Тест-драйв Jaguar XJ: почувствуй себя королевой Великобритании
Двигатель: бензиновый
V6 3,0 л 340 л.с. (6500 об/мин), 450 Н·м (3500-5000 об/мин), АИ-95, Евро-6
Трансмиссия: 8 АКПП, полный привод AWD
Разгон до 100 км/ч (с): 5,5
Максимальная скорость (км/ч): 250
Габариты (ДхШхВ, мм): 5130х1956х1460
Колесная база (мм): 3032
Дорожный просвет (мм): 109
Масса без нагрузки / Макс. разрешенная масса
(кг): 1995 / 2430
Объем топливного бака (л): 80
Стоимость тестового автомобиля: комплектация Premium Luxury с учетом опций 7 338 500 рублей
Производство автомобиля: Великобритания, Castle Bromwich
(Бирмингем)
Гарантия на автомобиль: 3 года или 100 000 км (в зависимости от того,
что наступит раньше); на лакокрасочное покрытие – 3 года без ограничения по
пробегу, на антикоррозийную защиту – 6 лет без ограничения по пробегу.
Межсервисный пробег: периодичность ТО рассчитывается индивидуально к
каждому автомобилю (расчет производится с помощью регистрации на сайте Topix).
В тяжелых условиях эксплуатации периодичность ТО – не реже 1 раза в полгода.
Качну серебряным тебе крылом…
На самом деле, Jaguar XJ – это самолет. Да-да. Не верите? Давайте посмотрим вместе.
Начнем с места производства – Касл-Бромвич, что в расположен в пригородах Бирмингема. Это тот самый авиационный завод, который когда-то производил знаменитый «Спитфайр». Большинство спитфайров было собрано именно здесь, потому что основную фабрику в Саутгемтоне немецкие войска разбомбили. А появилось предприятиев Бирмингеме в 1936-м году потому, что в атмосфере приближающейся катастрофы тогдашнему министру авиации Герберту Остину пришла в голову идея строительства «теневых заводов», преимущественно автомобильных, которые легко превращались в авиационные. Таким образом и возник на месте старых очистных сооружений завод Касл-Бромвич. Когда война закончилась, и нужда в истребителях исчезла, завод быстро стал автомобильным – владельцами стали «Фишер и Ладлоу», начавшие тут штамповку кузовов для британских автопроизводителей. Собственно, это практически и есть начало легендарных ягуаров: одной из компаний-заказчиков была British Leyland, впоследствии ставшая владельцем марки Jaguar. И в 1977-м году Касл-Бромвич стал собственно заводом Jaguar.
Ладно, с историей разобрались – самолеты там точно были. Но неужели какие-то древние истории про спитфайры заставят «котика» летать? Ну что же. Тогда давайте попробуем так. Как вам полностью алюминиевый цельный кузов, в котором нет ни единого сварного шва – лишь заклепки? Это же настоящий фюзеляж самолета! И действительно – разработкой корпуса Jaguar XJ занимались специалисты аэрокосмической отрасли. Так что это и впрямь истребитель, который летает по дорогам.
Алюминиевый корпус позволяет флагманскому седану Jaguarвыигрывать сразу по нескольким фронтам. Во-первых, как и самолет, он легкий, но прочный и жесткий на скручивание, что и отражается на управляемости Jaguar XJ на скоростях, особенно при агрессивном маневрировании. Во-вторых, отсутствие лишнего веса позитивно сказывается на экономичности – она для мощного 340-сильного мотора достойна восхищения. Однако обо всем по порядку.
Начнем с внешности. Как и положено автомобилю, удостоенному чести быть представленным к королевскому двору, внешний облик его достоин похвал. Величавый, мощный, элегантный – этим Ягуаром можно и нужно любоваться.
Стремительные линии кузова, ассоциирующиеся с диким котом в прыжке, внушительный нос с сетчатой решеткой радиатора, оптика в форме двойного J, хромированная окантовка боковых стекол – ничего лишнего, все по делу и все очень красиво. Англичане знают толк в том, как выглядеть серьезно и дорого.
Если снаружи Jaguar XJ– однозначно самолет, то внутри на ум приходят разные идеи, одна лучше другой. Тут уже не только самолет. Кокпит флагманского «Ягуара» и на спортивную яхту похож, и дух классических гоночных автомобилей, когда машины были «настоящими», тут присутствует. Столь богатым ассоциациям способствует полукруглая линия, очерчивающая пространство вокруг всего салона – как будто сидишь в рулевой рубке яхты.
Ощущение роскоши добавляют и материалы салона: очень приятное на ощупь трехспицевое колесо с деревянной отделкой, мягкая кожа (кстати, вариант цветовой гаммы тестового Jaguar XJ соответствует расцветке дикого ягуара), а круглые воздуховоды и непременные механические часы придают шарм.
Электронная составляющая играет немалую роль в восприятии флагманского седана Jaguar как роскошного автомобиля. Но электроникой нынче трудно удивить, поэтому о ней попозже. Лучше сначала расскажу я о том, как этот «котик» едет.
Ягуар на воле
На тесте бензиновый Jaguar XJ с 340-сильной трехлитровой «шестеркой», в паре с которой выступает 8-ступенчатый «автомат». Двигатель оснащен механическим нагнетателем воздуха типа Roots, который устанавливается в развале V-образного силового агрегата, что позволяет сохранить его компактные размеры. Наддув обеспечивает двигателю равномерную подачу мощности и быстрый отклик на действия водителя.
Управление режимами работы коробки осуществляется с помощью шайбы, которая выдвигается вверх после того, как машина заведена.
Прежде чем наслаждаться поездкой на этом седане, стоит изучить его возможности, потому что здесь дело выходит далеко за рамки включения режима «спорт». Хотя, конечно, можно ограничиться и этим, но тогда вы никогда не узнаете, на что в действительности способен флагманский «Ягуар».
По умолчанию Jaguar XJ настроен на «представительский режим». И настроен он идеально: если поставить до краев наполненную чашку с кофе - и тронуться, и затормозить можно, не разлив ни капли. Помните ощущение в поезде, когда в момент отправления непонятно, поехал перрон или все же поезд? Так вот Jaguar XJ умеет ездить именно так. Кстати, на светофорах это невероятно сильно раздражает тех, кто на это не способен, но жаждет показать «настоящий класс вождения ягуару» – столь плавный разгон XJ может поддерживать очень долго, а всерьез соревноваться с ним в этом упражнении могут не так уж много автомобилей.
Еще более впечатляет торможение. Когда разогнавшиеся до ста с лишним километров в час две тонны металла останавливаются так, как будто и не ехали вовсе, это оставляет неизгладимое впечатление.
Разгоном и торможением не ограничивается «представительское» поведения Jaguar XJ. В обычном режиме он удивительно плавно проходит повороты – тот самый кофе в стаканчике можно вполне прокатить, не расплескав. Несмотря на плавность хода, пассажиров не укачивает – раскачка и валкость не характерны для XJ. Но, это если дороги гладкие. Подвеске XJ можно было бы добавить еще большей мягкости – пожалуй, пожилому человеку она покажется излишне спортивной. Но для людей помоложе собранная упругость, присущая подвеске XJ, будет скорее приятна. Хотя на плохих дорогах кофе, возможно, стоит не доливать до краев.
Теперь пора обратить внимание на дополнительные кнопочки рядом с шайбой управления режимами работы коробки передач. Именно они могут кардинально поменять повадки «Ягуара». Если банально включить режим «спорт», то «Икс Джей» просто станет резвее, но останется все тем же «котиком» с «мягкими лапками».
Когда хочется настоящего драйва или вдруг на улице случится снежный коллапс, то стоит начать использовать эти дополнительные кнопочки. С помощью левой пары выбираются режимы «динамический» или «снег». При этом меняется не только отклик коробки передач, но и характер распределения крутящего момента по осям.
Динамический режим заставляет ягуара выпустить когти и показать клыки: мотор во всей своей красе показывает, что 5,2 секунды до сотни – это реальные цифры, а не рекламные враки. Панель приборов меняется – теперь на передний план выходит тахометр. Руль становится острым, поведение в поворотах более резким – куда только делась представительская плавность? А теперь выбираем режим «спорт». Разгон вдавливает в кресла, а тормозами можно напугать и бывалых. Двигатель уже не мурлыкает, а благородно рычит – не зря сзади две выхлопных трубы стоят. Добавим к этому ручной режим переключения скоростей с помощью подрулевых лепестков… и лучше бы стаканчик с кофе был пустым.
Режим «снег» закономерно нужен зимой. Когда сезон радует метелями, а дорожные службы в очередной раз героически сражаются с их неожиданными последствиями, мощь XJ может сослужить дурную службу, несмотря на полный привод. Чтобы этого не произошло, можно выбрать зимний режим, который будет придавать «лапкам» ягуара больше мягкости, благодаря снижению передаваемого на колеса крутящего момента. Однако ожидать особых внедорожных способностей даже с такими настройками от XJ не стоит: 109 мм дорожного просвета не способствуют превращению представительского седана хотя бы в «паркетник».
И все же не стоит так грустно смотреть на показатель клиренса. Выезжая на тест-драйв, я ожидала, что XJ будет протирать днище о любое препятствие, а уж про съезд с асфальта стоит и вовсе забыть. Так вот, за 700 километров я ни разу не услышала характерного скребущегося звука снизу, хотя мы не только заезжали в подмосковные поселки, но даже съезжали там с асфальта на грунтовку! Похоже, что производитель отнесся к вопросу цифр дорожного просвета чересчур честно – по ощущениям, под днищем есть хотя бы еще сантиметр - два лишних.
Хорошо в XJ работают круиз-контроль и ограничитель скорости. В режиме круиз-контроля скорость поддерживается очень точно, поэтому можно не опасаться обидных штрафов за превышение на 1 – 2 км/ч. Ограничитель скорости также жестко отсекает переразгон, но «душить» двигатель начинает за пару км/ч до выбранной отсечки. Сначала это раздражает, а потом начинаешь ценить подобное вежливое предупреждение.
Самым удивительным в Jaguar XJ является его крайне умеренный аппетит. Средний расход за время тест-драйва составил 8,4 л 95-го бензина на 100 км. Возможно, если постоянно ездить в динамичном режиме с прибавкой «спорт», расход будет другим. Однако если передвигаться в более спокойном темпе, XJ отличается высокой экономичностью, неожиданной для мощного мотора.
Центр управления полетом докладывает
Превращение автомобилей в многофункциональные мобильные гаджеты уже давно не новость. Конечно же, в представительском седане XJ приборная панель виртуальная, а мультимедийная система способна не только музыку проигрывать. Музыку, кстати, XJ играет прекрасно: аудиосистема Meridian с 12-ю динамиками и двумя сабвуферами выдает шикарный звук, мощностью 380 Вт. Поэтому XJ – отличное место для наслаждения музыкой.
Виртуальная приборная панель синхронизируется с 8-дюймовым сенсорным экраном центральной консоли, отображая важные данные разных систем – например, навигации, музыки. Сделано удобно, красиво и понятно. Но избалованным электронными гаджетами современным потребителям, все-таки, найдется к чему придраться. Например, ввод нового адреса в автомобильный навигатор XJ зачем-то излишне усложнен: каждый раз требуется забивать все, начиная с города.
Есть в Jaguar XJ и камера кругового обзора. Работает она неплохо, но пользуешься ей редко. XJ обладает хорошей обзорностью, габариты чувствуются практически идеально, а отличные зеркала позволяют управляться со всеми маневрами и без электронных помощников. Обычно необходимость в камере возникает тогда, когда приходится пользоваться парктрониками.
Традиционно для Jaguar Land Rover парктроники стараются максимально обезопасить и заранее предупредить любые возможные риски во время парковки и маневрирования. Если жестко слушаться указаний, итогом становится гордо стоящая посреди асфальтового поля машина, от которой до любого препятствия гарантированно далеко. Если же все-таки нужно поставить машину как-то скромнее, помогает камера – посмотреть настоящее расстояние до предмета. Но и тут надо учитывать, что камера достаточно сильно искажает изображение и препятствие все равно, скорее всего, окажется далеко.
Кокпит самолета Jaguar XJ
Водительское место в XJ идеально – трудно предположить габариты человека, который бы тут не смог с комфортом разместиться. Посадка подбирается легко, кресло и руль настраиваются удобно.
Штурманское место тоже имеет полный спектр регулировок для комфортного размещения, включая память на три положения.
Конечно же, Jaguar XJ предлагает полный набор настроек климата в машине, начиная от скорости потока воздуха, заканчивая степенью его фильтрации.
Последнее время автопроизводители любят делать гладкие передние панели, предлагая размещать телефоны и прочие гаджеты исключительно в бардачках. По счастью, в Jaguar XJ соблюдена «золотая середина»: есть специальная ниша для телефонов и подстаканники, закрывающиеся шторкой.
Для остального предлагаются вместительный бардачок и подлокотник, в котором скрывается розетка на 12В и два выхода USB.
Королевские места
Сзади в XJ ожидаемо просторно – тут будет комфортно практически любому пассажиру, даже очень большому.
Конечно, здесь можно ездить и втроем (что только практичному колхознику в голову не придет!), но предполагается, что больше двух пассажиров здесь ездить не будут.
В дороге пассажиры заднего ряда могут воспользоваться подлокотником и самостоятельно регулировать настройки климата. Это один из простейших вариантов сидений, которые может предложить XJ – например, в длиннобазной версии сзади в виде опции устанавливаются два раздельных кресла с электрорегулировкой наклона и массажом.
Багажник в XJ впечатляющий – сюда легко влезут чемоданы всех путешественников. Кстати, вызывает уважение то, что Jaguar для своего XJ предлагает дополнительные резиновые коврики – в мокрую осеннее-зимнюю погоду они позволят салону автомобиля дольше сохранить свою первозданную свежесть. Бережливость и рациональность - это так по-британски.
Трюм XJ настолько вместителен, что сюда легко влезет и человек: если очень захочется поспать, лежа в грузовом отсеке, это легко можно осуществить. А когда захотите выйти, просто дерните желтый рычаг.
А не подскажете, где тут аккумулятор?
Если вдруг зима и случилось не поправимое – сел аккумулятор, не ищите его под капотом. Он расположен в багажнике Jaguar XJ. Там же лежит и запасное колесо – это «докатка», поэтому резину на плохих дорогах нужно беречь.
Если вдруг аккумулятор в XJ сядет, и придется «прикуривать» автомобиль, не нужно выгружать все вещи из багажника. Для этого под капотом предусмотрены плюсовые и минусовые выходы.
Резюме
Jaguar XJ - словно сошедшее с телевизионного экрана воплощение мечты «О Британии». Элегантный, мощный, роскошный, выдержанный – он по праву занимает достойное место в королевском гараже Виндзорского дома.
В XJ хорошо сбалансирована нацеленность и на водителя, и на пассажира – он одинаково хорош как автомобиль с персональным водителем, так и как собственный. Пожалуй, легко представить себе картину, как принц Гарри вместе со своей бабушкой Елизаветой выезжают на Jaguar XJ прокатиться с ветерком, чтобы развеяться от забот о государстве и проблем злосчастного Брексита.
Тест-драйв и фотографии Натальи Парамоновой