Тестируем JVC KD-X351BT – мультимедийный ресивер с Bluetooth
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Автомобильный бездисковый ресивер JVC KD-X351BT вышел в 2018 году на смену модели JVC KD-X341BT. Он выполнен на новой платформе и имеет укороченное шасси. Если в прошлогодних моделях глубина установки была 113 мм, то в новых аппаратах она всего 100 мм.
В аналогичном дизайне передней панели в 2018 году у JVC представлено еще две модели: KD-X352BT и KD-X355. Самое главное, что роднит эти аппараты, помимо дизайна передней панели, это новый аудиопроцессор. Он позволяет воспроизводить аудиозаписи высокого разрешения FLAC с битрейтом 24 бита и частотой дискретизации 96 кГц. Плюс к этому пользователь получает возможности процессоров DSP и DTA по созданию поканальных задержек, работы с двух- и трехполосным электронным кроссовером, а также системами улучшения звука. При этом модели JVC KD-X351BT и JVC KD-X352BT отличаются только цветом подсветки кнопок (синяя и красная соответственно), а вот JVC KD-X355 отличается более существенно. Она имеет расширенный УКВ-диапазон и три четырехвольтовых линейных выхода (в моделях KD-X351BT и KD-X352BT два выхода с амплитудой 2,5 В). При этом подсветка кнопок мультицветная, но нет Bluetooth-модуля.
Среди особенностей новой линейки можно отметить низкое потребление в спящем режиме – всего 1 мА.
Передняя панель ресивера имеет классическую компоновку. С левой стороны возвышается ручка энкодера – большая и очень удобная. Нажатие на нее приводит к подтверждению действия или вызову меню. Рядом крупные кнопки смены источника перемотки. Кнопки пресетов размещены классически – в ряд под дисплеем, а в центре ряда доминирует светящаяся кнопка снятия трубки при звонке и вызова смартфона.
Очень необычно и скрытно сделана кнопка снятия передней панели. Она представляет собой треугольный угловой сегмент под декоративной хромированной линией.
Тринадцатисимвольный дисплей с белой подсветкой поддерживает кириллицу. Справа от него располагаются USB-разъем, закрытый шторкой, и вход AUX.
Видеообзор автомобильного ресивера с Bluetooth JVC KD-X351BT.
Поскольку аппарат бездисковый, то предполагается, что основными источниками музыки будут либо радио, либо аудиофайлы, размещаемые на USB-флешке или предаваемые по Bluetooth.
Подключение по Bluetooth смартфона в качестве носителя аудио – это самый удобный и простой способ использования JVC KD-X351BT. При таком варианте выход USB остается свободным и может быть использован для подзарядки мобильных устройств (на разъеме обеспечивается поддержка нагрузки с током потребления до 1,5 А).
Для проигрывания музыки можно использовать любой плеер, но лучше всего воспользоваться приложением JVC Remote. Его главная особенность в том, что оно не только позволяет проигрывать аудиофайлы, а превращает смартфон в пульт дистанционного управления всеми возможностями ресивера JVC KD-X351BT.
Самое простое, что позволяет делать такой пульт, – переключаться между источниками звука, регулировать громкость и настраивать частоту радиостанций. А если перейти в режим настроек, можно полностью управлять мультимедийным устройством – так же, как если бы это происходило с кнопок на панели, только намного удобнее. Еще приложение позволяет управлять основными режимами при помощи жестов по экрану.
АУДИОНАСТРОЙКИ
Самое интересное в системе JVC KD-X351BT – работа звукового процессора. Несмотря на бюджетный сегмент модели, она предоставляет такие возможности по работе со звуковым полем автомобиля, которыми раньше обладали лишь топовые устройства. Одни только поканальные временные задержки при правильном использовании позволяют многое, а есть еще и 13-полосный параметрический эквалайзер, системы поднятия сцены, обогащение звука технологией К2, возможность работы с двух- и трехполосным кроссовером. Забегая немного вперед скажем, что настройку системы лучше всего проводить со смартфона через приложение JVC Remote.
Мы начали разговор со звуковых задержек потому, что именно они позволяют правильно сформировать звуковую сцену и обеспечить восприятие музыки как таковой. В теории условно-среднестатистическая автомобильная аудиосистема имеет четыре излучателя, формирующих звуковое поле, центр которого – в идеальном случае – приходится на середину салона. Но даже в таких идеальных условиях нам не нужно «делать сцену» между сиденьями, где насладиться красотой и глубиной сцены будет просто некому. Если в аудиосистеме отсутствует звуковой процессор, то сдвиг сцены делается фейдером или балансом. А это значит, что мы тем или иным способом зажимаем какие-либо из каналов…
Наиболее правильно смещать сцену именно задержкой звука, а не его уровнем. В JVC KD-X351BT делается это очень просто: замеряется расстояние от динамиков до точки нахождения слушателя, и затем эти данные вносятся в ресивер. Все, теперь у нас есть значения задержек. Но перед этим необходимо произвести предварительные настройки, которые позволят звуковому процессору лучше адаптировать сигнал под салон автомобиля. Сначала нужно указать тип кузова машины (Compact / Full Size Car / Wagon / Minivan / SUV / Minivan (Long)) и расположение динамиков – фронтальных (для Compact, Full Size Car, Wagon и SUV – в дверях или на торпеде) и тыловых (для Minivan / Minivan (Long) – второй или третий ряд сидений).
После этого указывается размер используемых динамиков, чтобы процессор мог оценивать их звуковую отдачу, и уже потом можно переходить к задержкам. Предусмотрены 3 типа размера твитеров, 11 размеров для мидбаса (8, 10, 12, 13, 16, 17, 18 см; 4×6, 5×7, 6×8, 6×9 дюймов) и 5 размеров для сабвуфера (16, 20, 25, 30, 38 см).
Эта процедура даже на автомобиле со штатной акустикой дает явное улучшение звучания. Но в акустическом оформлении автомобиля нужно еще и АЧХ подправлять. Для этого в системе есть 13-полосный параметрический эквалайзер. У него 10 предустановленных форм корректировки АЧХ (Flat, DRVN 3, DRVN 2, DRVN 1, Hard Rock, Hip-hop, Jazz, Pop, R&B, Classical) и одна пользовательская настройка для корректировки с расчетом под конкретную акустику. Уровни сигнала изменяются в пределах ±9 шагов, крутизна среза 1,35 / 1,5 / 2,0 дБ на частотах 62,5 Гц, 100 Гц, 160 Гц, 250 Гц, 400 Гц, 630 Гц, 1 кГц, 1,6 кГц, 2,5 кГц, 4 кГц, 6,3 кГц, 10 кГц, 16 кГц.
Но это еще не все. Можно поиграть и кроссовером – либо подать на динамики всю полосу, тогда настройка кроссоверов отключается, но при этом остается выход сабвуфера, либо выбирать двух- или трехполосный режим работы кроссовера.
Частоты среза полосы твитера: 1 / 1,6 / 2,5 / 4 / 5 / 6,3 / 8 / 10 / 12,5 кГц, с крутизной спада 6 или 12 дБ на октаву. Частоты среза полосы мидбаса по низкой частоте – 30 / 40 / 50 / 60 / 70 / 80 / 90 / 100 / 120 / 150 / 180 / 220 / 250 Гц, а верхние частоты совпадают с частотами твитера – 1 / 1,6 / 2,5 / 4 / 5 / 6,3 / 8 / 10 / 12,5 кГц, с крутизной спада 6 или 12 дБ на октаву. Верхние частоты среза сабвуфера – 30 / 40 / 50 / 60 / 70 / 80 / 90 / 100 / 120 / 150 / 180 / 220 / 250 Гц. По всем полосам можно задать ослабление сигнала и повернуть фазу на 180 градусов.
Из процессорных функций, предназначенных для улучшения звука в автомобиле, отметим Sound Lift: она позволяет поднять сцену, что особенно подойдет для автомобилей, у которых акустика установлена в двери. Space Enhance позволит улучшить глубину сцены, а SND Response, используя эффекты реверберации, сможет создать атмосферу помещения.
BLUETOOTH
Несколько слов о подключении смартфона к ресиверу. Как уже говорилось, наиболее удобный способ – через Bluetooth. Можно управлять всеми функциями по проигрыванию с любых источников, а также настраивать головное устройство. При этом вся аудиосистема начинает работать как система hands free, и при звонке на телефон приглушает музыку и выводит голос звонящего на акустику автомобиля. В комплекте с ресивером идет чувствительный микрофон, который устанавливается либо на торпеду, либо на солнцезащитный козырек.
Работать с системой «свободные руки» могут одновременно две трубки. Чтобы принять звонок, необходимо нажать на большую светящуюся кнопку, расположенную в центре под дисплеем. Она равноудалена как от пассажира, так и от водителя.
Есть еще одна фишка, для которой используется Bluetooth-соединение, – это воспроизведение музыки сразу с 5 телефонов. Данный режим придется по вкусу молодежным копаниям, путешествующим на автомобиле.
КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ
Начать описание качества звучания JVC KD-X351BT стоит с того, о чем мы забыли упомянуть выше. Встроенный усилитель имеет максимальную мощность 50 Вт на канал и 22 Вт × 4 номинальной мощности при КНИ менее 1%. Это отличные показатели, и для работы со штатными системами этого вполне хватит. В системе предусмотрены два линейных выхода, так что без проблем можно использовать внешний усилитель. Мы тестировали ресивер со штатным усилителем. Звучание в домашней системе ровное, с яркой серединой. Единственное, что не нужно делать в доме, так это включать звуковой процессор. Его автомобильная направленность только испортит звучание в домашней системе, но зато в автомобиле все эти системы улучшения звука дают быстрый и явный эффект. Касательно процессорных эффектов отметим, что часть из них не работает на аналоговых источниках – тюнер и AUX.
Понравилась работа ресивера и с форматом FLAC высокой четкости. В домашней системе появляются легкость и глубина. Сцена намного лучше прорисовывается, но требуется хорошая исходная запись, а не интернет-подделка под FLAC 24 бит 96 кГц, в которой есть только мегабайты, но нет музыки.
РЕЗЮМЕ
Перед нами отличная современная мультимедийная система, в которой ради бюджетности убрали мультиподсветку, но оставили широкие процессорные возможности. При этом на основе JVC KD-X351BT можно создавать системы с отличным качеством звучания. Нельзя не упомянуть, что установочная глубина ресивера всего 100 мм.