Грузовики «Компас» – тест-драйв
4 сентября 2023 года, накануне выставки COMTRANS 2023, компания «Тракс Восток Рус» провела ознакомительный тест-драйв линейки грузовых автомобилей, произведенных на конвейере флагмана отечественного грузового автопрома – КамАЗ.
На площадке Дмитровского полигона НАМИ демонстрировались малотоннажный «Компас» 5, среднетоннажный «Компас» 9 и крупнотоннажный «Компас» 12. Что интересно, для тест-драйва предлагались как порожний, так и груженый варианты.
КамАЗ «Компас» 5 – тест-драйв
«Компас» 5 – самый компактный грузовик в представленной линейке. Он находится в одной нише с конкурирующей «ГАЗелью»: полная масса не превышает 3,5 т, и для управления им достаточно прав категории В. Сразу бросается в глаза бескапотное исполнение кабины, которое визуально роднит 5 со «взрослым» КамАЗом. Чтобы добраться до двигателя, необходимо откинуть кабину. Такое решение позволяет водителю или автослесарю получить полный доступ к агрегату и повышает уровень ремонтопригодности. В подкабинном пространстве сразу приковывает взгляд радиатор системы кондиционирования, расположенный низко перед правым колесом. Предложенный вариант размещения кажется спорным, так как этот узел может быть поврежден при движении по плохим дорогам. Однако производитель не усматривает в этом ничего критичного, поскольку заявленный ареал эксплуатации автомобиля – городские условия. Кроме того, подобную компоновку можно встретить во многих других грузовых автомобилях.
По итогам осмотра кабины можно отметить богатое оснащение системами комфорта, которые делают работу безопасной и удобной. КамАЗ «Компас» 5 уже в базе оснащен довольно обширным пакетом опций: электронные системы контроля устойчивости ESC, ABS, обогрев зеркал, кондиционер, магнитола, электростеклоподъемники, круиз-контроль, центральный замок, моторный тормоз, регулировка руля по вылету и наклону. Доступны регулировки положения сиденья (вперед–назад) и угла наклона спинки. В центральной части сиденье складывается в столик и позволяет водителю комфортно перекусить прямо в машине.
Грузовик оснащен турбодизелем объемом 2,2 литра, мощностью 122 л.с. при 320 Н·м крутящего момента. Двигатель рядный, 4-цилиндровый, работает в паре с 5-ступенчатой КПП. Передние тормоза дисковые, задние барабанные. Автомобиль оснащен системой помощи при трогании в гору.
Шасси построены на основе унифицированной рамы, которая также будет задействована в более грузоподъемном «Компас» К6 (полная масса 5,5 т). Таким образом, «пятерка» имеет раму с запасом прочности, что в условиях частых перегрузов можно считать несомненным плюсом. Подвеска рессорная, задние шины двухскатные. Среди других особенностей стоит отметить галогенные фары, центральный замок, который автоматически блокирует двери при скорости выше 40 км/ч, систему принудительного торможения двигателем, а также топливный фильтр с нагревательным элементом и датчиком воды.
Кабина обеспечивает максимальную обзорность за счет большой площади остекления, а также системы зеркал, которые дают полную информацию о происходящем в слепых зонах. Кабина довольно просторна: в ней свободно размещаются три человека. Единственное замечание, которое выявилось по ходу тест-драйва, – небольшое расстояние между рулевой колонкой и водительским сиденьем. С непривычки я регулярно задевал колонку ногой при высадке и посадке.
Тест-драйв
Если говорить об ощущениях от нахождения в автомобиле, то водителю обеспечена удобная посадка, что очень важно в длительных поездках. Регулируемые рулевая колонка и положение сиденья позволяют настроить их под конкретного водителя. Дополнительная амортизация водительского сиденья не предусмотрена, так что водитель будет ощущает все неровности дороги – но не более чем на других машинах этого же класса.
Автомобиль легко управляется, передачи КПП подобраны довольно удачно. Разгон плавный, мощности двигателя вполне достаточно для того, чтобы тащить загруженный автомобиль. В ходе теста груженый половинной массой автомобиль взбирался на 6 % подъем без переключения на пониженную передачу. Грузовик маневренный и удобный для городских поездок. Отлично слушается руля, легко проходит «змейку», на нем удобно двигаться задним ходом. Большой кузов позволяет перевозить габаритные грузы.
Легкость в управлении и вместимость позволяют признать «Компас» 5 удачной моделью. Грузовик собирается в Набережных Челнах, и уже активно эксплуатируется некоторыми компаниями, которые подтвердили положительные оценки.
КамАЗ «Компас» 9 – тест-драйв
Среднетоннажный грузовик семейства «Компас» имеет полную массу 9,5 тонны. Продажи стартовали в январе 2022 года. При разработке данной модели за основу был взят китайский грузовик JAC серии N, который хорошо зарекомендовал себя на рынке. Китайские корни имеют не только конструкционная схема, но и основные агрегаты, хотя уровень локализации производства постепенно повышается. Двигатель – хорошо знакомый нашим мастерам Cummins ISF объемом 3,8 литра и мощностью 154 л.с. Коробка передач – 6-ступенчатая Fast Gear LC6T540B. Подвеска у грузовика полностью рессорная, тормозные механизмы на всех осях барабанные. Машина оснащена баком с оптимальным объемом 200 литров.
Кабина у 9 больше, чем у 5, но в глубину, по ширине они (как и кресло водителя) идентичны. За счет большей глубины посадка в кабину происходит проще, а также появился небольшой спальник. Спать на нем получится только если сложить спинки сидений. Спинка среднего сиденья складывается в столик. Положение водительского сиденья можно менять вперед и назад, также доступно изменение угла наклона спинки. Рулевая колонка позволяет наклонить руль в пределах 15 % и отрегулировать его вылет. Автомобиль оснащен системами комфорта: установлен кондиционер, есть круиз-контроль и электростеклоподъемники, также в базовой комплектации предусмотрена магнитола. Кнопки управления ею и круиз-контролем вынесены на рулевое колесо. Для удобства водителя в кабине предусмотрено большое количество мест для хранения, в числе которых надоконные полки с сетками и выдвижные подстаканники на приборной панели.
Тест-драйв
Настраивать наклон и вылет руля для тестового заезда на «Компас» 9 мне не пришлось – только немного подвинул сиденье. Дело в том, что предыдущий водитель был одного со мной роста и оставил ее в удобном для меня положении. Смотрю в зеркала – большие и удобные, обеспечивают отличную видимость, что чуть позже подтвердилось на упражнении «змейка» и при заезде задним ходом в импровизированный гараж. Машина маневренная и удобная в управлении – весьма важные качества для работы в городских условиях. Для полного комфорта не хватает парктроника и камеры заднего вида (препятствий для самостоятельной установки которых не усматривается). Хочется отметить длинные – особенно в сравнении с «Компас» 5 – ходы рычага коробки передач.
Автомобиль легко разгоняется как в пустом, так и в груженом вариантах. Передаточные числа коробки подобраны удобно и предоставляют возможность выбрать оптимальный режим движения и работы двигателя. Тормоза у 9 пневматические, при этом педаль тормоза информативная и позволяет плавно замедлять машину.
Машина получилась очень гармоничной: она имеет хорошую управляемость, обеспечена удобной кабиной и оптимальной связкой двигателя и КПП.
КамАЗ «Компас» 12 – тест-драйв
Это самый тяжеловесный автомобиль в представленной линейке: предусмотренная максимальная масса – 11 990 кг. Построен на более мощной раме (профиль 230×75×6 мм) и снабжен соответствующим двигателем на 166 л.с. с крутящим моментом 592 Н·м. Тормозная система пневматическая, с барабанами на обеих осях. Подвеска зависимая, на полуэллиптических рессорах. Коробка 6DS60T – 6-ступенчатая, китайского производства.
Большая грузоподъемность обусловила соответствующие габариты: это самый большой из всех трех представленных «Компасов». Увеличился и размер кабины, благодаря чему появилась возможность разместить там более широкий спальник. Набор систем комфорта в кабине тот же, что и в уже рассмотренных нами машинах: кондиционер, центральный замок, электростеклоподъемники, магнитола и круиз-контроль, последние два управляются кнопками на руле. Рулевая колонка регулируется по углу и высоте. Ручка КПП размещена в центральной части между сиденьями, что препятствует свободному перемещению по кабине. По компоновке кабина идентична более младшим моделям: есть много мест для хранения, среднее сиденье трансформируется в столик, а водительское регулируется по расстоянию до руля и наклону спинки.
Тест-драйв
По ощущениям от размещения 12 похож на 9. Рулевая колонка при посадке не мешает (как в 5). А вот ручка КПП здесь не такая удобная: к ее большому ходу нужно привыкать.
Трогается грузовик как груженый, так и пустой легко, чувствуется запас по мощности. Руль у машины очень легкий и совсем не информативный: приходится подлавливать автомобиль при движении. К коробке нужно привыкать как из-за длинных ходов рычага, так и из-за специфической работы синхронизатора. Тормоза очень жесткие, тормозить плавно сложно. Педаль нужно продавливать с усилием, и как только это усилие преодолено, машина резко встает. В ходе теста в кабине постоянно слышался высокий свистящий звук, природа которого осталась невыясненной. Груженая машина в управлении валкая, оптимальная для нее скорость – 70–80 км/ч. Для преодоления 6 % подъема с грузом пришлось переключиться на пониженную передачу.
Если «Компас» 9 в движении ощущается вполне сбалансированной машиной, то «Компас» 12 выглядит откровенно сыроватым, что довольно странно. При этом маневренность у тяжеловеса для городских условий неплохая.
Выводы
Представленная линейка грузовиков «Компас» производства КамАЗ выглядит достаточно гармоничной. Маневренность автомобилей позволяет комфортно эксплуатировать их в городских условиях, особенно младшая модель 5, на которую возлагаются большие надежды.
«Компас» 9 уже успел найти своих потребителей на рынке. По словам представителей завода, объем текущих продаж данной модели ограничен только темпами конвейера. Надеемся, что производителю удастся подстроить динамику выпуска под растущий спрос. Тест-драйв подтвердил отличную сбалансированность модели.
Что касается 12, то рыночный спрос на него также имеется, хотя и не столь высокий. Хотелось бы, чтобы производитель учел все нюансы и устранил «детские болезни», выявленные на представительском тест-драйве.