Тест-драйв Citroen Berlingo: французы и мороз
Автомобиль на тест-драйве "Автодел": Citroen Berlingo Multispace
Двигатель: турбо-дизель 1.6 л 90 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механичевская КП
Стоимость тестового автомобиля: комплектация X-TR от 1 125
000 руб.
Гарантия на автомобиль: 3 года или 100 000 км пробега
Межсервисный пробег: ТО каждые 20 000 км, с заменой масла каждые 10 000
км.
Длинное путешествие в большой компании предъявляет самые разнообразные требования к автомобилю. Это и размеры, и комфорт, и динамичность, и расход топлива. В этой ситуации сложно найти идеальный автомобиль, но еще сложнее его создать.
Долгое время россияне делали ставку на внедорожники – полный привод, вместительный кузов. В общем, что еще нужно для счастья? Однако есть нюанс – расход топлива. Да и в 90 процентах случаев в городских условиях (конечно, если коммунальные службы работают нормально), полноприводные возможности остаются невостребованными. Автопроизводители быстро сообразили, «куда дует ветер», и тут же стали наперебой предлагать «облагороженные» версии внедорожников, в которых кроме слегка брутального кузова не осталось больше ничего внедорожного. И даже полный привод исчез. Казалось бы, потребитель должен возмутиться и перейти на другие машины. Но традиционная брутальность привлекательна, да и чаще всего кроссоверы имеют клиренс побольше, что позволяет себя чувствовать более уверенно в нашей непредсказуемой дорожной обстановке. И кроссоверы продолжают пользоваться популярностью.
Но единственные ли это машины, пригодные одновременно и для комфортных путешествий и для ежедневного использования? Есть ли эдакие универсальные и практичные «штучки»? За шумом агрессивной рекламы не слышно ничего другого и кажется, что кроме кроссоверов нет ничего. Однако на деле это вовсе не так. И оглушительный успех LADA Largus это доказал: такие автомобили есть. И имя им «легкий коммерческий автомобиль», или, на более понятном языке, «каблучки».
«”Каблучок”? - недоверчиво переспросите вы. – Да ведь на нем только коробки возить можно!» И серьезно ошибётесь. Да, грузовые версии «каблучков» вряд ли составят хоть какую-нибудь конкуренцию любым пассажирским автомобилям. Но ведь есть и полностью пассажирские варианты «каблучков»! И вот тут и начинается наш тест-драйв.
На сегодняшнем тест-драйве журнала «АвтоДела» - французский представитель семейства «каблучков», пассажирский Citroen Berlingo Multispace в варианте X-TR. Надо сразу сказать, что автомобили, которые относятся к классу LCV или легкому коммерческому транспорту, если по-русски, отличаются от «обычных» огромным разнообразием вариаций. Причем тут не просто широкий набор опций, а вариации в конструкции кузова и организации пространства. Это сильно затрудняет выбор автомобиля, но при вдумчивом подходе может помочь создать практически идеальный автомобиль.
К нам на тест попал «совсем пассажирский» вариант Citroen Berlingo Multispace, который сам производитель позиционирует либо как семейный автомобиль, либо предлагает использовать его в качестве такси.
Главное достоинство пассажирского Citroen Berlingo – это просторный салон, при том, что габаритные размеры автомобиля очень компактны: длина - 4380 мм, ширина - 1810 мм. В багажник можно «запихнуть» всё, что потребуется для длительной поездки, и еще столько же.
На потолке в тестовой версии крепился дополнительный бокс для мелких вещей. На самом деле, слово «мелкие» стоит взять в кавычки: сюда влезают вполне габаритные предметы, места в нем много, а максимальная нагрузка – 10 кг. Доступ к нему есть как со стороны багажника, так и из салона. Элегантное решение, удобное и практичное.
Единственное, о чем стоит задуматься при покупке – это о фиксаторах груза, которых в нашем варианте не было. В дороге вещи елозят и стремятся перебраться поближе к выходу. Когда вещей много (а Citroen Berlingo позволяет так и провоцирует взять еще одну, другую, третью лишнюю сумочку), их круговорот в багажнике может стать проблемой в дальней дороге.
Для задних пассажиров в тестовом Citroen Berlingo предлагались комфортабельные сидения и большое пространство для ног. Единственный их недостаток – отсутствие регулировки наклона спинки.
Торпеда Citroen Berlingo любителям дизайнерских изысков покажется простоватой и чересчур утилитарной. Зато те, кто в первую очередь ожидает практичности, получат ее сполна. Изобилие бардачков и полочек для мелочевки впечатляет: практически вся торпеда состоит из них.
Несмотря на кажущуюся простоватость, водительское место комфортное, а изобилие и спектр регулировок руля и кресла позволяет подобрать нужное положение практически любому водителю. Правда, тем, кто привык к педальному узлу КАМАЗа, мягкие и низко расположенные педали Citroen Berlingo могут показаться неудобными. Зато проблема низкого потолка тут уж точно волновать не будет – высота автомобиля 1862 мм.
А вот и «сердце» нашего Citroen Berlingo – 90-сильный турбодизель. Заявленный расход топлива для него вызывает тепло в груди: в зависимости от характера езды он колеблется от 5,7 до 6,7 литров на 100 км. К тому же небольшое количество «лошадок» помещает этот автомобиль в наиболее приятную с точки зрения налогов компанию. На первый взгляд – сплошное удовольствие. Но зимой дизелям то и дело предъявляют разнообразные претензии. Вот мы и проверим, что из этих претензий актуально для тестового Berlingo, а что нет.
Автомобиль готов к выезду, и таким чистеньким мы его не увидим еще долго: бесснежный мрачный декабрь, наконец-то, разродился снегом. Более того, грядёт мороз, а новогодняя ночь грозится стать самой холодной в ближайшую неделю. Так что тестовому Citroen Berlingo достанутся полноценные зимние испытания.
О том, что на улице холодает, мы узнали, едва отъехав от дома: незамерзающая жидкость в бачке омывателя безнадежно замерзла. Спасало положение только то, что дорога была достаточно сухой, и безнадежно грязным стекло становилось примерно через 100 км пути. А путь наш лежал в Киров – на родину дымковской игрушки, романтичного Александра Грина и первой советской автоматической стиральной машины «Вятка-автомат».
Ехать в Киров мы решили по большим дорогам, через Чебоксары и Йошкар-Олу – прошедший снегопад вызывал большие сомнения в том, что второстепенные дороги будут хорошим выбором для дальней дороги. Но в Нижнем Новгороде движение застопорилось, и мы свернули на Ветлугу.
Как выяснилось позже, решение было правильным – в сумерках невозможность очистки лобового стекла сильно утомляет, а путь немаленький – почти 1000 км. Воспоминания о звуке шкрябающих стекло «на сухую» дворниках до сих пор вызывает передергивание – изобилие автоматических режимов на переключателе достаточно стандартное для концерна Peugeot-Citroen, но к нему всё же надо привыкнуть. То я срабатывал датчик дождя, то я забывалась и пыталась попробовать омыватель, в результате чего три получала три омерзительных шкребка. В эти моменты с душевной теплотой вспоминались примитивные схемы работы дворников старых авто. Зато я в полной мере оценила головной свет: он в Citroen Berlingo прекрасен, а фары мало пачкаются. Это позволило продвигаться достаточно оперативно и в потемках.
Благодаря изменению маршрута мы смогли отдохнуть и почти что решить проблему с замерзшей жижей в бачке омывателя в Крутиках – прекрасной деревушке в 250 км от Кирова, где мы собрались встречать Новый год в приятной компании. Заодно здесь же можно было проанализировать и первые впечатления от машины.
На дороге высокий Citroen Berlingo ведёт себя не хуже приземистых собратьев – устойчивый, невалкий, маневренный. Руль у машины послушный, легкий, информативный. Управлять машиной легко и приятно, и в дальней дороге от автомобиля не устаёшь. Колейность ощущается, но автомобиль её неплохо «отыгрывает». На боковой ветер, конечно, Berlingo реагирует заметно сильнее какого-нибудь седана, но и не хуже, чем многие джипы. А вот звукоизоляция могла бы быть и получше – когда дорога превращается в пресловутые российские направления, в машине становится шумновато.
90-сильный дизель Citroen Berlingo на трассе ведёт себя очень хорошо. Мотор выдает приятную динамичность, тяговит и потребляет немного топлива даже при полной загрузке авто – в среднем те же заявленные 6,7 л/100 км. В городе машина ведет себе не менее приятно. Да, конечно, первыми со светофора уходят машины с другим количеством лошадей под капотом, но держаться в потоке легко, машина уверенно разгоняется, и легко переходит в режим вялоползущей пробки. Мне даже пришлось уточнить в документах автомобиля, в действительности ли у двигателя 90 сил – я бы легко написала ему 120-130 «лошадок».
Всё это хорошо. Но машина оказалась очень холодной. Если где-то до -10С градусов это мало ощущалось, то уже в -15С в расход пошел весь набор пледиков и спальников. Любопытно, что тёплый воздух поступает откуда-то сверху, а вот у ног дует холодом. Сзади, похоже, к ногам пассажиров не подводится тепло совсем. Симпатичная многофункциональная крыша Modutop, где есть всё, включая ароматизатор воздуха, наверное, хороша летом, когда требуется кондиционер. Зимой же это просто удобный бардачок и дополнительный свет днём.
Ещё одна проблема Citroen Berlingo – это огромные мёртвые зоны. Даже зеркала-лопухи не спасают положение – каждое перестроение требует повышенной внимательности. Особенный дискомфорт доставляет широкая центральная стойка справа, за которой мало что видно сбоку машины. Поэтому, несмотря на то, что к габаритам машины привыкаешь быстро, маневры делать надо очень осторожно. Здесь так и просятся разнообразные датчики парковки, камера заднего вида и помощники перестроения.
А вот выступающий экран навигатора поначалу напугал: кажется, что он занимает всё свободное пространство. Однако на практике он совершенно не мешается, хотя с точки зрения эстетики убирающийся вариант, конечно, был бы предпочтительнее. Любопытно, что не удалось найти регулировку яркости приборной панели, но из-за этого не возникло никаких проблем - расположение приборов таково, что оранжевая подсветка совершенно не мешается в дороге.
Музыкальная подготовка автомобиля не блещет изысками, но звук достаточно приличный, чтобы можно было не переживать за меломанов в экипаже. Радио достаточно чувствительное, мультимедиа работает удовлетворительно.
В тёплом гараже Крутиков мы отогрели бачок омывателя, отдохнули, избавились от лишних вещей и довольные уехали в Киров (а также Вятку и Хлынов). Уехали в город с богатейшей историей, в город, который внёс огромный вклад в русскую культуру. Помимо культурного вклада Киров знаменит и промышленностью, которой здесь тоже очень много. И это вносит определённое своеобразие.
Однако центр города лишён промышленной специфики. Тут просто красиво. А ещё зимой тут БЕЛЫЙ снег. После мрачноватого бесснежного декабря прогулка по центру Кирова сравнима с посещением сказки. Хлопья снега кружатся в воздухе, улицы, деревья, дома, замерзшая Вятка – всё убрано белым. Хочется гулять и гулять.
Центр города хвастается ёлкой, гигантским Дедом Морозом и Снегурочкой. Снежные скульптуры, ледяные горки… Новогоднее настроение пронизывает всё вокруг.
Гулять можно было бы бесконечно, если бы не одно «но». Температура воздуха всё ниже и ниже. Не зря в 18-м веке Хлынов (так тогда назывался город) входил в состав Сибирской губернии. И снега, и холода зимой тут предостаточно.
Наутро проблема с незамерзайкой возникла снова. Надпись на бутылке «-30», градусник рисует «-17», а в бачке густая ледяная каша. Нашим главным управдомам страны уже давно бы пора решить вопрос контроля качества продукции. Но до сих пор они были чересчур плотно заняты сексуальной жизнью и духовными скрепами своих сограждан, и до них только начинает доходить тот факт, что проблема некачественной продукции уже приобретает масштаб национального бедствия. Так что в скором времени ожидать повсеместного появления качественной «незамерзайки» не приходится.
Не знаю почему, но автопроизводители, предлагая свои «зимние штучки» для «русской зимы» практически никогда не уделяют внимания вопросу замерзания жидкости в омывателе. Встречается подогрев форсунок, но когда в бачке лёд, они немного бесполезны. Конечно, у бензиновых двигателей под капотом часто бывает достаточно тепло, но ведь и морозы бывают посильнее, чем -20С. Отчего не придумать подогрев омывающей жидкости в бачке – не понятно. А ведь это стало бы революцией на российских просторах, которая бы позволила автомобилистам не нервничать, каждый раз играя в лотерею «купи незамерзайку».
Особенно актуально это было бы для дизельного Citroen Berlingo. При -17С прогреть двигатель на холостых оборотах не удалось вовсе: за 20 минут расчистки автомобиля от снега стрелка температуры даже не стронулась с места. Через полчаса езды по городу температура едва забралась за 70 градусов, но стоило встать в пробке, как стрелка снова начала «падать в обморок». Ни о каком особом тепле под капотом в этой ситуации и мечтать не приходится. В салоне тоже особо тепло не было. Подогрев передних сидений спасал положение, но задним пассажирам пришлось терпеть лишения и радоваться предусмотрительно запасенной хорошей одежде, а также пледикам. Руль вымораживал руки – отчего-то подогрева в нем не оказалось. Зато был обогрев зеркал. Это, конечно, было приятно, но замороженные изнутри боковые стекла сильно снижали ценность этой опции.
Почти четыре часа езды по городу оставили ситуацию без изменений: стрелка температуры двигателя то пыталась «прийти в сознание», то снова «лишалась чувств». Привести её «в чувство» удалось только на трассе – где-то через полчаса из воздуховодов пошёл теплый воздух и боковые стекла начали оттаивать.
Есть и ещё один нюанс, о котором нам поведал сияющий белым снегом Киров. Очистка машины от снега не такое простое мероприятие. Это, конечно, было предсказуемо - Citroen Berlingo обладает знатным ростом. Однако это полбеды. Между капотом и лобовым стеклом сделано углубление. Туда, естественно, набивается снег. Всё бы ничего, если бы убрать оттуда его было легко. Но бортики здорово затрудняют этот процесс, а ширина машины большая. Форсунки омывателя при этом расположены с внутренней стороны капота, поэтому просто наплевать на этот снег нельзя.
Зато поводок боковой двери не страдает даже в серьезный снегопад – он всегда чист, ролик ходит свободно и дверь не примерзает.
Наконец, мы снова приехали в Крутики. Вояж в чудесный Киров закончен – пора и Новый год встречать. Наличие тёплого гаража подарило нам зимнюю роскошь – возможность безбоязненно помыть машун в мороз. Какого было удивление гостеприимного хозяина, когда он увидел Citroen Berlingo после водных процедур:
- Она же вроде другого цвета была? Коричневая?
Нет, она не была коричневой. Просто Citroen Berlingo все-таки изрядный грязнуля, и модный цвет BLEU KYANOS, которым можно покрасить автомобиль за дополнительную плату, на дороге быстро превращается в коричневый. Однако нужно отдать должное неплохой обтекаемости важных для управления зон: фары, лобовое и боковые стекла пачкаются медленно.
Но пока Citroen Berlingo чистый, им можно любоваться. Утилитарный по назначению автомобиль французам удалось сделать элегантным и даже красивым. Единственное, что огорчает, это раздельная работа фар и дневных ходовых огней. Светодиодные вставочки придают автомобилю дополнительное очарование, и в зимнее время, когда в основном темно, хотелось бы иметь возможность почаще это демонстрировать.
А вот задние фонари мелковаты для такой машины. Вертикальная задняя часть очень быстро покрывается снегом и грязью, и задние огни перестают быть видны полностью. Чтобы избегать неприятностей в дороге, в снежную и грязную погоду приходится регулярно их очищать.
Пока мы наслаждались морозами и снегом, Citroen Berlingo прятался в тёплом домике. Это было тем более приятно, что заправиться последний раз пришлось на крупной, но незнакомой заправке. Солярка оказалась приемлемого качества, но возможность не проверять этот факт лишний раз приятно грела душу.
Наконец, мы отдохнули. Чистенький, согретый теплом гаража Citroen Berlingo готов к путешествию домой. Это последние часы чистого автомобиля - буквально через пару километров автомобиль сначала оденется в белую шубу, а потом приобретёт «загар».
Перед тем как снова загружать вещи в машину, надо проверить возможности расширения имеющегося пространства. Возможности Citroen Berlingo в этом вопросе поражают. Ровный пол, высокий потолок – тут смело можно возить холодильники, не говоря уж о стиральных машинах. Для переезда такая машина очень даже пригодится.
Пока мы собирались, зарядил сильнейший снегопад. Он нас будет сопровождать всю обратную дорогу. Но в плане ходовых качеств Citroen Berlingo прекрасно подготовлен к предстоящему испытанию. Активную роль будет играть модернизированная антипробуксовочная система Grip Control, которая позволяет выбрать один из четырех режимов - нормальная дорога, бездорожье, заснеженная дорога или движение по песчаному грунту. В дополнение к этому в тестовой версии X-TR прилагался пакет опций "Повышенная проходимость", который включает в себя усиленную подвеску, увеличенный дорожный просвет (+7мм спереди / + 10мм сзади), защиту картера и стальные диски R16 с шинами 215 / 55. Из этих опций наиболее заметно в ходе теста показали себя дорожный просвет и защита картера. Последняя дважды спасла нас от серьезных неприятностей – вначале под машину вылетела откуда-то пустая 5-литровая бутылка, а другой раз от впереди идущего грузовика отвалился кусок снега со льдом.
В свою очередь, работа система Grip Control впечатлила своей эффективностью – если не забываться чересчур сильно о том, что это всё же переднеприводный автомобиль, возникает полное ощущение внедорожника. Мало того, что свесы у автомобиля небольшие, и он легко справляется со среднестатистическими препятствиями, так еще и легко расправляется с нюансами дорожного покрытия. Заснеженная дорога? Нужно залезть на единственное оставшееся для парковки место в сугробе на склоне? Всё это преодолевается легко и непринужденно. Поэтому, хоть мы и снова мучились с замерзающей незамерзайкой, а местами дорога превращалась в белое поле без намеков на свое продолжение, путешествие домой прошло спокойно и весело.
РЕЗЮМЕ
Появившийся впервые на рынке в 1996-м году Citroen Berlingo – одна из самых продаваемых моделей французской марки в России. И это неудивительно – машина действительно поражает своей практичностью, к которой прилагаются хорошие ходовые свойства, элегантный внешний вид и 4 звезды EuroNCAP. Однако дизельная версия Berlingo – это житель теплых стран, мало приспособленный для настоящей русской зимы. И несмотря на то, что полный расход топлива со всеми попытками прогрева, пробками и зимними дорогами составил заманчивые 7,8 л/100 км, холод в салоне сильно перебил восторг от машины.
Вот, если бы дизельный Citroen Berlingo «доработать напильником»…. Внедрить в него побольше разнообразных электрических «теплых штучек», начиная от подогрева незамерзайки и форсунок омывателя, и заканчивая дополнительными печками в салоне, тогда бы… Тогда бы машина стала настоящей мечтой.
В марте этого года Citroen представит обновленную версию Berlingo на автосалоне в Женеве. Французы обещают сохранить все преимущества модульного преимущества модульного устройства, просторного салона, комфорта и оснащения. Обновленный Berlingo получит новый бампер, решетку радиатора и ДХО. Изменится и подвеска – теперь это будет псевдо-Макферсон, уже знакомый по Citroen C4 Picasso. Помимо этого в арсенале французского «каблучка» появятся два новых 2 новых варианта окраски кузова. А вот услышат ли французы мольбы замерзающих российских водителей, пока неизвестно.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой