Тестируем зимнюю шипованную шину Bridgestone Blizzak Spike-02
Долгое время в сегменте зимней резины лидерство удерживали финские производители. Покрышки Nokian и Gislaved задавали стандарты качества и безопасности. Многие компании пытались до них дотянуться, но победить ни финского, ни итальянского разработчика резины было практически невозможно.
Однако время идет, рынок меняется, а конкуренция возрастает. Производители решили разделить зимнюю резину на несколько сегментов, – исходя из идеи, что автолюбителю во Франции не нужна такая же зимняя резина как, к примеру, автовладельцу из Норвегии, – и выдели класс европейской зимней резины, предназначенной для эксплуатации в более узком температурном интервале. Появился и окреп класс нешипованной (фрикционной) зимней резины (липучки). Немецкий концерн Continental купил Gislaved вместе со всеми технологиями и потеснил финнов на пьедесталах зимних гонок. Было придумано множество торговых марок – каждая для своего покупателя, как предполагалось. Вот только покупатель оказался не в курсе и просто потерялся среди множества названий.
Одно осталось постоянным: совершенно неожиданный приход русской зимы, когда традиционно ни водитель, ни коммунальные службы оказываются не готовыми к снегопаду и гололеду. А также множество климатических поясов и особенностей покрытий, с которыми приходится иметь дело водителю на зимней дороге даже при поездках из мегаполиса в область и обратно, не говоря уже о движении с севера на юг нашей страны. Именно поэтому российский рынок зимней резины – самый разнообразный и самый требовательный. И никакие полумеры в виде европейских зимних шин для нашей зимней эксплуатации не подходят.
А что в Японии?
Концерн Bridgestone является лидером по производству резины для японского рынка. На дорогах Страны Восходящего Солнца доминирование обутых в резину этого бренда автомобилей несомненно, и дело тут не только в том, что для Bridgestone это внутренний рынок, а в том, что концерн умеет хорошо делать покрышки с учетом местного климата. В этом плане регион специфический: с одной стороны, достаточно теплый морской климат, с другой – нередки сильные снегопады, особенно на северных островах… Так что зимняя тематика для концерна всегда была в фокусе, но создать резину, способную хорошо работать при нашей суровой зиме, им никак не удавалось.
Точнее, не так. Зимняя резина Bridgestone всегда присутствовала на российском рынке и имела своих поклонников, но добиться такой широкой же признательности, как финская, ей не удавалось (и на то были вполне объективные причины). Но японские компании, известные такими своими чертами, как последовательность и упорство, не желают отступать, ведь наш рынок является для них одним из самых перспективных, что подтверждает то обстоятельство, что новые модели зимней резины впервые появляются именно на нем. Шаг за шагом, постепенно обновляя модели, японцы улучшали характеристики своих продуктов. И вот в феврале 2016 года самураи решили бросить вызов коллегам: на Дмитровском полигоне вышли на один лед с титулованными финскими, немецкими и французскими конкурентами, выставив против них одну-единственную модель – Bridgestone Blizzak Spike-02. По мнению автоэкспертов, принявших участие в тестировании, новинка оказалась как минимум не хуже, а в некоторых моментах лучше конкурентов.
Технологии Bridgestone Blizzak Spike-02
Добиться высоких результатов без использования современных технологий нельзя. При создании автомобильной покрышки важно подобрать оптимальное сочетание резиновой смеси, рисунка протектора и системы ошиповки. Все это должно слаженно работать и дополнять друг друга на разных дорожных покрытиях.
Снижение трения в паре протектор – поверхность в зимних условиях предъявляет к шине противоречивые требования. С одной стороны, протектор должен быть жестким – чтобы в условиях снежной каши не «плыть» по поверхности, с другой стороны, он должен быть, наоборот, мягким – чтобы попадать в мелкие неровности и зацепляться на них на обледенелом покрытии. При этом шип должен удерживаться в протекторе при сильных динамических нагрузках на асфальте. Этот список противоречий можно продолжать, нам же важно разобраться, какие решения использовали разработчики в конкретной модели и как они отразились на эксплуатационных характеристиках.
Самое сложное – это составление резиновой смеси. Каждый производитель держит рецептуру в строжайшем секрете. Смесь должна не только обеспечить те амбивалентные характеристики, которые мы указали выше, но и быть стабильной на протяжении долгих лет эксплуатации. В Bridgestone Blizzak Spike-02 используется новый, улучшенный состав, который, по заверению производителя, увеличивает износостойкость протектора и уменьшает потерю шипов во время эксплуатации, при этом сохраняет эластичность во всех температурных режимах русской зимы.
Протектор – это та часть шины, которую каждый покупатель может оценить на глаз. Протектор Bridgestone Blizzak Spike-02 имеет ярко выраженную направленность. Основные канавки для отвода снежной смеси дугообразные, что снижает шум при движении. Имеются широкие канавки, направленные перпендикулярно относительно основной, и из-за ее криволинейности проходящие под разными углами к оси вращения. Они обеспечивают зацепление за поверхность при движении по снегу и дополнительный отвод влаги из пятна контакта.
Опорные шашечки разрезаны ламелями с зубчатым профилем. Это обеспечивает их взаимное зацепление при боковых нагрузках на шину и повышенную длину острой кромки в рабочем, продольном направлении. Сами ламели нарезаны под углом к направлению вращения протектора. А боковые линии замкнуты опять же для уменьшения деформации при боковых нагрузках.
Шина ошипованная, при этом в зоне шипа имеются канавки для отвода ледяной крошки. Сам шип нестандартный, имеет несколько особенностей. Первое – квадратная форма корпуса, и это не дизайнерский изыск. Главная задача производителя – добиться того, чтобы шип не вылетал из протектора. На шип действуют силы в двух направлениях – по ходу движения и поперек движения автомобиля. Квадратная форма корпуса способствует более равномерному распределению нагрузки на резину и исключает зоны повышенного напряжения. Использование корпуса такой формы позволило производителю заявить о том, что при пробеге в 30 тыс. км потеря шипов составит около 10%. Это совсем немного.
Теперь о твердосплавной вставке. Она и имеет не круглую, как обычно, а овальную форму. При этом овал ориентируется так, что больший радиус его расположен поперек движения. Это позволило сделать канавку, которую прорезает шип, более широкой, что в свою очередь увеличивает силу трения.
По данным, которые приводит производитель, за счет нововведений удалось улучшить торможение на льду и на снегу, а это уже немало.
Тест Bridgestone Blizzak Spike-02
Нам повезло: мы оказались в числе тех, кто смог первым испытать новинку на практике. Да и погода этому способствовала: зима наступила не в январе, как в прошлом году, а в начале ноября. Едва мы получили новинку, как пошел снег, Москва и область застыли в пробках из-за аварий. Переждав начало катаклизма, мы переобулись и выехали на зимние дороги.
Честно говоря, мы не ожидали такого эффекта. Конечно, после поездки на летней резине по зимней дороге переобутая машина казалась верхом устойчивости и предсказуемости. Решив оставить впечатления от резины на потом, мы перенесли тест на следующий день…
И он нас сильно удивил. Шел крупный белый снег, под который так хорошо кататься с ледяных горок на санках, но в планах была поездка в магазин за продуктами. И так получилось, что в первой половине дня мы ездили на одной резине, а вечером – на новинке Bridgestone Blizzak Spike-02. Оба автомобиля копались в обильной снежной каше. Во время утреней поездки нас возило из стороны в сторону, небольшая перегазовка вызывала рысканье по поверхности. Вечером же машина с Bridgestone Blizzak Spike-02 ехала как по струнке. Того экстрима, что наблюдался утром, не было и в помине. Конечно, можно было специально провернуть колеса, но боковое скольжение отсутствовало. Это очень впечатлило. Так что за первое впечатление было самым приятным.
Затем мы продолжили наш потребительский тест, благо погода способствовала разнообразию дорожного покрытия. Под колесами оказывались то гололед, то асфальт, но мы просто не замечали того, как они менялись. После нескольких дней поездок мы обратили внимание на то, что ранее мы обычно переключали работу коробки в зимний режим, а тут даже желания такого не возникало. Зимний режим работы АКПП «придушивает» двигатель, стартует машина медленнее, динамка разгона значительно снижается. Сделано это для того, чтобы исключить срыв сцепления на льду или снегу. Водитель как раз по пробуксовке и замечает о том, что нужно поменять режим работы. Так вот, мы за несколько дней гололедицы и снегопада ни разу не переключились с нормального режима работы. В этом исключительная заслуга новой резины.
Резюме
Подведем итог нашего месячного теста зимней шипованной резины Bridgestone Blizzak Spike-02. Он проходил по дорогам Москвы и Подмосковья, по асфальту, по снегу и по гололеду. Во всех характерных для зимы условиях эксплуатации шины проявили себя очень хорошо, чем произвели на нас самые положительные впечатление. В связи с чем мы смело можем рекомендовать ее к покупке.