В поисках зимы на Hyundai ix35
Автомобиль на тест-драйве "Автодел": Hyundai ix35
Двигатель: бензиновый 150 л.с. (110 кВт), 6-ступенчатая АКПП
Комплектация: Prime + пакет Style
Стоимость комплектации: 1 354 900 рублей
Гарантия на автомобиль: 3 года или 100 000 км пробега
Зачем русскому человеку зима?
В России зима – это не время года. Зима – это состояние души. Ну, не может русский человек без настоящей зимы с ее снегопадами, морозами и искрящимся белым снегом. Давно уж миновали времена удалых грациозных троек с бубенцами, а все одно – вид заснеженной дороги заставляет душу трепетать и желать дороги, да желательно еще и с ветерком. Это у нас заложено в генетике.
Прошлая зима в Москве была странной – снег выдавали по талонам, а последствия медведевского перевода зимы на вечные летние рельсы сделали жизнь совсем непереносимой. Ни на лыжах покататься, ни просто взгляду отдохнуть от бесконечной серости и грязи мегаполиса. И даже наступивший было холод лишь заморозил эту хмарь, не принеся никакого облегчения. К марту же вообще стало казаться, что зима в этом году решила отдохнуть где-нибудь на Канарах. Вот эта бесконечная осень и заставила меня тронуться в путь за Полярный круг – на Север, за Белым Снегом и Настоящей Зимой.
В зимний сезон самое благодатное время ехать за Полярный круг – это конец марта. Зима еще полная хозяйка, а солнце уже по-весеннему яркое и бродит по небу все дольше и дольше. В день равноденствия, 20 марта, солнце пройдет «экватор», разделяющий полярный день и ночь, и зима начнет стремительно терять свои права. Конечно, в марте на широте Мурманска никакой полярной ночи уже подавно нет: по полгода эти два бесконечных времени суток длятся лишь на Северном (и Южном, конечно) полюсе. Да и там это несколько условно. На Кольском же полуострове в марте длина дня и ночи почти такая же, как в средней полосе. Но все-таки представьте себе: полярная ночь в Мурманске длится целых 40 дней, а полярный день из-за атмосферы Земли, искривляющей лучи небесного светила, даже чуть больше. Проходит всего два месяца со дня равноденствия, а 22 мая город-герой Мурманск уже встречает полярный день.
Если уж для жителей средней полосы равноденствие, так или иначе, всегда было праздником, знаменующим приход весны, то для жителей Заполярья – и подавно. Именно поэтому каждый год в конце марта весь Кольский гуляет традиционный Праздник Севера. Главная «фишка» праздника – различные спортивные мероприятия. Это разнообразные гонки – и обычные лыжные, и экзотические на оленях, и кайтинг, и горные лыжи, и сноуборд, и даже приуроченные к Празднику Севера детские игры по экстремальным видам спорта. Во время праздника можно попробовать свои силы в метании аркана, стрельбе из арбалета и прыжках через нарты. И все это «подается» под культурно-развлекательным «соусом» - на празднике проводится много выступлений танцевальных и певческих коллективов, которые год от года стараются предложить все более интересные номера. Помимо этого проходят ярмарки, где можно купить сувениры, часть из которых больше нигде не купишь. В общем, есть на что посмотреть, чем себя порадовать, и даже есть в чем поучаствовать, если есть силы, возможности и желание. В спортивных мероприятиях надо еще иметь и смелость: северяне – люди спортивные и в зимних видах спорта – серьезные соперники.
В этом году Праздник Севера был непростым – он отмечал свой 80-летний юбилей. Вот туда-то я и поехала на тестовом Hyundai ix35, чтобы наконец-то увидеть и с удовольствием проводить Зиму.
На чем поедем?
Почему именно Hyundai ix35, спросите вы? Да все просто: для поездок на Север зимой лучше иметь полноприводную машину – все-таки 2000 км с севера на юг и назад в это время года могут преподнести всё что угодно. Не исключены обледенения дороги, снегопады и даже снежные заносы, ливни, ветер, грязь – в общем, полный набор «прелестей жизни». И наличие полного привода существенно облегчает встречу с ними. Помимо этого в дороге длиной около 5000 км нужно, чтобы машина была комфортной, достаточно просторной (чтобы при необходимости иметь возможность поспать в ней по дороге) и при этом не слишком «прожорливой». Помимо этого в такой сложной дороге не последнюю роль играет безопасность машины, а Hyundai ix35 имеет пять звезд Euro NCAP.
Раньше мы уже проверяли «собрата» Hyundai ix35 KIA Sportage в двух вариантах – с бензиновым 150-сильным двигателем и дизелем. На наших тестах они показали очень неплохие результаты и было очень интересно проверить, чем отличается новичок от KIA Sportage. Вот так и поехал белый наследник Tucson – Hyundai ix35 осваивать Заполярье.
Внешне, конечно, Hyundai ix35 сильно отличается от KIA Sportage. Но родственность форм чувствуется – те же пропорции, те же линии, те же узкие окна. И это неудивительно - оба автомобиля не только построены на одной платформе, но и реализуют единую дизайнерскую концепцию немца Петера Шрайера. Свой дизайн Hyundai объясняет поэтично: это идея потока воды с добавлением стиля спортивного купе. Получившийся профиль ix35-го действительно выглядит стремительно и утонченно. Но, по сравнению с брутальным Sportage, и более элегантно и даже женственно.
Под капотом у тестового Hyundai ix35 находится бензиновый 16-клапанный двигатель Nu 2.0 MPI. Этот двигатель отличается от двигателя, который имел протестированный KIA Sportage (на нем мы ездили в Кострому) - там стоял двигатель Theta II 2.0 D-CVVT. Двигатели, хоть и похожие по динамическим характеристикам, все же разные. А вот сейчас у автомобилей моторы одинаковые - начиная с 2013-го года и KIA и Hyundai ставят на свои компактные кроссоверы именно двигатель Nu.
Испытания для тестового ix35 начались существенно раньше, чем предполагалось: ровно за день до выезда я серьезно травмирую указательный палец правой руки. Отменять давно намеченную и такую желанную поездку? Сомнений в успехе мероприятия было много: шутка ли, дорогу длиной почти 5000 км за небольшим исключением я должна буду проехать одна. У меня не будет даже штурмана или просто попутчика. Да, конечно, травмированный палец сильно болеть будет не всю дорогу, но уж до Мурманска-то придется доехать «как-нибудь». Выдержу ли я подобное испытание?
Прежде чем отказываться, я решила попробовать, как получится вести машину практически одной рукой. Если ix35 будет таким же легким в управлении, как Sportage, особых проблем в дороге возникнуть не должно. Помимо этого топовая комплектация «Prime+Style пакет» моего Hyundai ix35 обещала достаточное количество «примочек», облегчающих существование подобным мне растяпам.
Со страхом садилась я за руль автомобиля, но все оказалось очень просто и даже как-то чересчур легко. Да, торчащий, как перст указующий, палец стремился то и дело воткнуться в переключатель дворника, но в целом рулить было удобно. Пробный заезд на 50 км по плотному московскому потоку успокоил меня, и я рискнула отправиться на Hyundai ix35 в дальнюю дорогу – на Север, за Настоящей зимой.
Сборы заняли существенно больше времени, чем обычно – укладывать вещи одной рукой совсем неудобно. Зато удалось сократить количество «крайне необходимых» вещей в дороге до минимума. Единственное, на чем сэкономлено не было, это на запасной обуви и теплых куртках.
Пока шли сборы, погода решила подкинуть сюрприз:
- Вы хотели Настоящей Зимы? Ну, так получите ее в полном объеме!
…Загружать вещи в машину пришлось в экстремальных условиях. Зато нежданный снегопад разрешил последние сомнения, стоит ли тащить с собой лыжи – конечно, да! Даже если особо и не удастся покататься из-за руки, я хотя бы честно встану на них и поставлю себе галочку в зимнем расписании.
Беговые лыжи, конечно, не влезли так, как этого бы хотелось: их пришлось разместить вдоль салона. Концы лыж удалось зафиксировать между креслом и подлокотником так, чтобы они не особо мешали переднему пассажиру. Сзади, конечно, с комфортом теперь сидеть можно было только одному. В дороге это было неважно, лишь бы лыжи не летали по салону, а вот в Мурманске для поездки в Ловозеро ко мне присоединятся спутники. Но их в результате как раз оказалось ровно двое, и вопрос был решен – лыжи поехали на Север тоже.
Габариты у Hyundai ix35 вполне средние для данного класса: длина – 4410 мм, ширина – 1820 мм, высота – 1660 мм, колесная база – 2640 мм и клиренс – 170 мм. Ширина багажного отделения – метр двадцать, а если сложить заднее сидение, то можно положить предметы длиной до 1700 мм. Беговые лыжи сюда уже просто так не помещаются, только палки. Наискосок их везти неудобно – они занимают слишком много полезного пространства в багажнике и салоне, да и жалко – в дальней дороге их слишком сильно побьет. Поэтому лыжи и заняли почетное место заднего пассажира.
Зато под полом багажника Hyundai ix35 лежит полноразмерная запаска, что в дальней дороге успокаивает, хотя в данном случае не сильно: запасное колесо летнее, а резина стоит зимняя, шипованная. Ездить на полном приводе с настолько разными колесами на ведущих осях не только запрещено ПДД, но и просто страшно. Поэтому резину пришлось поберечь. Кстати, топовую версию ix-35-го отличают литые диски 18’’ с резиной 225/55. Производитель ставит корейскую резину – либо Kumho, либо Hankook.
Помимо колеса здесь достаточно места для разнообразной мелочевки. В этот раз ниша под колесо оказалась не задействованной – дали свои плоды меры по существенному снижению количества вещей, взятых с собой в дорогу.
Внутри Hyundai ix35 сильно напоминает Sportage. На первый взгляд кажется, что ix35 отличает лишь сине-серый цвет подсветки приборов и кнопочек. Однако разница есть, и нюансы в данном случае оказались очень приятными. Во-первых, в ix35 по-другому реализована центральная консоль – вместо стильных, но немного странных решений KIA, тут все более стандартно и утилитарно. Зато всегда найдется, куда пристроить коммуникатор – ниша для мелочевки большая и удобная. Причем ручка переключения передач не мешает класть его туда и свободно доставать даже с травмированной правой рукой.
Климат в салоне Hyundai ix35 в зимних условиях настраивается чуть ли не идеально, стекла не потеют и не обмерзают, а подогрев сидений делает ранее морозное утро приятным.
В дверях у Hyundai ix 35 нет ничего экстраординарного, но при этом все очень неплохо – достаточно удобно и продуманно. А вот вместительный бардачок в дальней дороге стоит похвалы. Не меньшей оценки требует и работа доводчиков дверей – они закрываются настолько легко и плавно, как будто это лимузин представительского класса. Никаких рывков и дурацких хлопков: всё солидно, приятно и удобно.
Сзади в Hyundai ix35 ехать комфортно, но для высоких пассажиров крыша будет низковата. Зато даже если передний пассажир будет сидеть как барин, места для ног «галерке» вполне хватает. А вот складываются сидения не совсем в ровный пол, что не всегда удобно при перевозке грузов и животных.
Поехали!
Когда всё собрано, забиваю в бортовую навигацию пункт назначения, и под снегопадом еду искать зимы от зимы.
Впереди ждет почти 2000 км дороги – на самом деле, путь из Москвы до Мурманска займет не более 1950 км, но на старте навигатор почему-то показывает намного больше. Это, конечно, не страшно - всерьез навигатор мне понадобится лишь в Санкт-Петербурге, чтобы не запутаться с развязками на КАДе и попасть на трассу М-18 Кола. Как выяснилось, почему-то навигатор вел меня через Выборг. Возможно, там ходит паром и можно проехать как-то через Финляндию, но еду-то я по России и заграницы совсем не входили в мои планы. Добиться логичного пути через Петрозаводск мне удалось, лишь поставив режим выбора пути «Эко». Но это всё равно не помогло: на развязках КАДа навигатор то и дело работал Иваном Сусаниным, и если бы не Яндекс-карты и хорошее понимание маршрута в целом, долго пришлось бы мне проезжать город по его подсказкам.
Немного о бортовой навигации Hyundai ix35. Еще несколько лет назад ее можно было бы назвать одной из лучших. Она по-прежнему очень неплоха, но время не стоит на месте, и конкуренты совершенствуются. Причем, как производители мобильных навигаторов, так и бортовых систем. Избалованному пользователю уже не хватает подробности карт, а также хочется более понятного ведения по развязкам, особенно на сложных магистралях – попробуйте сходу разобраться в нюансах незнакомых развязок Москвы или Санкт-Петербурга! В более мелких городах бортовой навигатор ix35-го часто «теряется», а многие из них и вовсе не знает. Так, из городов Мурманской области едва представлена столица, да и та не полностью.
Помимо неполных карт и странностей с прокладкой маршрута, регулярно обновляя свои автомобили, корейцы так и не удосужились заняться более гибкой регулировкой подсветки дисплея: в дальней ночной дороге этот бьющий в глаз прожектор приходится отключать, благо, в «спящий режим» можно перейти легким нажатием кнопки. За наличие подобной кнопки можно сказать автопроизводителю «спасибо», но дисплей при этом отключается полностью, и обидно, что нельзя поставить заставку экрана, например, в виде «часиков». Кстати, ровно та же проблема была и у KIA Sportage. Всё-таки хотелось бы, чтобы корейский концерн обратил внимание на этот вопрос и более гибко решил задачу. Регулировка яркости дисплея должна быть максимально простой, удобной, а также широкой по диапазону. Ситуации в дороге бывают разные, и больные к утру глаза от яркой подсветки – не самый лучший вариант для безопасности вождения, когда пользоваться навигатором приходится всю ночь напролёт.
Помимо навигации Hyundai ix35 предлагает камеру заднего вида. В целом камера – штука очень удобная. В данной ситуации камера неплохо показывает и днем, и ночью. Но отсутствие прорисовки предполагаемой траектории движения снижает ее ценность при маневрах задом в сложных условиях, к тому же в ix35 есть та же проблема быстрого загрязнения линзы в грязную погоду, что и у KIA Sportage. Беготня вокруг машины с тряпочкой могла бы доставить массу неудобств, но общая отличная обзорность автомобиля и прекрасные боковые зеркала спасают – в большинстве случаев все маневры задом даются легко и без камеры.
А вот всю прелесть бесключевого запуска я смогла оценить лишь на тестовом ix35-ом. Сколько уже раз я ездила на машинах с кнопкой вместо ключа, но рассматривала это всего лишь как приятную мелочь и дань прогрессу. И только лишившись возможности свободно пользоваться правой рукой, я поняла, как же удобно иметь эту кнопочку! Собственно ключ оказался тоже достаточно удобным – кнопки большие, риски легко определяются на ощупь, а значки крупные. Плюс к этому тестовая комплектация Hyundai ix35 предлагала доступ в салон без ключа.
Но вернемся к путешествию. Как я уже сказала, теплая, почти летняя погода внезапно сменилась снегопадом, да таким, которым любая зима может гордиться и выдавать себе медали «За заслуги перед Отечеством». В результате подмосковные трассы немедленно заперло: то и дело встречались аварии, а испуганные водители старались ехать как можно медленнее. Хорошо, что времени на этот раз у меня было достаточно – я сразу решила ехать максимально спокойно и давать себе побольше отдыха. Поэтому потеря каких-то там четырех часов на первых 100 км никак не повлияла на дальнейшие планы и график передвижения.
Поведение Hyundai ix35 на снежной каше вперемешку с реагентами не впечатлило – от полноприводной машины я ожидала чего-то большего. Машина вела себя не очень уверенно, пыталась «плыть», а торможение намекало на необходимость бережного и нежного отношения к педали тормоза. О скоростях выше 60 км/ч я постаралась сразу забыть до лучших времен, а видения мчащихся троек с бубенцами отправить в дальний ящик – размеренная езда «наше всё». Даже на шипах и хорошей резине. Тише едем – дальше будем: многие водители решили уже и вовсе «переобуть» свои машины на лето, и если «не ты, так тебя». И штрафов так меньше привезем.
Обзорность и чувство габаритов оказались превосходными. Особенно оценила я большие «лопухи» ix35-го, в которых видно всё и еще немного. Поэтому ехать было легко и приятно, несмотря на очень плотный поток машин и нервную дорожную обстановку.
Где-то на полдороги к Твери вышло солнце. Стремительно тающий снег окончательно превратился в жирную грязь, которая на стекле оставляла трудно смываемые разводы. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что незамерзающая жидкость в бачке закончилась. Ее едва хватило на 200 км! Ну, может, я при сборах забыла долить ее? – да вроде бы нет. Ладно, запасная 5-литровка в багажнике, ничего страшного.
Солнце потихоньку уходило за горизонт, оставляя на дороге следы своего непостоянства. И тут я понимаю, что еще 5 литров незамерзающей жидкости куда-то делись! Что такое? Обычно двух канистр с лихвой хватает доехать до Мурманска, а я еще и до Великого Новгорода-то не доехала! Однако факт налицо: 10-ти литров незамерзающей жидкости как ни бывало. Выливаю жалкие остатки из НЗ и кладу рядом с собой саперную лопатку, чтобы чистить стекло по старинке, набрасывая на него снег с обочины. Найти открытый магазин на трассе в глубокие сумерки, особенно когда лобовое стекло стремительно покрывается грязью, трудно. А сделать это надо, иначе бюджет поездки станет астрономическим: цена «незамерзайки» на АЗС настолько неадекватная, что хочется посоветовать надзорным органам всерьез заняться вопросами ценообразования в этой сфере. Похоже, что данные субъекты рынка откровенно наживаются на проблемах водителей, беззастенчиво пользуясь своим положением. Магазин мне найти удалось, и незамерзайки теперь у меня было с запасом.
Но в чем дело? Куда уходит незамерзающая жидкость? Может, какой-нибудь патрубок с бачка омывателя оторвался? Приходится залезать под капот и осматривать «пациента». Вроде бы все в норме. В задумчивости мою стекла, зеркала и фары своего ix35 из бутылки. Фары какие-то подозрительно чистые. Неужели это ответ? Да! При каждом нажатии на рычаг омывателя тонны жидкости веселыми фонтанами выливаются на них. И как не экспериментируй с режимом работы фар и дворников, все равно вода льется и льется! Наверное, это теоретически правильно с точки зрения безопасности, но с точки зрения практики нет ничего более неприятного, чем в сырую погоду оказаться без омывающей жидкости в разгар маневра в плотном движении в сумерки или на ярком солнце. А уровень жидкости в бачке можно посмотреть, лишь открыв капот, да и то, если ее достаточно много. Угадать же приближение момента «икс» крайне сложно – характер брызг изменяется лишь тогда, когда жидкости в бачке уже совсем мало, и можно лишь с грустью и тоской смотреть на то, как последние драгоценные капли попадают почему-то не на лобовое стекло, а на фары.
До Питера я доехала, вылив еще пять литров незамерзайки в прожорливое нутро омывателя. И, конечно же, они кончились на КАДе, ровно в тот момент, когда надо было срочно понять, куда и как надо ехать. Но мне повезло: ранним утром поток был еще небольшой, день ожидался солнечным и теплым, поэтому мне удалось выбраться и встать на безопасной обочине. Благо, стекло у Hyundai ix35 загрязняется не очень быстро, а дворники «на сухую» убирают основную часть грязи, не справляясь только тогда, когда количество реагентов переходит через какую-то определённую грань. Тогда тонкую непрозрачную пленку можно снять лишь с помощью жидкости.
Изучение инструкции к ix35 не помогло: как отключить этот излишне продвинутую заботу о безопасности, там написано толком не было. Мне повезло, и дальше меня сопровождала преимущественно сухая погода, а снегопады и грязная дорога заставали там, где было мало машин. Лишь это не сделало статью бюджета по расходу незамерзающей жидкости равной расходам на топливо.
Сказав столько слов о своих приключениях с незамерзающей жидкостью, думаю: а где вся остальная машина? Ведь перенастроить работу системы не так сложно – был бы электрик нормальный. Собственно дворники-то и свет – отличные! Конечно, за эти деньги необходимость обращения к электрику вообще звучит странно, но, вполне возможно, этот вопрос можно урегулировать еще на этапе покупки автомобиля.
Но что же с остальным? Где собственно машина-то? А вот всё остальное в Hyundai ix35 оказалось просто комфортным. Когда так говоришь, все время ожидаешь нотку пренебрежения. Нет, в данном случае это комплимент. Машина, как вышколенный дворецкий, беспрекословно исполняла все мои прихоти и пожелания, не заставляя вспоминать о себе в такой сложный и ответственный период.
Восемьсот километров по сложной трассе в плохой погодной обстановке и тяжелой дорожной ситуации, а руки не устали и спину не ломит. Правда, скоростной режим так и остался спокойным – вся Ленинградка увешана камерами контроля скорости словно гроздьями рябины. Где было посвободнее и поспокойнее, я вообще включала ограничитель скорости или круиз-контроль, чтобы случайно не увлечься дорогой. В этом вопросе ix35-му дополнительный контроль нужен – он так и соблазняет поехать побыстрее.
Водительское сидение ix35-го, правда, оказалось несколько странным – вроде бы и широкое, удобное, но поясничная поддержка имеет недостаточную степень регулировки. В итоге образуется небольшой провал в пояснице и плечи начинают упираться в верх спинки кресла. Через восемь-десять часов вождения это приводит к некоторому дискомфорту в плечевом поясе и шее, но не настолько сильному, чтобы это стало серьезной проблемой. Однако маленькую подушечку под спину в дальней дороге все же в запасе лучше иметь. Зато крупные и высокие люди в Hyundai ix35 должны чувствовать себя очень комфортно.
Автомобили концерна Hyundai-KIA часто имеют удобную «фишку» - удлинитель козырька. Очень удобно, когда едешь на солнце, особенно, когда оно висит низко. А вот компас в углу зеркала – милая, но все же больше игрушка.
Панорамная крыша зимой не очень нужна. Если холодно или идет снег, она быстро покрывается наледью и изморозью, и, открыв шторку, лишь получаешь более светлый салон. Любоваться пейзажами и красотой неба получается только в более теплую погоду.
Когда пришло время отдыха, я решила спать в машине, чтобы не выйти за рамки бюджета поездки – лучше я привезу побольше сувениров. Спать в Hyundai ix35 оказалось удобно: передние сидения раскладываются практически в ровный лежак и тут можно разместиться с комфортом. Конечно, можно было бы попытаться разложить задние сидения и лечь в салоне. Длина салона ix35 со сложенным рядом сидений 170 см - как раз мой рост. Но заниматься перекладыванием вещей с одной рукой совсем не хотелось, к тому же пол получается не слишком ровным, и лежать на нем вряд ли будет удобно.
На солнце можно было спать без включенного двигателя – достаточно завернуться в спальник. Но если становилось холодно, можно было спокойно вздремнуть и с работающей печкой: расход топлива на холостом ходу небольшой, меньше литра в час.
Кстати, о расходе топлива Hyundai ix35. Если ехать спокойно, в скоростном режиме до 110 км/ч, на трассе вполне можно уложиться в 7,8 л/100 км. Динамичная езда, особенно по холмистой местности сразу увеличивает расход до 10 л/100 км. А в пробках потребление бензина легко дорастает до 14,2 л/100 км. Но в целом ix35 не такой уж «прожорливый». Средний расход топлива за всю поездку составил 9,8 л /100 км.
Полезные цифры: на 4862 км было потрачено 479 литров 92-го бензина. Самый дешёвый бензин оказался в Ленинградской области, а самый дорогой – в Мурманске. В среднем топливо стоило 30,19 рублей за литр 92-го бензина. Разница между самым дешевым бензином и самым дорогим превысила рубль. Статья расходов на бензин составила 14538,45 рублей.
Хуже всего с заправками в Карелии, и особенно плохо на участке Лодейное поле – Петрозаводск. Тут есть реальный шанс остаться без бензина, если отнестись невнимательно к своевременному пополнению запаса топлива. Однако на протяжении всей трассы максимальное расстояние между заправками не превышает 250 км. Самый дорогой бензин для нас оказался в Мурманске, но это связно лишь с тем, что я избегала более дорогих мест. Наиболее дорогое топливо можно встретить чаще всего в Карелии, особенно, если заправка расположена далеко от железной дороги. Самая предсказуемая цена (хотя не всегда самая выгодная) будет на заправках Роснефти – она единая для региона практически на всех заправках. Однако в Карелии их практически нет.
За Санкт-Петербургом поток машин становится меньше, но теперь до самого Мурманска почти все время будет идти двухполосная дорога - предстоит тысяча километров постоянных обгонов. Больше половины трассы Кола идет через сопки, участки для обгона короткие, особенно на подъездах к Петрозаводску, поэтому хорошая динамика у машины сильно увеличивает безопасность передвижения. Тестовый Hyundai ix35 показал себя хорошо – на обгонах чувствуешь себя уверенно, на горках нет ощутимого провала в ускорении. Это, конечно, не спорткар, но ускорение вполне приличное: подобные маневры даются легко. По сравнению с KIA Sportage с двигателем Theta-II динамичность ix35-го с двигателем Nu 2.0 MPI произвела более приятное впечатление – отклик на педаль газа более живой, разгон лучше, а расход топлива чуть ниже.
Руль у ix35 более мягкий, чем Sportage. Это имеет и свой минус – управление менее четкое, а местами даже немного «расхлябанное». Но мне мягкий руль более комфортен – автомобиль лучше прощает ошибки и неточность в управлении, а мне с одной рукой вовсе не надо пытаться изображать из себя автогонщика. Тем более что на трассе быстрее 110 км/ч ехать негде: сюда уже тоже добрались камеры, а ГИБДД регулярно патрулирует трассу. Поэтому я снова пользуюсь круиз-контролем, наслаждаясь музыкой и зимними карельскими пейзажами, в то время как огорченные полицейские провожают меня печальным взглядом. Деревья становятся все ниже и ниже, скоро Полярный круг.
Ход у машины легкий, мягкий и даже плавный, что неожиданно для кроссовера. Когда мне приходится проехать многокилометровый участок ремонта, где асфальта нет, а временная грунтовка похожа на последствия коврового бомбометания, я даже испытываю удовольствие. Машина упруго отыгрывает неровности, ей легко управлять даже одной рукой – уворачиваясь от внезапно возникающих камней или ям, даже испытываешь детский восторг от происходящего, настолько приятно машина реагирует на движения рулем.
Несмотря на то, что машина высокая, Hyundai ix35 отлично справляется с ветром. Даже когда метель норовит сбить с ног, машина по-прежнему прекрасно управляется и отлично стоит на дороге. На Кольском полуострове это очень важный фактор – в погоне за красотами, желая успеть побывать на всех интересных мероприятиях Праздника Севера, я за один день побывала в снегопаде, полюбовалась непередаваемой красотой сияющих на солнце Хибин и попала в метель. Погода здесь изменчива и непостоянна – всё поменяться может за 15 минут. Если от дальней дороги обычно ожидаешь каких-то проблем, то в городе подобная изменчивость погоды может доставить массу неприятностей. Особенно, если город расположен на сопках, как Мурманск. Тут мне пригодился и полный привод, и ручной режим работы коробки. Дворы в Мурманске практически не чистят, а асфальт часто оставляет желать лучшего. Снегопад может застать в самый неподходящий момент и за полчаса превратить машину в сугроб, а выезд с заправки – в настоящий трофи-рейд. Благодаря Hyundai ix35 моя саперная лопатка так и продолжала служить исключительно для очистки лобового стекла, поскольку брызгалками омывателя лобового стекла я старалась больше не пользоваться. Все дорожные трудности я преодолела, не выходя из машины.
Но в целом настройки подвески ix35-го оставили меня в недоумении. Такое ощущение, что в машине попытались учесть голоса разных людей, совершенно разные мнения и пожелания, не подумав всерьез о том, как будет звучать весь этот хор. Вроде бы тут все: и независимая подвеска, и полный привод, и колеса большие. Но нет цельности. Для седана ход у автомобиля все равно слишком жесткий – швы в асфальте так и норовят сыграть чечетку на зубах, хотя и не с такой артикуляцией, как в KIA Sportage. Более спокойный отклик амортизаторов я оценила, когда проехала пассажиром пару сотен километров по не самым лучшим дорогам Кольского полуострова. Для внедорожника ix35-му не хватает ни клиренса, ни хода подвески. Независимая подвеска и куча электроники должны обеспечивать, по задумке производителя, четкий отклик и идеальную управляемость. Но откуда тогда эта излишняя расхлябанность и почему появляется слишком резкая реакция на колейность? И почему возникла неуверенность в поведении на снежно-реагентной каше?
Вроде бы все удобно, и даже очень неплохо. Но в целом восторга нет: подвеска и управление KIA Sportage были более понятны в своей спортивной направленности. Однако если ездить спокойно, не пытаясь доказывать себе и всем, что кроссовер должен быть внедорожником, а изобилие «лошадей» под капотом должно непременно отключать мозги, то никаких проблем с автомобилем нет. В спокойном режиме вождения ix35 будет радовать пружинистой, но плавной подвеской, а на дороге вести себя как утюг, разглаживающий неровности.
Когда пришла пора ехать домой, за Полярным кругом светило по-весеннему яркое солнце. Дорога была сухой, машин мало. Насладившись за две недели зимой, я поставила круиз-контроль, и, включив приятную музыку, поехала встречать весну.
Каково же было мое удивление, когда оказалось, что я привезла зиму с собой. Здесь уже начали распускаться тюльпаны, а тут в одночасье всё Подмосковье оказалось украшено белыми кружевами. Также как и я, Hyundai ix35 явно неравнодушен к этому времени года!
РЕЗЮМЕ
Дальние зимние поездки – серьезные испытания для автомобиля. Чтобы поездка не превратилась в мучение, машина должна обладать целым набором преимуществ. Это и комфорт, и управляемость, и безопасность, и экономичность. У протестированного Hyundai ix35 все это есть. Автомобиль удобен в дальней дороге, даже когда половину времени приходится управлять им одной рукой. Он позволяет себя чувствовать комфортно и уверенно в совершенно разных дорожных и погодных условиях.
В Hyundai ix35 невооруженным взглядом видна работа по адаптации автомобиля для российских условий. В большинстве случаев сделана она «на отлично» - салон быстро прогревается, стекла не потеют, в наличие полный комплект «фишек» для комфорта в холодное время года. Но, похоже, корейцы увлеклись русской зимой и местами «переборщили». Так, работа омывателя лобового стекла и фар превращает покупку незамерзающей жидкости в самую большую статью расходов. А при настройке подвески и рулевого управления, похоже, попытались учесть слишком много противоречащих друг другу пожеланий, в результате чего машина имеет некоторую расхлябанность в поведении.
Однако в целом автомобиль оставляет очень позитивное впечатление легким и комфортным управлением, хорошей маневренностью и небольшим расходом топлива.
Такой же белоснежный, как заполярный снег, Hyundai ix35 испытания зимой прошел.
Что посмотреть на Празднике Севера и зачем вообще нужно ехать на Кольский зимой?
ТРАДИЦИОННЫЙ ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА В ЛОВОЗЕРЕ
Вот уже 80 лет ежегодно в конце марта на Кольском полуострове проходит Праздник Севера. Одно из самых ярких и зрелищных событий – это Традиционный день оленевода, который проходит в древнем селе Ловозеро – центре культурной жизни саамов. Это коренная малая северная народность, издревле населяющая Кольский полуостров.
Село Ловозеро расположено на обоих берегах небольшой реки Вирма, неподалёку от озера Ловозеро. Впервые оно упоминается в русских переписях еще в 16-м веке, но поселения в этих местах известны еще со времен неолита. Сейчас население Ловозера около трех с половиной тысяч человек. Помимо саамов тут живут и другие северные народности – коми и ненцы, которые переехали на Кольский полуостров в 19-м веке.
Во время праздника в Ловозере проходят различные спортивные соревнования, самое зрелищное из которых – оленьи гонки. Хотя в рамках Праздника Севера на оленях соревнуются проводятся не только в Ловозере, здесь это происходит наиболее ярко. Помимо того, что гонки сами по себе интересны, оленей можно посмотреть вблизи, потрогать их и даже покататься на настоящей оленьей упряжке. Также на празднике можно попробовать и другой северной экзотики - прокатиться на собачьих упряжках или снегоходах. Если снегоходы – это обычные участники праздника, то собак в Ловозеро в этом году привезли впервые.
В планах организаторов Праздника Севера расширение спортивной программы. Так, Татьяна Юрьевна Сечко, директор Национального культурного центра, обещает сделать соревнования по северному биатлону, когда оленеводы будут не только соревноваться в гонках, но и одновременно в стрельбе из арбалета и метанию аркана. Пока эта идея «витает в воздухе», но, возможно, ее удастся осуществить, и тогда программа праздника должна пополниться еще одним зрелищным видом спорта.
Другая не менее зрелищная часть программы – выступления творческих коллективов. Отрадно видеть, что год от года выступления народных коллективов становятся лучше, и все больше молодых показывают свои таланты и умения. Тяжелые 90-е годы и длительный упадок Советского Союза сделали то, что не могли ни одни «идейные» борцы за «прогресс». Эти годы практически убили народное творчество и промыслы, многие из которых требуют не только таланта, но и уникальных знаний и умений. Вообще идея «народного» как-то извратилась, превратилась во что-то несовременное, «непродвинутое». А ведь это та почва, на которой растет культура, то, откуда вырастает общество. И приятно видеть, что на празднике от души отплясывают и поют не только ровесники Праздника Севера, но и молодые, чьему задору и красоте можно радоваться бесконечно. Кстати, в этом году акцент праздника был сделан именно на молодых. Хочется верить, что это веяние не зачахнет, и год от года выступления будут становиться лучше, полностью вытесняя собой надуманный официоз.
Помимо песен и танцев тут проводится ярмарка народных промыслов. Выбор здесь большой, многие мастера предлагают действительно высокохудожественные творения искусства, часть из которых в другом месте попросту не купить. Поэтому ярмарка пользуется большим интересом со стороны гостей праздника.
День оленевода традиционно в Ловозере празднуют в предпоследние выходные марта, и в 2014-м году празднование проходило 22 и 23 марта. В честь юбилея праздник в этот раз открывала губернатор Мурманской области Марина Ковтун. В рамках праздника прошли лыжные гонки, соревнования по зимнему футболу и хоккею, а также такая экзотика, как прыжки через нарты, метание аркана и стрельба из арбалета.
Оленьи гонки в этот раз были очень напряженными: хороший призовой фонд и главный приз абсолютному победителю соревнований – снегоход, превратили их в серьезное спортивное мероприятие. Особенно жаркими спортивные баталии были у мужчин, когда победитель определился только под самый финал. Однако жаркие страсти и эмоции бурлили и у других участников оленьих гонок – женщины и юноши боролись за первые места с не меньшим накалом. В этот раз организаторы постарались оградить участников соревнований от излишнего любопытства и бесцеремонности зрителей – олени существа пугливые и зрители их нервируют.
В этом году зима показывала свое непостоянство и за Полярным кругом – изменчивая погода превратила трассу в ледяной наст: впору было устраивать соревнования конькобежцев. Но буквально за несколько дней все нормализовалось и организаторам все-таки удалось подготовить все площадки и трассы по высшему классу, хотя это и оказалось сложнее, чем обычно.
Однако из-за серьезности подхода к подготовке любопытным зрителям пришлось смотреть гонки в достаточно сильном отдалении, и непосвященным не хватало информации о том, что происходит на трассе. Спасало «сарафанное радио» - болельщики из числа местных жителей с удовольствием выступали спортивными комментаторами и это, надо сказать, у них получалось отлично. Естественное же желание многочисленных гостей праздника посмотреть поближе красивых северных животных, погладить их удовлетворяли упряжки с более спокойными животными, на которых можно было и покататься.
Призы победителям вручал глава Ловозерского района Александр Владимирович Шестак. В этот раз у мероприятия не было титульного спонсора, но большое количество неравнодушных меценатов позволило не только сделать главный приз запоминающимся и полезным, но и остальных участников не обойти ценными подарками.
Просто так оленеводом стать практически невозможно – навыки передаются из поколения в поколение. Это не просто профессия, это нечто большее. Поэтому в числе вызываемых на пьедестал почета то и дело звучат одни и те же фамилии – это выходят представители разных поколений оленеводов из одной семьи. Когда все получили заслуженные награды, абсолютный чемпион 80-го юбилейного Праздника Севера среди мужчин по результатам трех гонок Андрей Петрович Сорванов увозит заслуженный приз. Праздник закончен.
Как добраться?
С гостиницами в Ловозере ситуация не слишком хорошая, поэтому большинство гостей праздника приезжают на один день, обычно на первый.
Если ехать издалека, то лучше заранее заказывать гостиницу или договориться о ночлеге. Ночлег можно искать как в Ловозере, так и в соседней Ревде.
Удобнее всего ехать сюда на своей машине, но можно пытаться добраться и автобусами.
Если ехать на поезде, то лучше ехать из Оленегорска – автобус до Ревды ходит два раза в сутки, утром и вечером. Помимо этого есть автобус из Мурманска, который также заезжает в Оленегорск и идет в Ревду. Между Ревдой и автобус обычно ходит 4 раза в день.
В Мурманске можно поискать и машину напрокат, чтобы не штурмовать всю длинную зимнюю трассу, но это тоже лучше делать заранее, а не на месте. Расстояние от Мурманска до Ловозера -180 км.
Если ехать на своей машине, то с ночлегом также можно ориентироваться на соседние города - Мончегорск или Мурманск, где ситуация с гостиницами лучше.
СААМСКАЯ ДЕРЕВНЯ САМЬ-СЫЙТ
Интерес людей к народной теме порождает развитие местной туристической индустрии. Так, по дороге из Мурманска в Ловозеро есть саамская деревня Самь-Сыйт.
Если на Праздник Севера попасть не удалось, то тут можно покататься на оленьей упряжке, а также погладить оленей, пасущихся в специальном загоне. Помимо этого можно посидеть на оленьих шкурах в макете походного саамского жилища – куваксе, а также полюбоваться искусно вырезанными из дерева идолами. Последние имеют чисто развлекательное назначение, поскольку их реальное историческое значение сомнительно. Также тут можно поесть национальной пищи. Деревня строится, и пока представляет собой несколько забавное сочетание современной жизни и театральных декораций. Посещение деревни - 500 рублей с человека.
Как добраться?
Сюда можно приехать только на своей машине. Деревня находится примерно на полпути из Мурманска в Ловозеро.
МУРМАНСК
Город-герой Мурманск интересен сам по себе. Тут красивый центр, много музеев и памятников, включая знаменитый первый гражданский атомный ледокол Ленин.
Помимо широкой культурной программы в марте Мурманск подарит путешественникам красивейшие закаты и прекрасные возможности для любителей зимних видов спорта – в самом крупном заполярном городе мира есть отличные возможности для катаний на беговых лыжах. Есть тут и горнолыжный склон.
В марте на Кольском полуострове проходит Полярная Олимпиада, и в Мурманске проводятся крупные спортивные мероприятия. В отличие от праздника в Ловозере, здесь спортивные мероприятия растянуты по времени. Олимпиада длится почти месяц, поэтому можно увидеть соревнования по совершенно разным зимним видам спорта, а также в ряде из них и поучаствовать. Помимо традиционных дисциплин Полярная Олимпиада включает в себя испытания для настоящих героев – зимнее плавание.
В Мурманске также проходят соревнования оленеводов, но главные оленьи гонки все-таки проводятся в Ловозере.
Хотя снега в марте еще много, а небо то и дело сыпет снегом, в душе у мурманчан уже весна. Это и не удивительно – солнце уже по-весеннему яркое.
Как добраться?
Проще всего на поезде или самолете. В городе неплохо ходит общественный транспорт, и им достаточно удобно пользоваться. Однако собственная машина позволяет любителям беговых лыж воспользоваться более широкими возможностями в выборе мест для катания, а также позволяет покататься по красивейшим окрестностям Мурманска.
ДЕТСКИЕ ЭСКИМОССКИЕ ИГРЫ
В конце марта для детей проводятся детские эскимосские игры. В течение недели организованные группы детей живут в экстремальных условиях зимних Хибин. Здесь они учатся быть действительно взрослыми и самостоятельными, а также оттачивают навыки будущих спасателей.
В предпоследнюю субботу Игр проводится день открытых дверей: в этот день можно посмотреть, как отважные ребята соревнуются в экстремальных навыках выживания и даже поучаствовать в некоторых дисциплинах. Так, одна из дисциплин – это постройка иглу на скорость. Для остальных посетителей предлагаются разнообразные развлекательные программы, но главная – это конкурс снежных скульптур. Строительство из снега очень увлекательное и веселое развлечение, которое под силу и детям, и взрослым. Главное, не забыть про пилу. Ну, и лопату, разумеется. А еще, по секрету, скажу: если задумали делать фигуру из снега, не забудьте взять с собой кухонную терку. Да, самую обыкновенную терку. Зачем? Приезжайте на Эскимосские игры в Хибины. Узнаете.
На Эскимосских играх детей учат не только выживанию в экстремальных условиях, но и любви к тому, что нас окружает, уважению к природе. Уже который год в рамках Эскимосских игр проходят экологические акции в защиту Хибин. Пока плохо слышат экологи и промышленники друг друга, но ведь вода камень точит, глядишь, и станет тут национальный парк.
Как добраться?
Эскимосские игры проходят в долине озера Большой Вудъявр. Это недалеко от Кировска. Большинство приезжает на своей машине, оставляя ее на подъезде, у Снежной деревни, которую, кстати, также будет интересно посетить. Дальше добраться можно как просто пешком, так и на лыжах. Помимо этого можно снять снегоход – чаще всего услуги по доставке владельцы снегоходов предлагают прямо на стоянке автомобилей.
До Кировска придется добираться автобусом из Апатит, куда можно приехать на поезде. Наличие машины позволяет гибче подходить к выбору места жительства и сокращает пешеходный участок от конечной остановки автобуса до места проведения мероприятия.
ХИБИНЫ
Хибины в марте завораживают своей непередаваемой красотой. Но погода тут еще более изменчива, чем самая ветреная женщина. Именно поэтому туристам зимой тут надо проявлять максимум осторожности и лучше пользоваться услугами опытных проводников. Из-за беспечности слишком часто гибнут люди, чтобы этим советом пренебрегать.
Для более спокойного времяпрепровождения Хибины предлагают шикарный горнолыжный курорт рядом с Кировском и великолепную лыжню в Апатитах.
В Хибинах надо быть внимательным и терпеливым. Изменчивая погода обязательно перестанет хмуриться и подарит вам незабываемые впечатления. Вам даже может повезти, и вы смоете увидеть чудо Заполярья - Северное сияние.
Как добраться?
Хибины – популярный курорт и предложений много. В сезон с гостиницами и съемом квартир ситуация не очень простая, поэтому лучше планировать поездку заранее. Жить можно как в Апатитах, так и в Кировске – в зависимости от того, какие конкретно лыжи вы предпочитаете больше. Между городами достаточно часто ходят автобусы, поэтому можно приезжать поездом в Апатиты.
ДОРОГИ КОЛЬСКОГО
В конце марта дороги в Мурманске разные: бывает так, что ветер сдувает весь снег и чистоте асфальта могут лишь завидовать жители более южных регионов. Но рассчитывать на это не надо. Скорее всего, хотя бы разок погода предложит ощутить Настоящий Снегопад, и придется вкусить все прелести Севера. Перепады температур могут также внушать серьезное уважение к возможностям Северного Ледовитого океана, но если вам достался мороз, то в качестве компенсации, возможно, вам удастся увидеть и Северное сияние.
Вне городов Кольского полуострова в любом случае это будет снег и лед в разных их разновидностях. Более того, на второстепенных направлениях дороги слишком часто будут напоминать лыжню. А поскольку погода меняется здесь часто и быстро, то, выезжая по асфальту, можно через час-другой вернуться по глубокому снегу. Поэтому забираясь вглубь полуострова, всегда сверяйтесь с прогнозом погоды, а если едете в отдаленные поселки, узнавайте, когда идет специальная техника для расчистки снежных заносов - так называемая шнека. Снежные заносы на Кольском могут образовываться очень быстро и достигать нескольких метров в высоту, поэтому миновать их своими силами просто так может и не получиться. Если по федеральным трассам такая техника ходит регулярно, то на местных дорогах проход шнеки обычно привязывается к расписанию междугородних автобусов. Если вы услышали, что трасса перекрыта, проверять это собственными силами не надо – победить стихию и показать «настоящий класс» во внедорожных дисциплинах в этом случае будет под силу только гусеничной технике и снегоходам.
На случай серьезной непогоды в машине всегда держите запас теплой одежды, воды и какой-нибудь еды, например шоколадку. В бензобаке автомобиля всегда старайтесь иметь запас топлива. На всякий случай обязательно нужно брать с собой спички или зажигалку, к которым лучше всего добавить автономную горелку, чтобы можно было согреть воду и погреть себя, если придется пережидать непогоду на дороге.
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
Фотографии и текст Натальи Парамоновой
Автор выражает большую благодарность Людмиле Белозеровой, Геннадию Субачу, Ольге Ширмер, Ирине Ситдиковой и Андрею Пашкову.