Тестируем светодиодные противотуманные фары 90 мм
Наступает зима, световой день становится короче, из-за чего ездить в темное время суток приходится чаще. Обочина теряется в темноте, ямы можно определить только по теневой границе, да и в целом на дорогах становится некомфортно. В таких условиях вполне естестенным является желание водителей увеличить освещенность дороги различными способами. Кто-то ставит лампы головного света с повышенной светоотдачей, ксенон или светодиоды, кто-то устанавливает дополнительный свет – например, ДХО в режиме постоянного свечения или вообще ставит вместо них рабочий свет. Все эти меры, с одной стороны, позволяют лучше осветить путь, а с другой – неизбежно приводят к ослеплению встречных водителей. Более того, с подобными улучшениями, как правило, ни техосмотр не пройти, ни мимо поста ГИБДД спокойно не проехать.
Мы же будем искать такое решение, которое и водителям поможет, и будет полностью соответствовать правилам. Один из способов улучшить освещенность дороги – воспользоваться противотуманными фарами как дополнительными источниками света. В нашем тесте мы рассмотрим, как работают противотуманные фары стандарта 90 мм, а также как при помощи правильного светового потока повысить безопасность движения.
Перед тем как перейти к тесту, немного вспомним теорию. Если мы заглянем в нормативные документы – советские ГОСТы или современные требования ЕОК ООН №19, то найдем похожие требования. Противотуманные фары должны формировать световой пучок, который должен проходить ниже уровня глаз водителя и направлен под углом 1 градус в сторону дороги. Правила регламентируют высоту установки фар, а также ширину светового пучка. Также сказано, что пучок должен обеспечивать четкую светотеневую границу и что его угловой размер по вертикали должен находиться в пределах ±0,2 градуса. В итоге ПТФ должны формировать узкий и плоский световой пучок, который может стать широким только за счет эффекта переотражения от капелек тумана. Таким образом, свет от противотуманнок никаким образом не может улучшить освещенность дороги.
Однако не совсем понятно, зачем нужно ограничивать световой пучок, направленный в сторону дорожного полотна. Ведь он вполне сможет не только обозначать автомобиль, но и дорогу подсвечивать, не мешая другим участникам движения. Именно такой идеей руководствовались российские инженеры из компании Pandora, когда решили разработать свою противотуманную фару. За основу был взят обширный опыт компании, наработанный при выпуске систем уличного и промышленного освещения, а также автомобильных охранных комплексов. Воплощением идеи стала светодиодная противотуманная фара стандарта 90 мм – Pandora FL-03.
Мы решили сравнить то, что получилось у отечественных разработчиков, с аналогичными продуктами от разных брендов, для чего выбрали разнотипные модели противотуманных фар:
OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201
MTF Light ECE R19
Valeo 047401
Pandora FL-03
Результаты теста противотуманных фар в форме видеообзора.
OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 – противотуманная фара 90 мм, тест
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Противотуманная фара OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 произведена известной европейской компанией, признанным лидером в области светотехники. Компания специализируется на выпуске как готовой светотехнической продукции, так и LED-кристаллов. Большой объем продукции OSRAM поставляется на автосборочные предприятия, поэтому компания строго придерживается требований, установленных нормативно-техническими документами.
Корпус противотуманной фары, как и подвес, практически полностью выполнен из пластика – высококачественного и прочного. Даже регулировочный винт подвеса из пластика. Нужно отметить, что он с мелкошаговой резьбой, что позволяет производить тонкую регулировку.
Небольшой кристалл с максимальной потребляемой мощностью 3 Вт установлен на оребренный алюминиевый радиатор.
Фары упакованы в красочную коробку с прозрачным окошком. На коробке указаны схема установки, а также габариты изделия. Одна фара имеет короткий провод подключения, а вторая длинный.
Особенность фар OSRAM LEDriving в том, что драйвер фары встроен в корпус одной из противотуманнок. При этом на вторую подаётся уже низкое напряжение в 3-4 В. Зажигаются они, только если обе соединены между собой. Выход из строя одной из них приводит к необходимости заменить комплект целиком. К тому же подключение к сети 12 В идет только к проводу одной фары. Вторая же фишка при установке OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 на автомобиль остается не подключенной. Если же компьютер автомобиля отсиживает состояние проитвотуманных фар, то подобное подключение может привести к выдачи ошибки.
Цветовая температура 6000 К.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Противотуманные фары OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 в нашем тесте можно рассматривать как реперные для светодиодных источников. Производитель постарался, чтобы характеристики светового пучка были максимально приближены к требованиям правил. При небольшой мощности кристалла у фар достаточно неплохая светоотдача – практически 69 Лм / Вт. Все это фокусируется светоотражателем в узкую полоску, которая может только обозначить автомобиль, но не осветить пространство вокруг него.
Во время работы фары практически не нагреваются: температура радиатора за время теста не превысила 34 градусов. Производитель также предлагает использовать эти фары в качестве дневных ходовых огней.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Небольшое энергопотребление.
НЕДОСТАТКИ
Слабый световой поток, к тому же узко сфокусированный.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Если вам нужен энергосберегающий вариант с минимальным риском выхода его из строя, то стоит обратить внимание на OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201. Подключать только через специальный блок питания для него.
Подробный тест OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 – противотуманная фара 90 мм.
Valeo 047401 – противотуманная фара 90 мм, тест
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Противотуманную фару Valeo 047401 можно назвать классической, так как в ней используются галогеновая лампа накаливания и отражатель. Сверху светильник закрыт защитным стеклом. Стекло прозрачное, без линзовки. В качестве источника света используется лампа типа H11 мощностью 55 Вт.
Регулировка угла наклона светового потока производится при помощи наклона отражателя. Сам корпус цельный и герметичный. Имеется защищенное мембраной отверстие для компенсации температурных изменений давления внутри корпуса фары.
Корпус выполнен и качественного пластика и соответствует стандарту для противотуманок 90 мм.
На коробке Valeo 047401 минимум информации – исключительно для складского учета.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Противотуманные фары Valeo 047401 в нашем тесте можно смело рассматривать как уходящее прошлое, на смену которому приходит светодиодное будущее. Это подтверждают измерения: у данной противотуманки самое большое энергопотребление, самая высока температура нагрева и самый высокий расход электроэнергии относительно светового потока. При этом ее стоимость (если рассматривать ее как отношение светового потока к затраченному рублю) нельзя назвать самой маленькой.
Нужно учитывать, что здесь галогеновая лампа с высокой температурой нагрева защитного стекла. Российские автолюбители хорошо знают, что зимой из-за перепада температур часто происходит растрескивание стекла.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Простота и обработанность конструкции.
НЕДОСТАТКИ
Высокое энергопотребление.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Тест противотуманных фар Valeo 047401 наглядно показывает, насколько вперед шагнули источники света, произведенные по новым технологиям (светодиоды), по сравнению с галогеновыми лампами.
Подробный тест Valeo 047401 – противотуманная фара 90 мм.
MTF Light ECE R19 – противотуманная фара 90 мм, тест
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Компания MTF Light всегда позиционировала себя как производитель светотехники, превосходящей по своим характеристикам штатные устройства. Само собой, эта идеология применима и к ПТФ данной марки. В фарах MTF Light ECE R19 используется конструкция с двумя LED-кристаллами и двумя отражателями, расположенными в верхней и нижней части полусферы. При этом потребляемая мощность одной фары целых 23 Вт, что много для светодиодного источника.
Корпус противотуманки сделан из алюминиевого радиатора и весит 415 г. Он подвешен на металлическом кронштейне с одним регулировочным винтом. Имеется вентиляционное отверстие, закрытое мембраной.
На коробке представлена подробная информация об установке фары, приведены принципиальная электрическая схема и чертеж. В комплекте поставляется драйвер питания во влагозащищенном исполнении. Драйвер допускает подключение к сети как 12 В, так и 24 В. Заявленная цветовая температура – 5500 К, а световой поток – 2200 Лм (для двух источников).
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Противотуманная фара MTF Light ECE R19 формирует довольно широкий световой пучок, причем распределение света достаточно неравномерное. Присутствует затененность, причем в центральной области пучка. Это результат работы двух отражателей. Суммарный световой поток достаточно большой – 699 Лм (это ниже, чем заявленные производителем 1100 Лм на фару). Нужно отметить серьезный нагрев лампы: температура радиатора во время теста достигала 67 градусов. Это очень много для полупроводниковой техники. Также сильно нагревается драйвер (недаром производитель снабдил его алюминиевым радиатором).
Соотношение светового потока к электрической мощности у MTF Light ECE R19 оказалось вторым снизу после галогеновой Valeo.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Широкий световой пучок. Драйвер может работать с бортовой сетью как 12 В, так и 24 В.
НЕДОСТАТКИ
Высокий нагрев фары. Световой поток не соответствует заявленному.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Противотуманные фары MTF Light ECE R19 дают большой световой поток, но при этом отмечен перегрев излучающих кристаллов. Данные противотуманки можно использовать по назначению, но только не в режиме постоянного свечения.
Подробный тест MTF Light ECE R19 – противотуманная фара 90 мм.
Pandora FL-03 – противотуманная фара 90 мм, тест
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Калужская компания «Завод опытного приборостроения» известна среди автомобилистов прежде всего своими автомобильными охранными системами Pandora. И мало кто знает, что под торговой маркой Pandora выпускаются также LED-светильники для уличного и промышленного освещения. Большие, мощные и надежные, они ожидаемо завоевали свою долю рынка.
Противотуманная фара Pandora FL-03 является результатом симбиоза этих двух направлений. Наработки в области мощных источников света позволили конструкторам создать фару с уникальной эффективностью светоотдачи на затраченную электрическую мощность. Но обо всем по порядку.
Начнем с осмотра. Перед нами довольно увесистый светильник, тыльная сторона которого представляет собой радиатор охлаждения кристалла. В качестве источника света используется многоэлементная полоска светодиодов с потребляемой мощностью 10 Вт. Корпус имеет развитое оребрение, причем сделано оно таким образом, чтобы быть эффективным особенно во время движения автомобиля. Для этого стекло фары сделано не круглым, а со скосом. Это приводит к тому, что после ее установки в бампер по фронту фары получается зазор для воздушного потока. Это обеспечивает хорошее охлаждение радиатора. Нижняя часть корпуса сделана со скосом, что также обеспечивает затягивание воздушного потока и охлаждение нижней части радиатора.
Корпус подвешен на стальном кронштейне, причем подвес здесь необычный. Помимо оси крепления у него есть еще две точки опоры – на тыльной стороне. Одна из них винтовая и обеспечивает регулировку наклона противотуманки относительно земли, вторая подпружиненная и обеспечивает фиксацию фары и отсутствие дрожания в любом положении корпуса. Сам регулировочный винт снабжен большой головкой, позволяющей вращать его пальцами. Головка фиксируется стопорным винтом, чтобы исключить самооткручивание.
В комплекте идет драйвер, у которого помимо разъема для подключения к линии противотуманных фар есть еще один вывод, переназначенный для подключения к дальнему свету. Благодаря такому решению при включении дальнего света одновременна включается и противотуманка на повышенной яркости.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Если смотреть на светотеневую границу, то противотуманная фара Pandora FL-03 формирует довольно широкий световой пучок с равномерным распределением света. Верхняя граница пучка четкая. Это позволяет выставить свет так, чтобы луч уходил на требуемый –1 градус и не слепил встречных водителей. При этом нижняя часть пучка будет обеспечивать дополнительное освещение дорожного полотна.
При потребляемой мощности 10 Вт световой поток фары соответствует заявленному, наши измерения показали 984 Лм. Нужно отметить невысокий уровень нагрева корпуса – 55 градусов.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА
Широкий световой пучок. Высокая яркость свечения.
НЕДОСТАТКИ
Мелкие фиксирующие винты на корпусе.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Противотуманная фара Pandora FL-03 показала отличные результаты по эффективности: самый высокий световой поток, низкая потребляемая мощность и слабый нагрев корпуса, плюс четкий световой пучок, позволяющий также повысить безопасность вождения.
Подробный тест Pandora FL-03 – противотуманная фара 90 мм.
Результаты сравнительного теста
Перейдем к самому интересному – непосредственному сравнению протестированных противотуманных фар.
Первое, на что мы посмотрим, – общий световой поток. Тут несомненным лидером является Pandora FL-03, выдающая 984 Лм. Это на 29 % больше, чем ближайший конкурент MTF Light ECE R19 со своими 699 Лм. Отметим, что японский производитель заявляет завышенное значение светового потока. Аутсайдером стала фара OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 – всего 206 Лм, но если соотнести подводимую мощность к световому потоку, то OSRAM окажется на втором месте, а лидером будет Pandora FL-03, у которой на 1 Вт, приходится почти 100 Лм. Аутсайдером в этом сравнении оказалась фара Valeo 047401, так как за счет галогеновых источников потребляемая мощность составила целых 55 Вт.
Плафон фары Valeo 047401 самый горячий в тесте: температура достигает 73 градусов, что характерно для ламп накаливания. Светодиоды MTF Light ECE R19 лишь немногим уступают по температуре: на тесте корпус фары нагрелся до 67 градусов. Это критичное значение температуры для полупроводниковых источников света. Хорошо видно, что при схожей массе фонаря фара MTF Light ECE R19 потребляет 23 Вт против 10 Вт у Pandora FL-03.
OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201
Теперь сравним то, что выдают фары на дороге. Самый узкий световой пучок у OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201. Небольшая полоска света напоминает прищур. Результаты измерений показывают широкую диаграмму свечения по горизонтали и очень узкую по вертикальной координате. За счет фокусировки освещенность в области свечения самая высокая в тесте и достигает 5000 кд, что даже больше, чем у лидера нашего теста Pandora FL-03.
Если мы посмотрим на то, что освещает данная фара на дороге, то увидим резко очерченную полосу, начинающуюся на расстоянии в 15 метров от бампера и заканчивающиеся уже через 5-6 метров. Добавить света к фарам ближнего света подобная конфигурация пучка вряд ли сможет.
Valeo 047401
Заслуженные временем галогенки Valeo 047401 хочется поставить на второе место. У них достаточно удобный световой пучок. Он в меру широкий и освещает пространство впереди автомобиля. Максимальная освещенность по центральной линии достигает 4000 кд.
Также стоит отметить, желтый оттенок свечения оказался самым приятным для глаз во сем тесте. По визуальному восприятию они освещают не хуже, чем их светодиодные собратья. Но за это приходится платить высокой потребляемой мощностью – 120 Вт, против 20 Вт потребления Led источников.
MTF Light ECE R19
Самая мощная по потреблению энергии светодиодная лампа в тесте это MTF Light ECE R19. Японские разработчики используют в нем два кристалла, каждый по 10 Вт. Это приводит к повышенной тепловой нагрузке. Сильно нагревается не только корпус лампы, но также и драйвер (блок питания), не даром он выполнен в корпусе из алюминиевого радиатора. Если же говорить о световом потоке, то в центральной части от самый мощный и освещенность достигает 10000 кд.
На дороге противотуманные фары создают яркое световое пятно на расстоянии до от 5 до 20 метров перед автомобилем. При этом дальняя граница освещённого пятна резко очерчена.
Pandora FL-03
Световое пятно Pandora FL-03 отличается от того, что мы видели в других фарах. Разработчики растянули его подальше от бампера автомобиля и при этом сделали так, чтобы верхняя светотеневая граница была четкая. За счет большого светового потока 984 Лм от одной фары удалось добиться, что не только ближняя зона ярко освещена. Световое пятно растянуто по дороге и освещает пространство на расстояние 25-30 метров впереди автомобиля. И это при отсутствии ослепления встречных в водителей. Таким образом получается, что фара вносит существенный вклад в освещенность дороги даже при использовании совместно с ближним светом. При этом световое пятно широкое и захватывает обочину с правой и левой стороны от автомобиля.
Все эти световые эффекты стали возможны при относительно небольшой потребляемой мощности в 10 Вт на одну фару.
Диаграммы
Для тех, кто привык воспринимать техническую информацию в виде диаграмм приводим интересные соотношения, которые мы получили во время проведения теста.
Первая диаграмма проста для восприятия. Это абсолютные числа светового потока, которые мы смогли получить во время теста. По оси ординат отложены люмены. Максимальный показатель у Pandora FL-03 – 984 лм, а минимальный у OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 – 206 лм.
Вторая диаграмма показывает соотношение светового потока к электрической мощности. Он показывает, насколько эффективные кристаллы применяются в источнике. Лидером тут стала опять Pandora FL-03 выдавая 98,4 лм/ Вт, а вот на втором месте оказались фары OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 с 69 лм/ Вт. Аутсайдером предсказуемо стал галогеновый источник света в противотуманной фаре Valeo 047401.
Наконец одна из самых интересных диаграмм которая показывает отношение светового потока к стоимости противотуманной фары. Тут чем больше тем хуже. Цены были взяты из Интернета на момент проведения теста. И вот тут то в лидеры как не странно вырвались противотуманные фары Valeo 047401. При схожей цене OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 их свечение в пересчете на рубль оказалось намного выгодней. Кстати, по этому параметру, противотуманные фары OSRAM, оказались аутсайдером теста.
Последняя диаграмма показывается температуру, до которой нагревается корпус противотуманной фары. Причем для галогенок Valeo 047401этот параметр не критичен, в силу лампы накаливания, а вот для светодиодных источников света он является важным, особенно если планируется использовать фары в южных регионах России.