок. Сами крокодилы с мощными пружинами и медными зазубренными контактами.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Дополнительные возможности
Начать описание функциональных особенностей зарядного устройства BERKUT BCA-10 следует с самого интересного – возможности оценить состояние АКБ. Для этого даже не потребуется подключать аппарат к сети 220 В – достаточно подключить его к клеммам аккумулятора. Благодаря такому функционалу зарядное устройство имеет неоспоримое преимущество: можно провести проверку батареи непосредственно на автомобиле или в гараже. Аппарат позволяет оценить уровень остаточной мощности батареи и ее внутреннее сопротивление. На основании полученных данных можно сделать вывод о необходимости заблаговременной замены аккумулятора – еще до того, как он отказался заводить двигатель. Это особенно ценно, если преследуется цель заранее подготовить автомобиль к зиме.
Еще одна интересная функция, которая называется «Alternator», также диагностическая и не требующая подключения к сети, – проверка работы генератора. Она позволяет оценить значение напряжения, выдаваемого генератором. Для этого нужно подключить устройство к клеммам АКБ, завести двигатель и подержать его на 2000 оборотах в течение 10 секунд. После этого на экране будет показано напряжение бортовой сети, по которому можно сделать вывод о том, нужно ремонтировать генератор или нет.
Разумеется, прибор можно использовать и для измерения напряжения в автомобиле, например, подключив к крокодилам ЗУ щупы.
Имеется у BERKUT BCA-10 еще одна функция, которая будет востребована в любом гараже: устройство может работать как источник стабилизированного напряжения 12 В с максимальным выходным током 10 А. Это позволяет подключать к нему любые автомобильные потребители для их проверки или для работы, например, включить автомагнитолу на стоянке в гараже или автомобильный холодильник на природе. Но это разовые нужды. Если же требуется производить работы по электросети автомобиля, то ЗУ подключается к АКБ в режиме источника питания и сохраняет батарею в заряженном состоянии.
В нашем описании мы еще не дошли до основных возможностей устройства – собственно зарядки аккумуляторных батарей.
РЕЖИМЫ ЗАРЯДКИ
Режим зарядки глубокого разряженного АКБ
BERKUT BCA-10 может оказать неоценимую помощь тем автовладельцам, которых настиг (как всегда – внезапно) глубокий разряд АКБ. Когда батарея разрядилась до такого состояния, что обычные ЗУ не могут запустить режим зарядки, потребуется подключить ее к BERKUT BCA-10. Он способен начать режим зарядки аккумулятора с 2 В. Если напряжение ниже этого порога, то можно поднять напряжение на АКБ, подключив к нему ЗУ в режиме источника напряжения минут на 10, а потом уже перейти в режим зарядки.
Режим импульсного восстановления
Данный режим имеет две стадии. Первая активируется при сильно разряженной батарее (напряжение менее 2 В), в этом случае ЗУ начинает подавать на нее импульсы 14,4 В и 0,4 А, чтобы малыми токами «встряхнуть» ее и немного подзарядить. Такой режим может длиться до 2 часов, и только тогда, когда ЗУ поймет, что АКБ готова принимать ток, начнется основной цикл зарядки.
Если зарядное устройство решит, что батарея сульфатирована и плохо принимает заряд, активируется режим десульфатации. Это тоже импульсный режим, но напряжение повышается до 17,0 В при максимальном токе 400 мА. Данный режим также продолжается до 2 часов, и если по истечении этого времени напряжение на клеммах не падает ниже 13,5 В, происходит переход в режим стандартного заряда.
Плавный старт
Если аккумулятор глубоко разряжен (напряжение 6 В), активируется режим плавного старта, когда режим стандартного заряда предваряется подачей тока силой 0,8 А. Небольшим током аккумулятор подготавливается к основному циклу, и после того как напряжение на нем переваливает за 6-вольтовый порог, ЗУ переходит в режим импульсной зарядки.
Импульсная зарядка
Когда зарядному устройству удается поднять напряжение аккумулятора до 6 В, ток зарядки начинает постепенно повышаться. Но это происходит не одномоментно. В режиме импульсной зарядки каждые 5 секунд чередуются токи 0,8 и 2 А. Этот процесс может идти до 4 часов, пока напряжение на АКБ не поднимется до 10,5 В. Если в этом режиме поднять напряжение батареи до указанного уровня не удастся, зарядка будет прекращена, и на дисплее появится сообщение об ошибке.
Регенерация
Когда батарея будет доведена до напряжения 10,5 В, активируется следующий режим работы – «Регенерация». Батарея продолжает заряжаться небольшим током 2,0 А, пока напряжение на клеммах не достигнет 12,0 В. Это уже рабочее напряжение аккумулятора, когда оно будет достигнуто, можно переходить к циклу основного заряда. Режим регенерации может длиться до 8 часов.
Режим основного заряда
В режиме основного заряда у ЗУ появляется возможность работать на всю свою мощность. Ток зарядки повышается до 10 А, и батарея заряжается с 12,0 до 13,6 В. Процесс идет до того момента, пока аккумулятор не достигнет 80% от своей емкости.
Этап поглощения
Но современный АКБ мало довести до 13,6 В – нужно еще «долить» его до максимальной емкости. Особенно это важно в кальциевых АКБ. Процесс зарядки продолжается, пока не произойдет полное насыщение батареи и ее напряжение не поднимется до 14,4 В. Если включен режим заряда «гелевых» батарей (AGM; или «зимний» режим), верхнее значение напряжения будет 14,7 В. Во время этапа поглощения ток заряда постепенно уменьшается при росте напряжения на клеммах. Как только оно достигает установленных значений, ЗУ переходит к следующему этапу.
Режим проверки
Он нужен для того, чтобы оценить, смогло ли ЗУ восстановить работоспособность батареи и может ли она удерживать заряд. Если происходит быстрое падение напряжения, это свидетельствует о неисправности АКБ, и зарядка выведет соответствующее сообщение. Если же тест проходит нормально, то активируется режим поддерживающего заряда.
Поддерживающий режим
Этот режим позволяет поддерживать АКБ в максимально заряженном состоянии. Для работы был выбран самый эффективный алгоритм, который используется в промышленных системах бесперебойного питания. Суть его в том, что на батарее поддерживается напряжение 13,7 В, что исключает возникновение процессов старения пластин и при этом сохраняет АКБ в состоянии 100% заряда. Данный режим также импульсный: на клеммы подаются импульсы 13,8 В длительностью в 2 минуты и с паузой такой же длительности.
Как итог мы получаем полностью заряженную АКБ, с которой провели еще и профилактическую работу по ее десульфатации.
Особенности работы
Несмотря на такой обширный функционал работа зарядного устройства BERKUT BCA-10 не потребует от пользователя штудирования инструкций, хотя заглянуть в нее на досуге стоит.
При подаче питания 220 В загорается белая подсветка дисплея, и выводится текущий режим работы устройства. Кнопка Mode меняет режимы работы аппарата, предназначенные для мотоциклетных АКБ (малый ток, до 2 А) и автомобильных АКБ (ток до 10 А). Первый нужен для того, чтобы заряжать батареи емкостью до 40 А·ч, второй – для всех остальных (до 200 А·ч). Этой же кнопкой активируется и режим зарядки батарей AGM («зимний» режим), а также режим зарядки кальциевых АКБ (Ca или Ca/Ca). Пятым режимом работы, выбираемым кнопкой Mode, является режим источника питания.
Переключение режимов сопровождается изменением графических символов на дисплее, но отображается далеко не вся информация. Под символьным индикатором есть таблица из трех колонок, куда выводится сводка по текущему режиму. Это напряжение, с которого начался зарядный цикл, отданное количество энергии в Вт·ч и время окончания зарядки в часах. Текущий ток, которым заряжается АКБ, выводится большими цифрами в центре дисплея. Кстати, по току хорошо видно, как меняются зарядные программы ЗУ.
Режимы тестов вынесены на отдельные кнопки: Battery Test, Alternator Test и CCA Test. Все режимы работают без подключения к сети 220 В. Чтобы запустить их, требуется просто нажать соответствующую кнопку.
Battery Test производит диагностику заряда батареи по напряжению на клеммах, и по итогу выдает оценку ее состояния. Режим также способен определить внутреннее замыкание в какой-либо банке.
Alternator Test проводится на аккумуляторе, установленном на автомобиль, и при заведенном двигателе. При выявлении низкого напряжения бортовой сети по итогам этого теста нужно заняться генератором как причиной недозаряда АКБ.
Наконец, самый продвинутый CCA Test выявляет остаточную емкость батареи и ее внутреннее сопротивление. Тест аналогичен тем, что проводят специальные тестеры, и перед тем, как его запускать, нужно выставить на приборе пусковой ток аккумулятора.
Мы сравнили значения, которые выдало во время теста ЗУ BERKUT BCA-10, со специализированным тестером KONNWEi KW650, и показания оказались практически равными.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Автоматическая система подстройки режима зарядки АКБ в зависимости от его состояния. Диагностика аккумуляторной батареи (без снятия с автомобиля) и генератора.
НЕДОСТАТКИ
Не обнаружены.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов BERKUT BCA-10 – уникальный продукт на рынке, который не только отлично заряжает батарею, но и позволяет быстро оценить ее состояние, а также может быть использован как источник питания.