Тест-драйв FIAT Doblo: «каблучок» на все случаи жизни
Автомобиль на
тест-драйве "Автодел": FIAT Doblo
Panorama
Двигатель: 1,4 Fire
120 T-Jet с распределенным (многоточечным)
впрыском (MPI), с электронным управлением, с турбонаддувом и интеркулером, без
возвратной магистрали, 16 клапанов, 1.4 л, 120 л.с. (5000 об/ мин), 206 Нм (2000 об/мин), АИ-95, Евро-6
Трансмиссия: 6МТ, передний привод
Максимальная скорость (км/ч): 172
Габариты (ДхШхВ, мм): 4406 х 1832 х 1845-1895 (применительно базовой
версии без дополнительных опций)
Колесная база (мм): 2755
Дорожный просвет (мм): 175
Масса без нагрузки / Макс. разрешенная масса (кг): 1490 / 2315
Объем топливного бака (л): 60
Стоимость тестового автомобиля: Doblò Panorama от 1 289 000 р
Производство автомобиля: Турция, Бурса (Tofas Turk)
Гарантия на автомобиль: 4 года или 160 000 км (в зависимости от того, что наступит раньше; 3
и 4 год бесплатно предоставляется в рамках контракта «Максимум»; первые 2 года
пробег не ограничен)
Межсервисный пробег: 20 000 км, не реже 1-го раза в год
«Каблучки» - фирменный знак современных европейцев, склонных к рачительности и практичности. По вместительности и просторности «каблучок» больше, чем «универсал», а для водителя и пассажиров зачастую удобнее, чем минивэн. Вроде как и «легковушка», а вроде как и нет – эдакий гибрид двух разных биологических видов. Но однозначно, «каблучок» - это всегда такая неприхотливая, очень усердная «рабочая лошадка», своей формой напоминающая слегка обтёсанный «кирпич».
Поскольку трудно обтесать кирпич так, чтобы он стал похож на поморскую птицу счастья и при этом остался кирпичом, дизайнеры подобных автомобилей стоят перед очень сложной задачей. С одной стороны, хочется красиво и элегантно, с другой – это всё равно будет «кирпич». Добротный, симпатичный. Но… кирпич.
Да и потребитель не ждет от такого автомобиля особенных изысков – главное, чтобы было функционально, удобно. Ну, и симпатично тоже бы не помешало. А ещё, чтобы ценник приятно грел душу. Сразу скажу, ценник у FIAT Doblo достаточно приятен, чтобы привлечь внимание. Но об этом чуть позже.
Разные школы автомобилестроения по-разному решают вопросы придания красоты «многофункциональному практичному кирпичу». Немцы уважают острые лаконичные линии, а более романтичные французы и итальянцы – плавные переливы силуэта.
Не будем снова повторять слово «кирпич» (хотя кирпич не кирпичом не станет, даже у лучших дизайнеров – ой, аж три повторения, нет уже четыре «кирпича», в одном предложении – простите). Да, есть нормальное название класса подобных автомобилей - коммерческие автомобили. То есть те, которые призваны быть не домашним единственным любимчиком, а «трудягой» в такси, бизнес-парках… И FIAT Doblo как раз из разряда этих «рабочих лошадок».
И даже если вам, как мне, понравился внешний дизайн итальянско-турецкого «каблучка», внутри вас будет ждать достаточно аскетичный интерьер, с головой выдающий принадлежность FIAT Doblo к коммерческим авто. Минимальная претензия на дизайн, монохромная подсветка оранжевого цвета, примитивные шрифты. Симпатично, но… немного скучно. Особенно когда смотришь на финальную цену автомобиля.
С одной стороны, хочется какого-нибудь полёта фантазии и изысков, с другой – ценник сразу же начнёт набирать вес. Но всёе же мне кажется, что использование неброского торпедо в коммерческих авто двойного использования – для дома и для бизнеса - это некая негласная традиция, не особо влияющая на ценник. Поскольку, как показывает практика других классов автомобилей, «наведение марафета» не слишком сильно влияет на ценник, и хотя бы для максимальной комплектации та же приборная панель будет украшена всеми возможными «рюшечками» из мира современной электроники. В мире же «суровых» коммерческих автомобилей этого не получить ни за какие деньги.
Однако разнообразие комплектаций и вовсе не наш случай. В Россию FIAT Doblo поставляется вообще всего в двух вариантах: грузовом Cargo и пассажирском Panorama. И «база» совсем пуста. В неё не входят не только такие функции, как подогрев передних сидений, но и кондиционер и задние электрические стеклоподъемники. Кстати, набор уже этих функций добавит к стартовой цене 64600 рублей.
Всего же ценных дополнительных опций в нашем тестовом автомобиле набралось на 215 750 рублей, а суммарный ценник вырос с 1 289 000 до полутора миллиона рублей. И, главное, почти всё добавленное – ценное, создающее комфорт и придающее удобство вождению.
«Ненужным» из добавок я бы, пожалуй, посчитала лишь круиз контроль за 10 500 рублей – для механической коробки передач это баловство.
Зато те же «бесполезные» окрашенные бампера и зеркала в сочетании с краской «металлик» за 27 300 рублей я бы оставила, поскольку, собственно, они и придали очарования «каблучку», превратив его из заурядного «работяги» в очаровательного «помощника по хозяйству».
Возможно, купилась бы я и на магнитолу, поскольку в базовую радиоподготовку FIAT Doblo Panorama входят лишь антенна, провода, разъёмы. Цена за наслаждение музыкой составит 26 000 рублей. Встроенная магнитола работает как FM-радио, имеет входы AUX-IN, USB, интерфейс Bluetooth. Если есть желание управлять музыкальным сопровождением с руля, придется добавить ещё 4600 рублей. Из плюсов штатной магнитолы – хороший приём радиостанций, умение самостоятельно «отлавливать» выбранную радиостанцию при переезде из региона в регион с помощью RDS, простой интерфейс, адекватная работа с внешними устройствами и достаточно приятный звук.
При том, что почти половина оснастки оказалась опциями, было приятно осознавать, что удобная полочка над зеркалом заднего вида для FIAT Doblo Panorama включена в базовую комплектацию.
А вот замочка на бардачке у нас не было. И не надо – за него придется доплатить 1600 рублей, а нужен он всерьёз только в бизнес-парках. Зато для всех FIAT Doblo Panorama уже в базе идут система динамической стабилизации движения (VDC), боковые зеркала с электроприводом и обогревом и центральный замок.
Но главное, обе задних сдвижных двери и раздельная спинка задних сидений (40:60) – это штатное исполнение.
В общем, не так уж и бедненько, но тысяч на двести «базу» FIAT Doblo уже хочется поправить, чтобы было «как на тесте».
И немного грустного: замена штатного водительского сидения на «шикарное» с подогревом, подлокотником и регулировкой по высоте в сумме обошлась в 21000 рублей. Не так мало, но и немного вроде бы. Однако печалит здесь то, что регулировка по высоте недостаточно широка и невысоким водителям может оказаться некомфортным то, как подушка поджимает ноги. В дальней дороге они затекали, как я не старалась подобрать посадку.
Посмотрим же теперь на заднюю часть FIAT Doblo Panorama, ведь это именно то, ради чего и нужны «каблучки».
Распашные двери багажника – это «база». Открываются они не очень широко, но для города, может, так и лучше, чтобы во время погрузки-разгрузки какие-нибудь лихачи не оторвали распахнутую дверь.
Сразу за ними начинается не просто багажник, а мечта любого владельца автомобиля. Объём мечты – 790 литров, почти куб.
В подопытном экземпляре багажник имел дополнительную полку, разделяющую его на два уровня. На неё можно поставить до 70 кг груза, а при необходимости частично сложить или уложить на пол. Очень удобная вещь, если только вам не нужно везти какие-нибудь чересчур габаритные детские коляски. Стоит такая полка 4100 рублей.
Без неё багажник остаётся таким же обширным, но в привлекательности заметно теряет, потому что почти кубометр свободного пространства немного пугает – хоть мешки с цементом вози. Да и то слово: грузоподъёмность FIAT Doblo Panorama составляет 5 человек и 425 кг груза. Чтобы такое изобилие груза можно было безопасно возить по нашим дорогам, все версии для России оснащаются усиленной подвеской.
Но на этом впечатляющие способности FIAT Doblo Panorama к транформации не заканчиваются – ведь можно ещё начать складывать задние сидения.
Из различных комбинаций можно получить просто удлинённый отсек.
Но можно и организовать ровный пол.
Причём, с помощью нашей чудо-полочки ровный пол можно сделать и повыше, оставив «подполье» для менее габаритных вещей.
Складываются сидения в пропорции 60:40, поэтому можно скомбинировать разные варианты – настоящая мечта путешественника! Хоть коляски, хоть снаряжение… хоть рассаду да арбузы вози.
И при этом задние сидения очень комфортны для длительных поездок – втроём здесь ехать удобно. И места хватает, и все три подушки полноценного размера. Профиль у подушек не слишком сильно выступает, поэтому и детские кресла сюда встают легко.
И, наконец, запасное колесо. Все FIAT Doblo имеют полноразмерное запасное колесо на стальном диске.
Правда, далеко не всем понравится его снимать и ставить его на место – расположено оно под днищем. Зато оно есть! И в дальней дороге знание того, что снизу едет «спасение» от прокола колеса, сильно успокаивает.
Прокатимся?
Набор силовых установок для FIAT Doblo небогат - на выбор предлагаются два варианта 1,4-литрового двигателя FIRE (в переводе с английского - «Огонь»), мощностью 95 и 120 л.с. Оба двигателя идут в паре с «механикой»: мотор послабее агрегируется пятиступенчатой коробкой, а помощнее – шестиступенчатой. Для пассажирской версии Panorama доступны оба варианта силовой установки, а для грузового – только мощностью 95 л.с.
Несколько устрашающе своей «огненностью» название FIRE скрывает аббревиатуру: на самом деле это «Fully Integrated Robotised Engine», что означает линейку двигателей FIAT, разработанную итальянской дизайнерской фирмой Родольфо Бонетто. На русский язык этот набор слов переводится как «полностью интегрированный роботизированный двигатель». Если понятнее не стало, то это зашифрованный фирменный вариант унификации и удешевления производства двигателей на автоматизированных заводах «Robogate» - «Робогейтах». Заводы, работающие по этому принципу, построены в Италии, Бразилии и штате Мичиган.
Появились двигатели FIRE аж в 80-х годах, и, начиная с 1985-го года, FIAT разработал целый ряд моторов, объемом от 769 до 1,368 см. куб. Изначально это были карбюраторные двигатели, которые с течением времени стали инжекторными, а затем получили и многоточечный распределенный впрыск. Два поставляемых в Россию двигателя – из последнего поколения. Более мощный двигатель отличается наличием турбонаддува и интеркулера (и, конечно же, благодаря этому обладает специальным названием T-Jet). Работают оба двигателя на 95-м бензине и относятся к классу экологичности ЕВРО-6.
У нас на тесте FIAT Doblo с двигателем помощнее. Производитель обещает для него высокую экономичность: заявленный расход топлива в минимуме должен составлять 5,9 л/100 км, а в городе подниматься до 9,5 л/100 км. И это делает его более экономичным, чем 95-сильный «малыш», который в максимуме должен укладываться в 10 л/100 км. В смешанном цикле потребление топлива у обоих двигателей одинаково и должно составлять 7,2 л/100 км.
Силовой агрегат нашего тестового FIAT Doblo оставил благоприятное впечатление: у автомобиля хорошая динамика, уверенный разгон, приятная тяговитость. А вот с заявленным расходом топлива мы не совпали, хотя и не выпали из рамок разумного. Если ездить по городу, даже без пробок, сложно опустить потребление топлива ниже 8 -8,2 л/100 км, а добиться показателей ниже 7,2 /100 км не удалось и на трассе. Возможно, обещанные 5,9 л на сотню и можно заполучить, но сделать это будет очень трудно. Зато в долгих пробках или на скоростных трассах легко выйти и за 10 л бензина на 100 км.
Причина подобного поведения кроется в том, что минимальный расход топлива получается на 2-2,5 тыс. оборотов в минуту – как раз в зоне максимального крутящего момента. Но как только обороты повышаются хотя бы до 3000, аппетит FIAT Doblo начинает стремительно расти. Поддерживать низкие обороты двигателя на трассе можно только на скоростях до 90-95 км/ч, а в случае остановок стартовать нужно очень плавно и спокойно. Скорости 100 – 110 км/ч и резвые старты сразу же повышают аппетит «каблучка» где-то на литр на сотню километров.
Конечно, шестиступенчатая коробка передач способствует снижению расхода топлива, но выбить из автомобиля обещанную невероятную экономичность не так просто. И хотя ожидания оправдались не полностью, криминального аппетита не обнаружилось и потому бюджет тест-драйва в итоге ничуть не пострадал.
Едет пассажирский FIAT Doblo приятно – даже непонятно, что это «каблук». Разве что хотелось бы большей информативности от столь приятно лежащего в руках рулю (умеют итальянцы сделать баранку так, чтобы она была пухленькой и мягкой, а кожа нежной!). Пока скорости низкие, автомобиль отличается приятной управляемостью и отзывчивостью. Но чем выше скорость, тем сильнее пустеет руль и в какой-то момент обратной связи начинает не хватать.
Аналогично ведёт себя и подвеска. На городских скоростях FIAT Doblo радует энергоёмкой подвеской, машина отлично стоит в поворотах, не пытается завалиться на бок. Однако проезд с ветерком по изуродованному колейностью четвёртому ряду МКАД удовольствия уже не доставляет – машина заметно плывёт и чем выше скорость, тем сильнее. Такое ощущение, что автопроизводитель в заговоре с борцами за безопасное движение: мол, до 90 км/ч весь комфорт, а быстрее не положено. Однако, опять же, всё остаётся в рамках разумного и приличного. По хорошей дороге можно ехать и быстро, если топлива не жалко – ездить не страшно, машина на дороге стоит.
А по плохой дороге все присутствующие в салоне проголосуют за более спокойную езду: несмотря на очевидные признаки звукоизоляции под пластиковой обшивкой, её откровенно не хватает для акустического комфорта. Машина получилась шумной, что выдаёт её принадлежность к коммерческому классу.
Зато FIAT Doblo может похвастаться отличным головным светом: фары прекрасно освещают дорогу, подсвечивают обочину и обладают комфортной цветовой температурой.
Общее благоприятное впечатление немного портит странная обзорность – огромные стойки, странные зеркала. Казалось бы, в больших зеркалах заднего вида должно быть видно всё, но почему-то у FIAT Doblo оказались гигантские «мертвые зоны». Это приучает трепетно относиться к включению указателей поворота перед началом манёвра. Перестраиваясь в очередной раз с пятой полосы на первую и назад, я остро сожалела о том, что кроме задних парктроников у FIAT Doblo нет никаких помощников водителю. Кому бы не помешал контроль слепых зон, так это итальянскому симпатяге (странно, что его зовут Добло, а не Марио).
РЕЗЮМЕ
В последнее время облагороженные коммерческие «каблучки» всё чаще используются «частниками» в качестве «универсалов». Благо, помимо оглушительно успешного LADA Largus, на нашем рынке их представлено достаточно много. Правда, если приглядеться внимательнее, все они окажутся родом из Европы и будут принадлежать знакомым концернам из Франции, Германии и Италии.
Надо сказать, тенденция роста популярности «каблучков» вполне понятная: если в семье больше двух человек, плюсы этого вида кузова становятся очевидными практически сразу. Главные из них – это вместительность и неоспоримая универсальность без потери комфорта.
Стремление производителей облагообразить внешность и внутреннее наполнение таких автомобилей можно только поприветствовать – как-то немного грустно, когда приходится жить в двоичном черно-белом мире, выбирая либо красиво, либо практично.
Для тестового Fiat Doblo баланс интересов достигнут: и снаружи, и внутри автомобиль достаточно симпатичен, чтобы не мучиться неприятными компромиссами. Жаль только, что стремление к комфорту и красоте столь стремительно раскручивают ценник уж слишком пустой базовой комплектации. И лишь это немного омрачает радость от тест-драйва FIAT Doblo Panorama.
Фотографии и текст Натальи Парамоновой, "Автодела"