Тест синтетических моторных масел
Наш журнал на протяжении последних нескольких лет проводил регулярные тесты моторных масел. Как правило, в число участников тестов включались моторные масла, представленные на рынке под различными торговыми марками, но имеющие общую классификацию по SAE (вязкости) и API (эксплуатационному назначению). В этот раз мы решили несколько изменить условия отбора и обратили внимание на масла, выпускаемые под марками различных автопроизводителей и применяемые на соответствующих сервисных станциях. Безусловно, среди участников такого теста мы даже не ожидаем «некондиционной» продукции. Наоборот, мы надеемся выявить превосходство «марочных» масел над продукцией, предлагаемой в розничной торговой сети. Однако сформировать тест полностью из масел под брендами автопроизводителей не получилось. Так, подавляющее большинство сервисных станций официальных дилеров концерна VAG используют масло Castrol, объясняя это тем, что на конвейере двигатели заправляются именно этим маслом.
Кроме того, для проведения полноценного сравнительного теста было необходимо наличие хотя бы одного «обычного», но обладающего заведомо высокими эксплуатационными характеристиками участника. Таковыми стали масла Consol и Selekt.
Методика тестирования
В ходе испытаний измерялись те же параметры, что и в предыдущих тестах. Образцы предоставлялись на тест в обезличенном виде (в одинаковой пронумерованной таре без этикеток и иных признаков, которые позволили бы определить происхождение содержимого). Тестирование проводилось в лаборатории ООО «Виал Ойл», имеющей государственную аккредитацию.
Кинематическая вязкость
Определяется в капиллярных вискозиметрах при температурах 40 °С и 100 °С. Измерение проводится в термостате, в котором поддерживается заданная температура. Вискозиметр погружается в термостат, и, когда масло нагревается до нужной температуры, засекается время прохождения маслом известного объема вискозиметра (изогнутой трубки). Вязкость рассчитывается по специальной формуле.
Динамическая вязкость
Определяется при различных градиентах скорости сдвига в ротационных вискозиметрах (ASTM D5293). В ходе теста определялась низкотемпературная вязкость проворачиваемости на имитаторе запуска холодного двигателя (CCS), от которой зависит число оборотов коленвала двигателя во время запуска зимой.
Плотность при 20 °С
Определяется ареометром.
Щелочное число
Для определения щелочного числа проводят обратное потенциометрическое титрование раствора масла. Это значит, что в раствор добавляют избыток кислоты (соляной), а потом капают щелочь до тех пор, пока вольтметр не выдаст скачок напряжения. Из объема щелочи, который для этого понадобился, и определяют щелочное число масла.
Данный параметр указывает на наличие присадок, предназначенных для нейтрализации продуктов окисления, которые образуются в процессе эксплуатации масла и приводят к увеличению коррозионного износа деталей, что неизбежно влияет на снижение ресурса двигателя.
Сульфатная зольность
Вычисляется при взвешивании остатка, полученного при сжигании масла в присутствии серной кислоты. Для процедуры используют специальный тигель из кварцевого стекла, который сначала греют на обычной плите, а потом переносят в муфельную печь, температура внутри которой равняется 775 ± 25 °С. Чем больше сульфатная зольность, тем больше в масле присадок. Значение параметра не должно превышать 1,3% от общей массы для бензиновых двигателей и 1,8% для дизельных, потому что излишняя зольность увеличивает нагарообразование.
Определяется общей насыщенностью присадками многофункционального пакета. Насыщенный многофункциональный пакет присадок косвенно свидетельствует о высоких эксплуатационных свойствах.
Индекс вязкости
Это эмпирический, безразмерный показатель для оценки зависимости вязкости масла от температуры. Чем выше значение индекса вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры.
Температура застывания
Температура, при которой масло теряет текучесть. Масло в пробирке помещается в термостат с сухим льдом. По достижении заданной температуры пробирку наклоняют под углом 45°. Если через минуту фиксируется сдвиг уровня, значит масло не застыло. Температура застывания должна быть на 5-7 °С ниже той температуры, при которой масло должно обеспечивать прокачиваемость. В большинстве случаев моторные масла застывают из-за выпадения кристаллов парафинов. Требуемая нормативной документацией температура застывания достигается депарафинизацией базовых компонентов и (или) введением в состав депрессорных присадок (полиметилакрилаты, алкилнафталины и т.д.).
Нижний температурный предел применения масла примерно на 8-12 °С выше температуры застывания.
Для определения эксплуатационных свойств моторных масел необходимо проведение высокотемпературных испытаний, по результатам которых можно прогнозировать поведение масел в реальном двигателе.
Высокотемпературное окисление
Моделируется работа масла в канавке верхнего компрессионного кольца, так как именно на этом участке масло подвергается наибольшим температурным нагрузкам, в результате чего на поверхностях деталей двигателя образуются углеродистые отложения, нагар и лак, накопление которых может привести к повышенному износу или заклиниванию колец, толкателей и др. Кроме того, неизбежно возникающие продукты окисления провоцируют коррозию деталей двигателя и ускоряют старение резиновых уплотнительных материалов.
Испытания проводятся по методу Г. И. Шора. Метод основан на процессе высокотемпературного окисления, который соответствует окислению масла в цилиндропоршневой группе двигателя. Суть его заключается в том, что проба масла помещается в центрифугу, в которой происходит нагрев до 235 °С, а в качестве катализатора используется медный стержень. Испытание длится 5 часов. После этого определяются значения параметров, характеризующих степень «старения» масла.
Изменение кинематической вязкости
Характеризует срабатываемость в масле полимерного загустителя. По величине этого параметра можно прогнозировать способность масла к сохранению своих вязкостных характеристик в процессе эксплуатации.
При использовании моторного масла в нем происходят два процесса: срабатывается полимерный загуститель и одновременно стареет базовое масло. Первый процесс ведет к разжижению масла, а второй - к его загустеванию. Причем принято считать, что масло непригодно к дальнейшей эксплуатации при значении изменения кинематической вязкости +100%. Соответственно, можно сделать вывод, что чем меньше величина изменения (с учетом знака), тем больше срок службы масла.
Показатель дисперсности
Определяет стабильность моторного масла к окислению. Показывает относительное содержание мелких и крупных частиц загрязнения в моторном масле, которые определяются по отношению оптической плотности при разных длинах волн (крупные при 670 нм, общая загрязненность при 490 нм). Крупные частицы характеризуют тенденцию к накоплению отложений в двигателе.
Кислотное число
Стандартный показатель, характеризующий наличие в моторных маслах продуктов окисления. Чем меньше его абсолютное значение, тем лучше условия работы масла в двигателе и тем больше его остаточный ресурс.
Nissan Strong Save X
Заявленные особенности
Моторное масло для бензиновых двигателей автомобилей Nissan. Содержит сбалансированный пакет присадок, обеспечивает легкий запуск, увеличивает мощность двигателя иуменьшает расход топлива.
Результаты теста
Вязкость кинематическая при 100°С— 10,58мм2/с; вязкость кинематическая при 40°С— 56,59мм2/с; индекс вязкости— 146; температура вспышки, определяемая воткрытом тигле— 222°С; температура застывания— –33°С; щелочное число— 5,63мг КОН/г; плотность при 20°С— 849,2кг/м3; зольность сульфатная— 0,77масс %; динамическая вязкость при –30°С 3503мПа·с; коэффициент загрязненности вначале испытаний— 0,97; коэффициент загрязненности после испытаний— 42,56; изменение кинематической вязкости— –1%; изменение щелочного числа 23,4%; кислотное число— 1,84.
Обсуждение теста
Все физико-химические параметры масла соответствуют заявленной эксплуатационной группе. Однако среди прочих участников занимает последнее место врейтинге.
Масло обладает одним из самых низких значений кинематической вязкости как при 100°С, так ипри 40°С, что говорит одостаточно высокой текучести масла иотносительно небольших потерях на межмолекулярное трение. После высокотемпературных испытаний величина изменения составила –1%, т.е. полимерный загуститель изрядно сработался иначался интенсивный процесс загущения базы, однако масло еще пригодно кэксплуатации. Это несомненный плюс. Динамическая вязкость при –30°С— самая низкая из всех участников, следовательно, гарантирована ивысокая проворачиваемость коленчатого вала при холодном запуске двигателя. Но температура застывания масла составила –33°С, аэто значит, что нижний температурный предел применения масла –22—18°С. Иэто первый минус, несмотря даже на достаточно высокое значение индекса вязкости (что подтверждает всесезонность масла).
Второй причиной отставания врейтинге следует считать самое низкое значение щелочного числа, что косвенно указывает на меньшую насыщенность пакета присадок компонентами, призванными бороться спродуктами высокотемпературного окисления. Скорее всего исам пакет присадок достаточно скуден: сульфатная зольность также минимальна по сравнению спрочим участниками. Правда, стоит заметить, что пакет достаточно стабилен: изменение щелочного числа после высокотемпературных испытаний составило 23,4%, что не очень сильно отличается от результатов других участников (унекоторых изменение даже больше), но из-за низкого исходного значения абсолютная величина вконце теста оказалась минимальной.
Но самый большой «урон»— взначении коэффициента загрязненности (42,56), что, во-первых, стало рекордной величиной среди всех участников теста, аво-вторых, свидетельствует скорее всего не овыдающихся моющих свойствах масла (вчем можно сомневаться из-за невысокого значения щелочного числа), аодостаточно интенсивном процессе старения компонентов самого масла. Но стоит отметить, что вконце теста кислотное число оказалось одним из лучших, т.е. масло достаточно хорошо нейтрализует продукты высокотемпературного окисления.
РЕЗЮМЕ: Сравнительное отставание данного образца от остальных участников теста все же не позволяет назвать его некачественным. Следует учесть, что это масло разработано под конкретные условия, аименно для моторов Nissan. Поэтому, если вы являетесь владельцем автомобиля данной марки ивсписке рекомендованных кприменению масел для вашего авто имеется Strong Save X, можете смело его заливать, не опасаясь последствий.
CONSOL Ультима
Заявленные особенности
Создано в2002году врамках совместного проекта скомпанией «Infineum UK Limited», Англия. Он соответствует стандарту качества по классификации Американского института нефти API: SL/CF, введенному вконце 2001года.
Серия масел высшей категории качества «Consol Ультима» предназначена для смазывания бензиновых идизельных двигателей легковых автомобилей, легких грузовиков имикроавтобусов новых иперспективных поколений, работающих при жестких условиях эксплуатации. Масла серии «Consol Ультима» существенно превосходят масла предыдущего класса качества по эксплуатационным характеристикам (склонность кпенообразованию, отложениям на поршнях, испаряемость, антиокислительные ипротивоизносные свойства) иуспешно его заменяют. Продукт обладает высокими энергосберегающими свойствами, позволяющими существенно экономить топливо. Применение этих масел всовременных двигателях обеспечивает выполнение требований Евро-2иЕвро-3куровню токсичности отработанных газов.
Результаты теста
Вязкость кинематическая при 100°С— 14,17мм2/с; вязкость кинематическая при 40°С— 84,8мм2/с; индекс вязкости— 140; температура вспышки, определяемая воткрытом тигле— 222°С; температура застывания— –45°С; щелочное число— 8,83мг КОН/г; плотность при 20°С— 852,3кг/м3; зольность сульфатная— 1,04масс %; динамическая вязкость при –30°С— 5169мПа·с; коэффициент загрязненности вначале испытаний— 0,48; коэффициент загрязненности после испытаний— 35,79; изменение кинематической вязкости— –30,8%; изменение щелочного числа— 31,1%; кислотное число— 2,8.
Обсуждение теста
Измерение физико-химических параметров не выявило уданного образца никаких отклонений от допустимых значений. Первое, что обращает на себя внимание,— весьма значительный ресурс базового масла. По окончании высокотемпературных испытаний изменение кинематической вязкости составило –30,8%, что стало лучшим результатом по данному параметру втесте. Следовательно, умасла как такового есть преимущество по сроку службы перед остальными участниками. Правда, при этом зафиксировано довольно большое изменение щелочного числа, свидетельствующее оне самой лучшей долговечности присадок-окислителей. Но благодаря изначально высокому его значению определенный запас прочности имеется. Да ипо величине кислотного числа данный образец немного уступил другим участникам. Высокотемпературные испытания выявили иопределенные слабости вспособности крастворению твердых продуктов окисления, если судить по значению коэффициента загрязненности. Возможная причина— не самый насыщенный пакет присадок (если судить по значению сульфатной зольности). Зато изначальная величина кинематической вязкости свидетельствует одостаточно хорошей текучести масла, азначение динамической вязкости позволяет быть уверенным вуспешном запуске двигателя зимой, благо что итемпература застывания самая низкая втесте (–45°С). Индекс вязкости достаточно высок, чтобы прогнозировать относительную стабильность свойств масла вшироком диапазоне температур.
РЕЗЮМЕ: Очень достойный продукт от российского производителя.
GM Genuine - Тест моторного масла
Заявленные особенности
Всесезонное моторное масло, предназначенное для использования во всех типах бензиновых идизельных двигателей (как стурбонаддувом, так ибез такового). Обеспечивает высокие смазывающие характеристики истабильность свойств при высоких температурах. Обладает низкой вязкостью при отрицательных температурах, обеспечивая уверенный запуск двигателя. Сохраняет двигатель иего детали вчистоте, обеспечивает непревзойденную защиту от износа. Не наносит ущерба катализатору иобеспечивает низкий уровень выброса загрязняющих веществ.
Результаты теста
Вязкость кинематическая при 100°С— 11,14мм2/с; вязкость кинематическая при 40°С —66,03мм2/с; индекс вязкости— 146; температура вспышки, определяемая воткрытом тигле— 222°С; температура застывания— –36°С; щелочное число— 9,6мг КОН/г; плотность при 20°С— 853,8кг/м3; зольность сульфатная— 1,37масс %; динамическая вязкость при –30°С— 5934мПа·с; коэффициент загрязненности вначале испытаний— 0,48; коэффициент загрязненности после испытаний— 17,41; изменение кинематической вязкости— 12,5%; изменение щелочного числа— 17,2%; кислотное число— 1,64.
Обсуждение теста
По основным физико-химическим свойствам образец полностью соответствует параметрам своей группы. При определении общей оценки выяснилось, что масло GM ненамного обогнало Nissan— иэто несмотря ни на невысокое значение кислотного числа, что указывает на хорошую способность кнейтрализации кислот, ни на самый малый процент изменения щелочного числа, что характеризует высокую стабильность многофункционального пакета присадок (который, кстати, оказался одним из самых насыщенных: впользу этого свидетельствует как изначально большое значение щелочного числа, так инаибольшая среди участников теста сульфатная зольность). Даже низкое значение коэффициента загрязненности— ито не помогло.
Кснижению вобщем рейтинге привело, во-первых, достаточно большое изменение кинематической вязкости (+12,5%), что позволяет уверенно предполагать развитие интенсивного процесса старения базового масла кконцу испытаний, иполное срабатывание полимерного загустителя. То есть пакет присадок еще всостоянии выполнять свои функции, но вцелом масло уже состарилось.
Востальном GM Super Synthetic не показало каких-либо обращающих на себя внимание результатов: все цифры укладываются всреднестатистическое значение по тесту.
РЕЗЮМЕ: Седьмое место врейтинге весьма относительно. Основная тому причина— наименьший среди участников срок службы композиции вцелом. Однако само по себе масло вполне качественное исослужит хорошую службу. Особенно на тех моторах, для которых оно рекомендовано.
Ford Formula S/SD - Тест моторного масла
Заявленные особенности
Ford Formula S/SD— полностью синтетическое моторное масло суникальными эксплуатационными характеристиками для бензиновых идизельных двигателей стурбонаддувом ибез него, атакже многоклапанных иснасос-форсунками. Обеспечивает защиту от износа иобразования отложений. Способствует максимальному снижению трения, увеличению мощности иресурса двигателя.
Результаты теста
Вязкость кинематическая при 100°С— 13,73мм2/с; вязкость кинематическая при 40°С— 106,93мм2/с; индекс вязкости— 120; температура вспышки, определяемая воткрытом тигле— 228°С; температура застывания— –45°С; щелочное число— 8,58мг КОН/г; плотность при 20°С— 853,7кг/м3; зольность сульфатная— 1,19масс %; динамическая вязкость при –30°С— 6053мПа·с; коэффициент загрязненности вначале испытаний— 0,48; коэффициент загрязненности после испытаний— 12,57; изменение кинематической вязкости— 2,1%; изменение щелочного числа— 33,5%; кислотное число— 1,54.
Обсуждение теста
Уданного образца все физико-химические параметры находятся вдопустимых пределах.
Значение щелочного числа достаточно высоко, следовательно, можно прогнозировать вполне успешную нейтрализацию продуктов высокотемпературного окисления, что подтверждается иотносительно низкой величиной кислотного числа. Однако пакет вцелом не сильно живуч: впользу такого предположения свидетельствует одна из самых больших втесте величин изменения щелочного числа. Тем не менее срабатываемость полимерного загустителя искорость старения базового масла, если судить по величине изменения кинематической вязкости, вполне позволяют несколько растянуть межсервисные интервалы. Об эффективности пакета присадок также можно судить ипо значению коэффициента загрязненности после высокотемпературных испытаний. Его величина (минимальная среди всех участников теста) позволяет предположить что присадки успешно справляются срастворением твердых образований. Учитывая относительно высокую срабатываемость присадок, эффективность масла можно объяснить изначально большой насыщенностью многофункционального пакета. Впользу этого свидетельствует одно из самых больших значений сульфатной зольности.
Кнедостаткам данного образца можно отнести сравнительно большое значение динамической вязкости, что потребует больших усилий для поворота коленвала зимой. Тем не менее проблем сзимним пуском двигателя возникнуть не должно: температура застывания самая низкая втесте. Оне самых лучших зимних свойствах масла косвенно может свидетельствовать исравнительно малое значение индекса вязкости.
РЕЗЮМЕ: По совокупности результатов масло Ford Formula S/SD заняло почетное 2‑е место вокончательном рейтинге. Аесли рассматривать данный образец вне теста, то становится ясно что перед нами высококачественный продукт со стабильными характеристиками.
Mazda Dexelia Plus - Тест моторного масла
Заявленные особенностиСинтетическое высококачественное масло для применения во всех бензиновых идизельных двигателях легковых автомобилей. Обеспечивает отличную смазку двигателя даже всамых тяжелых условиях иво время спортивной езды.
Результаты тестаВязкость кинематическая при 100°С— 13,96мм2/с; вязкость кинематическая при 40°С— 87,94мм2/с; индекс вязкости— 137; температура вспышки, определяемая воткрытом тигле— 226°С; температура застывания— –44°С; щелочное число— 9,53мг КОН/г; плотность при 20°С— 849,7кг/м3; зольность сульфатная— 1,11масс %; динамическая вязкость при –30°С— 5775мПа·с; коэффициент загрязненности вначале испытаний— 0,49; коэффициент загрязненности после испытаний— 29,02; изменение кинематической вязкости— –15,6%; изменение щелочного числа— 28,5%; кислотное число— 2,46.
Обсуждение тестаПо всем физико-химическим параметрам данный образец полностью соответствует требованиям своей группы. Масло Mazda Dexelia Plus отличает достаточно высокая насыщенность многофункционального пакета присадок компонентами, призванными бороться спродуктами высокотемпературного окисления (самое высокое значение щелочного числа). Но срок службы этих составляющих всравнении состальными участниками не самый высокий: по окончании высокотемпературных испытаний изменение щелочного числа оказалось достаточно большим, да ипо значению кислотного числа данный образец далек от лидирующих позиций. Сам по себе пакет по насыщенности можно считать средним, учитывая величину сульфатной зольности. Авходящие внего присадки для растворения нагара исмол вполне справляются со своей задачей, очем говорит относительно небольшое значение коэффициента загрязненности по окончании высокотемпературных испытаний.
Зато результаты измерений кинематической вязкости показали, что масло имеет ощутимый запас ресурса. Изменение кинематической вязкости составило –15,6%, следовательно степень износа базового масла еще далека от критической. Начальные же величины кинематической вязкости свидетельствуют осредней величине текучести масла.
Значение динамической вязкости близко ксреднестатистическому среди образцов, и,учитывая весьма низкую температуру застывания, можно суверенностью предположить, что зимой проблем сзапуском двигателя не будет. Невелик ириск масляного голодания на непрогретом двигателе. Индекс вязкости, характеризующий всесезонность, масла также имеет среднестатистическое значение.
РЕЗЮМЕ: Данный образец заслуженно занимает среднюю позицию витоговом рейтинге теста, являясь при этом вполне качественным продуктом.
Castrol Magnatec Professional 5w30 - Тест моторого масла
Заявленные особенности
Моторное масло Castrol 5w30, разработанное по уникальной технологии специально для многоклапанных быстроходных бензиновых двигателей идизельных ссажевыми фильтрами. Протестировано вбольшинстве современных автомобилей ведущих производителей. Castrol Magnatec Professional сочетает всебе полностью синтетические базовые масла иуникальные микрочастицы Intelligent Molecules, которые образуют прочную смазочную пленку на рабочих поверхностях, обеспечивая активную идлительную защиту двигателя, что способствует увеличению его ресурса.
Результаты теста
Вязкость кинематическая при 100°С— 9,74мм2/с; вязкость кинематическая при 40°С— 56,52мм2/с; индекс вязкости— 138; температура вспышки, определяемая воткрытом тигле— 225°С; температура застывания— –34°С; щелочное число— 7,28мг КОН/г; плотность при 20°С— 846,5кг/м3; зольность сульфатная— 0,99масс %; динамическая вязкость при –30°С— 40,46мПа·с; коэффициент загрязненности вначале испытаний— 0,68; коэффициент загрязненности после испытаний— 12,57; изменение кинематической вязкости— 23,1%; изменение щелочного числа— 24,6%; кислотное число— 1,52.
Отзывы экспертов о моторном масле Castrol 5w30:
Измерение физико-химических параметров не выявило уданного образца никаких отклонений от допустимых значений. Масло обладает неплохой текучестью, аесли судить по значениям величин кинематической вязкости, то ихорошей прокачиваемостью. Динамическая вязкость не очень большая, аэто значит, что стартеру не потребуется много усилий для поворота коленчатого вала при зимнем запуске. Уверенности вуспешном холодном старте добавляет идовольно низкое значение температуры застывания. Неплохой можно считать ивеличину индекса вязкости, так что уданного образца свсесезонностью все впорядке.
Авот пакет присадок не самый насыщенный— на это указывает относительно малое значение сульфатной зольности, да иприсадок-антиоксидантов поменьше, чем унекоторых других участников. Косвенное тому подтверждение— величина щелочного числа. Но при этом способность масла растворять твердые частицы вполне удовлетворительная: значение коэффициента загрязненности одно из самых низких втесте.
По интенсивности старения базового масла искорости износа полимерного загустителя Castrol 5w30 Magnatec Professional несколько уступает другим участникам, подтверждением чему можно считать ощутимо высокое значение изменения кинематической вязкости после высокотемпературных испытаний. Также не самым долговечными, если судить по величине щелочного числа, можно считать иантиокислительные присадки, которые при этом весьма добросовестно выполняют свои функции, очем говорит малая величина кислотного числа.
РЕЗЮМЕ: Упредставленного образца большинство параметров оказались на высоте, но всю картину испортила относительно быстрая скорость старения самого масла. Если соблюдать межсервисные интервалы, Castrol 5w30 Magnatec Professional действительно выполнит все свои функции.
Toyota - Тест моторного масла
Заявленные особенности
Эксплуатационный интервал— 5000км для турбированных двигателей, 10000км для безнаддувных двигателей. Высококачественное всесезонное энергосберегающее моторное масло для бензиновых двигателей, втом числе стурбинами, созданное на основе гидрокрекинга. Обладает оптимальными низкотемпературными характеристиками ивысокими антиокислительными свойствами для двигателей японских автомобилей. Обеспечивает легкий запуск инадежную работу двигателя при любых условиях эксплуатации.
Результаты теста
Вязкость кинематическая при 100°С— 12,04мм2/с; вязкость кинематическая при 40°С— 60,54мм2/с; индекс вязкости— 151; температура вспышки, определяемая воткрытом тигле— 217°С; температура застывания— –31°С; щелочное число— 6мг КОН/г; плотность при 20°С— 858,5кг/м3; зольность сульфатная— 0,82масс %; динамическая вязкость при –30°С— 6006мПа·с; коэффициент загрязненности вначале испытаний— н/д, коэффициент загрязненности после испытаний— 37,72; изменение кинематической вязкости— –6,4%; изменение щелочного числа— 27,8%; кислотное число— 1,55%.
Обсуждение теста
Все физико-химические параметры масла соответствуют заявленной эксплуатационной группе. Масло обладает хорошей текучестью ипрокачиваемостью, очем свидетельствуют не самые большие значения кинематической вязкости. Однако высокое значение динамической вязкости, вероятно, может привести ктому, что стартеру потребуется несколько большее усилие для поворота коленвала зимой. Изначение температуры застывания маловато: всильные морозы схолодным стартом могут возникнуть проблемы ириск масляного голодания на непрогретом двигателе увеличивается. Правда, при этом данный участник самый всесезонный: унего наибольшее значение индекса вязкости.
Авот пакет присадок самый скудный среди всех представленных на тест образцов (значение сульфатной зольности всего 0,82%), да иантиокислительных присадок можно было бы добавить (щелочное число самое низкое втесте). Исрабатываются эти присадки относительно быстро, если судить по изменению щелочного числа. Но при этом продукты окисления нейтрализуются вполне эффективно, так как кислотное число одно из минимальных втесте.
Не самой лучшей оказалась испособность масла растворять шлаки исмолы. Такой вывод может подтвердить весьма высокое значение коэффициента загрязненности. Зато композиция «полимерный загуститель— базовое масло» оказалась вполне живучей. Кокончанию высокотемпературных испытаний величина изменения кинематической вязкости осталась вполе отрицательных значений.
РЕЗЮМЕ: Несмотря на имеющиеся недостатки, вполне достойный продукт снеплохим ресурсом.
Select Lubricants Supreme Motor oil - Тест моторного масла
Заявленные особенности
Высококачественные, всесезонные, универсальные моторные масла для современных бензиновых двигателей. Возможно применение вдизельных двигателях стурбонаддувом, если это предусмотрено производителем двигателя. Специально разработано для обеспечения более быстрой инадежной защиты двигателя втечение всего срока эксплуатации. Благодаря уникальным свойствам масло гарантирует мгновенную смазку при экстремально низких температурах. Превышает самые жесткие требования кмаслам, предназначенным для всех типов двигателей нового поколения. Благодаря уникальным свойствам, масло предотвращает износ, снижает потери мощности двигателя на трение. Обладает энергосберегающими свойствами. Обеспечивает высокую степень чистоты внутренних поверхностей двигателя.
Результаты теста
Вязкость кинематическая при 100°С— 14,15мм2/с; вязкость кинематическая при 40°С— 84,01мм2/с; индекс вязкости— 141; температура вспышки, определяемая воткрытом тигле— 222°С; температура застывания— –44°С; щелочное число— 8,69мг КОН/г; плотность при 20°С— 851,9кг/м3; зольность сульфатная— 1,02масс %; динамическая вязкость при –30°С— 5209мПа·с; коэффициент загрязненности вначале испытаний— 1,45; коэффициент загрязненности после испытаний— 28,5; изменение кинематической вязкости— –29,3%; изменение щелочного числа— 24,5%; кислотное число— 2,19.
Обсуждение теста
Измерение физико-химических параметров не выявило уданного образца никаких отклонений от допустимых значений, зато налицо значительный ресурс масла. Изменение кинематической вязкости после проведения высокотемпературных испытаний составило
–29,3%, аэто означает что, базовое масло еще долгое время сможет обеспечивать приемлемую вязкость несмотря на то, что полимерный загуститель уже сработался.
Изначальная величина кинематической вязкости позволяет считать масло достаточно текучим, азначения динамической вязкости итемпературы застывания гарантируют неплохие пусковые свойства взимнее время. Масло обладает достаточно высоким индексом вязкости, что подтверждает право назвать его всесезонным.
Многофункциональный пакет присадок сам по себе не очень насыщен (всравнении спрочими участниками), однако изначально относительно высокое значение щелочного числа, даже несмотря на его ощутимое изменение после высокотемпературных испытаний, позволяет предполагать хорошие антиокислительные свойства масла. Однако при этом величина кислотного числа не совсем оправдывает подобные предположения. Да испособность масла крастворению твердых продуктов старения масла оказалась не самой лучшей втесте.
РЕЗЮМЕ: Результаты теста данного образца показали, что иотечественный производитель способен создавать моторные масла сбольшим ресурсом. Однако при этом стоит обратить внимание на остальные характеристики.
Оптическая плотность | Коэффициент загрязненности | Кинематическая вязкость при 1000С , мм²/c | Щелочное число, мг КОН/г масла | Кислотное число (после окисления) | ||||||||||||||||
Вязкость кинематическая - при 100°С, мм2/с; | - при 40°С, мм2/с | 2. Индекс вязкости | 3.Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С | 4.Температура застывания, °С | 5.Щелочное число, мг КОН/г масла | 6.Плотность при 20°С, кг/м3 | 7.Зольность сульфатная, масс % | 8. Динамическая вязкость - при минус 300С, мПа*с | λ= 490 нм. | λ= 540 нм. | λ= 670 нм. | до | после | до | после | % изм. | до | после | % изм. | |
14.15 | 84.01 | 141 | 222 | -44 | 8.69 | 851.9 | 1.02 | 5209 | 0.18 | 0.29 | 0.02 | 1.45 | 28.05 | 14.15 | 10 | -29.3 | 8.69 | 6.56 | 24.5 | 2.19 |
13.73 | 106.93 | 120 | 228 | -45 | 8.58 | 853.7 | 1.19 | 6053 | 0.08 | 0.13 | 0.005 | 0.48 | 12.57 | 13.73 | 14.02 | 2.1 | 8.58 | 5.7 | 33.5 | 1.54 |
14.17 | 84.8 | 140 | 222 | -45 | 8.83 | 852.3 | 1.04 | 5169 | 0.16 | 0.37 | 0.04 | 0.48 | 35.79 | 14.17 | 9.8 | -30.8 | 8.83 | 6.08 | 31.1 | 2.8 |
13.96 | 87.94 | 137 | 226 | -44 | 9.53 | 849.7 | 1.11 | 5775 | 0.13 | 0.3 | 0.025 | 0.48 | 29.02 | 13.96 | 11.78 | -15.6 | 9.53 | 6.81 | 28.5 | 2.46 |
12.04 | 60.54 | 151 | 217 | -31 | 6 | 858.5 | 0.82 | 6006 | 0.22 | 0.39 | 0.05 | - | 37.72 | 12.04 | 11.27 | -6.4 | 6 | 4.33 | 27.8 | 1.55 |
9.74 | 56.52 | 138 | 225 | -34 | 7.28 | 846.5 | 0.99 | 4046 | 0.075 | 0.13 | - | 0.68 | 12.57 | 9.74 | 11.99 | 23.1 | 7.28 | 5.49 | 24.6 | 1.52 |
11.14 | 66.03 | 139 | 223 | -36 | 9.6 | 853.8 | 1.37 | 5934 | 0.095 | 0.18 | 0.025 | 0.48 | 17.41 | 11.14 | 12.54 | 12.5 | 9.6 | 7.95 | 17.2 | 1.64 |
10.58 | 56.59 | 146 | 222 | -33 | 5.63 | 849.2 | 0.77 | 3503 | 0.2 | 0.44 | 0.025 | 0.97 | 42.56 | 10.58 | 10.47 | -1 | 5.63 | 4.31 | 23.4 | 1.84 |
Данный тест выявил значительный разброс параметров среди участников. И это неудивительно, ведь каждый производитель двигателей при разработке «фирменного» масла ориентируется на конкретные особенности своих двигателей. У кого-то моторы «похолоднее», и поэтому к маслу предъявляются несколько меньшие требования по термоокислительной стабильности; у кого-то выше производительность масляного насоса, и поэтому маслу позволено быть погуще при низких температурах и т.д. Поэтому общий вывод из данного теста оказался совершенно не таким, какой мы рассчитывали получить изначально. Нам не удалось доказать ни превосходства, ни, наоборот, меньшей функциональности «фирменных» масел относительно «обычных», - слишком разнообразные были получены результаты. Зато вполне уверенно мы можем сказать, что, заливая «фирменное» масло (и, естественно, соблюдая межсервисные интервалы), вы гарантируете длительный ресурс своему двигателю. Но при этом прочие масла (не «марочные») им ничуть не уступают.
Егор АЛЕКСАНДРОВ
Другие тесты масел:
Как проводятся испытания в лаборатории ООО "Виал Ойл"
Тест моторных масел 0W40 API SL
Тест моторных масел 0W-40 API SJ
Тест минеральных масел для дизельных двигателей
Тест минеральных моторных масел
Тест полусинтетических моторных масел
Тест отечественных полусинтетических моторных масел
Тест моторных синтетических масел