25.08.2014

Три дня, 2100 километров и KIA Sportage

4 августа из Москвы стартовал автопробег «Через всю страну с севера на юг», организованного KIA Motors Rus. Я проехала 2100 км из Уфы до Краснодара. Как это было?

4 августа из Москвы стартовал автопробег «Через всю страну с севера на юг», организованного KIA Motors Rus и приуроченного к открытию Московского Автосалона 2014. Я проехала 2100 км из Уфы до Краснодара. Как это было?

Зачем?

Автомобильные путешествия по России становятся все более популярными – размах нашей страны оставляет бесконечное поле для реализации самых разнообразных фантазий и приключений. Можно бесконечно восхищаться заграницами, но такого разнообразия в рамках одной страны, как в России, как климатического, так и культурного, найти где-либо еще очень трудно. И главное, для поездок по своей собственной стране не нужны ни визы, ни иностранные языки. Достаточно просто захотеть куда-то поехать. И проще всего бывает это сделать на машине.

В каждой бочке меда бывает ложка дегтя. В России это дороги. А точнее, их отсутствие. Тут любая машина не подойдет. Можно, конечно, мучиться на красивых седанах, но самое интересное останется за бортом. Именно поэтому у нас так популярны кроссоверы – полный привод, увеличенный дорожный просвет. Они расширяют поле наших возможностей. За то мы их и любим.

И вот компания KIA решила понять и попробовать на себе и своих автомобилях, что же такое на самом деле, эта загадочная Россия. Корейская компания делает это уже не в первый раз, но раньше основное внимание уделялось маршрутам с запада на восток. Так, в 2012-м году KIA Sorento пересекли Россию и отправились дальше за границу, совершив путь «от океана до океана», от Тихого до Атлантического.

А вот пути с севера на юг пока еще мало исхожены. Да и требуют они большей подготовки машин – дороги на севере и Урале слишком часто требуют больших и жирных кавычек. И даже серийному кроссоверу они бывают не под силу – слишком маленький клиренс, слишком дорожная резина. Автомобили требуют специальной внедорожной подготовки. Доработка автомобилей «напильником», наверное, наиболее популярная тема среди российских владельцев кроссоверов. Ломаются копья, происходят настоящие баталии на тему как правильно делать и как решить вопросы улучшения проходимости. В процессе творятся чудеса и рождаются новые кулибины и левши. Дух первооткрывательства кипит. Русские первыми покорили Космос. Отчего бы еще раз не отодвинуть границы невозможного?

Западные автопроизводители с интересом смотрят на это странное копошение на просторах большой страны. Им оно непонятно – у них есть дороги. Но периодически их охватывает присущая русским некоторая доля бесшабашности и они тоже кидаются в омут покорения неизвестного и достижения недостижимого.

Дух свободы не обошел стороной и KIA. Корейцы решились. Решились на «безумное чаепитие», подготовив три обновленных KIA Sportage с дизельным двигателем 2.0 мощностью 184 л.с. для покорения русских дорог.

Что было сделано?

Цель у переделок новеньких KIA Sportage была одна – сделать полноценный экспедиционный автомобиль. То есть, такой, чтобы и на трассе было не слишком уж тоскливо, и на бездорожье выехать можно было.

Ралли по России на KIA Sportage

Первым делом – клиренс. Машину надо бы поднять. Поскольку у KIA не было желания изобретать новый автомобиль, ограничившись легкой «внедорожной косметикой», то решение оказалось простым - поставить проставки. Три сантиметра спереди и пять сзади.

Для защиты важных узлов автомобиля, расположенных на нежном «брюшке», была установлена дополнительная алюминиевая защита моторного отсека, трансмиссии и бензобака.

Как и положено экспедиционному автомобилю, на крыше у KIA Sportage красовался экспедиционный багажник с канистрами для солярки и запасным колесом.

Ну, и резина. Она, конечно же, должна была быть «злой». Выбор организаторов пал на BF Goodrich A/T All-Terrain на литых дисках 16”.

И на этом все. Даже пластиковый обвес оставлен. Машины три, лебедка - не самый необходимый в данной ситуации агрегат, рассудили в KIA.

«Имею скафандр – готов путешествовать!»

Мой участок маршрута лежал из Уфы в Краснодар. 2100 км, на преодоление которых отведено три дня. Описание маршрута было слишком общим, и никто не мог мне объяснить, как же мы поедем. Разглядывая предложенный Яндексом маршрут, я испытывала серьезные сомнения о том, что мы будем следовать его подсказкам. Слишком уж много он предлагает федеральных трасс, которые летом перегружены. Нормальный экспедиционный автомобиль должен иметь возможность смело избегать соседства с «пузотерками» и бесконечным потоком фур, объезжая пробки по тем самым дорогам-«недорогам».

Самолет сел в Уфе, нас привезли в гостиницу, где должна была состояться смена экипажей. Но дорожная ситуация в субботний вечер внесла свои коррективы: наша экспедиция, едущая из Екатеринбурга, безнадежно встала в пробках на подъезде к городу. Закончился ужин, завершилась и краткая ознакомительная пешая экскурсия по городу, наступил вечер. И вот только тогда экспедиция KIA добралась до точки назначения. Но я уже спала – утром за руль, а здесь «минус 2 часа» от Москвы.

Утро порадовало солнцем и прекрасной погодой, но просыпаться было тяжело. В Москве только шесть утра, а мы уже собираемся на выезд.

Пять минут на беседу с экипажем предыдущего этапа, столько же на инструктаж. От показанных фотографий с телефона на голове шевелятся волосы – неужели обычный (ну, почти обычный) Sportage смог такое преодолеть? Грязь, броды, горы. Это вообще еще способно ездить после таких приключений?!?

Но ведь вот же они, трое «боевых» KIA Sportage красуются перед входом. И я сейчас сяду за руль одного из них.

И он сказал: «Поехали!»

Лифтованный KIA Sportage в Уфе

Машины в «боевой раскраске», на лобовых стеклах следы «предательских пуль». Одна из машин лишилась кондиционера, одна поцарапана. Им хорошо досталось на предыдущих, северных этапах. Но все три KIA Sportage готовы продолжать путь.

Лифтованный KIA Sportage 2014 в Уфе

Утренние пробки одинаковы, наверное, во всех мегаполисах. Уфа не исключение. Радость только одна – воскресенье, поэтому выбираемся из города быстро, хотя и в плотном потоке. Наконец, трасса. Это М5, печально известный своей разбитостью «Урал». Рядом с Уфой она даже не вызывает содрогания – тут вполне приличный асфальт и многополосное движение. Но ближе к Самаре все будет хуже.

Поток уплотняется, и нерадужные перспективы «хорошо постоять» уводят нашу колонну KIA Sportage на региональные дороги. Мы едем на Бугуруслан. День переваливает за полдень. Надо бы остановиться на обед, но попытки приблизиться к цивилизации в воскресенье после обеда обречены – Самара скалится безнадежными пробками. Поэтому мы продолжаем освоение второстепенных дорог.

Если на многополосных дорогах ехать колонной было легко, то режим постоянных обгонов заставляет насиловать машину. KIA Sportage, хотя и позволяет свободно ехать в высокоскоростном режиме, не особенно любит резкий старт, а тут еще багажник на крыше. Он изрядно тормозит машину, мешая показывать прыть и наслаждаться резвостью экспедиционному KIA Sportage. Да еще и вой ветра и резины перекрывает музыку в салоне.

Лифтованный KIA Sportage 2014

Но у нас хотя бы есть кондиционер, и мы можем ехать с закрытыми окнами. А вот «беленькому» повезло меньше. Коля сзади, наверное, к Краснодару оглохнет, если не удастся починить кондиционер где-нибудь по дороге.

Не добавляет удовольствия и необходимость постоянно контролировать машину – в отличие от серийного автомобиля поднятый KIA Sportage на высокой скорости чутко реагирует на колейность и ветер, становится валким на поворотах. Жесткая резина и поднятый на пять сантиметров задок явно рассчитаны на полную загрузку, мы же едем практически пустыми. В результате машина на скорости от 100 км/ч и выше пытается скакать на неровностях и колдобинах. В этот момент начинаешь особенно ценить возможность регулировки жесткости руля.

Из-за жесткого графика передвижения приходится мириться с этими неудобствами. Душу же греют воспоминания о фотографиях, посмотренных с утра, и обалдевшие от восхищения лица предыдущей группы. Ради такого можно и потерпеть.

Лифтованный KIA Sportage 2014 в Самарской области

С кафе в маленьких поселках совсем туго – то они еще не открылись после вчерашнего, то у них свадьбы, то у них поминки. Останавливаться для обеда приходится в придорожном кафе. Средней руки кафе, не самое дешевое, но до другого ехать далеко. Коля снова обделен комфортом – накормили всех, кроме него: молоденькая новенькая официантка запуталась в заказе. Это, наверное, карма поправляется за то, что ему единственному в Уфе успели снять проставки, и на колейности он не мучается от излишней подготовленности машины к бездорожью.

Лифтованный KIA Sportage 2014 в Пугачеве

Мимо тянутся поля, солнце катится вниз, а температура воздуха неумолимо ползет вверх. Уже за 35 градусов жары. Сомнений нет - мы едем на юг. В сторону города Саратова. Но наш конечный пункт на сегодняшний день находится на другом берегу Волги – в Энгельсе.

Город Маркс

Маркс и Энгельс, как в одном не менее бородатом, чем эта парочка, анекдоте – не один человек, а муж и жена. Вот и заправляемся мы в Марксе, перед Энгельсом, когда бортовой компьютер KIA Sportage уже истерично пытается доложить, что до пустого бака остается каких-то там 60 км.

Год основания города – 1765 (это на стеле, другие источники называют 1766 год). Это вышибает слезу умиления – Маркс родился на 53 года позже, в 1818-м. На самом деле основывался город как Екатериненштадт. Немецкое название неспроста - мы в краях поволжских немцев и город был основан немецкими колонистами. С середины 19-века он имел второе название Баронск – так русским было проще звать этот неудобоваримый набор букв.

Тут мы и заправляемся. Это уже вторая заправка. Пока средний расход топлива не превышает 12-ти литров на 100 км. На первом перегоне, пока шла агрессивная езда, расход был около 11,4 л/100 км. Когда поехали чуть поспокойнее, расход упал до 9,3 л/100 км. Это, конечно, совсем не те показатели, которые можно увидеть в брошюрке по KIA Sportage, но учитывая внесенные изменения в конструкцию и режим передвижения, все в пределах разумного.

Волга в Энгельсе

После встречи с Марксом, к Энгельсу, бывшему Покровску, я приехала уже подготовленной и пафосные цифры на стелах уже не вызывали такой истерический смех.

Переночевав на берегу Волги, отправляемся дальше в путь. За бортом становится еще жарче – температура вполне может добраться и до сорока. Но пока не больше 35-ти, и еще можно жить.

место приземления Гагарина

Наша следующая остановка – место приземления Гагарина. Проехать мимо было бы преступлением. Туда мы приезжаем почти что минута в минуту со временем посадки первого космического человека – в 10 часов 55 минут.

Координаты места приземления Гагарина

Наверное, когда с неба спустился огненный шар, у местных случился ажиотаж, намного превосходящий челябинский, когда там упал метеорит. Только вот у них не было видеорегистраторов. Вообще, из-за сбоя в системе торможения, Гагарин приземлился в незапланированной точке. По плану посадка должна была быть неподалеку от Сталинграда. Куда мы, собственно, сегодня и держим путь. С тормозами у нас и наших KIA Sportage всё отлично, поэтому в нынешний Волгоград мы обязательно попадем.

Но сначала надо хоть немного попробовать своих монстров – неужели мы так и будем ездить все время по асфальту?

Лифтованный KIA Sportage 2014

Нам улыбается удача: неподалеку есть мотокроссовая трасса, где можно опробовать возможности своих подготовленных KIA Sportage. Наша колонна, непроизвольно выстроившаяся в почти что триколор с удовольствием отрывается на треке, отдыхая от разбитых дорог общего пользования. Но нам пора дальше. Грунтовки, хоть и немного, у нас еще будут.

Лифтованный KIA Sportage 2014

Местами дороги ничем не отличаются от мотокроссовых трасс. Спасибо салонному фильтру KIA Sportage – дышим мы все же чистым воздухом. И еще кондиционер. Болеть бы мне всю дорогу из-за него, но благодаря тому, что перекрываются все воздуховоды, можно гибко настраивать потоки освежающего воздуха. Раздельный же климат-контроль дает возможность водителю и пассажиру не мучить друг друга. А вот Колю на «беленьком» жалко: кондиционер починить не удалось.

Лифтованный KIA Sportage 2014

Впереди Еруслан – левый приток Волги. Можно сделать крюк и поехать через мост, а можно попробовать попасть на паромную переправу. Паром будет в три часа. Мы успеваем.

Лифтованный KIA Sportage 2014 у переправы через Еруслан

К переправе приезжаем слишком рано – ждать еще два часа. Вокруг степь. Очень сухая, а берег глинистый. Попытка помочить ноги в Еруслане чуть не заканчивается потерей тапка. Придется погулять босичком, пока высохнет обувь.

Пока ждем парома, вглядываюсь в степь. Почему-то вспоминается техника безопасности езды по подобным местам. Многие лезут на сухую траву, не задумываясь о том, что горячий коллектор способен легко зажечь все вокруг, включая машину, которая выгорает при этом за несколько минут. Интересно, из чего сделан бензопровод у наших KIA Sportage? Наверняка пластиковый – это сейчас модно, поскольку пластик проще, дешевле и меньше подвержен коррозии. Зато если под коллектор набьется сухая трава… Но чем это я увлеклась? Ведь в нашей машине даже не так жарко – кондиционер исправно работает. А на траву мы не лезем. Ах, вот оно в чем дело… на градуснике уже +37С.

Стоимость переправы через Еруслан

Вот и три часа дня. Грузимся на паром. За проезд надо отдать по 350 рублей с машины и по 19 рублей с пассажиров. Цена сравнима с тем, чтобы сделать крюк. Но мы смогли отдохнуть, и это главное.

Лифтованный KIA Sportage 2014 на переправе через Еруслан

Если до переправы через Еруслан от палящего солнца нас закрывали облака (а иногда мимо даже проходил дождь!), то теперь огненный шар вылез на небо и решил показать себя во всей красе. Градусник медленно пополз дальше наверх. Уже +38С. Вокруг тянутся бахчи и степь.

Отчего же так жарко в машине? Вроде бы все на максимуме. Оказывается, просто кондиционер у нашего KIA Sportage не справляется. Когда едешь слишком быстро, воздух просто не успевает охладиться. Надо либо ставить более щадящий режим работы кондиционера, либо снижать скорость. Оба варианта помогают. Но мы все равно периодически открываем окна, чтобы остудить машину. А вот сеточка перед радиатором не помешала бы – тот уже сильно забит останками насекомых, решивших закончить свою жизнь красиво.

Лифтованный KIA Sportage 2014 в Волгограде

Вечерний Волгоград встречает вялотекущими пробками. Это один из самых длинных городов в России – его протяженность около 50 км. Тут даже есть свое собственное метро. Местные жители постоянно рассказывают о том, какие у них плохие дороги. Но в самом городе все не так уж и плохо, хотя и очень далеко от идеала. По крайней мере, разметка есть практически везде, а ямы в полколеса встречаются лишь изредка. Зато областные дороги – образчик того, как быть не должно.

Очень хотелось посмотреть на монумент «Родина–Мать зовёт!», однако в Волгоград мы въезжаем уже слишком поздно, чтобы надеяться на его посещение днем. Каково же мое удивление, когда мы останавливаемся в гостинице прямо на Мамаевом кургане. Спасибо КИА за такой подарок.

Портрет Сталина

Гостиница с названием «Блиндаж» нас встречает военной символикой. А на входе висит портрет Сталина. Двоякие чувства. С одной стороны, это означает, что гигантская рана всё-таки с трудом, но заживает, с другой – историческая память чересчур коротка. Но что-то в этом есть. По крайней мере, атмосфера удалась: всё-таки бились не за Волгоград и не за Царицын, а за Сталинград. И в бой ходили именно «за Сталина». А вот фоточки со знаменитостями в рамочках в данной ситуации - забавная дань негласным правилам туристического бизнеса.

Соседствующее кафе с «полевым меню» оказалось средненьким, хотя и атмосферным. Тут уже нет акцента на Иосифе Виссарионовиче, просто военная тематика. Сделано красиво, но обслуживание несколько странное. Рядом музей, полно туристов, а двери закрыты. Всё-таки нашим управителям стоит всерьез задуматься об облегчении налогового и административного бремени для предпринимателей. Одной газовой трубой сыт не будешь.

Быстро поужинав, отправляемся на осмотр Мамаева кургана. Стремительно темнеет – тут уже настоящий юг и августовские вечера совсем коротки.

Монумент Родина-мать зовёт! на Мамаевом кургане

Подходишь к монументу сзади… и наступает шок. Ведь статуя каждому знакома с детства по фотографиям. Ожидаешь увидеть эдакую брутальную даму с мечом, а на самом деле это вполне худенькая женщина бальзаковского возраста, с хорошей фигурой и сильными руками, умелыми в работе. Когнитивный диссонанс. Ведь да, женщина немного за тридцать – это и есть мать тех 17-летних детей, которые эшелонами уходили на фронтовую мясорубку. Помните, «на Мамаевом кургане не росла трава три года»? Это правда. Увы. Когда понимаешь, что на высоте «102,0» захоронено более 30 тысяч наших солдат, хочется просто помолчать.

Монумент Родина-мать зовёт! на Мамаевом кургане

Более привычный ракурс. И тут тоже открытие. За исключением Мамаева кургана, всё вокруг представляет собой выгоревшую степь. Уже почти сутки я не видела зеленых просторов. А тут – сочная зелень. Оказывается, под травой проложен водопровод для полива. Включается он вечером и, прогуливаясь мимо, можно внезапно оказаться под струей воды. Если фототехника в безопасности, то это даже приятно – с востока пышет жаром суховея.

А вот остальная часть мемориального комплекса на Мамаевом кургане оказалась под реконструкцией. Поэтому ограничиться пришлось краткой экскурсией. Но это, наверное, и к лучшему – надо бы хорошо выспаться. Завтра последний рывок на 750 километров до Краснодара, и мы достигнем финиша нашего этапа экспедиции КИА.

Салон обновленного KIA Sportage

Рабочее утро в Волгограде предсказуемо встречает пробками. Наконец, мы выехали из города и снова потянулись бахчи и степи с чахлыми деревьями. Ехать приятно, но расход топлива уже совсем не радует: когда кондиционер «шпарит» из последних сил, при агрессивной езде и штурме пробок наш KIA Sportage уже потребляет до 14,7 л солярки на 100 км.

Несмотря на марево на небе, за бортом снова +38С и кондиционер не справляется. Но мы уже ученые, и знаем, как это победить: окна регулярно открываются для проветривания, а все двери забиты водой.

Лифтованный KIA Sportage 2014

Снова тянется двухполосная дорога, а значит – постоянные обгоны. Это утомительно, поскольку поток в обе стороны большой. Подвеска от длительной агрессивной езды по разбитым дорогам и полному бездорожью, похоже, просится хотя бы на осмотр: долгая «полосатая» от трещин дорога начала утомлять. Каждая трещина чувствительно отдается в руль, а от наиболее больших раздается такой грохот, что штурман то и дело недовольно просыпается. Пружины при таком лифте кузова через проставки надо бы все-таки помощнее – штатные слабоваты.

Из под "зубастой" резины "впередсмотрящего" оранжевого KIA Sportage летят камни. Еще пара "предательских пуль" попала в наше лобовое стекло. Если так дело пойдет дальше, то мы рискуем остаться совсем без стекла.

Степь вокруг постепенно становится все зеленее, мы въезжаем в Краснодарский край – житницу России. Это действительно так – природа даже в мелочах пышет богатством и благодатью. Похоже, не мы одни так считаем. Поток автомобилей резко возрос в обе стороны: груженые урожаем фуры и отдыхающие заполняют трассу до отказа. Нам немного везёт – мы едем «против шерсти», и собственно пробки нас настигают уже почти в самом Краснодаре. Однако город красив, и поездка по нему доставляет удовольствие. Город чистый, опрятный, а стоящая жара не опаляет. Она мягкая и приятная. Жаль, что времени на Краснодар так мало.

Краснодар. Это ж не собачья глушь, а собачкина столица.

«Это ж не собачья глушь, а собачкина столица». Вл. Маяковский. 1926 г.

Лифтованный KIA Sportage 2014 в Краснодаре

К полвосьмому вечера мы у гостиницы и остается только сожалеть о том, что моё путешествие длиной 2100 километров закончено. Утром меня ждет самолет в Москву.

Текст и фотографии  Натальи Парамоновой

Читайте также:

Тест-драйв обновленного Kia Sportage с бензиновым мотором Nu 2.0 MPI D-CVVT: Смотрим на обновленный KIA Sportage 2014

Тест-драйв Kia Sportage с бензиновым мотором Theta II 2.0 D-CVVT: Тестируем Kia Sportage

Тест-драйв дизельного Kia Sportage: Тестируем дизельный Kia Sportage

Тест-драйв Hyundai ix35 с бензиновым мотором Nu 2.0 MPI D-CVVT: В поисках зимы на Hyundai ix35


Статьи по теме