22.02.2025

Тест консистентных смазок: сравнительный анализ и выводы

Исследование консистентных смазок EP2 класса выявило значительные различия в их эксплуатационных свойствах. На основе химического анализа и тестов на четырехшариковой машине определен лидер по противозадирным характеристикам и температурной стойкости. Результаты помогут выбрать оптимальную смазку для различных условий использования.

Мое первое знакомство с консистентными смазками было в глубоком детстве, когда играясь «за гаражами», я поскользнулся и измазался черным старым Солидолом. А самое главное, что я испачкал брюки. Во времена советского дефицита это было подобно смертному приговору. Других брюк не было, а отмыть солидол хозяйственным мылом до конца не получалось. Так и ходил с пятном на бедре, пока не вырос из той пары брюк. Уже позже мы стали специально искать его и перекладывать из больших жестяных банок в маленькие, смазывая им в последствии подшипники и цепь велосипедов.

Позже, когда я стал постарше, на смену солидолу пришел Литол. Его уже нельзя было найти за гаражами, его доставали на сервисах. Принципиальным отличием Литола от Солидола было то, что в качестве базы в нем используются нефтяные масла, загущенные литиевым мылом, а в солидоле загущение осуществляется кальциевыми мылами. Полученный продукт имеет разные смазывающие и температурные свойства. Причем Литол использовался как многофункциональная смазка в большинстве узлов автомобиля. Ее было много в сервисах, и она была общедоступной.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Но была еще одна смазка, которая шла в 3-граммовых пакетиках вместе с игольчатыми подшипниками и она была ярко синего цвета. Называлась она 158 смазка. Синий цвет был следствием добавления в смазку фталоцианина меди, который служил как антиокислительной, так и трибологической присадкой. А также он является синим красителем. Так как смазки было мало, и она считалась «дефицитной», то по народному поверью она была самой лучшей.

Постепенно среди пользователей сформировалось мнение о том, что самая лучшая консистентная смазка должна иметь синий цвет, и этим начали пользоваться маркетологи, выпуская смазку именно синего цвета. Для теста были выбраны смазки с маркировкой EP2 «Extreme Pressure» (экстремальное давление).

В этом тесте мы решили изучить, чем отличаются синие консистентные смазки, представленные на рынке. Для этого мы купили четыре состава и отправили их в лабораторию. Мы исследовали их химический поэлементный состав, а также эксплуатационные свойства. Такие как нагрузка сваривания по ГОСТ 9490 в четырехшариковой машине трения и температуру каплепадения.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

В тесте принимают участие консистентные смазки:

  • MANNOL LC-2 HIGH TEMPERATURE GREASE 8029
  • ReinWell Lx210-EP2 RW-27
  • Sintec multi grease ep 1-150
  • Смазка литиевая с фталоцианином EP-2 NLGI 2 синяя

Перед началом тестового описания посмотрим, что обещают производители этих смазок и какими свойствами они должны обладать.

 

MANNOL LC-2 HIGH TEMPERATURE GREASE 8029 – консистентная смазка, тест

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

СВОЙСТВА, ЗАЯВЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ
MANNOL LC-2 HIGH TEMPERATURE GREASE — это универсальная термостойкая смазка, специально разработанная для обеспечения надёжной и длительной работы механизмов в сложных условиях. Она создана на основе высокоочищенных минеральных масел с загустителем из комплексного литиевого мыла, что делает её идеальной для использования в узлах трения, подвергающихся высоким термическим и механическим нагрузкам.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Основные свойства:
• Термостойкость до +170°C: обеспечивает эффективную работу подшипников даже при экстремальных температурах, значительно увеличивая их срок службы.
• Устойчивость к воздействию окружающей среды: формирует прочную смазочную плёнку, стойкую к воде, пыли, вибрациям и температурным перепадам.
• Продление интервалов обслуживания: долговечная формула позволяет реже проводить замену смазки, снижая эксплуатационные расходы.
• Эффективная защита от коррозии: предотвращает повреждения металлических поверхностей, продлевая срок службы механизмов.
• Совместимость с другими смазками: легко смешивается с большинством стандартных литиевых продуктов, что делает её универсальным решением для различных узлов.
• Стабильность при хранении: сохраняет свои характеристики в течение 5 лет, обеспечивая долгосрочную надёжность.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Применение:
Подходит для смазки: • Подшипников качения и скольжения, в том числе ступичных.
• Шарниров, карданных соединений, узлов подвески и других механизмов, подверженных вибрациям и ударным нагрузкам.
• Промышленного оборудования, включая литейные машины, конвейеры, вибрационные и горнодобывающие установки.

Эта смазка может использоваться для грузового и сельскохозяйственного транспорта, а также для внедорожной техники, где требуется защита механизмов от износа и перегрева.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Консистентная смазка MANNOL LC-2 HIGH TEMPERATURE GREASE поставляется в пластиковой тубе серого цвета, весом 446 г. Одна сторона закрыта металлической крышкой с ключом для открывания. Вторая сторона закрыта пластиковым колпачком, который плохо держится и слетает даже при транспортировке.

Химический анализ смазки показал очень небольшое содержание компонентов противоизносной присадки, а именно цинка и фосфора. Наличие этих элементов определяет противозадирные и противоизносные свойства смазки. Также удивительно, что составе нет меди, которая могла бы свидетельствовать о наличии фталоцианина меди, добавляемого как краситель.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Еще больший вопрос вызывает низкое содержание лития, входящего в литиевое мыло, используемое при производстве смазки. В этом составе его концентрация в 2–4 раза ниже, чем у других участников теста.

Результатом стало то, что физические противоизносные тесты это масло провалило. У неё оказалось одно из самых больших пятен износа — 0,45 мм, а также невысокая нагрузка сваривания — 2067 Н.

При этом у консистентной смазки MANNOL LC-2 HIGH TEMPERATURE GREASE хорошие показатели по температуре каплепадения. Измеренная по методу ГОСТ 6793, она составляет 272,8 °C, а по методу ISO 2176 — 278,7 °C.

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
По результатам теста можно сделать вывод, что консистентная смазка MANNOL LC-2 HIGH TEMPERATURE GREASE отлично себя показала по такому параметру, как температура каплепадения. Она может работать в узлах трения, температура которых достигает 250–255 °C. При этом удивило отсутствие противоизносных присадок, что сказалось на эксплуатационном тесте, который оказался не самым лучшим.

 

ReinWell Lx210-EP2 RW-27 – консистентная смазка, тест

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

СВОЙСТВА, ЗАЯВЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ
Смазка ReinWell Lx210-EP2 RW-27 разработана для обеспечения эффективной работы механизмов в сложных условиях эксплуатации. Благодаря использованию высококачественных минеральных базовых масел и литиевого комплекса в качестве загустителя, она сочетает высокую термостойкость, механическую устойчивость и антикоррозионные свойства, делая её универсальным решением для различных отраслей.

Основные свойства:
Консистентная смазка способна сохранять свои эксплуатационные характеристики в широком диапазоне температур — от -30 °C до +160 °C. Это делает её пригодной для использования как в условиях низких температур, так и при нагреве механизмов до значительных значений. Температура каплепадения более 280 °C гарантирует стабильность структуры смазки даже при сильном нагреве.

Её высокая механическая и химическая стойкость позволяет выдерживать значительные вибрации и ударные нагрузки, что особенно важно для оборудования, работающего в экстремальных условиях, таких как горнодобывающая и строительная отрасли.

Смазка также защищает металлические поверхности от коррозии. Она проходит испытания на коррозионную стойкость по стандарту DIN 51802, где показывает результат 0–0, что свидетельствует об отсутствии повреждений даже при контакте с водой.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Применение:
ReinWell Lx210-EP2 RW-27 широко используется в подшипниках качения и скольжения, которые работают под высокими нагрузками. Это особенно важно для узлов трения, подверженных воздействию воды или риску коррозии, например:
• в сельскохозяйственной технике, где детали часто контактируют с влагой и загрязнениями;
• в строительных и горнодобывающих машинах, работающих в условиях сильных вибраций и высоких температур;
• в промышленном оборудовании, где требуется высокая стабильность смазки в условиях продолжительных циклов работы.

Благодаря хорошей прокачиваемости, смазка может наноситься вручную, используя кисть или шпатель, а также через централизованные системы подачи смазки (ЦПС). Это делает её удобной для применения как на крупных предприятиях, так и в индивидуальном обслуживании техники.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Практические преимущества:
Использование ReinWell Lx210-EP2 RW-27 позволяет существенно увеличить интервалы между заменами смазки за счёт её долговечности и стабильности консистенции. Это снижает затраты на техническое обслуживание и минимизирует простои оборудования. Кроме того, её универсальность упрощает процесс обслуживания, поскольку одна смазка подходит для различных узлов и механизмов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Консистентная смазка ReinWell Lx210-EP2 RW-27 поставляется в пластиковой тубе. Вес 448 г.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Химический анализ смазки показал большое содержание компонентов противоизносной присадки, а именно цинка и фосфора. Наличие этих элементов определяет противозадирные свойства и противоизносные свойства смазки. При этом содержание цинка составляет 1279 мг/кг, а фосфора — 1031 мг/кг. Это самый высокий показатель в нашем тесте. Как результат, это сказалось и на эксплуатационных свойствах смазки. При её использовании в тесте на четырёхшариковой машине нагрузка сваривания составила 3283 Н.

Также у консистентной смазки ReinWell Lx210-EP2 RW-27 отличные показатели по температуре каплепадения. Измеренная по методу ГОСТ 6793, она составляет 258,8 °C, а по методу ISO 2176 — 273,2 °C.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
Консистентная смазка ReinWell Lx210-EP2 RW-27 отлично показала себя в тесте. У неё самое высокое содержание противозадирной присадки, что привело к наилучшим показателям по нагрузке сваривания среди протестированных продуктов. Также смазка может работать в узлах трения, температура которых достигает 250–255 °C.

 

SINTEC Multi Grease EP 1-150 – консистентная смазка, тест

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

СВОЙСТВА, ЗАЯВЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ
SINTEC MULTI GREASE EP — это семейство многоцелевых пластичных смазок с противозадирными характеристиками, которые обеспечивают надёжную защиту механизмов в широком диапазоне рабочих условий.

Состав и характеристики:
Смазка изготовлена на основе глубокоочищенных минеральных базовых масел, загущённых литиевым мылом, с добавлением высокоэффективных противозадирных присадок.

• Температурный диапазон применения: от -30 °C до +120 °C.
• Стойкость к вымыванию водой: предотвращает утрату защитных свойств в условиях повышенной влажности.
• Несущая способность: выдерживает высокие ударные нагрузки и вибрации.
• Механическая стабильность: сохраняет консистенцию и эффективность при длительной эксплуатации.
• Защита от коррозии: предотвращает ржавление металлических поверхностей даже в агрессивных условиях.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Физико-химические показатели:
• Класс по NLGI: 00, 0, 1, 2, 3 (в зависимости от разновидности).
• Пенетрация при 25 °C: 265–430 мм/10 (в зависимости от класса).
• Температура каплепадения: до 180 °C.
• Нагрузка сваривания (ЧШМ): 1960–3283 Н.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Области применения:
SINTEC MULTI GREASE EP рекомендована для смазки:
• Подшипников качения и скольжения.
• Шарниров, крестовин валов и зубчатых передач.
• Узлов машин и промышленного оборудования, работающих в условиях высоких нагрузок.

Применяется в автомобильной, сельскохозяйственной, строительной и промышленной технике, где требуется высокая защита от износа и устойчивость к внешним воздействиям.

Особенности нанесения:
Смазка наносится вручную (кистью или шпателем) или через централизованные системы подачи смазки.

SINTEC MULTI GREASE EP — это эффективное и надёжное решение для долговременной защиты механизмов, снижая затраты на обслуживание и продлевая срок службы оборудования.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности


РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Консистентная смазка SINTEC MULTI GREASE EP поставляется в пластиковой тубе серого цвета. Вес 426 г.

Химический анализ смазки показал, что она имеет неплохую рецептуру. В составе обнаружено содержание цинка и фосфора в концентрации 906,4 мг/кг и 742,8 мг/кг соответственно. Это является показателем наличия в ней противоизносной присадки. Если учесть, что в двух других смазках теста противоизносной присадки вообще не обнаружено, то этот результат можно считать отличным. Однако количество этих компонентов на 30 % ниже, чем у лидера теста — ReinWell Lx210-EP2 RW-27.

Наличие противоизносной присадки положительно сказалось на результатах испытаний на машине трения. Так, нагрузка сваривания для этой смазки составила 3087 H.

У консистентной смазки SINTEC MULTI GREASE EP есть существенный недостаток — показатель температуры каплепадения оказался значительно ниже, чем у лидеров теста. Измеренная по методу ГОСТ 6793, она составляет 205,5 °C, а по методу ISO 2176 — 209 °C. Это почти на 70 °C меньше значений лидеров теста.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности


ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
Консистентная смазка SINTEC MULTI GREASE EP хорошо показала себя в тесте на трение. Это стало возможным благодаря наличию в её составе высокоэффективной противоизносной присадки. Однако результаты по температуре каплепадения оказались неудовлетворительными. Поэтому использование данной смазки в зонах с повышенным нагревом не рекомендуется.

 

 

Смазка литиевая с фталоцианином EP-2 NLGI 2 синяя, тест

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

СВОЙСТВА, ЗАЯВЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ
Смазка EP-2 — универсальная пластичная смазка на основе минеральных масел, загущённая литиевым мылом, с добавлением противозадирных (EP) присадок. Она предназначена для использования в широком диапазоне нагрузок и температур, обеспечивая надёжную защиту и долговечность узлов трения.

Основные свойства:
• Высокая несущая способность: благодаря EP-присадкам, смазка эффективно работает в условиях высоких ударных нагрузок и вибраций, предотвращая задиры и износ поверхностей.
• Термостойкость: сохраняет стабильность и эффективность в широком диапазоне температур, что позволяет использовать её в различных климатических условиях и при разных режимах работы оборудования.
• Механическая стабильность: устойчива к механической деструкции, сохраняя консистенцию и свойства даже при длительной эксплуатации и воздействии вибраций.
• Водостойкость: обладает высокой стойкостью к вымыванию водой, что обеспечивает защиту узлов трения в условиях повышенной влажности или при прямом контакте с водой.
• Защита от коррозии: эффективно предотвращает коррозионные процессы на металлических поверхностях, продлевая срок службы оборудования.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Применение:
Смазка EP-2 предназначена для смазывания подшипников качения и скольжения, шарниров, крестовин валов, зубчатых передач и других узлов машин и промышленного оборудования. Она особенно эффективна в условиях высоких нагрузок, ударных воздействий и вибраций. Рекомендуется для использования в автомобильной, сельскохозяйственной, строительной и промышленной технике.

Физико-химические показатели:
• Класс по NLGI: 2
• Пенетрация при 25 °C, мм/10: 265–295
• Температура каплепадения, °C: не ниже 180
• Нагрузка сваривания по ЧШМ, Н: не менее 2450

Смазка EP-2 совместима с большинством литиевых смазок и может использоваться в различных климатических условиях. Она обеспечивает надёжную защиту и длительный срок службы узлов трения, снижая затраты на обслуживание и ремонт оборудования.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности


РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Консистентная смазка EP-2 NLGI 2 синяя поставляется в пластиковой тубе белого цвета. Вес 430 г.

Химический анализ смазки показал, что она не содержит противозадирных присадок. Содержание цинка и фосфора крайне низкое — всего 4,3 мг/кг и 52,3 мг/кг соответственно.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Как следствие, данный продукт продемонстрировал самую низкую нагрузку сваривания среди всех протестированных образцов. Её значение составило всего 1646 Н, что в два раза ниже, чем у лидера теста ReinWell Lx210-EP2 RW-27. При этом показатель оказался даже ниже заявленных паспортных характеристик для смазок класса EP-2 NLGI 2.

При этом у смазки EP-2 NLGI 2 оказалась самая низкая температура каплепадения среди всех участников теста — всего 198,5 °C. Хотя формально этот показатель укладывается в паспортные параметры, он всё же является одним из слабых мест данной смазки.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности


ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
Консистентная смазка EP-2 NLGI 2 синяя показала себя не самым лучшим образом. У неё оказались самые низкие физико-химические характеристики в группе, что делает её менее подходящей для применения в условиях высоких нагрузок и температур.

 

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Сравнительные результаты теста консистентных смазок

Мы разобрали каждую из смазок по отдельности. Теперь проведем сравнительный анализ.

Начнем с результатов, полученных на четырехшариковой машине. Эти показатели являются наиболее важными, так как они демонстрируют, до какой величины нагрузки слой смазки обеспечивает жидкостное трение между металлическими шариками.

Результаты оказались ошеломляющими. На первый взгляд одинаковые для потребителя смазки имеют различия в способности выдерживать нагрузки почти в два раза.

Лидер теста — смазка ReinWell Lx210-EP2 RW-27 — позволяет подшипникам выдерживать нагрузки, вдвое более высокие, чем у аутсайдера теста: 3283 Н против 1646 Н соответственно.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

 

При этом в группе явно прослеживается существенный разрыв между некоторыми продуктами. У смазок ReinWell Lx210-EP2 RW-27 и SINTEC MULTI GREASE EP нагрузка сваривания превышает 3000 Н, тогда как у остальных двух образцов этот показатель значительно ниже. Секрет такого успеха кроется в использовании высокоэффективных противозадирных присадок. Это хорошо видно по результатам химического анализа.

Именно в этих двух составах обнаружено высокое содержание цинка и фосфора — ключевых компонентов противозадирной присадки. Наличие этих веществ является отличительной чертой смазок класса «Extreme Pressure» (EP). В то же время у аутсайдеров теста — смазки Ярославского завода EP-2 NLGI 2 синяя и MANNOL LC-2 HIGH TEMPERATURE GREASE — данных элементов практически не обнаружено.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Вывод:

К сожалению, синий цвет консистентной смазки не является гарантией её высоких эксплуатационных свойств. На рынке могут встречаться продукты с одинаковой ценой и заявленными характеристиками, но с совершенно разными реальными эксплуатационными свойствами. Так, например, в нашем тесте лидером стала консистентная смазка ReinWell Lx210-EP2 RW-27 , чьи эксплуатационные свойства значительно превосходят показатели остальных участников.

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности

Сравнительная таблица результатов тестов консистентных смазок

Параметр

MANNOL
LC-2 HIGH TEMPERATURE GREASE 8029

ReinWell Lx210-EP2 RW-27

SINTEC Multi Grease EP 1-150

Смазка литиевая с втолоциамином EP-2 NLGI 2 синяя

Индикаторы износа





Алюминий (Al), ppm - ASTM D 6595 

0

2,5

4,8

1,8

Ванадий (V), ppm - ASTM D 6595                

0,1

0,3

0,3

0

Железо (Fe), ppm - ASTM D 6595                  

0,2

1,8

2,2

2,8

Кадмий (Cd), ppm - ASTM D 6595               

0

0

0

0,4

Медь (Cu), ppm - ASTM D 6595        

0

92,5

169,7

93,6

Олово (Sn), ppm - ASTM D 6595       

0

0,4

0,7

0,4

Свинец (Pb), ppm - ASTM D 6595                

1,8

2

1,5

1,4

Серебро (Ag), ppm - ASTM D 6595           

0

0

0

0

Сурьма (Sb), ppm - ASTM D 6595      

0

0

0

0

Хром (Cr), ppm - ASTM D 6595              

0

0

0

0

Индикаторы износа или присадки





Бор (B), ppm - ASTM D 6595             

177,9

223

0,1

0

Марганец (Mn), ppm - ASTM D 6595    

0

0

0

0

Молибден (Mo), ppm - ASTM D 6595       

0

0

0

0

Никель (Ni), ppm - ASTM D 6595     

0

0

0

0

Титан (Ti), ppm - ASTM D 6595       

0

0

0

0

Присадки





Барий (Ba), ppm - ASTM D 6595     

0

0

0

0

Кальций (Ca), ppm - ASTM D 6595   

3,8

76,5

83,5

23,5

Магний (Mg), ppm - ASTM D 6595    

6,8

6,8

5,8

8

Фосфор (P), ppm - ASTM D 6595     

44

1031

742,8

52,3

Цинк (Zn), ppm - ASTM D 6595      

0,4

1279

906,4

4,3

Общее загрязнение





Калий (K), ppm - ASTM D 6595       

0,5

11

0,8

0,9

Кремний (Si), ppm - ASTM D 6595      

0

25,7

7,7

56,8

Литий (Li), ppm - ASTM D 6595             

359

735,8

1382

1374

Натрий (Na), ppm - ASTM D 6595      

11

19,4

14,3

33,8

Физические параметры





Нагрузка сваривания Н ГОСТ 9490

2067

3283

3087

1646

D пятна износа, мм ГОСТ 9490

0,45

0,41

0,39

0,53

Температура каплепадения ГОСТ 6793/ISO 2176

272,8

258,8

205,5

202,2

Температура каплепадения ISO 2176

278,7

273,2

209

198,5

 

Сравнительный тест консистентных смазок: исследование эксплуатационных свойств, химического состава и реальных показателей эффективности



Статьи по теме