Воргольские скалы. Путешествие выходного дня на Hyundai Santa Fe.
Лето 2021 года выдалось контрастными и нервным. Среднюю полосу накрыла давно забытая аномальная жара, распространившая курортную зону далеко на север страны. Деструктивное воздействие зноя сопровождалось тревожным информационным фоном из новостей: вот видео из затопленной Керчи, а вот селевой поток разрушает дорогу в Сочи, вот в Лермонтово смывает половину поселка вместе с машинами, дорогой и набережной, вот в Анапе эвакуируют дома отдыха из-за затопления, а в Ялте автомобили уплывают в море… Конечно, нашего туриста просто так не испугать, и курорты Крыма и Краснодарского края, несмотря на все перипетии погоды, приняли в сезоне 20 млн отдыхающих. Но все же предположу (без риска быть совсем неправым), что большинство соотечественников предпочло бы более спокойный и где-то даже предсказуемый отдых.
Я уже не раз высказывал свои соображения о том, что поездка на отдых на автомобиле хороша имеет как минимум два преимущества перед иными способами: это независимость и мобильность. В этот раз я с семьей снова предпочли новое место привычным для столичного отпускника маршрутам к морским берегам. Эта локация не способна принять миллионы туристов, вода там холодная, родниковая, однако находится по дороге на юг, так что ее можно рассматривать либо как точку временной остановки во время летнего путешествия, либо как пункт назначения для отдельной поездки на выходные из Московского региона.
Герой нашего рассказа – Воргольские скалы, которые располагаются под Воронежем, примерно в 5–6 часах езды от Москвы. Это место давно облюбовали любители скалолазания, но и простые туристы, не связанные по жизни с веревками и альпенштоками, смогут найти здесь очарование и насладиться красотами природы.
Чтобы добраться быстрее, мы проложили маршрут по платной трассе М4 «Дон». Если заранее запастись транспондером, то быстрое прохождение пунктов оплаты будет приятным бонусом к хорошему асфальту и отличному скоростному режиму. Тем более что тестовая Hyundai Santa Fe замечательно приспособлена для движения в режиме экономии сил и внимания водителя. Этому способствуют системы помощи, которые позволяют не только автоматически поддерживать скоростной режим, но и притормаживать перед впереди идущим автомобилем и удерживать машину в полосе. Последняя функция наполняет маневры перестроения новыми водительскими ощущениями. Система фиксирует смещение и пересечение разметки, после чего создает на рулевом колесе усилие, возвращающее машине прежний курс. Если не знать, что это работа автоматики, с непривычки кажется, будто безуспешно пытаешься выехать из колеи. Но достаточно включить поворотник, как эффект исчезает. Система распознает «намеренность» маневра и не препятствует ему. При этом функция удержания в полосе не является полным автопилотом. Машина отслеживает, чтобы при движении водитель постоянно держал руки на рулевом колесе. В ином случае на центральном дисплее (именно так хочется назвать экран электронной приборной панели Hyundai Santa Fe) возникнет соответствующее предупреждение. Чтобы ощутить ненавязчивую, но уверенную работу системы автоматической коррекции траектории, отпускать руль не нужно – достаточно просто легонько придерживать его.
С М4 мы уходим на Елец, и тут становится востребованной функция круиз-контроля Hyundai Santa Fe, причем, как это ни покажется противоречивым, для поддержания черепашьего темпа. Ибо на прекрасно оборудованной дороге почему-то действует ограничение максимальной скорости в 50 км/ч, которое после магистрали выглядит сущей пыткой и провокацией. Справиться с искушением поднажать (и с высокой степенью вероятности попасть на штраф) как раз поможет круиз-контроль.
Конечный участок маршрута трудностей также не вызывает, в том числе благодаря тому, что навигационной программе известны пути и до близлежащей деревни Дерновка, и до самих Воргольских скал. Хотя на подъезде возник нюанс: навигатор вывел нас к крутому размытому спуску, и мы, несмотря на наличие таких условно-внедорожных характеристик Hyundai Santa Fe, как полный привод и дорожный просвет в 176 мм, проехать по нему не рискнули. Немного разведав местность, нашли более аттрактивный (ну, или менее пугающий) спуск.
Скальные выступы идут на протяжении пяти километров по течению реки Воргол, самыми известными из которых являются Звонари и Копченый камень. Именно около Звонарей него отдыхает большинство туристов, поскольку Копченый камень является особо охраняемой природной территорией и свободный доступ туда ограничен. Дело в том, что здесь есть пещера, где обнаружены следы стоянки первобытного человека. Как водится, с ней связана местная легенда о том, что здесь спрятан древний клад, который никто не может отыскать. Однако если егеря застигнут вас на склонах Копченого камня с лопатой, крупного (15–20 тыс. рублей) штрафа не миновать. Поэтому остановиться лучше около Звонарей, а до Копченого камня просто прогуляться.
Зона Воргольских скал является уникальным природным ландшафтом и входит в состав одноименного заповедника. На его площади находится реликтовый ботанический район, разнотравье которого сохранилось со времен ледникового периода и по набору видов похоже на высокогорные участки Альп. Произрастающие здесь травы нигде более на территории Воронежской области не встречаются. За счет скальных выступов образуется горное ущелье, в ложе которого течет речка Воргол. Вода в реке всегда холодная и чистая, так как река имеет родниковое происхождение.
Остановиться здесь можно в нескольких местах. Первое – в верхней части скального выступа Звонари. К нему легко подъехать на автомобиле любой проходимости. Из неудобств: продуваемость ветрами и необходимость либо везти с собой воду, либо спускаться за ней к реке.
Второй вариант – спуститься непосредственно к реке и встать в долине напротив скального уступа Звонари. Это, на наш взгляд, лучшее место для отдыха, но дорога вниз не самая простая. И если спуститься вниз сможет практически любой автомобиль, который не совсем трется пузом об асфальт, то вот подняться наверх, если вдруг пойдет дождь, получится далеко не у каждого. Здесь вас ждут раскидистые ивы, удобная ровная площадка и особый микроклимат. Детей может порадовать стадо коз и овец, которые периодически проходят по долине. Правда, при их приближении нужно спрятать все съестное в палатку. Желательно так же поступить и на ночь, так как на стоянку может спокойно заглянуть лиса и поживиться беспечно оставленным шашлыком.
Еще один способ встать около воды – воспользоваться кемпингом «Воргольские скалы». Низкий берег позволяет с комфортом подъехать на любом автомобиле. На территории есть беседки, туалет, души и места для приготовления шашлыка. Географически он расположен буквально в 500 метрах от скального выступа, если идти по берегу реки вверх по течению. Нужные тропинки даже обозначены на схемах «Яндекс.Навигатора», но эта тропа не очень нахожена и не очень удобна. Зато если прогуляться от кемпинга вниз по течению, то можно увидеть руины усадьбы Талдыкина, основанной в середине ХIX века. Грандиозность проекта подтверждается частично сохранившимся пятиэтажным зданием мельницы (изначально тут планировалось устроить мукомольное производство). Сегодня усадьба находится в частной собственности, и посмотреть на нее можно только со стороны. Если пройти еще ниже по течению, то тропинка приведет в Копченому камню, о котором мы писали выше.
Перепады высоты сформировали соответствующие виды экстремальных развлечений: на Звонарях предлагают троллинг и роупджампинг. По выходным местный клуб любителей скалолазания натягивает тросовую систему, и каждый желающий может получить порцию адреналина от прыжка с утеса и от полета над руслом реки на высоте 60 метров. Для любителей спелеологии есть возможность спуститься в карстовую пещеру. Искать организаторов очень просто: достаточно набрать в поисковике «Воргольские скалы» – и получите ссылку на страничку устроителей в соцсетях.
Резюмируя: поездка на Воргольские скалы не отнимет много сил, времени и денег и доставит массу приятных моментов вам и вашей семье. Главное – учесть особенности маршрута (о них мы упомянули) и правильно оценить ресурсы – свои и автомобиля.
Текст и фото - Роман Клопотов.