Тест-драйв LADA 4x4: любимая могиканка
Автомобиль на
тест-драйве "Автодел":
LADA 4x4
Двигатель: бензиновый
1.7 л 8 кл. (21214), 83 л.с. (5000 об/мин), 129 Нм (4000 об/мин), АИ95, Евро-5
Трансмиссия: 5МТ, передаточное число главной передачи 3.9, постоянный
симметричный полный привод
Габариты (ДхШхВ, мм): 3740х1680х1640
Колесная база (мм): 2200
Дорожный просвет (мм): 205
Снаряженная масса / Макс. разрешенная масса
(кг): 1285 / 1610
Колеса/диски: 185/75 R16 (92/93/95. Q/T)
Объем топливного бака (л): 42
Стоимость тестового автомобиля: комплектация 1.7 л 8
кл. (83 л.с.), 5МТ / Luxe / Кондиционер 527 900
руб.
Производство автомобиля: Россия, Тольятти
Гарантия на автомобиль: 2 года или 50000 км
Межсервисный пробег: 9500-10500 км или 1 раз в год, ТО-0 на
2000-3000 км.
Когда-то у меня была «Нива» - мрачноватого фиолетового цвета «баклажан», под кодовым названием «Тайга». Брала я её не от «хорошей жизни» - старая машина внезапно и бесповоротно сломалась, а тут подвернулась «Нива». В отличном состоянии. Недорого. И хотя я изначально вовсе не планировала покупать себе что-то подобное, пришлось брать. Пересадка на «джип» прошла отнюдь не безболезненно, но в итоге именно та «Нива-Тайга» открыла мне целый мир – мир свободы без дорог.
Простите за пафос, но приличной девушке, искренне считавшей, что дорога – это только асфальт, а разбитая грунтовка на даче и засыпанный снегом двор - это настоящее бездорожье на пределе проходимости автомобиля, способности «Нивы» показались тогда каким-то волшебством. Уже через месяц обладания автомобилем я стала забывать, зачем нужна лопата в багажнике, а ватага прикормленных дворовых мальчишек, регулярно получавших от меня мелочевку за выталкивание машины из снежных лабиринтов двора, погрустнела и куда-то исчезла.
Столь тёплые чувства к «Ниве» возникли потому, что появилась она в один из особо снежных годов, когда я уже не просто устала от бесконечных раскопок, а была на грани нервного истощения и физического срыва. Тогда на работу я могла доехать только на машине, а трофи-приключения по два (а то и четыре) раза в сутки способны вымотать не только девушку, но и дюжего молодца. И вот вдруг оказалось, что там, где я регулярно «садилась», обрывала глушитель, царапала и мяла бампер, можно не героически проползти, а проскочить, не заметив проблем. «Нива» играючи проезжала все то, что ранее казалось непроходимыми дебрями.
И, наверное, за это я прощала ей все остальные огрехи, которых было не так уж мало. Но и, честно говоря, не слишком много. Несмотря на то, что «Нива» досталась мне от «теоретика бездорожья», который больше «вылизывал» машину, чем всерьез на ней ездил, то тут, то там вылезали изъяны сборки и нестабильное качество деталей. Но в целом машина оказалась куда более живучей и намного реже ломалась, чем можно было бы ожидать в те годы от «советского автопрома». К тому же в управлении она оказалась вовсе не так страшна, как мне расписывали разнообразные сочувствующие доброжелатели. В результате, выкатала машина почти три гарантийных пробега (который, правда, по-прежнему до смешного маленький - всего 50 тысяч километров) без серьезных проблем. Расставалась я со своей «старушкой» с болью в душе: за пять лет и 140 тысяч километров машина «устала», начала чаще ломаться, и пришлось перейти на что-то новое.
Началась уже вторая половина «нулевых», когда на нашем рынке, как грибы после дождя, появлялись самые разнообразные автомобили. И оказалось, «не лопатой единой» может быть счастлив человек. Комфорт и эстетика оказались важнее, а средненькая проходимость, позволяющая просто заехать во двор зимой - пределом мечтаний большинства горожан. И в этой битве «Нива» проиграла. Казалось бы, пора ее отправлять на обочину истории - но нет, она всё еще на рынке.
И вот теперь, пресыщенные комфортом, красивыми и разнообразными автомобилями, давайте посмотрим свежим взглядом на старую-добрую «Ниву», справившую недавно свое сорокалетие, на тест-драйве «Автодел». Простите, посмотрим на LADA 4х4. Хотя машина теперь называется именно так, боюсь, что от «Нивы» в фамильной приставке ей не избавиться никогда.
Цвет задорной апельсинки, черная накладка на капоте, дефлекторы на окнах, литые диски! Так и хочется уподобиться некоторым экзальтированным обитателям соцсетей, начав использовать БОЛЬШИЕ БУКВЫ и стройные ряды восклицательных знаков. Да мне бы тогда вместо унылого «баклажана» такой аппарат!!! (Не удержусь, и поставлю три восклицательных знака!) «Старушка в новом прикиде» помолодела на несколько десятков лет! С такой подругой так и хочется очертя голову рвануть во все тяжкие – да тут как раз и снежок поспел (кто бы знал, что буквально через пару недель мы будем молить его перестать посыпать нас денно и нощно).
Взгляд внутрь – тут явно кто-то очень любивший «Ниву» старался изо всех сил. Как всё аккуратненько, какие кресла!
Чего-то не хватает только. Но вот чего? Долго не срабатывает память, и – точно! В салоне исчез запах Нового Советского Автомобиля! Теперь тут практически ничем не пахнет. Даже как-то грустно. Сажусь. Сидения с оранжевыми вставками стали намного удобнее, а руль меньше и приятнее на ощупь. Сверху всё те же козырьки из серенького дерматина в точечку на пластмассовых направляющих – раньше они быстро провисали от жары и холода. Зато вместо плафона появилась светодиодная подсветка. Очень удобно, но выглядит она здесь чужеродно, потому что цвет пластика диссонирует с обшивкой потолка.
Погруженная в ностальгию, забываю про то, что ключ зажигания здесь слева. Долго смотрю на что-то новенькое с правой стороны: да это же кондиционер! Жаль, что на улице добрая десятка градусов мороза и воспользоваться им мне не придется.
Печка рядом заставляет умиляться и почти что плакать от нахлынувших мелодраматических чувств. Вспоминается, как то и дело начинал течь краник печки, сколько с этим было связано интересных моментов!.. Всё, как в старые-добрые времена.
И даже подсветка практически не изменилась: те же раскаляющиеся лампочки под клавишами, причём далеко не под всеми. Кстати, отчасти поэтому с работой печки стоит ознакомиться заранее: рычажки управления тонут в темноте, да и без специальных познаний разобраться с её работой наощупь окажется невозможным. Хотя, надо сказать, и с подсветкой сходу понять, зачем нужны два регулятора с синим и красным треугольником, а также отдельная кнопка с вентилятором тоже не особо получится. Просто это – настоящее «шаманство». Так, верхний рычажок управляет краником печки (подавать тепло в салон или нет), а нижний – регулирует положение заслонки воздухопритока (сколько холодного воздуха забирать снаружи). Плюс к этому есть еще кулисы, открывающие воздуховоды по краям дефлекторов сверху. В общем, в далекие семидесятые это было безумно прогрессивно, позже это превратилось китч, а сейчас стало настоящим крутым ретро! Комфорта во всем этом мало, зато как интересно двигать рычажками! И к тому же, в машине тепло. Я бы сказала, очень тепло – в минус десять за бортом можно устроить такую баню, что в пору будет думать не о печке, а о кондиционере. Правда, от запотевания стекол это всё по-прежнему не спасает – производительность вентилятора печки низкая и задние стекла то и дело потеют.
Из новенького в салоне нашей тестовой «апельсинки» - электропривод зеркал и стеклоподъемников. Пожалуй, это зачет: теперь не нужно тянуться до второй двери по любому поводу, и массивные всевидящие «лопухи» зеркал легко выставляются в нужное положение. А ещё появился подогрев передних сидений!
Ну, и обшивка дверей: она стала лучше и добротнее. Хочется верить, что механизм стеклоподъемников столь же добротный, а архаичной конструкции с тросиками, чреватой внезапным падением бокового стекла вниз, тут нет.
Теперь пора заглянуть и назад. На этом этапе у меня раньше всегда начиналась истерика: рычаг на переднем кресле то и дело западал, а идея складывания заднего дивана вызывала острый приступ депрессии. Что ж, теперь кресла откидываются более чем легко – рычажок работает надежно, как автомат Калашникова.
Диван по-прежнему монолитный и рассчитан на двух человек. Так что это Lada 4x4 во всех смыслах этого слова.
Но дальше начинаются чудеса - схема раскладки заднего дивана изменилась кардинально. Теперь не надо тащить всю конструкцию наверх, демонстрируя высоты эквилибристики вкупе с физической подготовкой: достаточно одним пальчиком поднять вертикально сиденье и уронить спинку.
Никакого дискомфорта передним пассажирам сложенный задний диван не доставляет.
Сожалеть здесь можно только о двух вещах. Первое, это именно диван, а не два кресла – втроем и с вещами как было бы удобно ехать!
А второе – это пропажа ровного пола. Между багажником и диваном появилась ступенька, а сиденье дивана укладывается под небольшим углом.
Получить ровный пол в LADA 4x4 можно, лишь открутив сиденье совсем. Сделать это реально, но потребует сноровки и дополнительных усилий.
В остальном LADA 4х4 – это всё та же старая-добрая «Нива». Дверь багажника распахивается высоко – это здорово в болоте, но вызывает забавный эффект во всех других случаях. Почему-то заботливые руки конструкторов не сделали хотя бы маленькой петелечки изнутри. Чтобы закрыть багажник, нужно либо тянуть за дверь, либо браться за ручку на внешней стороне. О, эта милая ручка! Дотянуться до нее даже с ростом 170 не так просто, и она никогда, никогда не бывает чистой. Как же я забыла взять с собой рабочие перчатки?
Стойки стали заметно лучше качеством – чтобы подтянуть дверь багажника к себе теперь нужно прикладывать усилие. Не знаю, надолго ли их хватит: раньше стойки быстро переставали держать, и дверь так и норовила упасть на голову. И звук закрывающегося багажника. Ммм! Этот прекрасный привет всем соседям! Ведь если соседи ночью не подпрыгнули в своих уютных кроватках, когда вы закрывали багажник, значит это не «Нива»!
В багажнике все также красуется горловина бачка омывателя заднего стекла и полочка. Из новенького – дополнительная розетка на 12В. Если распахнуть лючок, открывающий доступ к задним фонарям, обнаружим, что конструктивно они выглядят как и раньше. Это заставляет подозревать, что контакты склонны окисляться и разбалтываться, и лампочки перегорать тут будут также часто. Немедленно захотелось проверить и передние фары: стекло на них трескалось практически в первом же броде. Но теперь это пластик и, возможно, «жить» они будут дольше.
Полочка багажника стала заметно лучше – материал даже на вид прочнее, да и сделана куда аккуратнее. На ней даже красуются резиновые проставки, чтобы она меньше терлась и прыгала во время движения. Но любимую песню дороги, свой бесконечный «пилик-пилик», полочка поет по-прежнему: почему-то единственное место, которое требовало внимания в первую очередь, оставлено без изменений. А это крепеж полочки к обшивке салона. Тут пластмасски бесстыдно, с чувством полной свободы, трутся друг о друга, выводя заливистую трель первого сопрано в общем хоре.
А хор LADA 4x4 по-прежнему выводит родные рулады. Высоко ведёт свою партию раздатка, басовито гудят мосты и шины, тенором поёт мотор.
И хотя над шумностью машины поработали немало, это по-прежнему грохочущий танк. Если вы привыкли к тишине хотя бы среднего эконом-класса, то можно сказать, что звукоизоляция в LADA 4x4 попросту отсутствует.
В моторном отсеке всё выглядит до боли родным. Всё то же запасное колесо, всё тот же откидывающийся в обратном направлении капот. О безопасности и краш-тестах тут лучше и не вспоминать: когда-то «Нива» получила «ноль» баллов из пяти возможных. С тех пор LADA 4х4 обрела во всех комплектациях антиблокировочную систему ABS, электронную систему распределения тормозных усилий EBD и систему вспомогательного торможения BAS. Это положительно отразилось на том, как тормозит сегодняшняя «Нива». Теперь машина не дрессирует водителя, заставляя максимально аккуратно пользоваться тормозами под угрозой вылета в кювет, хотя по-прежнему нажимать на среднюю педаль стоит очень нежно. Однако вряд ли всё это добавило хотя бы один балл печальному рейтингу безопасности.
С другой стороны, под капотом всё, как и раньше, неплохо приспособлено для самостоятельного обслуживания. Радует лёгкий в доступе и съёме аккумулятор, а появившиеся пластиковые проставки в стыках сослужат добрую службу металлу.
Здесь всё тот же воздухозаборник сверху (глубина прохождения брода для LADA 4x4 «в стандарте» - полметра). И тот же 1,7 литровый 83-сильный мотор, который немного «доработали напильником» под добавившийся ГУР. Мотор теперь больше склонен к «вкусному» 95-му бензину, чем к «демократичному» 92-му, зато отвечает нормам ЕВРО-5 (по крайней мере, условно). Аппетиты LADA 4x4 остались примерно теми же – 10-12 литров на 100 км. Причём ниже расход не опускается, но и выше тоже не стремится, даже если медленно ползать в снегу. И сбоку прежний «гостеприимный», не запирающийся лючок бензобака.
Кардинальных изменений в динамике LADA 4х4 не произошло, но по сравнению с карбюраторной версией машина ведет себя порезвее и легче набирает скорость. Но оптимальной, опять же, остается скорость движения 60 – 80 км/ч, хотя, пожалуй, виноват тут не только мотор. Просто на этих скоростях «Нива» чувствует себя наиболее уверенно, а водитель спокойно – к «соточке» машина превращается в задорно гарцующую табуретку. Правда, лучше и вовсе не разгоняться дальше: максимальная скорость для LADA 4x4 составляет всего 142 км/ч. Ехать со скоростью 100 – 120 км/ч можно, но для новичка вероятность не справиться с управлением возрастает практически по экспоненте. Короткая база, высокий клиренс, симметричный полный привод без разнообразных современных систем безопасности и помощи водителю не позволяют забыть, зачем всё-таки предназначен этот автомобиль.
А его основная миссия – быть разъездной «лошадкой» в сельской местности, где дорог либо нет, либо бывают они там ситуативно. И тут цифры на спидометре тускнеют, а на первый план выходят заветные два рычага на центральном тоннеле. Большой блокирует межосевой дифференциал, заставляя мотор передавать на все четыре колеса одинаковый вращающий момент, а маленький включает понижающую передачу. Вот ради этих рычажков и нужна LADA 4x4, в девичестве «Нива».
LADA 4x4 – отличный тренажёр для тех, кто хочет понять, как работает постоянный полный привод в разных режимах его работы. Ярко выражены реакции на блокировку межосевого дифференциала, включение понижающей передачи - в движении машина практически не прощает ошибок, заставляя ездить аккуратно и вдумчиво. На заблокированном дифференциале действительно трудно поворачивать (по сравнению с разблокированным), а на «понижайке» машина приобретает кошачьи повадки. Да, мощности мотора не хватает для «замешивания теста», поэтому места с мягким грунтом стоит проходить ходом. С другой стороны, автомобиль не раскачивается, поэтому во многих случаях можно легко перебраться через препятствия, которые сравнимы с дорожным просветом. Машина учит работать двигателем, правильно пользоваться газом и тормозами, использовать накат и ловко маневрировать. Я бы сказала, что любому начинающему джиперисту стоит потренироваться на «Ниве», прежде чем садиться на что-то более серьезное.
Великолепная геометрическая проходимость, энергоемкая подвеска с хорошими ходами – со времен моей старушки «Нивы» всё стало даже лучше благодаря новым амортизаторам, которые увеличили ходы подвески со 150 до 170 мм. На свой «баклажан» я тогда ставила усиленное сцепление Valeo, а теперь в LADA 4x4 оно идет «по умолчанию». ГУР заметно облегчил руль, но лёгким его назвать по-прежнему нельзя: может, стоило бы и оставить ту большую баранку вместо нового компактного штурвала.
Помимо сцепления, в LADA 4х4 целый список новаций, призванных снизить вибронагруженность машины. Карданные валы теперь соединяются через шарниры равных угловых скоростей. В передних ступицах новый подшипник – он не требует периодической регулировки. Из-за этого поменялся и поворотный кулак, что положительно сказалось на «рыскании» при торможении. Амортизаторы теперь газонаполненные, крепление редуктора переднего моста – независимое. Несомненно, это всё принесло позитивный эффект, но LADA 4x4 по-прежнему остается «танком», который грохочет и вибрирует – до деликатных повадок «офисного мальчика» тут всё так же далеко.
Когда шел тест, зима неуверенно, но неумолимо раскачивалась. Тут же пришлось вспомнить про вечно обмерзающие дворники, которые вытирают стекло перед пассажиром и ни в какую - перед водителем. И самым добрым, даже нежным словом помянуть тех, кто сделал на дверях дефлекторы – как же это удобно!
Однако, несмотря на красивые белые поля, найти для нашей LADA 4x4 что-то подходящее всерьёз не удалось: земля и ручьи толком не встали, а снега оказалось маловато. Поэтому заманчивые испытания на поле либо оказывались «гладкой дорогой», либо чересчур сложным трофи, не предназначенным для этого класса автомобиля хотя бы по геометрической проходимости. Поэтому вдоволь накатавшись по полям, мы поехали домой. Сеанс ностальгии был закончен.
РЕЗЮМЕ
LADA 4x4 – уникальный автомобиль на нашем рынке. Сельская разъездная машина «на каждый день» с действительно невысокой ценой. Конечно, и заявленный гарантийный пробег у неё смешной – даже у большинства «китайцев» сейчас он составляет 100 тысяч км. Но, с другой стороны, автомобиль настолько изучен и проверен, а запчасти найти так легко, что отремонтировать его можно в любой глуши.
Большим плюсом является стандартная колея LADA 4x4: в сельской местности часто встречаются мосты и гати, которые представляют собой серьёзные проблемы для более узких или широких автомобилей. Небольшой вес LADA 4x4 тоже можно записать «в актив» - она сможет проехать там, где более тяжёлый автомобиль провалится. А если она всё-таки сядет, для её вытаскивания зачастую хватит пары дюжых молодцев вместо трактора.
LADA 4x4 не только джип, на котором никуда из «грязей» не выедешь. Она вполне справляется с небольшими «прохватами» по трассе (километров 100 – 300 вполне можно проехать без особого дискомфорта). В городе тоже, хотя и без особых удобств, вполне можно ездить (лучше, конечно, не в мегаполисе и избегать пробок). Теперь машина достаточно быстро «натапливает» салон, а мотор шустро прогревается, поэтому короткие «перебежки» в городе не так утомительны для водителя и вредны для автомобиля.
Можно ругать этот автомобиль – есть за что. Можно не любить его – тоже есть за что. Но он прекрасно справляется с теми задачами, которые были возложены на него конструкторами. Поэтому не нужно хотеть от него чего-то иного, кроме как бытия сельским автомобилем или второй машиной для охоты или рыбалки. И да, не стоит променивать металлические бампера на красивый пластик. В бездорожной жизни это отличный дополнительный шанс выбраться из «засады». Конечно, это не силовой элемент, но однажды в моей практике с «Нивой» пришлось поднимать машину за бампер, когда подо мной проломился в ручье лёд. Тогда машина лежала на «животике», а передние «лапки» беспомощно гребли воду, как колеса водяной мельницы. Подваженная лесиной за бампер, машина ловко выпрыгнула из западни на задних «ногах». Поэтому оставьте красоту и пластик другим автомобилям - LADA 4x4 рождена для бездорожья.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой
Тест-драйв подготовлен редакцией издания "Автодела"